История избирательной системы
Российской Федерации в воспоминаниях


Оперативно и достоверно. Как в Белгородской области появилась и зарекомендовала себя Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы»

Белоусов Андрей Юрьевич, руководитель Информационного центра Избирательной комиссии Белгородской области


Какая самая распространенная в Белгородской области фамилия? Поповы. Ивановы – на втором месте. Все это, как и многое другое, мы точно знаем благодаря Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы». Трудно представить, как мы раньше обходились без нее. Между тем, к ее появлению более двадцати лет назад порой относились так, как один из руководителей британской почтовой службы, который в позапрошлом веке заявил: если в Америке телефон, где его изобрели, нужен, то пусть им там и пользуются, а в Лондоне, мол, хватит мальчиков-посыльных.

Да, нечего скрывать, у коллег по избирательной системе похожая реакция была не редкостью, когда они впервые слышали про ГАС «Выборы». Знаю об этом не как сторонний наблюдатель.

Обстоятельства сложились так, что на должность системного администратора Избирательной комиссии Белгородской области я пришел именно в тот момент, когда идея автоматизированной обработки информации в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний только начинала реализовываться. И нередко в участковых и территориальных комиссиях доводилось слышать такие заявления: зачем нам какая-то непонятная система, если и так все считаем быстро и точнее некуда. Причем заявляли так не потому, что в комиссиях находились противники прогресса. Скорее всего, настороженное отношение к новшеству объяснялось тем, что кроме документов о создании и внедрении системы мы ничем тогда не располагали.

Вот красноречивая ко всему этому иллюстрация: целый месяц моим рабочим местом был кабинет, где находились только стол, стулья и телефон. И никаких компьютеров. А где соответствующее оборудование в районных и городских избиркомах? Там не только помещений для соответствующих специалистов не было – не было и специалистов.

Между тем шла осень 1995 года, и приближались выборы в Государственную Думу, назначенные на 17 декабря. На них, как я понимал, и предполагалось провести своего рода генеральную репетицию автоматизированной системы решения ключевых задач избирательного процесса.

Здесь уместно сделать небольшой экскурс в историю. Ручная обработка результатов голосования требует немало времени. А случись где ошибка или опечатка, то для их обнаружения требовалось дополнительное время – надо пересчитать результаты всех принятых протоколов, чтобы во всех строках математическое соотношение сведений было верным. Потому окончательные результаты выборов становились известны порой лишь через десять дней, как, например, на выборах в Государственную Думу в 1993 году.

Вот тогда в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и родилось предложение о необходимости Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». Первый ее вариант, созданный в соответствии с президентскими указами, успешно показал себя, в том числе и в Белгородской области, на выборах в Государственную Думу в декабре 1995 года.

Времени на подготовку к ним было в обрез. Доставка и монтаж комплексов средств автоматизации ГАС «Выборы» производились на Белгородчине в октябре-ноябре. Помещения для размещения технических средств оперативно предоставили администрации городов и районов. Очень остро стоял кадровый вопрос. Выход был найден такой – обязанности системных администраторов возложили на специалистов информационных технологий администраций. Их обучение работе со специальным программным обеспечением буквально за неделю до дня голосования взяли на себя сотрудники специализированного предприятия «Икар» из Краснодара.

Все, повторюсь, делалось в очень напряженном режиме. Но первые выборы с использованием ГАС «Выборы» у нас прошли, как говорится, без сучка и задоринки. Самое главное на тот момент – система позволила Центральной избирательной комиссии Российской Федерации получить достоверные данные о результатах голосования практически на утро 18 декабря.

Успех, безусловно, радовал. И одновременно стимулировал думать о дальнейшем. В частности, о более рациональной организации работы. Потому со временем в структуре аппарата Избирательной комиссии Белгородской области был создан информационный центр, призванный играть ключевую роль в функционировании ГАС «Выборы» на территории нашего региона. Системных администраторов перевели в штат центра, которым доверили руководить мне.

Хотя основной задачей центра является эксплуатация системы, рамки служебных обязанностей его сотрудников шире. Под их постоянным присмотром вычислительная и оргтехника облизбиркома, они ежедневно занимаются информационным, методическим, организационным и техническим обеспечением деятельности всех избирательных комиссий области. Но на первом плане, повторю, – обеспечение высочайшей надежности функционирования каждого комплекса средств автоматизации (КСА), включенного в региональный фрагмент ГАС «Выборы».

При этом следует иметь в виду: поскольку прогресс не стоит на месте, со временем техническая база первой версии стала устаревать. Потому ГАС «Выборы» периодически проходила модернизацию. А это в свою очередь требовало соответствующего технического обеспечения работоспособности регионального фрагмента системы и, само собой, должной подготовки кадров. На протяжении уже тринадцати лет над решением этих задач мы успешно работаем с компанией «КОМНЕТ» из Воронежа.

В настоящее время ресурсы ГАС «Выборы» весьма обширны. Понятно, что основной объем базы данных включает в себя персональные данные избирателей. Значительную роль здесь играют классификаторы, которые исключают использование различных наименований одного и того же объекта и исключают возможность ошибок и путаницы.

Например, у нас в городах и районах немало одноименных улиц. Хоть некоторые из них и переименованы, в паспортных данных избирателей значатся прежние названия. Но у нас зафиксировано, с какого времени улица получила новое имя, как, например, улица Ленина в Белгороде. И если, допустим, к нам из Москвы приедет голосовать по месту нахождения избиратель, имеющий по паспорту регистрацию на этой улице, то он без проблем реализует свое избирательное право. И вообще, мы точно знаем, сколько у нас одноименных улиц и где они находятся, какие фамилии самые распространенные.

Ответим и на многие другие вопросы: ГАС «Выборы» содержит все данные о кандидатах, автоматизирует все процессы, начиная от хозяйственной деятельности комиссий и заканчивая планированием и проведением избирательных кампаний.

В течение последних нескольких лет особое внимание уделяется визуализации голосования. Уже привычным делом стало отображение на экране компьютера его хода в округах и регионах на выборах разного уровня. Использование графических информационных систем позволяет глубже анализировать эффективность работы избирательных комиссий и особенности электоральной активности граждан.

Невозможно без ГАС «Выборы» представить сегодня информационно-разъяснительную деятельность среди участников избирательного процесса. А представьте, как широко используются возможности функционального комплекса задач «Право». В его базу введены данные о более чем трех тысячах постановлений Избирательной комиссии Белгородской области и уставах всех муниципальных образований региона.

Возможности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» будут и дальше расширятся, процесс ее совершенствования продолжается. И я давно уже не знаю никого в избирательных комиссиях области, кто был бы против этого. Все на личном опыте убедились в эффективности и необходимости этой системы при проведении выборов.

Член Избирательной комиссии Белгородской области Струкова Валентина Георгиевна и руководитель ИЦ Облизбиркома А.Ю. Белоусов, 2003 год

Специалисты информационного центра аппарата облизбиркома



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru