История избирательной системы
Российской Федерации в воспоминаниях


«Мы работаем одной командой и руководствуемся только законом»

Избирательная комиссия Курской области


Право граждан формировать органы власти ‒ важнейшая гарантия, зафиксированная в Конституции. В этом году Россия отмечает 25-летие Основного закона страны и избирательной системы. О том, как выстроен современный избирательный процесс, почему административный ресурс бывает на пользу выборам, как сделать голосование доступнее для избирателей и каким видится женское лицо избирательной системы, рассказывает председатель Избирательной комиссии Курской области Галина Заика.

Галина Дмитриевна, давайте оглянемся назад: выборы проводились и в советское время. В чем, на Ваш взгляд, основное отличие современной избирательной системы от той, что существовала ранее?

‒ Это прежде всего провозглашенный еще в 1993 году принцип независимости работы избирательных комиссий и подчинение их только закону. Как эта независимость обеспечивается? В первую очередь ‒ порядком формирования избиркомов. В них работают граждане, предложенные политическими партиями, общественными организациями, органами законодательной, представительной, исполнительной власти, вышестоящими избирательными комиссиями, собраниями избирателей по месту работы, учебы, жительства, службы. То есть в избирательной системе представлен широкий спектр мнений, различные политические и общественные силы.

Еще одно важное условие независимости ‒ статус избирательных комиссий как постоянно действующих органов. За точку отсчета работы облизбиркома в его современном виде мы берем апрель 1995 года ‒ именно тогда Курская областная Дума утвердила положение об Избирательной комиссии Курской области, а в июне состоялось ее первое заседание. Сейчас работает уже шестой состав регионального избиркома.

За эти годы в России сформирована система избирательных комиссий как независимых коллегиальных органов, которые на профессиональной основе проводят выборы и референдумы. Кроме того, избиркомы решают задачи, сопутствующие избирательному процессу. Это учет избирателей, обучение организаторов выборов, контроль финансовых отчетов политических партий, обеспечение гарантий равенства освещения деятельности партий в эфире государственных телерадиокомпаний и многие другие задачи.

‒ Какие самые важные изменения произошли в избирательной системе, в том числе и Курской области, за последние годы?

‒ Новации коснулись всех ‒ и организаторов выборов, и кандидатов, и избирателей.  С одной стороны, ужесточились требования к членам избирательных комиссий, к качеству их работы, организации голосования и подсчета голосов избирателей. Что касается других участников избирательного процесса ‒ партий, кандидатов, избирателей, ‒ то здесь другая тенденция. Законодатель в ряде случаев упрощает для них механизм участия в выборах, снимает бюрократические барьеры.

Самое значимое, революционное событие ‒ отмена открепительных удостоверений и реализация проекта «Мобильный избиратель», когда избиратель вправе, подав заявление в ТИК, УИК, через многофункциональный центр или Единый портал госуслуг, проголосовать на удобном ему избирательном участке по месту нахождения. Новой возможностью на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года воспользовались более 5 млн граждан. В Курской области свыше 36 тысяч избирателей подали заявления о голосовании по месту нахождения.

В июле этого года в Кодекс Курской области о выборах и референдумах внесены изменения, согласно которым проект «Мобильный избиратель» будет работать и на выборах регионального уровня, к примеру, на выборах Губернатора Курской области в 2019 году, депутатов Курской областной Думы седьмого созыва в 2021 году.

Система совершенствуется, поэтому новаций – и законодательных, и технических – немало. Место традиционных урн для голосования заняли комплексы обработки избирательных бюллетеней, способные в считанные минуты определить результаты волеизъявления на избирательном участке. Автоматизирован процесс изготовления протоколов УИК об итогах голосования, значительно ускорен процесс ввода данных в ГАС «Выборы». За проведением выборов теперь могут следить не только наблюдатели в помещении для голосования, но и видеокамеры, а вместе с ними ‒ пользователи сети Интернет. Прозрачность выборов – не просто метафора: ящики для голосования на избирательных участках заменены на прозрачные.

Все это способствует гласности и открытости проведения выборов, делает их более близкими и понятными для граждан и участников избирательного процесса.

‒ В этом году истек пятилетний срок полномочий участковых избирательных комиссий и сформированы новые составы УИК для работы в 2018–2023 годах. Насколько оправдан такой долгосрочный подход к созданию комиссий, ведь раньше это происходило накануне каждых конкретных выборов?  

‒ Дело в том, что новые формы обеспечения гласности, открытости подведения итогов голосования требуют высокой культуры и профессионализма членов избирательных комиссий. В этом залог доверия избирателей к выборам и их результатам. Поэтому одна из основных задач, которую ставит ЦИК России перед региональными избиркомами, – обучение организаторов и участников избирательного процесса, чтобы каждый, кто задействован в выборах, знал свои права и обязанности. А качественно выстроить процесс обучения возможно, только если люди пришли работать в комиссию не случайно, а всерьез и надолго.

При таком подходе у Избирательной комиссии Курской области и территориальных избирательных комиссий есть возможность начать цикл обучения членов участковых избирательных комиссий задолго до дня голосования, что, безусловно, влияет на качество профессиональной компетенции организаторов выборов.

‒ Как Вы относитесь к упрекам в том, что во время выборов задействуется административный ресурс?

‒ Если под административным ресурсом понимать оказание реальной поддержки при подготовке к выборам, которая выражается в предоставлении помещений и оргтехники комиссиям, обеспечении транспорта для членов комиссий и избирателей, создании комфортных условий для голосования граждан, то это прямая обязанность государственных и муниципальных органов власти.

Между Избирательной комиссией Курской области, органами государственной власти и местного самоуправления сложилось конструктивное взаимодействие по этим вопросам.

Мы помним, как в субботу 17 марта, накануне выборов Президента России, на Курскую область обрушился сильнейший снегопад. Два дня телефоны в облизбиркоме были раскалены, люди просили помочь им добраться до избирательных участков: «Вы все можете сделать, ведь сейчас вы главные!» Муниципальные власти в очень напряженном и оперативном режиме организовали расчистку снега и доставку людей в УИК, в том числе из отдаленных сел. Кто, как не исполнительная власть, быстрее всего решит эти и подобные им проблемы? Да, включается административный ресурс, но можно ли подобные действия расценивать как давление на избирателей?

Другое дело, что давление могут оказывать отдельные руководители, которые буквально диктуют своим подчиненным, за кого голосовать. Каждый такой факт получает соответствующую оценку.

‒ Как Вы считаете, изменилось ли отношение избирателей к процедуре голосования? Было время, когда выборы признавались несостоявшимися из-за низкой явки.

– Что касается отмены выборов из-за низкой явки и проведения повторных, – это дополнительные расходы, а значит, дополнительная нагрузка на бюджет. Конституция дает право гражданам формировать органы власти. На мой взгляд, участие в выборах – показатель сознательного и ответственного отношения к своей стране и региону, где ты живешь.

Сейчас избиратели стали более требовательны как к партиям и кандидатам, так и к соблюдению закона, своих прав в процессе организации голосования. Это показывает, к примеру, характер обращений на «горячую линию», которую во время каждых выборов проводит облизбирком.

Всем нам – и организаторам, и участникам избирательного процесса – нужно много работать для того, чтобы повысить доверие избирателей к выборам.

‒ Галина Дмитриевна, как Вы пришли работать в избирательную систему?

‒ Для меня работа в избирательной комиссии началась не с чистого листа. За плечами ‒ 20 лет службы в органах местного самоуправления, все они связаны с организацией и проведением выборов различного уровня в качестве члена избирательной комиссии. Поэтому на предложение стать председателем Избирательной комиссии области я ответила согласием. Работаю уже двенадцатый год, но воспринимаю каждые выборы как серьезный экзамен и понимаю, что несу большую ответственность за их результаты. Вместе с тем верю в себя и своих коллег, тем более что многие из них имеют богатый опыт проведения избирательных кампаний.

Сегодня Избирательная комиссия Курской области – это сплоченный коллектив, в котором более половины членов ‒ представители различных политических партий, общественных объединений. Все мы в одной команде и в работе руководствуемся только требованиями Закона.

Нам важно проводить выборы честно и качественно, в атмосфере гласности и уважения к правам каждого участника избирательной кампании. А запрос и требования общества к качеству проведения выборов, как вы знаете, сегодня очень высоки.

‒ Если попытаться нарисовать обобщенный портрет организатора выборов, то каким он получится?

‒ Можно сказать, что в основном избирательная система держится на женских плечах. В нашем регионе среди 10 тысяч организаторов выборов 70 процентов – женщины. Избирательную комиссию Курской области возглавляли и возглавляют исключительно женщины. Первый председатель Елена Максимовна Яровая, заместитель Татьяна Александровна Бахтина посвятили ей большую часть своей жизни. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации по достоинству оценила их труд, наградив высшей наградой ‒ Почетным знаком «За заслуги в организации выборов».

Интересно, что история выборов в России начинается с 9 века, а женщины получили право голосовать на выборах народных представителей всего лишь чуть больше ста лет назад – в 1917 году. А теперь они не только самая ответственная часть электората, но и опора всей избирательной системы.

Как Вы считаете, почему организация выборов стала женским делом?

‒ Возможно, потому, что большинство избирательных участков в области располагаются в учебных заведениях, библиотеках, учреждениях культуры, то есть преимущественно в «женских царствах». Их сотрудники часто становятся членами участковых избирательных комиссий. Одновременно они выполняют еще одну важную миссию ‒ проводят воспитательную работу с молодыми и будущими избирателями и повышают уровень правовой культуры наших граждан. А если голосование проходит на дому, то именно женщина чаще всего находит нужные теплые слова, чтобы поддержать пожилого человека, избирателя, который по состоянию здоровья не может прийти на избирательный участок.

Вместе мы делаем одно общее дело, важное для страны и каждого гражданина. Наша общая задача – обеспечить гарантированные Конституцией права избирать и быть избранными всем гражданам России, и, как следствие, – полную легитимность выборов, которая ни у кого не вызывала бы сомнений.

«У нас есть право не быть пассивными»

Татьяна Бахтина начала работать в качестве заместителя Председателя Избирательной комиссии Курской области в самый сложный и трудный период – во время становления избирательной системы Курской области первого десятилетия. Направить бурные, горячие и конфликтные избирательные кампании в правовое русло, наработать опыт и восполнить пробелы в законодательстве – эти непростые задачи решал в те годы избирком.

‒ Татьяна Александровна, у Вас солидный опыт работы в избирательной системе ‒ 16 лет, с 1995 по 2011 год. С какими трудностями Вы столкнулись на старте?

‒ Несовершенство законодательной базы и отсутствие правоприменительной практики ‒ основные проблемы организаторов выборов в то время. Сразу после образования в 1995 году Избирательная комиссия Курской области подключилась к разработке правовых актов, связанных с регулированием избирательного процесса. Кроме того, мы учились в новых современных условиях конструктивно взаимодействовать с политическими партиями.

Региональные избирательные кампании 1996 года ‒ выборы губернатора и депутатов Курской областной Думы ‒ стали для нас экзаменом на профпригодность и показали, что мы движемся в верном направлении. Памятен эпизод, когда мне пришлось присутствовать на заседании Верховного Суда, чтобы отстоять правомерность решения Избирательной комиссии Курской области.

Задача номер два ‒ обучение кадров, которые пришли работать в новую избирательную систему, ведь вся старая полностью рухнула. Требования закона, этапы избирательной кампании, действия членов комиссии ‒ все это мы по шагам, подробно рассматривали на многочисленных семинарах, делились наработанным опытом. Сейчас, общаясь с коллегами, знаю, что выстроена система обучения, разработаны программы, есть возможность дистанционного обучения и тестирования. Это, безусловно, важный показатель развития избирательной системы страны и региона.

И еще очень большое внимание комиссия уделяла информационно-разъяснительной деятельности. Я всегда выступала активным пропагандистом участия в выборах. В годы становления избирательной системы было особенно важно регулярно выступать в прессе, встречаться с людьми, ясно и доступно объяснять, кого и зачем они избирают, как работает закон. Убеждена, что чем выше активность избирателей, тем авторитетнее власть.

 ‒ Что бы Вы хотели пожелать организаторам выборов?

‒ Честности в проведении выборов ‒ это самое главное, это святое дело. Не идти ни на какие уловки, ни на какие компромиссы. Закон ‒ что Бог, выше нет. Поэтому самое важное для членов комиссий любого уровня – это честность.

Хочется также пожелать организаторам выборов энергии в работе и любви к своему делу. Роль личности в избирательном процессе, как и в истории, очень велика. Избирательные комиссии нуждаются в активных, инициативных людях, которые способны повести за собой, быть убедительными на встречах с избирателями, в том числе с молодежью, досконально знать свой участок работы. Ведь многое зависит не только от председателя, но и рядовых членов участковой комиссии, особенно в вопросах повышения активности избирателей, информирования о дне, месте и времени голосования.  

А у избирателей, в свою очередь, есть право не быть пассивными. Моя участковая комиссия знает, что я активный избиратель. В день голосования всегда подхожу к председателю поприветствовать, узнать, как идут дела, и пожелать удачи.

Конечно, в последние годы усовершенствовалось избирательное законодательство, изменились представления о техническом оснащении, информационном сопровождении выборов. Надеюсь, все достигнутое за 25 летний период найдет свое продолжение и обеспечит успешную работу в будущем.

Понедельник начинается в субботу

Самые близкие избирателям комиссии ‒ это территориальные и участковые избиркомы, именно они непосредственно занимаются организацией голосования и подсчетом голосов избирателей на избирательных участках. В Курской области действуют 35 территориальных избирательных комиссий, из них девять ‒ опорные, базовые, в круг обязанностей которых входят обучение организаторов выборов, работа по повышению правовой культуры избирателей и участников избирательного процесса. 1107 участковых избирательных комиссий обеспечивают процесс голосования на избирательных участках. Это десятитысячная команда людей, большая часть которых, являясь членами комиссий, осуществляет деятельность в них без отрыва от своей основной работы.

По итогам выборов Президента России Почетным знаком Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «За заслуги в организации выборов» награждена Наталия Вяткина, председатель базовой (опорной) территориальной избирательной комиссии Сеймского округа города Курска. Как считает Наталия Николаевна, избирательная система России ‒ это постоянно развивающийся и меняющийся организм, который заставляет всех, кто связан с выборами, быть в интеллектуальном и моральном тонусе:

 ‒ С развитием избирательного законодательства меняются избирательные технологии, расширяются избирательные права граждан. Ушли в прошлое времена, когда мы мечтали о новых кабинах и избирательных ящиках для участковых комиссий. Сегодня в нашем распоряжении КОИБы, видеонаблюдение, компьютеры, оргтехника.

Несколько лет тому назад мы с системными администраторами рассуждали о том, как было бы здорово, если бы участковые комиссии составляли протокол об итогах голосования в электронном виде, чтобы автоматически осуществлялись проверки контрольных и логических соотношений, чтобы можно было распечатать необходимое количество копий протоколов для наблюдателей без описок и в полном соответствии первому экземпляру. Теперь технология изготовления протокола с машиночитаемым кодом доступна всем участковым комиссиям. Конечно, работать в такой быстро и постоянно меняющейся системе непросто, но ‒ интересно!

Хочется сказать еще об одном достижении избирательной системы ‒ это пятилетний срок полномочий УИК. Для нас, территориальных комиссий, долгосрочность их работы ‒ очень важный аспект. Когда ты проводишь семинары, практические занятия по избирательному праву и из кампании в кампанию видишь прогресс и возросшие способности членов УИК, ты знаешь профессиональный потенциал каждого и можешь эффективнее строить свою работу по обучению.

Можно с уверенностью сказать, что за прошедшие пять лет работы участковых комиссий первого созыва их профессионализм и грамотность серьезно выросли. У нас сформировалась команда организаторов выборов, людей, преданных своей работе, закону и готовых постоянно обучаться новому.

Участковая комиссия избирательного участка № 56 Сеймского округа города Курска ‒ коллектив единомышленников, людей, увлеченных своим делом. «Участие в выборах – дело добровольное. Но это проявление ответственности и правовой культуры каждого гражданина, ‒ убеждена председатель комиссии Елена Комкина, учитель истории и обществознания школы № 43 им. Г.К. Жукова. ‒ Гражданин голосует потому, что неравнодушен к судьбе своей страны, города. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома. Ведь чем активнее и сознательнее участвует в управлении страной ее население, тем быстрее страна приходит к высокому уровню своего развития, к правовому государству».

В традициях комиссии ‒ дни отрытых дверей в рамках Декады молодого избирателя. Вдохновителем и ведущей встреч выступает председатель Елена Комкина. Гости узнают избирательную «кухню» и интересные факты об организаторах выборов. Все это для того, чтобы школьники и студенты знали: УИК – это не просто аббревиатура и вовсе не «терра инкогнита». Это место, где принимаются важные для страны решения и работают люди, для которых «понедельник начинается в субботу». И голос каждого избирателя имеет значение.

С 18 лет в избирательной комиссии работают Ирина Беляева и Никита Маслов, выпускники школы № 43. Поэтому на первые в их взрослой жизни выборы они пришли и в качестве членов УИК, и как впервые голосующие избиратели. Сейчас Никита Маслов избран секретарем УИК № 56. Член комиссии Мария Семиколенова заведует комплексом обработки избирательных бюллетеней. Свою работу любит и радуется, что избиратели со временем тоже стали доверять КОИБу и больше не называют его «машиной для уничтожения бумаг». Бабушки и внуки даже здороваются с вежливой техникой, помогающей быстро и достоверно подвести итоги голосования на избирательном участке. Любителям музыки Мария более известна как солистка группы MARY-N Band, участника джазовых фестивалей. А для Елены Ткаченко, члена участковой комиссии и учителя рисования школы № 43, выборы стали делом семейным. После того, как она стала заниматься организацией голосования, ее примеру последовали члены семьи и тоже пришли работать в избирательную систему.

Технологичные выборы

В 1995 году на выборах депутатов Государственной Думы второго созыва в Курской области впервые применяется техническое новшество − Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». Те, кто стал свидетелями технического прорыва, сравнивают его с отказом от деревянных счет и пишущих машинок в пользу современных компьютеров. ГАС «Выборы» позволяет очень быстро подвести предварительные итоги голосования путем ввода данных протоколов УИК в систему. И любой пользователь сети Интернет может ознакомиться на сайтах избиркомов с результатами голосования уже через несколько часов после завершения подсчета голосов избирателей.

Сегодня у информационно-телекоммуникационной системы – широкие возможности. С помощью ГАС «Выборы» автоматизированы все этапы проведения избирательных кампаний любого уровня – от выборов сельского депутата до выборов Президента России. С момента назначения и до официального опубликования результатов процесс прозрачный и контролируемый. Благодаря ГАС «Выборы» обеспечивается достоверность, оперативность, полнота информации о выборах так, как того требует закон.

Сведения об избирательных кампаниях, партиях и кандидатах, членах избирательных комиссий, а также актуальные документы доступны пользователям на сайте Избирательной комиссии Курской области www.kursk.izbirkom.ru в разделах «Выборы и референдумы», «Избирательные комиссии», «Нормативная база».

Функционирование комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы» обеспечивают сотрудники Информационного центра Избирательной комиссии Курской области. В том числе системные администраторы в городах и районах области.

Главный консультант управления информационного центра аппарата Избирательной комиссии Курской области Елена Дюба работает с ГАС «Выборы» уже 23 года. Становление системы проходило на ее глазах: от ручного «набивания» базы данных избирателей до электронного обмена данными, от медлительных модемов ‒ к цифровым каналам связи. Начинала в Фатежском районе, сейчас трудится в территориальной комиссии Центрального округа города Курска, самого густонаселенного и динамично развивающегося. По итогам выборов Президента России в 2018 году Елена Дюба награждена Почетным знаком Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «За заслуги в организации выборов».

 ‒ Сейчас уже трудно представить, как без ГАС «Выборы» формировались списки избирателей, ‒ вспоминает Елена. – Когда начала работать, в Фатежском районе было 19 тысяч избирателей, 22 сельских совета. Чтобы собрать сведения, ходили по домам, уточняли фамилии, имена, отчества и адреса места жительства граждан. А перед нами, системными администраторами в районах, была поставлена задача внести эти сведения в электронную базу данных. Так, практически с нуля, создавался мощнейший ресурс ‒ региональный фрагмент регистра избирателей.

Затем появилась обновленная версия ГАС «Выборы», где нужно было вводить уже и паспортные данные. Для этого потребовалось взаимодействие с органами регистрационного учета, но пока тоже в «ручном режиме». Сейчас это сотрудничество автоматизировано, налажено в электронном виде. Загрузка сведений об избирателях, об изменениях их фамилий, места жительства происходит буквально одним нажатием клавиши. Наша задача – исправлять возможные ошибки, чтобы обеспечить чистоту и корректность регистра избирателей. Ведь на его основе формируются списки избирателей, и граждане получают право голосовать на конкретных выборах.

‒ Наверное, самый волнительный момент в работе системного администратора ‒ ночь после дня голосования. Раньше данные протоколов об итогах голосования вносились в ГАС «Выборы» вручную, цифра за цифрой. А теперь на документе имеется QR-код, которой позволяет отсканировать документ и автоматически ввести данные. Эта технология действительно помогает в Вашей работе?

‒ Да, «кодирование» протокола значительно ускорило процесс ввода данных в ГАС «Выборы» и уменьшило волнения. Раньше были опасения технической ошибки от усталости, от большого объема работы. Слышала, что некоторые коллеги даже специально на время вынимали кнопку «Еnter» из клавиатуры для того, чтобы случайно ее не нажать. Ведь это могло повлечь сохранение неполных, возможно, неточных данных документа и как результат – протокол «не идет» из-за технической ошибки. А процедура ввода повторного протокола, хотя и предусмотрена нормативными документами, но крайне нежелательна и иногда трактуется как попытка изменить результаты голосования. Поэтому это новшество действительно облегчило нам работу. Теперь перед нами стоит задача обучать новых членов участковых комиссий пользоваться этой технологией.

Судя по отзывам членов УИК, которые использовали QR-кодирование в 2017–2018 годах, это удобно, ведь подсчет контрольных, логических и математических соотношений берет на себя техника. Во-вторых, исключаются ошибки, связанные с усталостью или с человеческим фактором. И больше нет необходимости вручную заполнять копии итоговых протоколов, чтобы выдать их наблюдателям, ‒ все документы распечатываются на принтере. Это тоже позволяет избежать ошибок, разночтений в цифрах, которые раньше приводили к конфликтам и жалобам.

‒ В городе Курске проходят наиболее технологичные выборы: помимо QR-кодирования протоколов на участках активно применяются комплексы обработки избирательных бюллетеней.

‒ Действительно, КОИБы хорошо зарекомендовали себя еще с первого применения в 2011 году на выборах депутатов Курской областной Думы. Эта техника значительно ускоряет процесс подсчета голосов избирателей. В Центральном округе есть большие участки, где голосуют свыше 2,5 тысячи избирателей. А если одновременно проводятся выборы разных уровней и используется несколько бюллетеней, то ручной процесс подсчета голосов может растянуться надолго.

Но в то же время применение всех этих технических новшеств требует грамотного подхода и качественной подготовки кадров. Это показали выборы Президента России при всей их сложности, большом объеме работы, разнообразии задач, которые стояли перед системными администраторами. Требуется постоянно изучать нормативные документы, уметь ориентироваться не только в технических, но и в правовых вопросах.

‒ А что доставляет радость, удовольствие в Вашей работе?

‒ Конечно, результат, то есть качественно выполненная работа. Ощущение того, что техника не подвела и мы как специалисты не подвели. И, естественно, отсутствие повторно введенных протоколов. При любой усталости это просто победа. Любая ошибка – это ложка дегтя в бочке меда, повод для недоверия к выборам и их результатам. И никто не заметит, что ты выполнил большой объем работы, если что-то ты сделал плохо. Результат всегда радует. Не в смысле, что кто-то победил на выборах, а в том, что ты сделал свою работу верно, по закону и без ошибок. Как говорили мне мои родители, «самое главное, чтобы твоя совесть была чиста».

Все мы граждане одной страны

Создание доступной среды для голосования граждан, являющихся инвалидами, ‒ одно из наиболее очевидных свидетельств развития избирательной системы, ее демократизации и движения навстречу избирателям. Новый импульс этому направлению придали недавние изменения в законе, согласно которым органы исполнительной власти региона в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов обязаны содействовать избирательным комиссиям в работе по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами.

Между Избирательной комиссией Курской области, региональными организациями инвалидов, органами социальной защиты населения, региональным отделением Пенсионного фонда России выстроено эффективное взаимодействие для того, чтобы сделать процесс голосования максимально доступным для всех.

Сотрудник Курской областной специальной библиотеки для слепых имени В.С. Алехина Василий Морарь ‒ уникальный специалист, который занимается изготовлением трафаретов для избирательных бюллетеней. Информация об участниках избирательных кампаний, включенных в избирательные бюллетени, наносится на трафареты крупным шрифтом или рельефно-точечным тактильным шрифтом (азбукой Брайля), а на месте квадрата, где ставится знак, делается прорезь.

«С помощью трафаретов граждане с нарушениями зрения смогут самостоятельно заполнить избирательные бюллетени, – рассказывает Василий Морарь. ‒ То есть никого не надо просить – незрячий самостоятельно заходит в кабинку, берет трафарет и голосует наравне со всеми».

Василий ‒ инвалид по зрению первой группы, о проблемах знает не понаслышке, но искренне считает, что все зависит от человека: «Если у незрячего активная позиция, то жизнь его может быть более интересной, чем у здоровых людей. Он компенсирует утраченные краски мира массой новых знаний, ощущений и эмоций. Я, например, работаю, играю в самодеятельном театре, занимаюсь пауэрлифтингом, учусь в университете на психолога и объездил практически всю европейскую часть страны».

Содействие в распространении информации о выборах избирательным комиссиям Курской области оказывает единственный в России Диспетчерский центр связи для глухих, работающий на базе Курского регионального отделения Общероссийского общества инвалидов «Всероссийское общество глухих». Сюда может обратиться по видеосвязи любой инвалид по слуху и с помощью сурдопереводчика узнать нужную информацию о своих избирательных правах. Избирательная комиссия Курской области передает операторам центра все необходимые сведения, чтобы граждане с нарушениями слуха были в курсе актуальной информации.

«У инвалидов по слуху Курской области есть наши координаты – номера телефонов, логины в Skype и других программах, – рассказывает председатель КРО ООИ «Всероссийское общество глухих», член Общественной палаты Курской области Александр Качергис. ‒ Каким способом удобнее, таким и пользуются. Наиболее востребованной эта услуга была на выборах Президента России. Переводчики русского жестового языка рассказывали, как проходят выборы, информировали о кандидатах, а также о том, как граждане могут проголосовать по месту нахождения».

Как считает заместитель Председателя Избирательной комиссии Курской области, руководитель рабочей группы по обеспечению избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями Ирина Смахтина, распространению информации о выборах и привлечению внимания к участию инвалидов в электоральном процессе способствуют увлекательные и познавательные проекты территориальных избирательных комиссий.

Интеллектуально-творческий конкурс «Все мы граждане одной страны!» стал доброй традицией декабрьской декады инвалидов. Инициаторами и организаторами проекта, который скоро отметит 10-летний юбилей, выступают территориальная избирательная комиссия Сеймского округа города Курска совместно с Комитетом социальной защиты населения города Курска. Участниками состязания становятся команды общественных организаций инвалидов, социального профессионально-реабилитационного центра, Курской школы-интерната для слабослышащих детей. И каждый год команды доказывают: их возможности безграничны в том, что касается знаний, эрудиции, юмора, артистизма и созидательной энергии.

«Мы стараемся создать такую атмосферу, чтобы каждый участник встречи почувствовал себя неотъемлемой частью гражданского общества России, ‒ рассказывает председатель базовой территориальной избирательной комиссии Сеймского округа города Курска Наталия Вяткина. ‒ Независимо от наших физических возможностей каждый хочет и должен гордиться своей страной и быть ей полезным».

Каждую из команд сопровождают азартные группы болельщиков. Возраст участников форума – от подросткового до «серебряного», и для каждого находятся возможности самовыражения. Чтобы ни одно слово не потерялось, для команды и болельщиков ВОГ работают сурдопереводчики. А поддержку команде ВОС оказывают и четвероногие друзья ‒ собаки-поводыри.

Во время состязания команды показывают свои «визитные карточки», участвуют в викторинах на тему избирательного права и Конституции России, демонстрируют творческие домашние задания. Тема конкурса каждый год новая. К примеру, в 2017 году команды представили на суд жюри макеты информационных материалов ‒ плаката или приглашения избирателю с ограниченными возможностями здоровья принять участие в выборах Президента России. Работы конкурсантов еще раз доказали: эта часть избирателей ‒ самая сознательная, ответственная и активная.

Еще один интересный проект для избирателей с ограниченными физическими возможностями реализует базовая территориальная избирательная комиссия Кореневского района совместно с сотрудниками библиотеки. Каждый год в декабре его участниками становятся различные социальные учреждения и организации. В прошлом году территориальный избирком организовал праздник для слушателей Университета серебряного возраста «Земляки». Председатель территориальной избирательной комиссии района Ирина Тер-Галустова рассказала слушателям университета о предстоящих выборах Президента Российской Федерации и важных новациях избирательного законодательства.

Опыт проведения таких встреч показывает: независимо от физических возможностей, каждый человек имеет право на самореализацию и должен быть услышанным.

Под контролем общественности

На выборах Президента России 18 марта 2018 года впервые работали общественные наблюдатели ‒ граждане, направленные в избирательные комиссии Общественной палатой Российской Федерации и Общественной палатой Курской области. Ранее осуществлять контроль за проведением выборов на избирательных участках были вправе только наблюдатели от кандидатов и политических партий, участвующих в выборах.

Для того, чтобы качественно выстроить эту работу, между облизбркомом и Общественной палатой Курской области было заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии. Оно предусматривало организацию общественного контроля на федеральных выборах и обучение наблюдателей.

Как повлияло на избирательный процесс наблюдение в новом формате? И какое будущее у общественной инициативы? Своим мнением поделился адвокат, кандидат юридических наук, председатель рабочей группы по общественному контролю за избирательным процессом Общественной палаты Курской области, председатель Курского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Общенациональный правозащитный союз «Человек и Закон» Александр Терновцов:

‒ Выборы – это не просто механизм передачи власти. Это результат длительного исторического поиска модели наилучшего способа формирования общества и государства, системообразующий элемент общества и большая политическая ценность.

Поэтому очень важно, чтобы выборы представляли собой не просто формальный, а действительно реальный, живой механизм и население было максимально вовлечено в избирательный процесс.

И один из реальных способов – это обеспечить участие и вовлечение общественности в процедуру организации и проведения выборов.

На мой взгляд, самым органичным форматом участия общественности является формат взаимодействия общественности и избирательных комиссий ‒ органов, на которые законодательно возложена организация проведения выборов и референдумов в стране. Причем в формате, представленном системой не вертикальных связей и подчинения, а связей горизонтальных, точкой пересечения которых является демократизация избирательного процесса.

Взаимодействие общественности и избирательных комиссий осуществлялось и до 2018 года. Но именно с 2018 года формат взаимодействия из опосредованного перешел к непосредственному.

Возможность субъектов общественного контроля – федеральной и региональных общественных палат ‒ участвовать в общественном наблюдении за выборами стала новым витком в совершенствовании модели электорального процесса в России.

Это обеспечило населению гарантированную возможность более широкого участия в политической жизни общества, и не просто в качестве обычного избирателя, способствовало совершенствованию и развитию законодательства о выборах, обеспечило беспристрастное информационно-аналитическое освещение избирательных кампаний, расширило реализацию принципа гласности при проведении выборов.

Так, благодаря взаимодействию общественности и избирательных комиссий в одной только нашей Курской области при организации выборов Президента России свыше 1, 5 тыс. человек – общественных наблюдателей – получили от избирательных комиссий приличный багаж знаний в области избирательного права. Наблюдение за процедурой голосования непосредственно на избирательных участках вели 1163 человека, то есть все избирательные участки региона были «закрыты» общественным наблюдением. Поэтому каждое заявленное нарушение ‒ наблюдателем от общественной палаты или от других лиц ‒ было проверено на предмет фактического нарушения избирательного законодательства. Информация о ходе наблюдения размещалась оперативно и доступно, и каждый пользователь сети Интернет мог в этом убедиться.

И этот список факторов, обеспечивающих максимальную гласность и прозрачность проведения выборов, а в конечном итоге и вовлеченность населения в избирательный процесс, можно продолжать долго.

Как показала практика, одним из самых важных достижений при взаимодействии общественности и избирательных комиссий стала предоставленная населению возможность по-настоящему ознакомиться с деятельностью избирательных комиссий и оценить тот высокий уровень организации проведения выборов, который они обеспечивают.

При подготовке и обучении общественных наблюдателей, при проведении самой процедуры наблюдения в день выборов, при взаимодействии по вопросам совершенствования избирательного законодательства и при иных «пересечениях» с представителями избирательных комиссий можно было убедиться, что вся система избирательных комиссий – это абсолютно самостоятельная, автономная система, целая армия со своим уставом, принципами и верностью закону, где нет случайных людей, где каждый участник не только высококомпетентен в области избирательного права (и это факт, а не громкая фраза), но и действительно верит в важность своей работы и миссии.

То, как внимательно члены избирательных комиссий разного уровня относятся к букве Закона, как ответственно и по-человечески подходят к работе на избирательных участках, как обеспечивают максимально удобное и комфортное пребывание граждан на время голосования, как грамотно и справедливо стараются решать возникающие конфликтные ситуации, вызывает огромное уважение к деятельности избирательных комиссий.

Мы нацелены на долгое и перспективное взаимодействие, тем более что сейчас законодательство дало возможность обеспечивать общественное наблюдение на выборах не только федерального, но и регионального уровня.

Высокие стандарты проведения выборов

За 25 лет избирательная система научилась отвечать на актуальные запросы времени. О перспективах развития, ключевых моментах и современном состоянии избирательного законодательства рассказывает член Общественной палаты Российской Федерации, член Общественной палаты Курской области Константин Комков:

‒ Особенность российской избирательной системы состоит в том, что она, пожалуй, самая динамично развивающаяся. Нет одинаковых выборов, в каждом избирательном цикле появляются новеллы законодательства. С одной стороны, это требует от организаторов выборов умения постоянно быть в тонусе, совершенствоваться и повышать профессиональный уровень, с другой – именно благодаря этой особенности обеспечивается гибкость, адекватность, актуальность избирательного законодательства, способность оперативного ответа на общественно-политическую ситуацию. Сравнивая наше законодательство с законодательством других стран, стоит отметить, что наши нормы ‒ одни из самых оптимальных и лояльных по отношению к участникам избирательного процесса.

В правовом регулировании избирательного процесса сейчас выделяются три составляющие: контроль за выдвижением и регистрацией кандидатов, контроль за агитационным блоком и контроль за честностью и чистотой подсчетов. Наивысшие результаты достигнуты в отношении первой и третьей составляющих. Что касается агитационного блока, то здесь, на мой взгляд, требуется снятие излишних запретов, касающихся, к примеру, фото кандидатов с однопартийцами, со своей семьей.

В 2018 году избирательные комиссии проделали огромную работу. Во время выборов Президента России заданы высокие стандарты, отвечающие новым требованиям времени. По сути, впервые избиркомы широко рекламировали выборы и доступные возможности для голосования. ЦИК России обозначил жесткие позиции относительно чистоты выборов. Федеральная избирательная кампания в Курской области прошла организованно, открыто и прозрачно, при этом отсутствовал негативный фон, что очень важно, так как избирательная система, как и судебная, должны быть стерильны, вне подозрений. Кроме того, важным компонентом выборов 2018 года стало участие свыше 100 тысяч общественных наблюдателей.

Говоря о вызовах времени, стоит отметить более активное участие гражданского общества в формировании избирательных комиссий. В этом процессе сейчас уже есть стабильная партийная и административная составляющие, но в перспективе необходимо привлечение к работе в комиссиях членов общественных организаций. В Курской области, кстати, по итогам формирования УИК на срок полномочий 2018–2023 годов повысилось количество общественных объединений, предложивших своих представителей в составы комиссий.

Кроме того, актуальные темы – унификация избирательного законодательства для того, чтобы создать общую систему выборов, работающую по единым правилам как на федеральном уровне, так и на уровне регионов, а также цифровизация избирательного процесса, в частности, применение технологии блокчейн для электронного голосования и предотвращения фальсификаций в этой сфере.

К следующему федеральному избирательному циклу эти вопросы станут основной повесткой для работы законодателей, гражданского общества и экспертного сообщества.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru