История избирательной системы
Российской Федерации в воспоминаниях


Избирательная система Краснодарского края: работа в интересах кубанских избирателей

Избирательная комиссия Краснодарского края


Система избирательных комиссий Краснодарского края была сформирована более двадцати лет назад. Краевое избирательное законодательство регулярно обновлялось и совершенствовалось, поэтому менялась система, структура, задачи и возможности избирательных комиссий. Весь этот длительный путь развития избирательная система Кубани прошла в самых различных общественно-политических условиях, но смогла обеспечить стабильное формирование государственных институтов управления в стране и регионе.

К настоящему времени выстроена четкая система избирательных комиссий края, где каждое звено имеет свои полномочия, функции, самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его компетенции, и все они действуют как единая слаженная команда, которая обеспечивает подготовку и проведение выборов, реализацию и защиту избирательных прав граждан, контроль за соблюдением законодательства о выборах. Избирательную систему края можно сравнить с механизмом хороших часов, в которых каждое звено функционирует слаженно, опираясь на работу коллег как в вышестоящих, так и в нижестоящих избирательных комиссиях.

За два десятилетия работы системы избирательных комиссий края значительно укрепился кадровый потенциал организаторов выборов, вырос уровень профессиональной подготовки членов избирательных комиссий, заметно повысился уровень открытости, гласности, прозрачности избирательного процесса для всех его участников. С каждым годом кубанская избирательная система выходит на новый уровень реализации своих ключевых направлений работы с учетом современных трендов развития электоральной сферы, задаваемых особенно активно в последние годы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Богатейшую историю избирательной системы Кубани, пожалуй, как и любой государственной системы, обеспечивают люди. Организаторы выборов на Кубани всегда отличались стойким духом, ассоциирующимся с казачьими традициями, стремлением во что бы то ни стало обеспечить и защитить интересы избирателей. Кубанские избиратели всегда оставались, остаются и будут оставаться в центре внимания организаторов выборов. Чтобы реализовать интересы избирателей, избирательным комиссиям приходится прикладывать немало усилий, чтобы обеспечить всем реальные возможности прийти на избирательный участок и отдать свой голос в поддержку будущего родной станицы, края и государства.

Сложившаяся на сегодняшний день система избирательных комиссий Краснодарского края включает в себя избирательную комиссию Краснодарского края, 3 избирательные комиссии муниципальных образований (г. Краснодара, г. Сочи, г. Новороссийска), 60 территориальных избирательных комиссий, 2750 участковых избирательных комиссий, сформированных на постоянной основе, в состав которых назначены 31 616 членов комиссий с правом решающего голоса, около 17 000 человек зачислено в резерв составов участковых избирательных комиссий.

На протяжении многих лет избирательная система Кубани сохраняет третью позицию в стране по количеству избирателей. Сегодня численность избирателей в крае составляет 4 090 950 человек.

Как в политической системе Кубани, так и в электоральной сфере широкое представительство получили политические партии. Достаточно привести лишь следующие цифры: в составе территориальных избирательных комиссий присутствуют представители 18 политических партий. Примечательно, что среди председателей, их заместителей и секретарей территориальных избирательных комиссий есть представители «малых» и непарламентских партий. Еще шире партийное представительство в системе участковых избирательных комиссий. Своим правом предложить кандидатуры в составы участковых комиссий воспользовались 23 политические партии.

У избирательной системы Краснодарского края богатейший опыт организации и проведения выборов. За прошедшие годы проведено семь федеральных парламентских и семь президентских избирательных кампаний, шесть избирательных кампаний по выборам депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, четыре избирательные кампании по выборам главы администрации (губернатора) Краснодарского края, многочисленные кампании по выборам депутатов представительных органов и глав муниципальных образований Краснодарского края (3216 муниципальных выборов), а также 11 местных референдумов.

***

Кубанская советская избирательная система, как и избирательные системы других регионов, начала складываться и формироваться уже в мирное время – в послевоенные годы, поскольку 11 октября 1945 года было утверждено Положение о выборах в Верховный Совет СССР нового созыва. Верховный Совет СССР состоял из двух палат, в каждую из которых избирались народные представители. Территория Краснодарского края и Крыма входила в избирательный округ № 12 по выборам в Совет Национальностей. Для выборов в Совет Союза территория Кубани была поделена сразу на несколько избирательных округов, каждый из которых насчитывал по 300 тысяч избирателей.

Кубанцы приступили к подготовке к выборам, сформировав первые избирательные участки и определив для работы на них представителей участковых избирательных комиссий.

Безусловно, в этой важной общественной деятельности принимали участие уважаемые в обществе и наиболее известные по трудовым достижениям люди.

Избирательные комиссии вели активную информационную деятельность. Вся агитационная деятельности сводилась к зачитыванию информации о кандидатах в специальных агитпунктах, в которых проводились беседы с избирателями. Уже тогда о предстоящих выборах и трудовых достижениях кандидатов местные жители могли прочитать на страницах районных газет, которые стали надежными помощниками комиссий в работе по освещению выборных процедур. В печатной прессе публиковались разъяснения для избирателей под рубрикой «В помощь избирателю». В этих статьях рассказывалось, как получить удостоверение для голосования, сколько бюллетеней получит избиратель, какие кандидаты будут принимать участие в выборах.

На предприятиях и учреждениях была организована перепись избирателей, списки которых передавались в горисполкомы для подготовки бюллетеней.

В этой работе переписчикам помогали председатели и члены квартальных комитетов. На Кубани изначально было непросто установить количество избирателей, поскольку аграрная направленность региона способствовала активному внутреннему перемещению местных жителей и расселению большого количества населения в сельской местности. Те избиратели, которые выезжали за пределы города или меняли место жительства, могли получить в горисполкоме удостоверения на право голосования, которые выдавались как в дневное, так и в вечернее время.

На заседаниях горисполкома регулярно рассматривались вопросы по подготовке выборов: заслушивались отчеты председателей комиссий о работе, утверждались планы культурного, торгового обслуживания избирателей на участках, которым уделялось ключевое внимание. Старожилы избирательных комиссий не без основания считают, что именно на Кубани и было сформировано мнение о том, что выборы являются народным праздником и ярким событием, традиции которого активно поддерживаются в крае и по сей день.

Подготовка к выборам на Кубани проходила в обстановке восстановления и развития народного хозяйства страны после Великой Отечественной войны, а также празднования годовщины с момента принятия Конституции, когда в стране был огромный политический подъем.

Во всех крупных городах края велосипедисты проводили эстафету-пробег с агитационными афишами. Улицы районных центров и помещения для голосования украшались флагами и кумачовыми транспарантами, а люди шли голосовать под звуки оркестра.

В дальнейшем практика всеобщего вовлечения в организацию выборов на Кубани продолжилась на выборах в краевые, окружные, районные, городские и поселковые Советы.

В послевоенные годы на Кубани образуется 200 избирательных округов для выборов в краевой Совет. В каждом избирательном округе определялась комиссия из 11 наиболее ответственных и авторитетных местных жителей, которые организовывали выборные процедуры в городах и станицах, а также примыкающих к ним поселениях.

В процесс организации выборов активно вовлекается молодежь. В составе буквально каждой участковой избирательной комиссии работало по несколько комсомольцев.

В конце 50-х годов в изготовлении информационно-агитационных материалов в крае впервые стала применяться цветная полиграфия, что позволило вывести разъяснительную работу на новый уровень. Появляются яркие цветные плакаты, изготовление которых осуществлялось известными графиками и художниками того времени.

В последующем, с 60-х годов большую роль в работе с населением в период избирательных кампаний продолжали играть агитколлективы. Они проводили встречи и собрания в различных аудиториях. Партийные органы контролировали предвыборную кампанию, местные партийные ячейки фиксировали информацию о количестве проведенных встреч и присутствующих на них избирателях, о ходе этих мероприятий и впечатлениях избирателей.

***

Современная избирательная система края берет свое начало с проведения первых выборов в Законодательное Собрание Краснодарского края первого созыва, которые состоялись 20 ноября 1994 года. Именно тогда, 23 года назад, началось создание краевой нормативной базы, были заложены основные подходы в определении и развитии избирательной системы Краснодарского края.

Избирательная комиссия Краснодарского края в качестве постоянно действующего государственного органа была сформирована в 1995 году. Первоначально деятельность избирательной комиссии регламентировалась Положением об Избирательной комиссии Краснодарского края 1995 года. С развитием современного избирательного законодательства полномочия Избирательной комиссии Краснодарского края расширялись и детализировались.

В настоящее время правовой статус Избирательной комиссии Краснодарского края определяется Уставом Краснодарского края, Законом Краснодарского края от 4 июня 1999 г. №186-КЗ «Об избирательной комиссии Краснодарского края», Законом Краснодарского края от 8 апреля №571-КЗ «О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае», Регламентом Избирательной комиссии Краснодарского края, утвержденным постановлением Избирательной комиссии Краснодарского края от 18 августа 2003 года № 8-П.

За эти годы состоялось 578 заседаний краевой избирательной комиссии пяти составов. Избирательная комиссия края стремилась углублять и расширять профессиональный подход в организации и проведении демократических процедур в крае, не только помогая в реализации гражданам их конституционных прав, но и развивая гражданское общество в регионе.

За эти годы члены комиссии выступили 79 раз с законодательными инициативами по развитию региональной базы избирательного законодательства.

История избирательной системы более чем за двадцатилетний период насчитывает множество ярких и важных событий. Особый вклад принадлежит председателям краевой комиссии, которые направляли и развивали избирательную систему. За это время в разные годы краевую избирательную комиссию возглавляли:

Каждый председатель внес свою лепту и свой вклад в избирательную систему Кубани.

Первый председатель Избирательной комиссии Краснодарского края Сергей Андреевич Даниленко с 2018 года после долгих лет работы в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации сегодня возглавляет Севастопольскую городскую избирательную комиссию, чем очень гордятся организаторы выборов в крае.

Краснодарский край традиционно идет в авангарде развития современных технологий и новаций в избирательном процессе России. После возвращения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации в марте 2014 года именно избирательная система Кубани стала надежным и уверенным ориентиром для коллег из двух российских регионов. С этого периода начинается тесное взаимодействие в рамках совместных совещаний с крымскими и севастопольскими организаторами выборов по передаче наработанного за эти долгие годы опыта. В 2015 году на территории Краснодарского края идет подготовка к запуску QR-кодирования протоколов участковых избирательных комиссий, а в апреле 2017 года ее тестируют на муниципальных выборах в Славянском районе Краснодарского края.

На гостеприимной кубанской земле за эти годы в период подготовки избирательных кампаний неоднократно проводились совещания всероссийского и межрегионального уровня, которые проходили при поддержке председателей разных составов Избирательной комиссии Краснодарского края. В 2014 году в городе-курорте Сочи было проведено Всероссийское совещание с председателями избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

В 2016 году в крае проводилось расширенное совещание руководителей субъектовых избирательных комиссий Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. В 2017 и 2018 годах подобные встречи проводились по вопросам развития институтов общественного контроля на выборах. Более чем за двадцатилетнюю историю край с рабочими визитами посещали организаторы выборов из различных российских регионов. Развитие и поддержка межрегионального сотрудничества организаторов является доброй кубанской традицией.

Кроме того, неоднократно в ходе выборов осуществляли свою деятельность международные наблюдатели, в том числе представляющие Бюро по демократическим институтам и правам человека при ОБСЕ, Европейский парламент и различные правозащитные международные общественные объединения и организации. Открытость, прозрачность и готовность к взаимодействию на протяжении всей истории развития электоральной системы Кубани остаются и сегодня приоритетами в работе краевой избирательной комиссии.

***

Глубокое уважение организаторов выборов и избирателей к истории своего родного региона накануне единого дня голосования осенью 2017 года было выражено в присвоении именного статуса избирательным участкам. На территории действия каждой территориальной избирательной комиссии с учетом мнения местных жителей были определены те участки, которым решением комиссий присваивался статус именных.

В торжественном открытии избирательных участков принимали участие члены территориальных и участковых избирательных комиссий, избиратели, родственники и близкие люди известных людей, в честь которых были названы избирательные участки, представители средств массовой информации. Во многих муниципальных образованиях участкам присваивались имена известных деятелей культуры, ученых и героев Великой Отечественной войны и Российской Федерации.

Например, в Крымском районе на входе в помещение для голосования на избирательном участке избиратели установили бюст известного летчика и героя Великой Отечественной войны Владимира Аврамовича Алексеенко, а на именном избирательном участке в г. Новороссийске оформлен специальный стенд, посвященный летчику-испытателю Владимиру Константиновичу Коккинаки. В настоящее время на Кубани 69 избирательным участкам присвоен статус именных.

***

Избирательная комиссия Краснодарского края активно взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления, политическими партиями и иными общественными объединениями, правоохранительными органами, средствами массовой информации. Крайизбирком активно привлекает к избирательному процессу общественность. На Кубани уже более четырех лет ведется теснейшее сотрудничество с институтами гражданского общества и их вовлечением в электоральную сферу.

Особую ценность для избирательной системы Кубани имеют заключенные соглашения о сотрудничестве и взаимодействии. Краевая избирательная комиссия имеет такие Соглашения с Уполномоченным по правам человека в Краснодарском крае, Общественной палатой Краснодарского края, Советом при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека, Краснодарским региональным отделением «Ассоциации юристов России», Ассоциацией «Совет муниципальных образований Краснодарского края», Союзом журналистов Краснодарского края, Управлением федеральной почтовой связи Краснодарского края, ведущими высшими учебными заведениями края.

При избирательной комиссии на постоянной основе действуют консультативные органы – Общественный экспертный совет и Молодежный общественный совет.

Крайизбиркому удалось консолидировать, объединить общественность вокруг выборов, выведя осуществление общественного наблюдения и контроля на новый уровень. Положительный опыт был отмечен Председателем ЦИК России Эллой Александровной Памфиловой на встрече в г. Москве в июле 2017 года.

В 2016 году в рамках выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации впервые формируется Объединенный штаб общественного наблюдения на территории Краснодарского края. Инициаторами создания штаба выступают общественники региона. В последующем штаб формируется на выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации. Каждый раз во время проведения избирательных кампаний штаб общественного наблюдения доказывал свою высокую эффективность.

Усилия общественников на выборах сводятся к тому, чтобы обеспечить проведение избирательных кампаний максимально гласно, открыто и прозрачно. Транспарентность подходов избирательной комиссии Краснодарского края была высоко оценена и замечена в регионе.

***

Важнейший вклад в работу избирательной системы Кубани внесли непосредственно те, кто все это время работали на благо кубанских избирателей. Высокопрофессиональная, опытная, с высокой самоотдачей «семья» организаторов выборов имеет свою историю, которая в различных уголках Кубани запомнилась своими яркими моментами.

 Особое внимание на Кубани уделяется работе с подрастающим поколением. Системную и комплексную работу во всех муниципалитетах проводят территориальные избирательные комиссии, которые стали настоящей опорой для органов местного самоуправления в сфере образования, культуры и молодежной политики. Особо значимым моментом в истории взаимодействия комиссий с молодежью стала система формирования так называемых клубов избирателей.

Например, более десяти лет назад при территориальной избирательной комиссии Белореченская был создан один из самых первых в крае клубов молодых избирателей, куда первоначально вошли студенты и молодые преподаватели учебных заведений города, а также преподаватели и учащиеся старших классов средних общеобразовательных школ.

Со временем круг участников клуба значительно расширился за счет представителей иных учебных заведений района. Ребята регулярно участвуют в выездных мероприятиях, посещают избирательные комиссии Краснодарского края, готовят материалы на молодежные конкурсы. В последующем многие ребята, являвшиеся членами Клуба молодых избирателей, стали членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, действующими на территории муниципальных образований.

***

Приоритетными направлениями в деятельности Избирательной комиссии Краснодарского края в любой период являются организация постоянного повышения уровня профессиональной подготовки и качественного обучения членов избирательных комиссий различных уровней и их резерва, участие в совершенствовании избирательного законодательства, информационно-разъяснительная работа среди избирателей, в том числе с отдельными категориями избирателей, такими как молодежь и лица с ограниченными возможностями здоровья.

Избирательные комиссии не только работают с молодыми и будущими избирателями, но и вовлекают молодые кадры в избирательную систему. В текущем 2018 году отдельным предметом для гордости избирательной системы края стал тот факт, что при формировании участковых избирательных комиссий территориальные избирательные комиссии уделили особое внимание молодежи. В Краснодарском крае впервые сформированы 104 молодежные участковые избирательные комиссии, в которых более половины членов с правом решающего голоса – лица в возрасте до 35 лет. В составе молодежных участковых избирательных комиссий из 1206 членов с правом решающего голоса 765 человек представляют молодежь, многие из которых впервые пробуют себя в роли организаторов выборов.

На Кубани впервые молодежная участковая избирательная комиссия была создана по инициативе территориальной избирательной комиссии Горячеключевская. Инициатором идеи создания молодежных участковых избирательных комиссий выступила заслуженный юрист РСФСР, почетный работник прокуратуры Российской Федерации, заместитель председателя территориальной избирательной комиссии Горячеключевская на протяжении 20 лет Нонна Аркадьевна Бегель. В 2006 году Избирательная комиссия Краснодарского края проводила конкурс среди территориальных избирательных комиссий на лучшую организацию работы по повышению правовой культуры избирателей и обучению организаторов выборов. В ходе подготовки этого конкурса у Нонны Аркадьевны неожиданно возникла идея: А почему бы не создать участковую избирательную комиссию, полностью состоящую из молодежи? Вскоре территориальная избирательная комиссия эту идею осуществила. Создали комиссию из студентов филиала Кубанского государственного университета и работающей молодежи в городе Горячий Ключ. Члены территориальной избирательной комиссии составили план работы, обучили ребят и к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2007 году доверили им избирательный участок №10-05. Оригинальность идеи состояла в создании участковой избирательной комиссии непосредственно из молодых людей, формировании особого молодежного объединения, вовлечения молодых людей в избирательный процесс. Таким образом, впервые в крае была создана молодежная участковая избирательная комиссия, которая работала на всех последующих выборах. Идею формирования и работы с молодежными участковыми избирательными комиссиями, а именно молодыми организаторами выборов, подхватили и другие территориальные избирательные комиссии.

Неформальное движение молодежных участковых избирательных комиссий охватило весь регион.

***

Молодежь активна и целеустремленна, а, следовательно, готова к обмену опытом и заимствованию наиболее успешных практик. Ярким примером этой деятельности является реализация долгосрочного проекта «Выборград», который уже на протяжении 11 лет реализуется Избирательной комиссией Краснодарского края совместно с территориальной избирательной комиссией Апшеронская.

С 2006 года территориальная избирательная комиссия Апшеронская объединяет многих молодых организаторов выборов в рамках специальной летней смены. По инициативе Избирательной комиссии Краснодарского края во Всероссийском детском центре «Орленок» в 2010 году состоялся Форум студентов юридических факультетов высших учебных заведений Российской Федерации «Выборград-2010», который стал новым этапом в реализации этого проекта.

Особую работу по данному направлению проводит территориальная избирательная комиссия Армавирская. Его организаторы пришли к мысли, что география «Выборграда» должна быть расширена и его надо выводить на новый федеральный уровень. Впервые на гостеприимной кубанской земле встретились студенты 15 государственных вузов из 6 субъектов Российской Федерации: Адыгеи, Карелии, Краснодарского края, Ставропольского края, Волгоградской области и города Санкт-Петербурга.


Организаторы определили главные задачи форума: изучение и применение на практике основ теории избирательного законодательства, осмысление выборных процессов с использованием избирательных технологий, создание кадрового резерва для избирательных комиссий всех уровней и органов власти.

Инициатива проведения Форума студентов «Выборград-2010» нашла поддержку в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Администрации Краснодарского края и Законодательном Собрании Краснодарского края. Проект «Выборград» полностью моделировал политическую систему страны, знакомя молодежь с законным электоральным механизмом.

В последующем «Выборград» перерос в площадку для обмена мнениями и дискуссиями членов молодежных участковых избирательных комиссий. Встречи на апшеронской земле стали традицией. В 2017 году «Выборград» в одиннадцатый раз радушно встретил молодежные участковые избирательные комиссии из различных муниципальных образований Кубани.

Анализируя реализацию проекта «Выборград», можно с уверенностью сказать, что это новый, творческий и эффективный подход к обучению молодых организаторов выборов, ставший настоящей кузницей кадров, способных на профессиональном уровне организовать и провести избирательную кампанию. Это уникальный проект, аналогов которому нет ни в одном субъекте Российской Федерации.

***

В целях повышения политической культуры и электоральной активности молодых избирателей Краснодарского края в 2006 году избирательной комиссией Краснодарского края и молодыми ученными Кубанского государственного университета был создан Краснодарский краевой молодежный политический клуб, который объединил в себе лучшие традиции клубной работы и динамичную конкурсную программу. За время деятельности клуба участниками его заседаний стали не только краснодарские студенты, но и молодежь из различных муниципальных образований края. Идея проведения политических дискуссий прижилась в молодежной среде, ребята из разных муниципальных образований стали объединяться и создавать отделения клуба.

Сейчас молодежные политические клубы действуют во всех муниципальных районах и городских округах края. Территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований содействуют в организации проводимых политклубами заседаний, конкурсов и иных мероприятий.

В настоящее время краевой молодежный политклуб объединяет представителей молодежных политклубов муниципальных образований, клубов молодых избирателей, студенческих активов вузов, органов молодежного самоуправления. Регулярно, как правило в конце года, с участием избирательной комиссии Краснодарского края проходит итоговое заседание, на котором выявляются победители конкурса на звание «Лучший молодежный политический клуб», «Лучший политик молодежного политического клуба», других конкурсов и вручаются призы. Также проводятся регулярные выездные зональные заседания краевого молодежного политклуба.

***

Активность и творческие таланты председателей территориальных и муниципальных избирательных комиссий не исчерпываются пределами родного города или станицы, ведь многие организаторы выборов стремятся к обмену опытом.

По видеомосту впервые в 2016 году проводился межрегиональный интеллектуальный скайп-турнир «Будущие избиратели: Сочи – Владивосток». Несмотря на разделяющее российские города расстояние в 10 тысяч километров и разницу во времени в 7 часов, скайп-турнир объединяет молодежь страны и позволяет уже три года выявлять знатоков избирательного права среди старшеклассников. В состав команд - участников интеллектуальной викторины вошли победители региональных олимпиад по обществознанию и праву.

Первый опыт межрегиональных соревнований среди будущих избирателей оказался успешным, и, несмотря на территориальную удаленность двух городов, подтвердил общность интересов молодежи и высокий уровень знаний старшеклассников.

Меняются вопросы, команды и их участники, но неизменным остается накал интеллектуальной борьбы. Межрегиональные соревнования юных интеллектуалов состоялись в 2017 и 2018 годах, став доброй традицией. Команды наших морских городов вновь встретятся на интеллектуальном скайп-турнире в феврале 2019 года, а географический состав участников планируется расширить.

***

Другим уникальным для избирательной системы опытом стал запуск молодежного образовательного проекта «Молодежная школа правовой и политической культуры». Столь масштабный образовательный проект в Краснодарском крае реализовывался впервые. В течение нескольких месяцев избирательная комиссия Краснодарского края готовила и обучала молодых наблюдателей, многие из которых смогли осуществлять наблюдение на выборах Президента Российской Федерации.


Новый образовательный проект Избирательной комиссии Краснодарского края оказался интересен для молодежи, ведь его инициаторами как раз и стали молодые люди. Комиссия не только ответственно подходит к организации мероприятий, но и прислушивается к молодежи. Таким образом, воспитывается новое поколение будущих общественников и активистов на Кубани.

Финальное занятие в Молодежной школе правовой и политической культуры состоялось 20 февраля 2018 года. Всего в занятиях приняли участие более 1000 слушателей. С 1 по 18 марта на сайте сетевого издания «Вестник Избирательной комиссии Краснодарского края» было проведено тестирование участников Молодежной школы, в котором приняли участие более 700 слушателей, из них 300 человек успешно ответили на тестовые задания. Им были вручены сертификаты Избирательной комиссии Краснодарского края.

Фактически в Школе подготовили и обучили почти тысячу молодых наблюдателей. Планируется, что данный проект будет продолжаться в преддверии крупных федеральных и региональных выборов.

Избирательные комиссии Краснодарского края активно занимаются популяризацией научных исследований в области избирательного права и процесса среди кубанских студентов. Хорошей традицией стало проведение конкурса студенческих научных работ при поддержке территориальных и муниципальных избирательных комиссий совместно с ведущими высшими учебными заведениями Краснодарского края. Итоги краевого конкурса подводятся Избирательной комиссией Краснодарского края на ежегодно проводимой межвузовской научно-практической конференции. Интересный факт: многие победители конкурса в последствии так или иначе работают в избирательной системе в комиссиях различного уровня, продолжают активно взаимодействовать с комиссиями по вопросам повышения правовой культуры.

Интерес к конкурсу растет с каждым годом. В 2018 году краевая избирательная комиссия получила более 50 работ студентов более 20 кубанских вузов. Работы представляют студенты не только государственных, но и частных учебных заведений. В конкурсную комиссию входят представители научного сообщества, практики избирательного процесса, члены избирательной комиссии Краснодарского края и сотрудники аппарата. Развивая различные направления вовлечения молодежи в электоральный процесс, избирательные комиссии края стремятся отразить научные предпочтения молодежи для совершенствования избирательной практики.

***

Важными направлениями работы стали реализация и обеспечение избирательных прав инвалидов. В рамках реализации Государственной программы «Доступная среда», основной задачей которой является обеспечение реализации активного избирательного права людьми с ограниченными физическими возможностями, территориальные комиссии проводят большую работу совместно с общественными организациями по защите прав инвалидов.

Особую работу по данному направлению проводит территориальная избирательная комиссия Армавирская, привлекая к работе членов Всероссийского общества слепых (ВОС) и Всероссийского общества глухих (ВОГ), городского общества инвалидов, представителей органов социальной защиты населения. В Армавирском профессиональном училище инвалидов проводились заседания молодежного клуба «Тропинка к душе». В школе-интернате для слепых и слабовидящих детей совместно с отделом по делам молодежи администрации города и членами территориальной избирательной комиссии организовывались заседания «круглых столов» Молодежной городской думы. Для организации информирования о реализации активного избирательного права избирателей с ограниченными возможностями регулярно проводятся встречи с председателями первичных общественных организаций ВОС и ВОГ с привлечением на подобные мероприятия сурдопереводчиков.

На избирательном участке № 04-30 города Армавира, на территории которого компактно проживают инвалиды по зрению (более 70 избирателей – инвалидов по зрению), председателем участковой избирательной комиссии в 2015 году стал Виталий Юрьевич Махонин – инвалид по зрению. В избирательной системе края он работал с 2000 года в качестве члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, с 2011 по 2015 год – заместителем председателя участковой комиссии. В составе участковой избирательной комиссии № 04-30 также четыре человека являются инвалидами по зрению.

В период подготовки выборов на данном избирательном участке создаются необходимые условия для волеизъявления данной категории избирателей: оборудуются специальные направляющие для ориентирования слепых и слабовидящих избирателей, участок всегда обеспечен информационными материалами, выполненными с использованием азбуки Брайля, лупами для слепых и слабовидящих избирателей, а также трафаретами с прорезями для самостоятельного заполнения избирательных бюллетеней. В день голосования участок обеспечивается необходимым транспортом для доставки избирателей–инвалидов на избирательный участок. Кроме того, подобная работа ведется всеми территориальными избирательными комиссиями и избирательными комиссиями муниципальных образований Краснодарского края.


В результате кропотливой и последовательной работы, проводимой всей системой избирательных комиссий края, сегодня отмечается устойчивая тенденция сокращения количества поступающих в избирательную комиссию края обоснованных жалоб и обращений о нарушениях избирательного законодательства, что свидетельствует о повышении профессионального уровня работы избирательных комиссий всех уровней, эффективности проводимой ими информационно-разъяснительной деятельности.

***

Организаторы выборов на Кубани в 2017 году впервые отметили свой профессиональный праздник. И теперь ежегодно 20 ноября на Кубани – День избирательной системы Краснодарского края. Соответствующие изменения были внесены в Закон Краснодарского края «Об установлении праздничных дней и памятных дат в Краснодарском крае». Краснодарский край стал первым российским регионом, в котором труд организаторов выборов был так высоко оценен парламентариями и жителями и отмечен специальным днем в календаре.

Системная и слаженная деятельность Избирательной комиссии Краснодарского края позволит и в дальнейшем динамично развиваться всей избирательной системе края, отвечая на запросы общества и политической системы России и Краснодарского края. К этой важной и серьезной работе организаторы выборов на Кубани относятся с высочайшим чувством ответственности.

Более чем за 20 лет в регионе сформирован устойчивый механизм обеспечения законности и гласности избирательного процесса. В настоящее время этот опыт наполняется новым, современным содержанием, сохраняя память и уважение к истории работы избирательной системы Кубани.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru