История избирательной системы
Российской Федерации в воспоминаниях


История выборов томских законодателей

Юсубов Эльман Сулейманович, председатель Избирательной комиссии Томской области
Сизов Павел Николаевич, ведущий специалист Избирательной комиссии Томской области


Дума I созыва (1994–1997 годы)

Здание Администрации Томской области

С декабря 1993 года по март 1994 года были проведены выборы в 56 субъектах Российской Федерации, в 1995–1997 годах выборы в законодательные (представительные) органы субъектов состоялись в 72 субъектах Российской Федерации. Фактически во всех областях выборы проходили по мажоритарной системе. Важная деталь новой избирательной системы: трудовые коллективы предприятий утратили юридическое право выдвижения кандидатов в депутаты (кандидаты выдвигаются от инициативных групп граждан и тех или иных общественных объединений).

Формироваться местные парламенты с 90-х годов стали по нормативно-правовым актам самих субъектов, начался активный процесс становления новых законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации через выборы.

Государственная Дума Томской области первого созыва положила начало созданию областной законодательной системы, разработала и утвердила статус Томской области как субъекта Российской Федерации, сформировала систему органов государственной власти области, принципы их взаимоотношений с местным самоуправлением.

После политических потрясений начала 90-х годов, смены политической и экономической формации новые региональные органы власти восстанавливались на месте распущенных. 27 марта 1994 года состоялись первые выборы в новый областной орган власти – законодательный (представительный). Первой областной Думе пришлось работать в условиях практически «нулевого законодательства». Депутатам областного законодательного собрания предстояло создать правовую базу для развития области в новых социально-экономических и политических условиях. В его составе – 21 депутат, избранный на два года (позднее срок полномочий депутатов был продлен) на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам, образуемым по всей территории Томской области. Среди депутатов – работники промышленности, строительства, связи, сельского хозяйства, сферы науки, образования и здравоохранения, представители бизнеса, а также местных органов самоуправления. 14 апреля 1994 года состоялось первое заседание областной Думы Томской области, на котором были признаны полномочия всех депутатов. Первым председателем Думы был избран Борис Алексеевич Мальцев. В июле 1995 года было утверждено официальное название областного законодательного органа – Государственная Дума Томской области. Перед законодателями стояла очень важная задача – разработать и принять основополагающие законы, обеспечивающие функционирование системы управления областью в новых условиях жизни общества: Устав области, законы о выборах глав областной и городской администраций, депутатов всех уровней и ряд законов, направленных на преобразование экономики и социального развития области, правила общежития в этих новых условиях.

Первый областной парламент положил начало созданию областной законодательной системы, разработал и утвердил статус Томской области как субъекта Российской Федерации, создал систему органов государственной власти области, принципы их взаимоотношений с местным самоуправлением. Решением № 136 от 26 июля 1995 года Дума приняла Устав (Основной закон), который определил, что законодательным (представительным) органом государственной власти в области является Государственная Дума Томской области. В Уставе были определены субъекты законодательной власти, статус депутата законодательного органа государственной власти, организационная деятельность, полномочия, контрольные функции области. Думу первого созыва с полным правом можно назвать Думой государственного строительства. Депутаты первого созыва заложили фундамент в становлении местного законодательства – в этом их главная заслуга.

Дума II созыва (1997–2001 годы)

Дума второго созыва продолжила формирование правовых основ государственного строительства, местного самоуправления, административно-территориального устройства области. Совершенствовалось избирательное законодательство.

В декабре 1997 года состоялись выборы второго созыва Государственной Думы Томской области, тоже на основе мажоритарной системы, но уже по двухмандатным избирательным округам. В результате число народных избранников увеличилось вдвое и составило 42 депутата. Из первого областного парламента вновь были избраны десять депутатов, что положительно сказалось на преемственности работы Думы.

По своему положению, возрастному и профессиональному составу депутаты представляли различные группы общества: систему управления, социальную сферу, важнейшие отрасли народного хозяйства.

Первый областной парламент сформировал систему законов, нормативных и правовых актов, определяющих базовые основы избирательного процесса, организации и функционирования законодательных и исполнительных органов власти, становления и развития местного самоуправления, а депутатский корпус второго созыва продолжил работу по формированию правовых основ государственного строительства, местного самоуправления, административно-территориального устройства области. Но второй созыв называют «экономическим»: в это время принято большинство областных законов, направленных на поддержку предпринимательства, совершенствование налоговой, законодательной баз, развитие села. По Закону о выборах был определен двухмандатный избирательный округ по мажоритарной системе и единой норме представительства. В областную Думу второго созыва избирались уже 42 депутата. Увеличение численности депутатского корпуса объясняется, с одной стороны, стремлением областных законодателей обеспечить независимость Думы от влияния исполнительной ветви власти, с другой – учитывалась географическая специфика области, то есть неравномерная плотность населения по городам и районам, и в результате было образовано восемь округов в составе нескольких городов и районов. Например, Северный округ № 17, включавший в себя г. Кедровый, Каргасокский и Парабельский районы, Светленский округ № 15 – соответственно г. Северск и часть Томского района.

Для проведения процедуры выборов депутатов законодательного органа второго созыва было создано 736 участковых, 21 окружная и 13 территориальных избирательных комиссий. Появление территориальных комиссий было вызвано существованием территориальных муниципальных образований в нескольких избирательных округах. Они заменили окружные избирательные комиссии там, где их не было. Состав каждой избирательной комиссии, как окружной, так и территориальной, был утвержден облизбиркомом по рекомендации представительных органов местного самоуправления. Избирательная комиссия Томской области разработала и отправила на округа примерно два десятка инструкций, методических указаний и положений, регламентирующих порядок их деятельности во время выборов. Также организовывалось обучение членов избирательных комиссий.

Следует учесть такой принципиально важный момент, как изменение состава избирательных комиссий на местах в связи с выдвижением кандидатур руководителей предприятий, глав местных администраций и т.д. Всего на выборах в Государственную Думу Томской области второго созыва баллотировалось 228 человек. От избирательных объединений – 73 кандидата, от инициативных групп избирателей – 127 кандидатов, самовыдвижение – 28 кандидатов. Наиболее активно приняли участие в выборах такие общественно-политические организации и партии, как «Народно-патриотический Союз России» – 27 кандидатов, «Либерально-демократическая партия России» – 15 кандидатов, «Честь и Родина», «Томский монархический центр» – по 7 кандидатов, «Всероссийское общество инвалидов», Федерация профсоюзных организаций Томской области» – по 6 кандидатов, «Мемориал» – 2 кандидата, «Яблоко», «Фонд частных вкладчиков «Надежда», «Профсоюз предпринимателей Томской области» – по 1 кандидату. В целом активность избирательных объединений нельзя назвать высокой. Из 297 организаций, действовавших на территории Томской области и имевших право участвовать в выборах, фактически заявили своих представителей только 10 (примерно 3,36 %). Возможно, это объяснялось тем, что кандидаты не желали показывать свои политические пристрастия, предпочитая выдвигаться как независимые, то есть от групп избирателей. Такая тактика тогда себя оправдывала. Народ устал от бесконечных популистских обещаний, в основном федеральных политиков, в условиях инфляции, продолжающегося спада производства, падения уровня жизни, роста безработицы и т.п. Было зарегистрировано 46 кандидатов от избирательных объединений, 106 – от инициативных групп избирателей и 28 самовыдвиженцев, итого – 180 человек.

 Реальное участие в выборах приняли 173 человека, часть зарегистрированных кандидатов сняли свои кандидатуры накануне выборов по разным причинам. Рассматривая социальное положение претендентов на депутатский мандат, следует отметить, что 88 процентов из общего числа являлись служащими, остальные 12 процентов – это рабочие, труженики села, студенты, пенсионеры.

Во время предвыборной агитации возникали различные проблемы. Например, нужно было организовать бесплатное эфирное время для выступлений кандидатов на РГТРК «Томск». Для этого кандидатов из округов нужно было привозить в Томск для выступления в прямом эфире, а это стоило, по предварительным подсчетам, около 500 миллионов рублей. При существующем тогда дефиците областного бюджета средств на это у облизбиркома просто не было. Выступления всех кандидатов показывали в записи, согласовав их с руководством территориальных и окружных комиссий. Избирательная комиссия Томской области и окружные комиссии строго следили за соблюдением законности, в первую очередь при проведении предвыборной агитации. При необходимости применялись меры административного воздействия к кандидатам-нарушителям. Так, за время избирательного марафона в облизбирком поступило 27 жалоб и заявлений от кандидатов, как правило, друг на друга, по предполагаемым нарушениям правил предвыборной агитации. Из них 17 заявлений и жалоб были признаны необоснованными, семь удовлетворено, по остальным даны необходимые разъяснения.

Выпуск областной общественно-политической газеты. 2007 г.

21 декабря 1997 года состоялись выборы в Государственную Думу Томской области второго созыва. На всех двухмандатных избирательных округах было избрано 42 депутата, то есть 100 процентов состава законодательного органа. Явка избирателей на выборы составила в среднем по области 41,55 процента. Это более высокий показатель, чем на выборах в Думу первого созыва. Тогда, например, в областном центре в выборах участвовало немногим более 25 процентов избирателей, а в двух округах вообще вынуждены были проводить повторное голосование. Наиболее высокой в 1997 году была явка в сельских и северных районах. Например, в г. Кедровом, Парабельском, Каргасокском избирательном округах явка составляла 58,04 процента, Кривошеинском, Чаинском, Бакчарском – 54,91 процента, Кожевниковском, Шегарском – 53,01 процента. Краткие итоги выборов в Государственную Думу Томской области второго созыва (42 депутатских мандата) таковы: из 46 кандидатов от избирательных объединений было выбрано только 3 (6,52 %), а из 104 человек от инициативных групп избирателей – 39 (36,8 %). Из 28 самовыдвиженцев никто не стал депутатом.

Прагматизм избирателей на депутатских выборах особенно заметен при распределении вновь избранных парламентариев по сферам основной деятельности. Например, 20 депутатов являлись производственниками, причем руководителями предприятий, обеспеченными солидной электоральной базой (Е.Л. Рубцов – директор ОАО «Томские мельницы», С.Н. Никитенко – директор ЗАО «Томский инструмент» и др.). От органов власти (представительной и исполнительной ветвей различного уровня) в областную Думу из 18 кандидатов были избраны 9 человек (50 процентов). 12 депутатов – представители непроизводственной сферы и один пенсионер. Рассматривая возрастную характеристику народных избранников, следует заметить, что наибольшую поддержку получили кандидаты от 40–49 лет – 18 депутатов (42,85 %), затем от 30–39 лет – 10 депутатов (23,8 %). Одинаково распределились предпочтения по двум возрастным категориям: от 50–59 лет и старше 60 лет – по 7 депутатов в каждой группе, соответственно по 16,67 процента. Приведенные цифры позволяют утверждать, что депутатский корпус состоял из людей разного возраста, имеющих солидный период трудовой и политической активности, – 35–60 лет. К примеру, из 17 кандидатов в возрасте до 30 лет никто не победил на выборах, что также говорит в пользу достаточно взвешенного подхода избирателей к своему выбору.

Депутатами Государственной Думы Томской области второго созыва в 1997 году стали люди, имеющие высшее образование, практический и жизненный опыт. В отличие от первого парламента, в областную Думу второго созыва впервые были выбраны три женщины-депутата. Почти четверть депутатского корпуса оказались избранными на второй срок, завоевав доверие избирателей и заняв первые места в своих избирательных округах. Среди переизбранных были известные в области политики и крупные хозяйственные руководители: Н.А. Вяткин, Б.А. Мальцев, Ю.Я. Ковалёв, Е.Л. Рубцов, А.В. Трошин.

Дума III созыва (2001–2006 годы)

Дума обеспечила непрерывность законотворческого процесса: создание и обновление областной законодательной базы, приведение ее в соответствие с Конституцией РФ. Третий созыв Государственной Думы Томской области был также представлен 42 депутатами, которые избирались по 21 двухмандатному избирательному округу. В числе избранных 14 депутатов работали в Думе первого или второго созывов, а четверо – Н.А. Вяткин, Б.А. Мальцев, Е.Л. Рубцов и А.В. Трошин – избирались депутатами трижды.

28 депутатов имели опыт работы в исполнительных и представительных органах власти различных уровней;

32 депутата – представители директорского корпуса, первые руководители предприятий, организаций, фирм и учреждений;

5 депутатов возглавляли муниципальные образования;

28 депутатов проживали в областном центре, остальные – в городах, районных центрах и селах Томской области.

Все депутаты имели высшее образование, 11 из них окончили по два высших учебных заведения. Среди депутатов – 18 действительных членов и членов-корреспондентов международных и российских академий, 9 профессоров и докторов наук, 8 кандидатов наук.

21 февраля 2002 года постановлением Государственной Думы Томской области была создана Контрольная палата.

Дума IV созыва (2007-2011 годы)

Это однопалатный орган, который состоит из 42 депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года:

21 депутат Думы Томской области избирается по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ.

21 депутат Думы Томской области избирается по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями (политическими партиями, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональными отделениями или иными структурными подразделениями политической партии, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня).

Начиная с 2007 года порядок избрания не менялся: половина депутатов избирается по мажоритарной системе, вторая половина по пропорциональной.

Государственная Дума Томской области 4-го созыва от всех предыдущих отличается тем, что является первым многопартийным парламентом нашего региона. В ней представлены пять партий: ТРО ВПП «Единая Россия», ТРО ПП «Либерально-демократическая партия России», ТОО «Коммунистическая партия Российской Федерации», РО ПП «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь», ТРО ПП «Союз правых сил». Выборы в органы государственной власти призваны обеспечивать представительный характер и легитимность властных институтов, в этом основное предназначение выборного органа. Термин «представительный» характеризует природу и источник образования органа государственной власти (орган избран народом, является проводником интересов населения области), термин «законодательный» показывает его функциональное назначение.

Также это последняя Государственная Дума Томской области. В январе 2011 года наименование пришлось сменить в связи со специальным законом РФ 2010 года, запрещающим региональным думам далее использовать в своём наименовании словосочетание «государственная дума». Таким образом, появилась Законодательная Дума Томской области.

Дума V созыва (2011-2016 годы)

Это однопалатный орган, который состоит из 42 депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет:

21 депутат Думы Томской области избирается по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ.

21 депутат Думы Томской области избирается по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями (политическими партиями, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональными отделениями или иными структурными подразделениями политической партии, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня).

Явка в день голосования составила 49%

По итогам голосования в региональный парламент прошли 4 партии: ТРО ВПП «Единая Россия» (27 депутатов), ТРО ПП «Либерально-демократическая партия России» (4 депутата), ТОО «Коммунистическая партия Российской Федерации» (6 депутатов), РО ПП «Справедливая Россия» (3 депутата), а также 2 независимых депутата.

Дума VI созыва (2011-2016 годы)

Это однопалатный орган, который состоит из 42 депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет:

21 депутат Думы Томской области избирается по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ.

21 депутат Думы Томской области избирается по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями (политическими партиями, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональными отделениями или иными структурными подразделениями политической партии, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня).

Явка в день голосования составила 33,6%

По итогам голосования в региональный парламент прошли 4 партии: ТРО ВПП «Единая Россия» (31 депутат), ТРО ПП «Либерально-демократическая партия России» (5 депутатов), ТОО «Коммунистическая партия Российской Федерации» (4 депутата), РО ПП «Справедливая Россия» (2 депутата).



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru