История избирательной системы
Российской Федерации в воспоминаниях


Выборы 2014 года в Крыму – начало конституционного обновления органов государственной власти республики

Малышев Михаил Григорьевич, председатель Избирательной комиссии Республики Крым


2018 год является юбилейным для Российской избирательной системы. В этом году ей исполняется 25 лет. На протяжении всего этого времени избирательное законодательство постоянно менялось, и на сегодняшний день процесс его усовершенствования не останавливается: разрабатываются новые технологии, позволяющие сделать выборы еще более открытыми, гласными, подсчет голосов и подведение итогов голосования становятся проще и надежнее, а избирательный процесс – доступнее для различных категорий избирателей.

Наряду с избирательными комиссиями Российской Федерации, которые, начиная с создания избирательной системы России, регулярно вносят свой вклад в ее развитие, ведут свою деятельность и две самые молодые из 85-ти субъектов Российской Федерации избирательные комиссии – Избирательная комиссия Республики Крым и Севастопольская городская избирательная комиссия.

Процесс интеграции Республики Крым в российскую избирательную систему начался в 2014 году после вхождения республики в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта и принятия соответствующих законов, регулирующих проведение выборов на ее территории.

Выборы Президента Российской Федерации, состоявшиеся в марте 2018 года, стали заключительным этапом в этом процессе. Крым интегрировался не только в избирательную систему страны, но и в государственно-политическое пространство Российской Федерации в целом. Теперь комиссии на практике знают, как организовывать и проводить избирательные кампании различных уровней, крымчане реализовали конституционное право, выбрав главу своего государства, а еще двумя годами ранее и депутатов, которые сегодня представляют интересы республики в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

За четыре года избирательными комиссиями республики проведены выборы как регионального, так и федерального уровней: 268 основных выборов, а также 30 – дополнительных.

Сегодня, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что избирательными комиссиями Крыма проделана большая работа за время исполнения своих полномочий. Анализируя и сравнивая прошедшие избирательные кампании, Избирательная комиссия Республики Крым едина во мнении, что по объему поставленных задач, уровню ответственности самыми сложными стали выборы Президента Российской Федерации с такими серьезными новациями, как голосование по месту нахождения, общественным наблюдением, а также с использованием технологии изготовления протоколов участковых избирательных комиссий с машиночитаемым кодом (QR-кодом), применением впервые на территории Крыма технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017, организацией видеонаблюдения как в участковых, так и в территориальных избирательных комиссиях и многоуровневой информационно-разъяснительной деятельностью.

Однако более подробно хотелось бы рассмотреть некоторые этапы избирательного процесса 2014 года. Первые после воссоединения Крыма с Россией выборы стали для республики одним из самых главных политических событий того года и ознаменовали собой начало нового цикла конституционного обновления органов государственной власти Республики Крым.

Формирование системы избирательных комиссий в Республике Крым

После проведения общекрымского референдума 16 марта 2014 года Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФЗК Республика Крым была принята в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта. Уже 4 апреля постановлением Государственного Совета Республики Крым в целях формирования государственных органов, которые организуют и обеспечивают подготовку, а также проведение выборов и референдумов, было принято решение приступить к формированию Избирательной комиссии Республики Крым. 7 мая комиссия была сформирована в составе 14 членов с правом решающего голоса, а 14 мая на своем первом заседании члены избиркома тайным голосованием избрали председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

В мае 2014 года был принят закон «О выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым», в июне – Закон Республики Крым «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым».

Проведение выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления республики было назначено на единый день голосования 14 сентября 2014 года.

В то время перед Крымским избиркомом стояла непростая задача: провести выборы в условиях переходного периода, нового законодательства, сжатых сроков на их подготовку и организацию, обеспечив соблюдение всех предусмотренных избирательным законодательством требований, необходимых для реализации гражданами их конституционного права избирать и быть избранными.

Первоочередным было создание эффективной системы избирательных комиссий, которая бы полностью соответствовала современным нормам законодательства, поскольку именно избирательные комиссии играют решающую роль в обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации. Успех проведения выборов зависит от того, насколько твердо избирательные комиссии отстаивают закон, пользуются ли уважением и доверием избирателей.

Определенным новшеством для крымских организаторов выборов стало то, что в соответствии с нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок полномочий всех избирательных комиссий, кроме окружных, составляет пять лет. Аппарат Избирательной комиссии Республики Крым предусматривает постоянно работающих сотрудников. Все это дает возможность систематически совершенствовать профессиональный уровень членов избирательных комиссий и повышает степень их ответственности.

Для сравнения: в украинский период избирательные комиссии формировались преимущественно на время избирательных кампаний, соответственно, профессиональный уровень представителей комиссий был значительно ниже, чем сегодня. Из всех оперативных работников в Крыму было всего пять человек постоянно действующей Избирательной комиссии Автономной Республики Крым, которая практически не вела деятельности в межвыборный период, тогда как сейчас на постоянной основе работают 106 сотрудников, в число которых входят и члены территориальных избирательных комиссий, и работники ГАС «Выборы». Все они регулярно и успешно осваивают различные обучающие программы и впоследствии организуют обучение для участковых комиссий, а также других субъектов избирательного процесса.

Нельзя сравнивать работу избирательных комиссий Автономной Республики Крым и Республики Крым. В первую очередь, это связано непосредственно с объемом работы. Избирательная комиссия Республики Крым ведет свою деятельность не только в выборный, но и в межвыборный период; она постоянно развивается, учится сама и проводит обучение для нижестоящих избирательных комиссий. Безусловно, для выполнения всех поставленных законодательством о выборах задач не только комиссия субъекта должна иметь высокий профессиональный уровень, но и все территориальные и участковые комиссии тоже.

Избирательная комиссия Республики Крым также постоянно осуществляет информирование избирателей, в том числе о тех новациях, которые происходят в законодательстве о выборах, направленных на усовершенствование различных этапов избирательного процесса. Она ведет подготовку к единому дню голосования, проводит мероприятия по повышению правовой культуры избирателей, активно работает с молодыми избирателями, взаимодействует с политическими партиями, организациями инвалидов. В отличие от ЦИК Украины в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации регулярно проходят заседания, где принимаются постановления, касающиеся избирательного процесса, которые впоследствии изучаются и применяются в регионах.

Весь этот объем однозначно говорит о том, что уровень подготовки избирательных комиссий Российской Федерации значительно выше украинского.

Руководствуясь нормами федерального избирательного законодательства, законодательства Республики Крым, нормативными правовыми актами ЦИК России, 16 июня 2014 года Избирательная комиссия Республики Крым сформировала 27 территориальных избирательных комиссий, в состав которых вошли 277 членов с правом решающего голоса. Затем территориальные избирательные комиссии сформировали 1162 участковые избирательные комиссии, образованные сроком на пять лет, а также 42 участковые избирательные комиссии на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания избирателей. В состав 1204 участковых избирательных комиссий вошли 12 025 членов с правом решающего голоса.

В связи с тем, что на тот момент избирательные комиссии муниципальных образований в республике не образовывались, их полномочия были возложены на соответствующие территориальные избирательные комиссии.

На момент начала избирательной кампании 2014 года в Республике Крым было зарегистрировано 11 региональных отделений политических партий, 10 из которых приняли участие в формировании территориальных и участковых избирательных комиссий. Для сравнения: по состоянию на 1 июля 2018 года в Республике Крым зарегистрированы 33 региональных отделения политических партий.

Всех членов вновь образованных комиссий необходимо было обучить совершенно новому для них избирательному законодательству, которое в корне отличалось от украинского.

Уже в ходе избирательной кампании предстояло подготовить избирательные комиссии к проведению выборов. Для того, чтобы они могли корректно использовать вновь принятые законы Республики Крым, успешно провести эти выборы без каких-либо срывов, требовалось организовать и осуществить очень много мероприятий, в первую очередь связанных с обучением.

В ходе организации и проведения выборов 14 сентября 2014 года избирательные комиссии столкнулись с множеством новых положений и моментов в части проведения избирательных процедур, которые ранее в Крыму не применялись. Большинство избирательных документов, их формы, порядок их заполнения комиссии осваивали в условиях уже начавшейся избирательной кампании. Так, например, члены участковых комиссий в единый день голосования впервые использовали увеличенную форму протоколов, которая в соответствии с федеральным избирательным законодательством является обязательным атрибутом помещения для голосования избирательного участка, и таких примеров можно привести довольно много.

Хоть подготовка выборов 2014 года и была непростой для всех избирательных комиссий, начиная от комиссии субъекта и заканчивая участковыми, в итоге Крым справился с поставленными задачами. Выборы прошли без серьезных замечаний, жалоб и срывов, они были открытые и конкурентные. Это уже само по себе является показателем того, что нам все-таки удалось, несмотря на короткий промежуток времени, выделенный на подготовку выборов, провести их на достойном уровне. И сделать это удалось, в первую очередь, благодаря оказанной нам помощи.

Избирательным комиссиям Крыма постоянно оказывалась поддержка со стороны Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Федерального центра информатизации и Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий, которые курировали ТИК республики, делились профессиональным опытом, оказывали методическую и консультационную помощь. Член ЦИК России предыдущего созыва, а ныне секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Майя Гришина внесла неоценимый вклад в подготовку двух главных избирательных законов Крыма: «О выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым» и «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым».

Избирательная комиссия Республики Крым высоко ценит оказанную помощь и выражает глубокую благодарность за содействие и поддержку.

Появление Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в Республике Крым

Очень важной составляющей российской избирательной системы является Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы», которая тесно связана с организацией избирательного процесса на всех этапах. Она призвана реализовывать информационные процессы в ходе подготовки и проведения выборов, а также решать ряд задач в межвыборный период.

В 2014 году избирательным комиссиям Крыма предстояло освоить эту абсолютно новую для них систему и успешно применить ее в рамках избирательных кампаний.

На основании Федерального закона «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» в Республике Крым было выполнено развертывание комплексов средств автоматизации ГАС «Выборы».

В настоящий момент введены в эксплуатацию 27 территориальных фрагментов. Их работу обеспечивают сертифицированные системные администраторы в количестве 31 человека в территориальных избирательных комиссиях и 3 – в аппарате Избирательной комиссии Республики Крым. Проведен полный комплекс мероприятий по обеспечению безопасности информации при ее обработке. Организовано постоянное сервисное обслуживание по обеспечению сохранности и поддержания комплекса ГАС «Выборы» в Республике Крым.

Однако организация эксплуатации ГАС «Выборы» в Крыму имела свои особенности, точнее – трудности объективного характера.

12 июня 2014 года стартовала избирательная кампания по выборам депутатов Государственного Совета Республики Крым, 3 июля – по выборам представительных органов муниципальных образований. А только 30 июня сотрудники Информационного управления ГАС «Выборы» аппарата Крымского избиркома прошли обучение по единой программе в городе Краснодаре и получили сертификаты на право эксплуатации комплексов средств автоматизации ГАС «Выборы».

Таким образом, в Крыму совпали по времени такие серьезные процессы, как: развертывание комплексов ГАС «Выборы», подбор и обучение специалистов, ввод в систему нормативных правовых актов Республики Крым, формирование различных справочников ГАС «Выборы», без которых невозможен подсчет голосов с помощью системы, и самое главное – формирование подсистемы регистра избирателей, участников референдума (ПРИУР).

В итоге все поставленные задачи удалось выполнить. В настоящее время, благодаря титанической работе, процесс подсчета голосов избирателей в Республике Крым значительно усовершенствован.

Протокол, введенный в ТИК, в режиме on-line появляется в сети Интернет и на счетчиках в ЦИК России. Следует отметить, что, изучая опыт других стран, нигде в мире такой подход не практикуется. Эксперты, которые вникали в этот процесс, подтверждают, что исказить данные протоколов, введенных в систему «Выборы», невозможно.

Автоматизация избирательного процесса постоянно расширяется, в настоящий момент оцифровываются уже даже данные протоколов об итогах голосования УИК, исключая ошибки или злонамеренные действия и на этом уровне подсчета голосов избирателей.

Так, например, на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года на всех избирательных участках применялась технология изготовления протоколов участковых избирательных комиссий с машиночитаемым кодом, так называемым QR-кодом. Суть технологии заключается в том, что после заполнения протокола УИК в электронном виде программа кодирует его в машиночитаемый код, содержащий данные протокола. При приеме протокола УИК в ТИК системный администратор сканирует код, и, если он распознается, протокол вводится в ГАС «Выборы» автоматически в течение нескольких секунд, таким образом избегаются неточности, которые могли бы возникнуть при ручном вводе.

Использование такого кодирования делает процедуру подведения итогов голосования максимально прозрачной и открытой. Теперь каждый из аккредитованных представителей средств массовой информации, наблюдателей, доверенных лиц кандидата, присутствующих на избирательном участке, сможет прямо на участке с помощью смартфона или планшета считать QR-код и получить электронную копию протокола.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru