Документы ЦИК России

18.04.2007

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 апреля 2007 г.

№4/24-5



г. Москва

Об Инструкции о порядке и формах учета и отчетности политической партии, ее регионального отделения о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

В соответствии с пунктом 13 статьи 21, пунктом 12 статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и со статьей 25, частью 1 статьи 68 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Инструкцию о порядке и формах учета и отчетности политической партии, ее регионального отделения о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (прилагается).

2. Считать утратившим силу постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 августа 2003 года № 22/157-4 «Об Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, политических партий, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Опубликовать настоящее постановление в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», направить в «Российскую газету» и «Парламентскую газету».

 

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

 

В.Е. Чуров

 

 

 

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

 

Н.Е. Конкин



 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

от 18 апреля 2007 г. № 4/24-5

Инструкция
о порядке и формах учета и отчетности политической партии,
ее регионального отделения о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральному закону от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. Региональное отделение такой политической партии, зарегистрированное в соответствии с федеральным законом в субъекте Российской Федерации, вправе по решению уполномоченного уставом политической партии руководящего органа политической партии создать свой избирательный фонд, если в федеральном списке кандидатов, выдвинутом этой политической партией, имеется региональная группа кандидатов, которая соответствует данному субъекту Российской Федерации (в том числе входящему в группу субъектов Российской Федерации), или региональная группа кандидатов (региональные группы кандидатов), которая соответствует (которые соответствуют) части (частям) территории этого субъекта Российской Федерации.

Кандидаты, включенные в федеральный список кандидатов, собственные избирательные фонды не создают.

1.2. Право распоряжаться денежными средствами (далее - средства) избирательного фонда политической партии принадлежит создавшей этот фонд политической партии.

Право распоряжаться средствами избирательного фонда регионального отделения политической партии принадлежит создавшему этот фонд региональному отделению политической партии по согласованию с лицом, уполномоченным на это руководящим органом политической партии.

1.3. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться на покрытие расходов, связанных с избирательной кампанией политической партии.

1.4. Политическая партия, ее региональное отделение по решению руководящего органа политической партии обязаны назначить своих уполномоченных представителей по финансовым вопросам.

2. Учет поступлений средств в избирательные фонды
и расходования этих средств

2.1. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, ее региональное отделение, создавшие избирательные фонды, обязаны вести учет поступления средств в соответствующий избирательный фонд и расходования указанных средств по форме, приведенной в приложении № 1.

2.2. Избирательные фонды политических партий, региональных отделений политических партий могут создаваться только за счет:

собственных средств политической партии (за исключением средств избирательного фонда политической партии);

добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

2.3. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 400 миллионов рублей. В указанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политической партии.

2.4. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии не может превышать:

1) 6 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов, зарегистрировано не более 100 тысяч избирателей;

2) 10 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов, зарегистрировано свыше 100 тысяч, но не более 500 тысяч избирателей;

3) 14 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов, зарегистрировано свыше 500 тысяч, но не более 1 миллиона избирателей;

4) 20 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов либо всем частям территории которого соответствуют региональные группы кандидатов, зарегистрировано свыше 1 миллиона, но не более 3 миллионов избирателей;

5) 30 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации, всем частям территории которого соответствуют региональные группы кандидатов, зарегистрировано свыше 3 миллионов избирателей.

2.5. Предельные размеры собственных средств и добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, исчисляемые от предельной суммы расходов из средств избирательного фонда политической партии, региональных отделений политической партии, в период избирательной кампании приведены в приложении № 2.

2.6. Если региональные группы кандидатов федерального списка кандидатов соответствуют частям территории субъекта Российской Федерации, включающим не все части территории субъекта Российской Федерации, определенные в соответствии с частями 13 и 14 статьи 36 Федерального закона, предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда соответствующего регионального отделения политической партии не может превышать:

1) произведение числа частей территории субъекта Российской Федерации, определенных в соответствии с частями 13 и 14 статьи 36 Федерального закона и включенных в часть (части) территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует (которым соответствуют) региональная группа (региональные группы) федерального списка кандидатов в этом субъекте Российской Федерации, и числа, полученного в результате деления 20 миллионов рублей на число частей территории этого субъекта Российской Федерации, определенных в соответствии с частями 13 и 14 статьи 36 Федерального закона, если на территории этого субъекта Российской Федерации зарегистрировано свыше 1 миллиона, но не более 3 миллионов избирателей;

2) произведение числа частей территории субъекта Российской Федерации, определенных в соответствии с частями 13 и 14 статьи 36 Федерального закона и включенных в часть (части) территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует (которым соответствуют) региональная группа (региональные группы) федерального списка кандидатов в этом субъекте Российской Федерации, и числа, полученного в результате деления 30 миллионов рублей на число частей территории субъекта Российской Федерации, определенных в соответствии с частями 13 и 14 статьи 36 Федерального закона, если на территории этого субъекта Российской Федерации зарегистрировано свыше 3 миллионов избирателей.

2.7. В случае дополнительного выдвижения федеральных списков кандидатов при обстоятельствах, указанных в части 11 статьи 44 и части 5 статьи 49 Федерального закона, предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии, ранее зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, и из средств избирательного фонда регионального отделения этой политической партии увеличивается в 1,5 раза.

2.8. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда соответствующего регионального отделения политической партии, исчисляемая в соответствии с пунктом 2.6 настоящей Инструкции, определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации после заверения федерального списка кандидатов, выдвинутого данной политической партией и представления решения уполномоченного уставом политической партии руководящего органа политической партии о создании избирательного фонда регионального отделения политической партии.

2.9. Добровольное пожертвование гражданина Российской Федерации в избирательный фонд вносится им лично на специальный избирательный счет избирательного фонда через отделение связи либо кредитную организацию из собственных средств по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При внесении собственных средств гражданин указывают в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, сведения о гражданстве.

2.10. Добровольное пожертвование юридического лица в избирательный фонд осуществляется в безналичном порядке путем перечисления средств на специальный избирательный счет избирательного фонда.

Платежное поручение на перечисление добровольного пожертвования на специальный избирательный счет избирательного фонда заполняется юридическим лицом в соответствии с требованиями нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, регулирующих порядок осуществления безналичных расчетов и заполнения расчетных документов, с учетом следующих особенностей: в поле «Назначение платежа» указываются дата регистрации юридического лица, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 7 статьи 64 Федерального закона. В качестве отметки об отсутствии ограничений используется следующая запись: «Ограничений, предусмотренных частью 7 статьи 64 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ, нет».

2.11. Предприниматель без образования юридического лица при внесении пожертвования в платежных документах указывает реквизиты, предусмотренные в пункте 2.9 настоящей Инструкции.

2.12. Добровольным пожертвованием признается: для юридического лица - безвозмездное перечисление средств со своего расчетного счета на специальный избирательный счет избирательного фонда политической партии, ее регионального отделения; для гражданина - безвозмездное внесение собственных средств на специальный избирательный счет избирательного фонда политической партии, ее регионального отделения.

2.13. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды политической партии, ее регионального отделения:

1) иностранным государствам;

2) иностранным организациям;

3) иностранным гражданам;

4) лицам без гражданства;

5) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;

6) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

7) международным организациям и международным общественным движениям;

8) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

9) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

10) юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

11) организациям, учрежденным государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в подпунктах 6 и 10 настоящего пункта; организациям, имеющим в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) юридических лиц, указанных в подпунктах 6 и 10 настоящего пункта, превышающую (превышающий) 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

12) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;

13) благотворительным и религиозным организациям, а также учрежденным ими организациям;

14) анонимным жертвователям. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства, или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты, или указаны недостоверные сведения;

15) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования;

16) некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, денежные средства либо иное имущество от:

а) иностранных государств, а также указанных в подпунктах 2 - 5, 7 - 9, 12 - 15 настоящего пункта органов, организаций или физических лиц;

б) российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

в) юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

г) организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации);

д) организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» настоящего подпункта;

е) организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего подпункта, превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год).

2.14. Некоммерческие организации, указанные в подпункте 16 пункта 2.13 настоящей Инструкции, не вправе вносить пожертвования в избирательный фонд политической партии только в случае, если полученные этими некоммерческими организациями денежные средства либо иное имущество не были возвращены ими перечислившим эти денежные средства либо передавшим иное имущество иностранным государствам, органам, организациям или физическим лицам, указанным в подпунктах «а» - «е» подпункта 16 пункта 2.13 настоящей Инструкции (в случае невозможности возврата не были перечислены (переданы) в доход Российской Федерации), до дня внесения пожертвования в избирательный фонд политической партии.

2.15. Если добровольное пожертвование поступило в избирательный фонд от гражданина или юридического лица, не имеющих права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование было внесено с нарушением пунктов 2.9 и 2.10 либо в размерах, превышающих размеры, предусмотренные пунктом 2.4, 2.5 и 2.6 настоящей Инструкции, политическая партия, ее региональное отделение обязаны возвратить эти пожертвования не позднее чем через 10 дней со дня их поступления на специальный избирательный счет избирательного фонда жертвователю соответственно полностью или ту их часть, которая превышает установленный максимальный размер пожертвования (за вычетом расходов на пересылку) с указанием в платежных (расчетных) документах причины возврата.

2.16. Политическая партия, ее региональное отделение вправе возвратить жертвователю любое пожертвование, за исключением внесенного анонимным жертвователем.

2.17. Пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, не позднее чем через 10 дней со дня поступления на специальный избирательный счет избирательного фонда должны перечисляться политической партией, ее региональным отделением в доход федерального бюджета.

2.18. Политическая партия, ее региональное отделение, их уполномоченные представители по финансовым вопросам не несут ответственности за принятие пожертвований, при переводе которых жертвователи указали сведения, предусмотренные частями 1, 2 статьи 67 Федерального закона, оказавшиеся недостоверными, если политическая партия, ее региональное отделение, их уполномоченные представители по финансовым вопросам своевременно не получили информацию о неправомерности этих пожертвований.

2.19. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляют контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов соответственно политической партии, ее регионального отделения. При поступлении в избирательную комиссию сведений о перечислении добровольных пожертвований с нарушением пунктов 2.5, 2.4, 2.6, 2.9, 2.10 и 2.13 настоящей Инструкции указанная информация незамедлительно сообщается соответственно уполномоченному представителю по финансовым вопросам политической партии, уполномоченному представителю по финансовым вопросам регионального отделения политической партии.

2.20. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации знакомят соответственно уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам, уполномоченных представителей региональных отделений политической партии по финансовым вопросам, а также редакции средств массовой информации по их запросам с полученными от филиалов Сберегательного банка Российской Федерации сведениями о поступлении средств на соответствующие специальные избирательные счета избирательных фондов и расходовании этих средств, имеющимися у нее на день поступления соответствующего запроса.

2.21. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку политической партии, ее региональным отделениям только через соответствующие избирательные фонды.

2.22. Средства избирательных фондов политических партий имеют целевое назначение и могут использоваться только:

1) на финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей;

2) на проведение предвыборной агитации, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;

3) на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами и юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением политической партией своей избирательной кампании;

4) на внесение избирательного залога.

2.23. Средства избирательных фондов региональных отделений политических партий имеют целевое назначение и могут использоваться только:

1) на проведение предвыборной агитации, за исключением оплаты расходов, связанных с предоставлением платного эфирного времени на каналах общероссийских организаций телерадиовещания и платной печатной площади в общероссийских периодических печатных изданиях, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;

2) на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами и юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением политической партией своей избирательной кампании.

2.24. Реализация товаров, выполнение платных работ и оказание платных услуг гражданами и юридическими лицами для политической партии, ее регионального отделения должны оформляться договором в письменной форме с указанием реквизитов сторон, сведений об объеме поручаемой работы, ее стоимости, расценок по видам работ, порядка оплаты, сроков выполнения работ.

Выполненные работы и услуги должны подтверждаться актами их приемки, накладными документами на отпущенную продукцию, подписанными заказчиком, уполномоченным на то политической партией, ее региональным отделением, и исполнителем.

2.25. Выполнение оплачиваемых работ (оказание платных услуг), реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами депутатов Государственной Думы и направленных на достижение определенного результата на выборах запрещаются без документально подтвержденного согласия по форме, приведенной в приложении № 3, уполномоченного представителя политической партии по финансовым вопросам, уполномоченного представителя регионального отделения политической партии по финансовым вопросам и без оплаты из средств соответствующего избирательного фонда.

2.26. Расчеты политической партии, ее регионального отделения с юридическими лицами за выполнение работ (оказание услуг) производятся только в безналичном порядке.

2.27. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.

2.28. Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты из средств соответствующего избирательного фонда и с нарушением требований, установленных частями 4 и 6 статьи 61 Федерального закона и пунктом 2.26 настоящей Инструкции.

2.29. В договоре на предоставление платного эфирного времени политической партии, ее региональному отделению указываются следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир агитационного материала, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в теле-, радиопередаче. После выполнения условий договора оформляются акт о выполнении работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.

2.30. Платежный документ о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости эфирного времени, предоставляемого политической партии, ее региональному отделению, передается в филиал Сберегательного банка Российской Федерации уполномоченным представителем по финансовым вопросам политической партии, ее регионального отделения не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени. Копия платежного документа с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации представляется уполномоченным представителем по финансовым вопросам политической партии, ее регионального отделения в организацию телерадиовещания до предоставления эфирного времени. В случае нарушения этого условия предоставление эфирного времени не допускается.

2.31. Платежный документ о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости печатной площади, предоставляемой политической партии, ее региональному отделению, передается в филиал Сберегательного банка Российской Федерации уполномоченным представителем по финансовым вопросам политической партии, ее регионального отделения не позднее чем за два дня до дня опубликования агитационного материала. Копия платежного документа с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации представляется уполномоченным представителем по финансовым вопросам политической партии, ее регионального отделения в редакцию периодического печатного издания до предоставления печатной площади. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается.

2.32. Филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан перечислить средства в оплату стоимости эфирного времени, печатной площади не позднее операционного дня, следующего за днем получения платежного документа. При этом срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах территории субъекта Российской Федерации и пять операционных дней в пределах территории Российской Федерации.

2.33. Все агитационные материалы, размещаемые в периодических печатных изданиях, должны содержать информацию о том, из средств какого избирательного фонда была произведена оплата соответствующей публикации.

2.34. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать сведения об изготовителе: для юридического лица - наименование и юридический адрес организации, для гражданина - фамилию, имя, отчество, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства; сведения о заказчике: для юридического лица - наименование организации, для гражданина - фамилия, имя, отчество; а также информацию о тираже, месте его изготовления, дате выпуска, указание об оплате изготовления данных агитационных материалов за счет средств соответствующего фонда.

2.35. В период избирательной кампании оплата рекламы коммерческой и иной, не связанной с выборами депутатов Государственной Думы деятельности с использованием фамилии и изображения кандидата, а также наименований, эмблем, иной символики политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, осуществляется за счет средств избирательного фонда политической партии.

2.36. Допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание услуг политической партии, ее региональному отделению в ходе избирательной кампании без привлечения третьих лиц.

2.37. Юридические лица и граждане могут оказывать материальную поддержку политической партии, ее региональным отделениям путем предоставления материальных ценностей во временное пользование только при условии заключения договоров и оплаты по этим договорам за счет средств соответствующих избирательных фондов.

2.38. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, ее региональное отделение вправе для целей своей избирательной кампании использовать без оплаты из средств соответствующего избирательного фонда недвижимое и движимое имущество (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящееся в ее пользовании, в том числе на праве собственности, аренды, в доверительном управлении на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

3. Избирательный залог

3.1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем в пятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы обращается в филиал Сберегательного банка Российской Федерации с просьбой об открытии специального счета для внесения политическими партиями, выдвинувшими федеральные списки кандидатов, избирательного залога. Филиал Сберегательного банка Российской Федерации в пятидневный срок со дня получения письменного обращения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации открывает ей специальный счет для внесения избирательного залога.

Специальный счет для внесения избирательного залога политическими партиями открывается на основании договора банковского счета при представлении в филиал Сберегательного банка Российской Федерации карточки с образцами подписей и оттиска печати, актов о назначении на должность лиц, указанных в карточке.

Плата за услуги по открытию указанного счета и проведению операций по этому счету не взимается. За пользование средствами, находящимися на указанном счете, проценты не начисляются и не выплачиваются.

Средства, внесенные в качестве избирательного залога, перечисляются филиалом Сберегательного банка Российской Федерации не позднее операционного дня, следующего за днем получения соответствующего платежного документа. При этом общий срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня.

3.2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в письменном виде сообщает политической партии реквизиты своего специального счета для внесения избирательного залога при заверении федерального списка кандидатов, но не ранее даты открытия указанного счета, а если к этому времени счет еще не открыт, - незамедлительно после его открытия.

3.3. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации выписки из специального счета для внесения избирательного залога политическими партиями. К выпискам прилагаются копии платежных (расчетных) документов, на основании которых осуществлено перечисление средств избирательного залога.

3.4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации по форме, приведенной в приложении № 4, ведет учет сведений о движении средств избирательного залога на специальном счете (с нарастающим итогом).

3.5. Величина избирательного залога для политической партии равна 15 процентам от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии, указанной в пункте 2.3 настоящей Инструкции - 60 млн. рублей.

3.6. Граждане и юридические лица при внесении добровольного пожертвования в избирательный фонд политической парии вправе указать, что данные средства или обозначенная часть этих средств предназначены для внесения избирательного залога. При этом в платежном (расчетном) документе делается соответствующая запись о назначении платежа. Если в качестве избирательного залога вносится не все пожертвование, а только его часть, оформляются отдельные платежные (расчетные) документы на каждую из частей пожертвования. Если денежные средства, предназначенные для внесения избирательного залога, или их часть не будут использованы, политическая партия обязана не позднее чем через 10 дней со дня истечения срока подачи документов для регистрации федеральных списков кандидатов возвратить их (за вычетом расходов на пересылку) гражданам и юридическим лицам, внесшим (перечислившим) эти средства.

3.7. Политическая партия не может использовать денежные средства своего избирательного фонда, предназначенные для внесения избирательного залога, на иные цели.

3.8. Политическая партия вправе использовать для внесения избирательного залога средства, перечисленные в избирательный фонд в установленном законодательством порядке.

3.9. Избирательный залог вносится политической партией исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования. При внесении избирательного залога политическая партия указывает назначение платежа и свое наименование. Если политическая партия использовала для внесения избирательного залога средства, перечисленные в избирательный фонд с указанием их назначения для внесения избирательного залога, то при перечислении средств избирательного залога на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации она обязана представить по форме, приведенной в приложении № 5, сведения об источнике (источниках) поступления этих средств на специальный избирательный счет, в котором указываются для гражданина - фамилия, имя и отчество, дата рождения, а для юридического лица - наименование и идентификационный номер налогоплательщика.

3.10. В случае перечисления политической партией на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирательного залога в большем размере, чем это предусмотрено пунктом 3.5 настоящей Инструкции, то по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации излишек средств избирательного залога на основании платежного поручения возвращается в избирательный фонд политической партии, перечислившей эти средства, не позднее чем через 10 дней со дня их поступления на указанный счет.

3.11. Перечисленные в качестве избирательного залога средства возвращаются в избирательный фонд политической партии по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не позднее чем через 20 дней со дня их поступления на ее специальный счет в случае:

перечисления средств, внесенных в качестве избирательного залога, в меньшем размере, чем это предусмотрено пунктом 3.5 настоящей Инструкции;

внесения избирательного залога после истечения срока подачи документов для регистрации федеральных списков кандидатов;

внесения избирательного залога за счет средств, поступивших в избирательный фонд с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом;

поступления на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации средств, внесенных в качестве избирательного залога, без представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копии соответствующего платежного документа с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации;

поступления на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации средств, внесенных в качестве избирательного залога, после представления подписных листов и иных документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов.

3.12. В случае отзыва политической партией выдвинутого ею федерального списка кандидатов (за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 49 Федерального закона), избирательный залог возвращается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в избирательный фонд политической партии не позднее чем через 10 дней со дня подачи в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации уведомления об отзыве.

3.13. Если федеральный список кандидатов получил по результатам голосования не менее 4 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, или допущен к распределению депутатских мандатов, избирательный залог, внесенный выдвинувшей такой список политической партией, возвращается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в избирательный фонд этой политической партии не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

3.14. Повторное внесение избирательного залога допускается только в случае повторного представления документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов.

3.15. Если избирательный залог не подлежит возврату в избирательный фонд политической партии в соответствии с пунктами 3.11 - 3.13 настоящей Инструкции, он по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации перечисляется в доход федерального бюджета не позднее чем через 60 дней со дня голосования.

3.16. Политическая партия, на специальный избирательный счет которой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации возвращен избирательный залог, в течение 10 дней со дня поступления избирательного залога на указанный счет возвращает соответствующим гражданам и юридическим лицам средства (за вычетом расходов на пересылку), которые были внесены ими в избирательный фонд с указанием, что эти средства предназначены для внесения избирательного залога. Оставшаяся часть возвращенного избирательного залога, если таковая имеется, включается в остатки неизрасходованных средств избирательного фонда этой политической партии.

3.17. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не может распоряжаться денежными средствами, внесенными в качестве избирательного залога, иначе, чем в порядке, установленном Федеральным законом.

3.18. Специальный счет для внесения избирательного залога политическими партиями закрывается по письменному заявлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации после возврата средств избирательного залога в избирательные фонды либо перечисления их в доход федерального бюджета, но не позднее чем через 60 дней со дня голосования.

4. Запреты на расходование средств
помимо избирательных фондов

4.1. Политической партии, ее региональному отделению запрещается использовать для организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, а также на проведение предвыборной агитации, осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах депутатов Государственной Думы, в том числе на покрытие расходов на использование помещений, транспорта, связи, оргтехники и так далее, иные средства, кроме средств, поступивших в их фонды.

4.2. Политическая партия, ее региональное отделение для финансирования избирательной кампании вправе использовать только те средства, которые перечислены отправителями на специальные избирательные счета их избирательных фондов до дня голосования в порядке, установленном Федеральным законом.

4.3. Запрещается бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, реализация товаров, оказание услуг, прямо или косвенно связанных с выборами депутатов Государственной Думы и направленных на достижение определенного результата на выборах.

Под необоснованным занижением расценок понимается реализация товаров, выполнение работ либо оказание услуг по ценам в два и более раза ниже средних по данному региону, а под необоснованным завышением - реализация товаров, выполнение работ либо оказание услуг по ценам, в два и более раза превышающим средние по данному региону.

4.4. Политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, кандидаты, доверенные лица политических партий, уполномоченные представители политических партий по финансовым вопросам, уполномоченные представители региональных отделений политических партий по финансовым вопросам, а также иные лица и организации, прямо или косвенно участвующие в предвыборной агитации, не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе чем за выполнение организационной работы (сбор подписей избирателей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; оказывать услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещания им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования); оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

5. Отчетность по средствам избирательных фондов

5.1. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации представляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации сведения о поступлении средств на соответствующие специальные избирательные счета и расходовании этих средств в машиночитаемом виде. В случае отсутствия системы «Клиент - Сбербанк» указанные сведения представляются на бумажном носителе с подписью руководителя филиала Сберегательного банка Российской Федерации и печатью филиала по формам, приведенным в приложениях № 6 и 7, не реже одного раза в неделю, а за 10 дней до дня голосования - один раз в три операционных дня. Положение о представлении этих сведений включается в договор банковского счета.

5.2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в две недели до дня голосования направляют в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов политической партии, ее регионального отделения по формам, приведенным в приложении № 8.

5.3. Редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий, редакции региональных государственных периодических печатных изданий обязаны публиковать переданные им соответственно Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов политической партии, ее регионального отделения.

5.4. Обязательному опубликованию подлежат сведения:

о финансовой операции по расходованию средств из соответствующего избирательного фонда в случае, если ее размер превышает 800 тыс. рублей для политической партии и 100 тыс. рублей для ее регионального отделения;

о юридических лицах, перечисливших в соответствующий избирательный фонд добровольные пожертвования на сумму, превышающую 400 тыс. рублей для политической партии и 50 тыс. рублей для ее регионального отделения;

о количестве граждан, внесших в соответствующий избирательный фонд добровольные пожертвования на сумму, превышающую 40 тыс. рублей для политической партии и 20 тыс. рублей для ее регионального отделения;

о средствах, возвращенных жертвователям из соответствующего избирательного фонда, с указанием основания возврата;

об общей сумме средств, поступивших в соответствующий избирательный фонд и об общей сумме израсходованных средств.

5.5. Политическая партия, ее региональное отделение обязаны представить соответственно Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации финансовые отчеты и учет поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда.

5.6. До сдачи итогового финансового отчета все наличные средства, оставшиеся у политической партии, ее регионального отделения, должны быть возвращены уполномоченными представителями по финансовым вопросам на специальные избирательные счета избирательных фондов. При этом в платежном документе на возврат наличных средств указывается: «Возврат наличных денежных средств политической партии (регионального отделения политической партии)».

5.7. Политическая партия, ее региональное отделение после дня голосования и до представления итогового финансового отчета обязаны возвратить неизрасходованные средства соответствующего избирательного фонда гражданам и юридическим лицам, осуществившим перечисления в этот избирательный фонд, пропорционально перечисленным средствам (за вычетом расходов на пересылку).

5.8. По истечении 60 дней со дня голосования филиал Сберегательного банка Российской Федерации по письменному указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации обязан перечислить оставшиеся на специальных избирательных счетах избирательных фондов средства в доход федерального бюджета.

5.9. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам политической партии представляет на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации финансовые отчеты со следующей периодичностью:

1) первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов, в установленном Федеральным законом порядке. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая на пять дня предшествует дате сдачи отчета;

2) итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

5.10. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам регионального отделения политической партии представляет на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации итоговый финансовый отчет не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

5.11. Финансовый отчет (первый, итоговый) составляется по форме, приведенной в приложении № 9.

Итоговый финансовый отчет должен быть представлен в сброшюро­ванном виде и иметь сквозную нумерацию страниц, включая приложения. К итоговому финансовому отчету прилагается пояснительная записка.

К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы (приложение № 10), подтверждающие поступление средств на специальный избирательный счет избирательного фонда и расходование этих средств, справки об оставшихся средствах или о закрытии специального избирательного счета избирательного фонда, сведения по учету поступления и расходования денежных средств избирательного фонда на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, пояснительная записка, а также материалы, указанные в части 5 статьи 61 Федерального закона.

В сведениях по учету поступления и расходования денежных средств избирательного фонда политической партии, регионального отделения политической партии в графе «Шифр строки финансового отчета» указывается, в какой строке финансового отчета учтены каждые поступление, возврат, расходование средств избирательного фонда.

Первичные финансовые документы к итоговому финансовому отчету представляются в хронологической последовательности по мере отражения финансовых операций на специальных избирательных счетах избирательных фондов. При этом за основу принимаются выписки филиала Сберегательного банка Российской Федерации со специального избирательного счета избирательного фонда, к которым прилагаются необходимые документы,

К итоговому финансовому отчету прилагается опись указанных в настоящем пункте документов и материалов по форме, приведенной в приложении № 11.

5.12. Финансовый отчет, учет поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда подписывается и представляется уполномоченным представителем политической партии по финансовым вопросам, уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по финансовым вопросам соответственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

5.13. Первичные финансовые документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа и дата составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должности, фамилия и инициалы лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личная подпись указанного лица.

5.14. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации передают в редакции средств массовой информации для опубликования, а также размещают в сети «Интернет» копии всех финансовых отчетов, указанных в пунктах 5.9 и 5.10 настоящей Инструкции в течение пяти дней со дня их получения.

5.15. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации представляет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов соответствующих региональных отделений политических партий, если таковые были созданы, по субъекту Российской Федерации в целом по форме, приведенной в приложении № 9, не позднее чем через 50 дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

5.16. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации сведения о поступлении и расходовании средств в избирательные фонды политических партий, региональных отделений политических партий и расходовании этих средств.

5.17. Не позднее чем через один месяц со дня представления в палаты Федерального Собрания Российской Федерации сведений, указанных в пункте 5.16 настоящей Инструкции, должны быть опубликованы в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и переданы в средства массовой информации для опубликования.

6. Ответственность за нарушения порядка формирования
и расходования средств избирательных фондов

6.1. Ответственность за нарушение порядка формирования и расходования средств избирательного фонда, несвоевременное представление отчетности по установленным настоящей Инструкцией формам и недостоверность данных, содержащихся в отчетах, несут уполномоченные представители по финансовым вопросам (с правом первой и второй подписи на финансовых документах) политической партии, ее регионального отделения.

6.2. В случаях, указанных в пунктах 5, 6, 7, 8 части 3 статьи 44 Федерального закона, за нарушения формирования и расходования средств избирательных фондов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе отказать в регистрации федерального списка кандидатов.

В случаях, указанных в пунктах 3, 4 и 5 части 5 статьи 91 Федерального закона регистрация федерального списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или по заявлению политической партии, зарегистрировавшей иной федеральный список кандидатов, не позднее чем за пять дней до дня голосования.

6.3. Лица, нарушающие правила финансирования избирательной кампании, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами (статья 79 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статья 93 Федерального закона).

Полный текст постановления с приложениями

Возврат к списку