История избирательной системы
Российской Федерации в воспоминаниях


Становление и развитие института выборов и выборности в Кабардино-Балкарии

Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики


Введение

Кабардино-Балкарская Республика – один из субъектов Российской Федерации, который входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Кабардино-Балкария располагается на северных склонах Главного Кавказского хребта и является одним из самых живописных уголков России.

Население республики – свыше 860 тысяч человек. Большую часть жителей составляют представители трех братских народов – кабардинцев, балкарцев и русских.

 На протяжении многих веков институт выборов и выборности играл важную роль в жизни народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарии. Постоянно меняющиеся формы представительства народа в управлении привели к ныне действующей избирательной системе, которая базируется на Конституции Российской Федерации.

Сегодня согласно Конституции Российская Федерация есть демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Это основное положение легло в основу и Конституции Кабардино-Балкарской Республики. Но к этой форме демократической организации общества и государственного устройства народы Кабарды и Балкарии шли долгим и трудным путем.

Исторические корни возникновения института выборов и выборности у народов Кабарды и Балкарии

Выборы – важнейший институт организации и функционировании публичной власти в современных политических обществах. Вместе с тем выборы – итог длительной эволюции социальных и правовых институтов.

Именно поэтому обращение к истории народов Кабардино-Балкарии, к их обычаям, традициям, способам формирования политического устройства помогает лучше определить то, как институт выборов существовал и развивался вместе с развитием общества и государственных образований.

В отличие от правовых норм обычаи и традиции живут веками, передаются из поколения в поколение и сохраняются как часть социокультурного опыта и образа жизни.

В движении кабардинского и балкарского этносов с первичных форм общинного управления до нынешней демократической государственности важную роль играли институты выборов и выборности. У каждого народа Кабардино-Балкарии определялись свои органы управления и институты выборов.

Первые зачатки управления у кабардинцев и балкарцев можно найти еще в древних нартских сообществах, что подтверждается сохранившимися в устном народном творчестве сказаниями о нартах – богатырях.

В ходе исторического развития адыгского (кабардинского) и балкарского этносов менялись формы управления, механизмы жизнеобеспечения общества, но неизменными оставались базовые основы, на которых держались община и обеспечивалась ее жизнедеятельность: у кабардинцев это «Адыгэ хабзэ», у балкарцев – «Тау адэт».

Не случайно внутреннее управление и социальная жизнь еще в те далекие времена, несмотря на отсутствие писанных законов, конституций, кодексов, имели большую упорядоченность и организованность.

В XVI–XVIII вв. в Кабарде уже присутствовал определенный структурированный институт выборов и выборности.

Политическое устройство адыгских субэтносов, управлявшихся князьями, характеризовалось взаимодействием трех центральных органов власти: верховного князя (пщышхуэ), сословно-представительного собрания (хаса) и высшей судебной инстанции (хей).

Верховный князь возглавлял исполнительную власть, председательствовал на хасе и в верховном суде, осуществлял надзор за выполнением их решений, организуя меры для пресечения нарушений, взимал централизованные пошлины и налоги, являлся главным арбитром при урегулировании социальных конфликтов. Особая роль отводилась его полномочиям главнокомандующего объединенными вооруженными силами.

LongworthJ.A. 1838. Черкесский съезд1

Верховного князя выбирали на общей хасе, руководствуясь своеобразным порядком очередности между княжескими родами. Правом избирать и быть избранным обладали только князья. Однако дворяне, несмотря на право совещательного голоса, оказывали определенное влияние на исход выборов.

На первом этапе избрания определялась фамильная линия, имевшая наибольшие основания занять высший политический пост. Затем ее представители выдвигали из своей среды претендента, кандидатура которого обсуждалась и утверждалась собранием.

Gagarin. G. 1840-1844. Собрание черкесских князей и дворян2

Верховный князь наделялся своими полномочиями пожизненно. Приемниками после его смерти становились братья по старшинству. При отсутствии наследников в рамках одного рода общая хаса проводила очередные двухступенчатые выборы, где рассматривались претенденты из других линий княжеского дома.

Хаса не являлась постоянно действовавшим общественно-политическим органом: ее созывал верховный князь в разное время, преимущественно для решения неотложных дел. Порядок ее проведения детально регламентировался нормами обычного права. Заседания продолжались в среднем семь-десять дней и происходили раздельно по «палатам»: княжеской и дворянской.

Процесс работы каждой «палаты» включал несколько самостоятельных процедур: оглашение вопросов, требующих рассмотрения, их обсуждение, принятие решений и принесение присяги, их подтверждающей. По всем важнейшим вопросам, касающимся внутренней и внешней политики страны, совет князей не принимал решений без согласования с дворянской «палатой». Никто из участников заседания не обладал правом вето. Несогласие с общим решением ставило его вне закона.

Выборность верховного князя подчеркивала, что он является лишь первым среди равных, и обусловливала его зависимость от верхней палаты хасы.

В адыгском фольклоре имеются косвенные данные о том, что легендарный Инал, считавшийся родоначальником кабардинских и бесланеевских князей, был избран верховным князем именно на хасе.

Архивные документы, относящиеся к концу XVI – началу XVII вв., уже ясно показывают, что верховного князя избирали на «совете всей кабардинской земли» с соблюдением «ряда», т.е. очередности между отдельными княжескими линиями, начинавшими свой род от Инала и составлявшими своеобразную братскую общность.

В ряде источников XVI века. оговаривались случаи, когда «большое княжение» жаловалось в Москве, а в Кабарде это решение утверждалось или отвергалось. Уже сам факт непринятия или одобрения кабардинцами царских жалованных грамот предполагает наличие в Кабарде специального органа власти, компетентного решать эти вопросы, а также существование в ней определенного порядка выдвижения и утверждения кандидатур на большое княжение4.

Таким образом, если рассматривать политическую систему Кабарды в вертикальном плане, т.е. отношения между управляемыми и управляющими, подвластными и князьями, то перед нами монархия. Если же учитывать только горизонтальный план, принимая во внимание взаимоотношения между удельными князьями, то особенностям ее государственно-политического строя в наибольшей мере соответствуют понятия «аристократическая» или «княжеская» республика. Очевидно, что в данном случае термин «монархия» и «республика» не исключают, а взаимодополняют друг друга. Каждый из них по-своему отражает важные стороны политической организации кабардинского общества в XVI–XVIII вв5.

Принципы организации и управления между институтами выборов в Кабарде и Балкарии практически совпадали. Это объяснялось соседством и близостью территории, социально-экономическими, политическими и иными условиями.

Высшим органом власти в Балкарии в первой половине ХIХ века являлось народное собрание, которое состояло из всех полноправных членов общин. Правом созывать народное собрание для решения важных вопросов жизни общин обладал олий – верховный правитель. Решение, принимаемое народным собранием, как волеизъявление народа моментально приводилось в исполнение6.

Bell J.S. 1850. Законодательное собрание в долине Гечь7

Между институтами выборности и выборов в Кабарде и Балкарии просматривается значительное сходство – все важнейшие для общества вопросы решались на народных собраниях, только в Кабарде они назывались «хаса» или «Адыгэхаса», а в Балкарии – «Тёре».

Отсутствие централизованной власти и существование феодальной раздробленности обеспечивали побудительный мотив для утверждения определенного политического порядка и формирования союза сельских общин с высшим органом Тёре. В таких условиях Тёре представлял автономный источник саморегуляции общества, единственную централизованную силу, влиявшую на все стороны жизни.

Формирование Тёре имело тенденцию способствовать процессу преодоления феодальной раздробленности и междоусобицы в Балкарии; он являлся символом справедливого порядка в обществе, его санкция придавала законность принятым решениям.

В завершенной форме Тёре – это высший выборный орган, регулирующий политическую и общественную жизнь средневековой Балкарии. На Тёре была возложена ответственность за судьбу страны и народа, чьими интересами он и руководствовался8.

Тёре не отличался строгим иерархическим делением, он состоял из самых лучших и влиятельнейших представителей всех сословий, кроме крепостных крестьян. Члены Тёре – тёречи – ценились прежде всего своими личными качествами. Главные качества тёречи – безупречность поведения и суждений, весомость мнения на основе хорошего знания народных обычаев и традиций.

Выборы в Тёре – народный форум Балкарии – проходили раз в семь лет и отличались высокой демократичностью9.

Каждый аул называл из своей среды пять или семь наиболее достойных людей. Кандидатуры тщательно обсуждались и утверждались решением сельского схода. Избранники общины выбирали из своей среды одного представителя в общеущельский совет или Гитче Тёре – Малый Тёре, как его называли. В свою очередь Малый Тёре на демократических началах выдвигал одного представителя в Общенародный Тёре.

Кроме того, функционировал Уллу Тёре – Большой Тёре или Верховный Тёре.

В отличие от Малых Тёре, Общенародный Тёре не был постоянно действующим органом и собирался раз в два-три месяца по мере возникновения вопросов, а также в условиях сложной военной и политической обстановки. Верховный Тёре созывался реже: раз в несколько лет или в десятилетие по исключительно важным событиям, которые требовали всестороннего обсуждения и принятия неотложных и решительных мер10.

Будет уместным отметить, что «на территории Кабардино-Балкарской Республики много веков проживают терские казаки, их быт, нравы и обычаи, формы управления стали частью общей истории, этнографии и культуры республики»11.

В казачьих станицах действовали соответствующие властные органы казачьего войска, в частности, от каждой станицы избирались представители в более крупные территориальные объединения, и так вплоть до высшего органа самоуправления – круга (Казачьего Парламента). Во главе станицы стоял станичный атаман, а войско возглавлял войсковой атаман. Все важнейшие дела обсуждал Казачий круг – общий сход всех казаков станицы12.

Перестройка общественной жизни народов, проживавших на территории современной Кабардино-Балкарии, на основе государственного управления и внедрения царского административного права подорвала политический вес общинного управления, с чего началось постепенное ослабление и угасание деятельности народных собраний.

После установления советской власти многие годы шел поиск различных форм национально-государственного устройства Кабарды и Балкарии, совершенствовались механизмы управления, в том числе посредством выборов.

Первая советская Конституция РСФСР 1918 года закрепила за гражданами РСФСР, которым ко дню выборов исполнилось 18 лет, право избирать и быть избранными в Советы независимо от пола, вероисповедания, национальности, оседлости и т.п. В ней были определены категории граждан, обладающих активным и пассивным избирательным правом.

Организация выборов в Советы возлагалась на избирательные комиссии и исполкомы Советов. Полная регламентация подготовки и проведения выборов осуществлялась местными Советами в соответствии с инструкцией ВЦИК «О порядке перевыборов волостных и сельских Советов», утвержденной 2 декабря 1918 года13.

Первые выборы сельских Советов в Кабарде и Балкарии были проведены в июле 1920 года. Из состава сельского Совета 2 человека с соответствующими мандатами направлялись в качестве делегатов на Окружной съезд Советов, одновременно один делегат направлялся на Областной съезд Советов, который созывался во Владикавказе в августе этого же года. Конечно, это еще не прямые всеобщие выборы, но уже обозначены принципы избирательных действий14.

Формирование и развитие института выборов и избирательной системы в Кабардино-Балкарии

История становления и развития избирательной системы Кабардино-Балкарии неразрывно связана с развитием общественно-политической жизни и становлением государственности в республике и в стране в целом.

В декабре 1922 года на областном съезде Советов была образована Кабардино-Балкарская автономная область.

Специальным декретом ВЦИК постановил, что съезды Советов Кабарды и Балкарии избирают на общих основаниях, каждый по отдельности, свои собственные исполкомы, которые составляют на паритетных началах из своих представителей общий объединенный Кабардино-Балкарский областной исполком, коему присваиваются права губисполкома.

16 октября 1924 года ВЦИК утвердил новое Положение о сельских Советах, Положение об уездных судах Советов и уездных исполнительных комитетах, Положение о волостных съездах и волостных исполнительных комитетах. Эти акты были направлены на организационное укрепление выборных органов, активизацию участия граждан в выборных кампаниях.

Постепенно выборы стали входить в жизнь и быт населения Кабардино-Балкарии, повысилась активность жителей, заинтересованность в выборе своих руководителей15.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 года некоторые автономные области были преобразованы в автономные советские социалистические республики. Статус автономной республики получила и Кабардино-Балкария.

24 июня 1937 года Х чрезвычайный областной съезд Советов единогласно принял Конституцию Кабардино-Балкарской Автономной Советской Социалистической Республики со своим Верховным Советом и Советом министров. Выборы в Верховный Совет, в районные, городские, сельские и поселковые Советы теперь должны были проводиться на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании16.

Кабардино-Балкария, начиная с формирования Верховного Совета СССР и РСФСР, всегда была представлена в высших органах власти Союза и России. В них во все времена депутатами были кабардинцы, балкарцы и представители других национальностей, живущие на территории республики.

Конец 1993 года характеризуется упразднением советской Конституции, обсуждением и принятием Конституции Российской Федерации. В ней закрепляется новая формула устройства Российской Федерации, устанавливающая равенство субъектов в составе Российской Федерации, и признающая при этом республики, входящие в ее состав, государствами.

Принятие Конституции Российской Федерации продиктовало необходимость изменения подходов к вопросу организации государственной власти во всех субъектах, то есть возникла необходимость формирования и новой избирательной системы страны.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 1993 года. № 2227 «О мерах по совершенствованию избирательной системы Российской Федерации» в стране началась реформа избирательной системы.

Указом было установлено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации возглавляет систему избирательных комиссий, образуемых для проведения выборов федеральных органов государственной власти, референдумов, выборов представительных органов государственной власти края, области, автономного округа, и действует на постоянной основе.

Законы 1994–1997 гг. укрепили систему избирательных комиссий, возглавляемую ЦИК России. В частности, были созданы постоянно действующие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, а позднее – к 2002–2003 гг. – территориальные (районные и городские) избирательные комиссии.

Хотя институт избирательных комиссий не нашел отражения в Конституции Российской Федерации, несомненно, это один из наиболее значимых субъектов избирательного права страны, которому принадлежит определяющая роль в подготовке и организации выборов.

Следует отметить, что избирательные комиссии де-юре самостоятельны и не входят ни в одну из трех ветвей государственной власти. Вместе с тем Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссий в ряде субъектов Российской Федерации являются государственными органами. Таким образом, указанные избирательные комиссии являются органами государственной власти с особым статусом.

Сложившаяся избирательная система Российской Федерации и избирательная система Кабардино-Балкарской Республики доказали свою самостоятельность и жизнеспособность. Однако можно сказать, что избирательная система все еще находится на пути совершенствования института выборов.

Система избирательных комиссий Кабардино-Балкарской Республики

Подготовку, организацию и проведение выборов всех уровней в стране обеспечивают специальные коллегиальные органы – избирательные комиссии.

Избирательные комиссии выполняют исключительную роль в обеспечении основополагающих принципов демократии, в обеспечении свободного волеизъявления, защиты конституционных прав и свобод граждан – права избирать и быть избранным.

Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики была сформирована 6 июля 1995 года на основании Указа Президента Кабардино-Балкарской Республики от 3 июля 1995 года и постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 27 июня 1995 года.

В систему избирательных комиссий Кабардино-Балкарской Республики входят: Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики, территориальные избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии.

Территориальные избирательные комиссии в Кабардино-Балкарской Республике сформированы в каждом муниципальном районе и каждом городском округе.

В настоящее время на территории Кабардино-Балкарской Республики действуют 13 территориальных избирательных комиссий, из них:

– 3 в городских округах (г.о. Нальчик, г.о. Баксан, г.о. Прохладный);

– 10 в муниципальных районах республики (Баксанский, Зольский, Лескенский Майский, Прохладненский, Терский, Урванский, Чегемский, Черекский, Эльбрусский).

Общее количество членов территориальных избирательных комиссий составляет 93 члена с правом решающего голоса.

На территории республики также действуют 355 участковых избирательных комиссий, в состав которых в настоящее время входят 2738 человек. Кроме того, на основании кандидатур, предложенных территориальными избирательными комиссиями, сформирован резерв составов участковых комиссий в количестве 1849 человек.

Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики на современном этапе: состояние и перспективы развития

Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики является государственным органом Кабардино-Балкарской Республики, организующим подготовку и проведение выборов всех уровней, референдумов, а также реализацию и защиту избирательных прав граждан на территории Кабардино-Балкарской Республики.

Сегодня Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики наряду с организацией подготовки и проведения выборов, референдумов на территории республики, реализовывает ряд других важных задач:

  • повышение правовой культуры избирателей;
  • работа с политическими партиями в области правового просвещения;
  • работа с молодежью республики;
  • обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан, в том числе лиц с ограниченными физическими возможностями (избирателей с инвалидностью и других маломобильных групп населения);
  • совершенствование системы правового обучения организаторов выборов и иных участников избирательного процесса;
  • совершенствование избирательного законодательства республики и др.

В целях изучения и анализа общественного мнения по вопросам реализации и защиты избирательных прав, выработки предложений и рекомендаций по вопросам развития и совершенствования избирательной системы и обсуждения наиболее значимых вопросов применения избирательного законодательства с 2017 года при Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики действует Общественно-консультативный совет.

В состав Общественно-консультативного совета вошли Уполномоченный по правам человека в Кабардино-Балкарской Республике, представители высшей судебной власти республики, Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики, общественных организаций, муниципальных образований, молодежных совещательных структур, средств массовой информации и деятели науки.

В целях совершенствования взаимодействия организаторов выборов и других участников избирательного процесса, повышения уровня правовой культуры избирателей и роста электоральной активности среди населения республики создан учебный центр Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики по обучению кадров избирательных комиссий и других участников избирательного процесса.

На базе учебного центра планируется не только осуществление подготовки кадров избирательных комиссий республики всех уровней, но и использование его в качестве площадки для проведения мероприятий по правовому обучению и просвещению избирателей, в том числе молодых и будущих, представителей политических партий, средств массовой информации и наблюдателей.

Правовое просвещение избирателей является одним из важнейших методов совершенствования избирательного процесса. Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики разрабатывает, организовывает и проводит комплекс мероприятий, целью которых является информирование участников избирательного процесса о сущности избирательной системы, порядке проведения выборов и овладение основными компонентами электоральных действий.

С учетом того, что участники избирательного процесса представлены различными категорями граждан, деятельность Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики осуществляется в разных направлениях:

  • работа с политическими партиями в области правового просвещения;
  • обучение организаторов выборов;
  • взаимодействие с республиканскими общественными организациями инвалидов;
  • работа с молодежью республики.

Реализация мероприятий по каждому из направлений осуществляется в тесном взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями культуры, общественными объединениями, учебными заведениями, средствами массовой информации.

Правовое просвещение молодежи является одним из приоритетных направлений деятельности Избирательной комиссиии Кабардино-Балкарской Республики. С каждой новой избирательной кампанией в выборный процесс влючается, по существу, новое поколение избирателей, в связи с чем очень важным становится развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения, обеспечение активного и осознанного участия молодежи в избирательном процессе.

Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики в деятельности по повышению правовой культуры избирателей учитывает интересы всех возрастных категорий молодежи республики. Молодежь включает в себя и школьников, и студентов, и молодых работников. Cоответственно, каждая категория требует особого подхода, учитывающего интересы и предпочтения молодых избирателей.

С учетом этих критериев избирательная комиссия республики строит свою работу по созданию единой системы качественного правового просвещения молодежи.

Стоит отметить, что Избирательной комиссией Кабардино-Балкарской Республики проводится множество мероприятий с целью правового просвещения молодежи и привлечения ее к общественно-политической жизни.

Так, в преддверии выборов Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года избирательной комиссией республики был организован и проведен цикл встреч и разъяснительных бесед с учащимися образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций республики. Проведение данных мероприятий было направлено на формирования у молодых избирателей гражданской ответственности, повышение уровня информированности о выборах и электоральной активности среди молодежи. Охват аудитории составил около тысячи студентов.

Особое внимание Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики уделяет вопросу обеспечения реализации избирательных прав граждан с инвалидностью. Комиссия имеет немалый опыт взаимодействия по данному вопросу с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными учреждениями и общественными организациями инвалидов.

На сегодняшний день комиссия накопила значительный практический опыт в организации и проведении выборов различного уровня. С момента образования Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики на территории республики проведено 776 избирательных кампаний, из них – 13 федеральных, 21 региональная и 742 муниципальных.

Следует отметить, что с проведением каждой последующей избирательной кампании определяются положительные тенденции в обеспечении открытости избирательной системы, повышении эффективности мер обеспечения и защиты избирательных прав граждан.

Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики на современном этапе развития избирательной системы республики и страны в целом настроена на дальнейшее укрепление демократических институтов избирательного права, совершенствование избирательного законодательства и, как результат, повышение уровня доверия граждан к институту выборов и избирательной системе.

1 Батирай Едыдж // Черкесы, адыги в рисунках европейских художников XVII–XIX веков. Майкоп, 2009. С. 40

2 Батирай Едыдж // Черкесы, адыги в рисунках европейских художников XVII–XIX веков. Майкоп, 2009. С. 51.

3 Черкесы, адыги в рисунках европейских художников XVII–XIX веков. Майкоп, 2009. С. 114.

4 Адыгская (черкесская) энциклопедия. ФОНД им. Б.Х. АКБАШЕВА. Москва, 2006. С. 140–143.

5 Адыгская (черкесская) энциклопедия. ФОНД им. Б.Х. АКБАШЕВА. Москва, 2006. С. 151.

6 Зумакулов Б.М. // Институт выборов в истории Кабардино-Балкарии. Нальчик: «Эль-фа», 2005. С. 16

7 Батирай Едыдж // Черкесы, адыги в рисунках европейских художников XVII–XIX веков. Майкоп, 2009. С. 49.

8 Малкандуев Х.Х. О балкаро-карачаевском Тёре // Мир культуры. Издательство «Эльбрус». Нальчик, 1990. С. 57.

9 Карачаевцы и балкарцы (язык, этнография, археология, фольклор) М., 2001. С. 198.

10 Малкандуев Х.Х. О балкаро-карачаевском Тёре // Мир культуры. Издательство «Эльбрус». Нальчик, 1990. С. 59.

11 Зумакулов Б.М. // Институт выборов в истории Кабардино-Балкарии. Нальчик: «Эль-фа», 2005. С. 17.

12 Аузский Станислав. Казаки как особое сословие. М.: Олмапресс; СПб.: Издательский Дом «Нева». С. 18-21.

13 Илюмжинов К., Максимов К. на пути к демократии. Элиста, 1998. С. 16–17.

14 Зумакулов Б.М. // Институт выборов в истории Кабардино-Балкарии. Нальчик: «Эль-фа», 2005. С. 36.

15 Зумакулов Б.М. // Институт выборов в истории Кабардино-Балкарии. Нальчик: «Эль-фа», 2005. С. 37.

16 История КБР. В 2 т. Т. 2. С. 181.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru