История избирательной системы
Российской Федерации в воспоминаниях


Cевастопольский референдум: по воле народа…

Севастопольская городская избирательная комиссия


В марте 2014 года жители города-героя Севастополя сделали свой главный выбор в современной истории, проголосовав за воссоединение с Россией. Референдум стал экзаменом на гражданскую ответственность, серьезным испытанием для членов избиркома города и всех, кто принимал участие в подготовке и проведении процедуры народного волеизъявления. Город-герой выдержал это испытание с честью, продемонстрировав высокий уровень самоорганизации, решительность и бескомпромиссность в отстаивании своих политических приоритетов.

Начало 2014 года было ознаменовано серьезными потрясениями на Украине. В результате государственного переворота в Киеве была свергнута легитимная власть. Пришедшие к власти политические силы, опираясь на радикальные националистические группировки, использовали методы силового принуждения и репрессий для навязывания своих идей.

В таких условиях легитимно избранные органы власти на Крымском полуострове – Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет, выражая волю своих избирателей, высказанную на многочисленных народных сходах и в резолюциях митингов, в короткие сроки приняли решение о проведении референдумов, которые должны были решить дальнейшую судьбу регионов.

7 марта 2014 года Севастопольский городской совет на внеочередной сессии принял решение: «Поддержать решение Верховного Совета Автономной Республики Крым о проведении общекрымского референдума и принять участие в проведении общекрымского референдума 16 марта 2014 года».

В своем решении севастопольские депутаты руководствовались Европейской хартией местного самоуправления, статьями 38 и 69 Конституции Украины, статьей 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, статьей 1 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьями 7, 26 Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине». Таким образом, решение о референдуме было принято на основе международной и украинской правовой базы.

Севастопольским городским советом было принято временное положение «О референдуме в городе Севастополе», утверждены смета расходов на подготовку и проведение референдума, а также меры по обеспечению его проведения.

Горсовет постановил, в частности, что предприятия, учреждения и организации города будут оказывать комиссиям референдума содействие в обеспечении ими своих полномочий и предоставлять все необходимые сведения и материалы.

Кроме того, горсовет возложил на руководителей предприятий, учреждений и организаций персональную ответственность за исполнение своих решений и решений комиссий по проведению референдума.

Финансирование организации и проведения референдума осуществлялось за счет средств бюджета Севастополя.

Комиссия по проведению референдума была создана на базе городской избирательной комиссии, ее возглавил Валерий Медведев. Было установлено, что правом голоса для участия в референдуме обладают более 300 тысяч севастопольцев. В городе были созданы 192 участка для голосования на референдуме и напечатаны бюллетени на трех языках – русском, украинском и крымско-татарском.

Для работы на референдуме в Крыму и Севастополе зарегистрировались более 800 журналистов и более 180 наблюдателей из 23 стран. Аккредитацию на проведение экзитпола получила организация «Республиканский институт социологических и политических исследований».

Таким образом, создавались условия для свободного волеизъявления жителей Крыма и севастопольского региона.

Севастопольцы, в свою очередь, проявили поразительную активность. Еще до открытия участков в 8.00 перед ними образовались очереди.

Когда участки закрылись для подсчета голосов, выяснилось, что явка избирателей в Севастополе достигла 89,5 %. Это была наивысшая активность горожан на всенародном голосовании за всю историю города.

Все участки в Севастополе успешно завершили голосование, и нарушений порядка проведения референдума членами комиссий и наблюдателями зафиксировано не было.

Севастопольский городской совет единогласно, 62 голосами, утвердил итоги референдума.

Результаты референдума были объявлены на площади Нахимова при огромном стечении народа и вызывали бурное ликование севастопольцев.

21 марта Президент России Владимир Путин подписал законы о принятии Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию и поставил подпись под законом о ратификации межгосударственного договора «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов». Это историческое решение было принято на основе результатов общекрымского референдума.

Выступая с обращением к Федеральному Собранию Российской Федерации, Президент России подчеркнул, что референдум в Республике Крым и Севастополе прошел «в полном соответствии с демократическими процедурами и международно-правовыми нормами».

Более двух тысяч севастопольцев приняли участие в работе участковых комиссий. Трудились почти круглосуточно, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить все необходимое для голосования.

Все члены комиссии по проведению референдума были награждены медалью «За возвращение Крыма». Они же одни из первых в городе отказались от украинского гражданства и получили российские паспорта.

В начале апреля 2014 года руководство ЦИК России предложило В.К. Медведеву, К.А. Костенко, Л.С. Ковалевой войти в состав Севастопольской городской избирательной комиссии и приступить к ее формированию совместно с Губернатором и Законодательным Собранием города.

Законодательное Собрание приняло законы о выборах в городские и муниципальные органы власти. Началась большая подготовительная работа в ходе которой ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации активно помогали севастопольцам, в том числе участвовали в обучении будущих членов избирательных комиссий, помогали осваивать положения и практику применения Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В тот период городская и территориальные комиссии не имели своих помещений. Но когда руководство города определилось с помещениями, и они были отремонтированы за счет средств ЦИК России, были также проложены соответствующие коммуникации связи и обучены специалисты ГАС «Выборы».

Все тщательно готовились к первому историческому организационному заседанию Севастопольской городской избирательной комиссии. 17 мая 2014 года – день рождения Севастопольской городской избирательной комиссии в составе избирательной системы Российской Федерации. Из 17 членов комиссии по проведению референдума в состав Севастопольской городской избирательной комиссии вошли 8 человек, 7 человек стали членами территориальных избирательных комиссий.

В.К. Медведев возглавил комиссию по проведению референдума и стал первым председателем Севастопольской городской избирательной комиссии в составе Российской Федерации. Позже были сформированы 4 территориальных и 180 участковых комиссий.

Законодательное Собрание приняло законы о проведении первых в истории Севастополя выборов в Законодательное Собрание и муниципальные советы в составе России 14 сентября 2014 года. Благодаря напряженной работе и активной повседневной помощи и учебе со стороны ЦИК России выборы проведены успешно.

В 2014–2015 гг. проводилась большая работа по обучению членов Севастопольской городской избирательной комиссии, ТИК, УИК, аппарата городской комиссии в целях обеспечения подготовки и проведения выборов. Обучающие практические семинары, занятия, организованные РЦОИТ при ЦИК России, шли буквально одно за другим. Кроме того, севастопольцев привлекали для участия во Всероссийском совещании с председателями избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в городе Сочи, в региональных семинарах в Астрахани, Тамбове, Кемерово, Ставрополе, Ростове, Москве. Это делалось для того, чтобы члены Севастопольской городской избирательной комиссии быстрее адаптировалась к работе в новых условиям избирательной системы Российской Федерации.

И уже первые в истории Севастополя выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 2016 года Севастопольская городская избирательная комиссия проводила не как новичок, а уже как опытная, обученная и подготовленная комиссия. Затем были первые всенародные выборы Губернатора Севастополя в 2017 году и первые в истории Севастополя выборы Президента Российской Федерации 18 марта в 2018 года.

Участники становления современной избирательной системы города Севастополя так рассказывают о недавних событиях.

Елена Вовк, председатель территориальной избирательной комиссии Балаклавского района города Севастополя:

«В марте 2014 года произошло поистине великое историческое событие, которое кардинально изменило нашу жизнь и положило начало новому этапу становления и развития избирательной системы.

Проведение референдума сплотило наш народ, подняло патриотический дух и вселило веру в избирательное право страны. На избирательных участках ожидались провокации, но жители не побоялись последствий. Работа членов комиссии была организована быстро и слаженно. Все, кто принимал в ней участие, прошли сквозь жернова страха, но приняли окончательное решение и больше его не меняли. Посильную помощь оказывали милиция и казачество, простые люди дежурили на блок-постах, чтобы не допустить проникновения в Севастополь украинских националистов.

Референдум показал, на что способны люди, которые идут к общей цели. Результат впечатлил всех! А потом началась текущая работа.

В 2014 году состоялись первые выборы депутатов Законодательного Собрания и органов местного самоуправления города Севастополя. Коллегами из ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации было проведено много обучающих семинаров по российскому избирательному законодательству.

К примеру, для нас понятие двухмандатных и пятимандатных избирательных округов было новым, не сразу понятным, однако за короткое время удалось разобраться в тонкостях и нюансах избирательного процесса.

За четыре года работы в российском правовом поле мы убедились в преданности членов комиссий своему делу, их хорошей обучаемости и профессионализме.

Особое внимание хочу обратить на методические рекомендации, разработанные ЦИК России и РЦОИТ при ЦИК России. Проводимые тестирования членов комиссий и получение соответствующих сертификатов добавляли уверенности в своих знаниях».

Нина Чухломина, секретарь территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя:

«В избирательной системе Российской Федерации работаю уже 25 лет, так сказать, с момента ее создания.

Севастополь – мой родной и любимый город. Здесь я родилась, училась, начала свою трудовую деятельность, вышла замуж. Здесь родилась моя дочь.

Судьба распорядилась таким образом, что в 1973 году я с семьей уехала в Магаданскую область, где проработала 42 года. Именно там началась моя работа в системе избирательных комиссий. Сначала в участковой избирательной комиссии заместителем председателя, затем председателем. С 2000 по 2015 год избиралась председателем Арманской территориальной избирательной комиссии Ольского района Магаданской области. За эти годы принимала участие в выборах всех уровней, в том числе с 2000 по 2018 год в выборах Президента Российской Федерации.

Всякое было: в труднодоступные районы Магаданской области, где расположены рыбацкие поселки, стойбища оленеводов, отдаленные золотодобывающие прииски, приходилось добираться не только на вездеходах, но и через паромную переправу, и на вертолете.

При этом я – счастливый человек! Мне повезло работать в команде единомышленников – ответственных, добросовестных, очень надежных людей!

Работа в избирательной системе – это большой труд: постоянное изучение избирательного законодательства, подготовка и участие в семинарах, обучение молодежи азам избирательного права, проведение учебы для членов участковых комиссий, выборы различного уровня и многое другое.

По окончании этой непростой работы мы получали памятные знаки, почетные грамоты, благодарственные письма, благодарности от вышестоящих комиссий, в том числе от ЦИК России.

В марте 2014 года случилось то, о чем я даже не могла мечтать. Родной Севастополь стал российским городом. Радость переполняла не только меня, но и всех магаданцев.

И вот осенью 2015 года мы с мужем вернулись в Севастополь, дочь с семьей проживала здесь с 1991 года.

Сейчас я снова работаю в избирательной системе Российской Федерации, теперь – секретарем территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя.

Жизнь продолжается. Продолжается до боли знакомая – большая, нужная работа. Работа в команде...»

Елена Листопад, председатель участковой избирательной комиссии № 152 Нахимовского района города Севастополя:

«Весну 2014 года можно называть по-разному: «Крымская весна» или «Русская весна», все равно суть исторического события от этого не изменится…

Все вместе мы воплотили в жизнь давнюю мечту – вернулись в родную гавань, в нашу Россию!

В избирательной комиссии я начинала работать еще комсомолкой. Первый опыт работы членом участковой избирательной комиссии – на судах «ЮГРЫБХОЛОДФЛОТ».

В 2014 году не осталась в стороне и приняла активное участие в проведении референдума в городе Севастополе – возглавила участковую избирательную комиссию № 127 Ленинского района. Помню свои впечатления того времени: чувство патриотизма переполняло жителей города, а сплоченность участников избирательного процесса была поразительной.

Сейчас, исполняя обязанности председателя участковой комиссии в Нахимовском районе, хочу отметить, что в состав комиссии входят люди разного возраста, вероисповедания, образования, интересов и партийной принадлежности, однако все они добросовестно выполняют свою работу.

Избирательное законодательство не стоит на месте, постоянно совершенствуется. Об этом свидетельствуют новации 2017 года в избирательной системе Российской Федерации, голосование по месту нахождения, которые помогли избирателям исполнить свой гражданский долг на расстоянии, вдали от «родных» избирательных участков.

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2016 году, выборы Губернатора города Севастополя в 2017 году, выборы Президента Российской Федерации в 2018 году – все для избирательной комиссии Севастополя было впервые. Но все этапы этой нелегкой работы были пройдены достойно. Получен огромный, неоценимый опыт.

Угрозами санкций и репрессий нас не запугать, работа избирательной комиссии Севастополя продолжается. Впереди новые цели и задачи, новые избирательные кампании. И сегодня избиркомы Севастополя и Крыма вместе с другими субъектами Российской Федерации готовы к их осуществлению, повышая интерес и доверие избирателей к выборам во всей стране».



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru