История избирательной системы
Российской Федерации в воспоминаниях


Эволюция выборов: 25-летний опыт развития избирательной системы в современной России

Избирательная комиссия Ульяновской области


25 лет назад в России были заложены основные подходы в развитии избирательной системы страны. Сегодня выборы – это высшее и реальное выражение власти народа. Так было не всегда. За четверть века произошли колоссальные изменения, когда формировалась, совершенствовалась и обретала собственное лицо новая избирательная система Российской Федерации.

По поводу точной даты «дня рождения» современной избирательной системы мнения историков разнятся.

Некоторые предлагают принять за «нулевой километр» 21 сентября 1993 года, когда вышел Указ Президента № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».

За первооснову можно принять и 29 сентября 1993 года, когда Указом Президента РФ «О составе Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году» был сформирован первый состав Центризбиркома на постоянной основе со сроком полномочий 4 года.

Весьма популярна версия и о том, что родоначальница и совершенная ровесница российской избирательной системы – российская Конституция. Их общий праздник – 12 декабря 1993 года – день всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации и выборов в обе палаты Федерального Собрания РФ.

Бесспорным и неизменным с любой точки зрения остается год начала возникновения современной отечественной избирательной системы – 1993.

1 октября 1993 года в Москве состоялось первое заседание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

И референдум по Конституции, и парламентские выборы состоялись 12 декабря 1993 года. Новую Конституцию РФ одобрили 58,43% граждан, принявших участие в референдуме. Участие в голосовании приняли 54,8 % избирателей, включенных в список.

Выборы 450 депутатов в Госдуму проводились по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе: 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам, еще 225 — по общефедеральному избирательному округу по спискам кандидатов от избирательных объединений.

Мажоритарная система относительного большинства применялась при выборах 178 депутатов Совета Федерации.

По итогам парламентских выборов был избран 171 депутат Совета Федерации (не состоялись выборы по отдельным округам в Татарстане, Челябинске и Чечне). Первыми представителями в Совете Федерации от Ульяновской области стали Ермаков Сергей Николаевич (в ту пору – мэр города Ульяновска) и Горячев Юрий Фролович (на тот момент – глава администрации Ульяновской области).

В Государственную Думу было избрано 444 депутата. От Ульяновской области в Госдуму первого созыва вошли Сычев Валерий Александрович (пребывавший в должности заместителя главы администрации Ульяновской области) и Жаданова Людмила Александровна (являвшаяся главным врачом детской городской больницы №1 в Ульяновске).

Всенародное голосование по проекту новой Конституции Российской Федерации и выборы в Федеральное Собрание явились решающими условиями политической стабильности в обществе, заложили политико-правовые основы гражданского согласия и партнерства, становления многопартийной системы, появления политических партий и движений парламентского типа, преобразования процедуры формального голосования, каким оно преимущественно было в советский период, в реальную технологию выбора между различными политическими конкурентными избирательными (общественными) объединениями, участвующими в борьбе за государственную власть в соответствии с волеизъявлением избирателей.

По завершении избирательной кампании Центральная избирательная комиссия по выборам в Совет Федерации и по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации была преобразована в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, действующую на постоянной основе, и поставлена во главе системы избирательных комиссий, образуемых для проведения различных выборов. Признается независимость Центризбиркома от других государственных органов при подготовке и проведении выборов. Комиссии совместно с Министерством юстиции РФ поручается разработать проекты федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы и федерального конституционного закона о референдуме Российской Федерации.

25 декабря 1993 года в «Российской газете» опубликована новая Конституция Российской Федерации – важнейший политико-правовой нормативный акт, вступивший в силу на всей территории России.

После проведения первых выборов в Федеральное Собрание Российской Федерации и принятия в результате всенародного голосования новой Конституции РФ развитие избирательного права происходило уже на конституционной основе. На федеральном уровне и в каждом из российских субъектов были приняты пакеты законодательных и иных правовых актов, содержащих нормы избирательного права.

Фактически через год после принятия Конституции вступает в силу Федеральный закон от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» – первый закон, направленный на регулирование выборов. В нем был не только закреплен правовой механизм защиты избирательных прав граждан – их нарушение могло быть обжаловано в суд или вышестоящую комиссию. Была определена система избирательных комиссий, введена норма о сроках завершения предвыборной агитации (в предшествующий выборам день), а институт общественного контроля был дополнен таким существенным элементом, как международное наблюдение. Впоследствии все федеральные законы о выборах разрабатывались и принимались в соответствии с указанным Федеральным законом.

17 мая 1995 года Федеральный закон № 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» приходит на смену Закону РСФСР «О выборах Президента РСФСР» от 24 апреля 1991 года. Правом выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации наделялись непосредственно избиратели и избирательные объединения, избирательные блоки. Для регистрации кандидата в его поддержку требовалось собрать не менее одного миллиона подписей избирателей. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из более двух кандидатов на должность Президента Российской Федерации не был избран, то назначается повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов.

Тем же 1995 годом датируется Федеральный закон от 21 июня № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В федеральных законах «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» указано, что данные выборы, наряду с другими федеральными законами, проводятся в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Комплексное совершенствование регулирования избирательных прав граждан и избирательной системы в России продолжалось, и 30 сентября 1997 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (сменивший Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» 1994 года). Новый закон более детально регулирует основные избирательные процедуры и институты, устанавливает обязательность и периодичность выборов, а также вводит порядок проведения референдумов.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», став приоритетным по отношению к иным законам, регулирующим выборы и референдумы, потребовал масштабной работы по приведению в соответствие с новыми нормами федеральных законов «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации», а также всего массива законодательства о выборах и референдумах в субъектах РФ.

Вместе с федеральным избирательным законодательством о выборах развивалось и соответствующее региональное избирательное законодательство.

Что касается Избирательной комиссии Ульяновской области, ее «свидетельством о рождении» является постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 мая 1994 года № 212 об утверждении региональных (головных) избирательных комиссий в ряде субъектов РФ (в том числе в Ульяновской области).

В 1996 году Избирательная комиссия Ульяновской области Уставом Ульяновской области наделена правом законодательной инициативы. С этого времени все основные законы, регулирующие проведение местных выборов и референдумов, а также законы о внесении различных изменений в региональное избирательное законодательство подготавливаются Избирательной комиссией Ульяновской области. На сегодняшний день региональный избирком внес более 200 поправок в регулирующие выборы законы. При этом Комиссией разработаны и самостоятельные законопроекты, не вносящие изменения в иные нормативные акты, а являющие собой самобытную правовую «инструкцию» (в частности, законы об Избирательной комиссии Ульяновской области, территориальных избирательных комиссиях, о выборах Главы администрации Ульяновской области, о региональном и местном референдумах, о выборах глав и депутатов представительных органов муниципальных образований, о выборах депутатов Законодательного Собрания и Губернатора Ульяновской области и т.п.).

Дальнейшая коррекция всей избирательной системы отражена в базовом Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». (Он был принят вместо Федерального закона от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который, в свою очередь, пришел на смену «первоначальному» Федеральному закону от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»).

Федеральный закон № 67-ФЗ, являясь в сфере избирательного законодательства основным, рамочным, устанавливает принципы проведения выборов и референдумов в России, определяет основные гарантии избирательных прав. Другие федеральные законы, уставы, законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в нашей стране, не должны противоречить Федеральному закону № 67-ФЗ. Региональному законодателю предоставлено право лишь дополнять гарантии реализации гражданами России конституционного права на участие в выборах и референдумах.

Указанный закон со времени принятия ровно 100 раз претерпевал изменения. Ряд поправок носил в определенной степени технический характер, а в ряде случаев нормы закона менялись кардинально. Среди масштабных – изменения, которые были связаны, например, с отменой прямых выборов высших должностных лиц субъектов РФ в 2004 году и возвращением к прямым выборам в 2012 году; с увеличением срока полномочий Президента Российской Федерации (с 4 до 6 лет) и Государственной Думы (с 4 до 5 лет).

Кроме того, за это время появились единые дни голосования (сначала второе воскресенье марта и второе воскресенье октября, а с 2013 года – второе воскресенье сентября). Также среди знаковых изменений: в 2005 году введены понятия «электронное голосование», «комплексы для электронного голосования», в 2006 году в избирательном бюллетене отменена строка «Против всех».

Изменения коснулись и самих избирательных комиссий, например, в 2010 году срок полномочий комиссий, действующих на постоянной основе, увеличился с 4 до 5 лет (На территории Ульяновской области это относится к облизбиркому, городской и 28 территориальным комиссиям). С 1 ноября 2012 года по всей стране составы участковых избирательных комиссий (а также их резерва) формируются сроком на пять лет. На территории Ульяновской области действует 977 участковых комиссий на постоянной основе, в их состав входит 8 161 житель региона.

На современном этапе развития российской избирательной системы можно говорить о наличии не только законодательной базы, соответствующей общепринятым демократическим стандартам и регулирующей избирательные процедуры, но и о работающей на постоянной основе системе избирательных комиссий, профессионально занимающихся вопросами проведения выборов и референдумов.

За минувшее десятилетие избирательная система активно осваивала и технологический прогресс.

В декабре 2011 года Ульяновская область ознакомилась с технической новинкой – комплексом обработки избирательных бюллетеней (КОИБ-2010) на выборах депутатов Государственной Думы РФ шестого созыва. Комплексы обработки бюллетеней – это оптические сканеры, считывающие отметки избирателей на бумажных бюллетенях. Данное устройство исключает введение бланков неустановленной формы, автоматически производит подсчет голосов, существенно облегчает обработку данных и подведение итогов голосования. КОИБ прозрачен, точен и беспристрастен.

На выборах Президента России 18 марта 2018 года произошел еще один «шаг вперед» – уже знакомые многим технические средства подсчета голосов – комплексы обработки избирательных бюллетеней предстали в усовершенствованном виде. Комплексами обработки избирательных бюллетеней нового поколения КОИБ-2017 на президентских выборах в Ульяновске было оборудовано 140 избирательных участков.

На остальных избирательных участках широко использовалась еще одна новая для избирательного процесса технология – специальное программное обеспечение для изготовления протоколов УИК об итогах голосования с QR-кодом для ускоренного ввода данных в ГАС «Выборы». Данная технология позволяет сократить время составления протокола, ускорить выдачу копий протокола, сократить время ввода данных протоколов в ГАС «Выборы», минимизировать возможные ошибки системных администраторов при вводе данных. Кроме того, программа автоматически проверяет логические и контрольные соотношения данных в протоколе УИК.

Продолжением одновременно и технической модернизации, и прозрачности избирательного процесса выступает процедура видеонаблюдения.

На президентских выборах в марте 2012 года избирательные участки были оборудованы вэб-камерами – чистота голосования отслеживалась в режиме онлайн. К президентским выборам 2018 года к видео присоединилось «аудионаблюдение»: впервые видеооборудование на избирательных участках и в территориальных избиркомах записывало и транслировало в сети Интернет не только «картинку», но и звук.

Кроме виртуального наблюдения, возникло и наблюдение общественное. Осенью 2017 года, в преддверии выборов Президента России, Общественная палата Российской Федерации выступила с предложением о предоставлении ее федеральным и региональным членам права наблюдения за ходом голосования на избирательных участках. В Ульяновской области данная инициатива была усилена: членам региональной Общественной палаты впервые была предоставлена возможность осуществлять контроль в целом за ходом избирательной кампании, а не только в день голосования.

На президентских выборах 18 марта 2018 года на 989 избирательных участках в Ульяновской области присутствовало 3780 наблюдателей. Из них 64 – от Общественной палаты Российской Федерации, 1464 – от Общественной палаты региона.

Присутствие на каждом избирательном участке грамотного наблюдателя – это важнейшее условие прозрачности процесса. Участие общественников в наблюдении за выборами позволит вывести всю избирательную систему на качественно новый уровень, повысить доверие к выборам, их прозрачность.

Нельзя обойти вниманием и то, что Россия в некотором роде превосходит государства, имеющие многолетний опыт проведения демократических выборов: в Российской Федерации приняты и действуют законы, не имеющие аналогов в зарубежной электоральной практике. Речь о том, что политическим партиям, допущенным к распределению мандатов в Государственной Думе, предоставлены гарантии равного освещения их деятельности на государственных общедоступных теле- и радиоканалах в межвыборный период. Соответствующим образом обеспечены гарантии эфирного равенства партий, представленных в законодательных собраниях регионов России, что реализуется и в Ульяновской области.

Уникальной является и новинка, появившаяся накануне президентских выборов 2018 года, – «Мобильный избиратель». Любой избиратель на выборах Президента России 18 марта 2018 года мог проголосовать на любом избирательном участке. Этот новый механизм возник как альтернатива досрочному голосованию и открепительным удостоверениям. Новое право распространяется и на региональные выборы. Если в день голосования избиратель будет находиться не по месту своей регистрации (уехал в командировку, отпуск или проживает в другом городе) либо не имеет регистрации по месту жительства, то он сможет воспользоваться новым порядком голосования по месту нахождения: проголосовать на любом удобном для него участке, предварительно подав заявление в территориальную, или участковую избирательную комиссию, или в МФЦ, или через Единый портал госуслуг.

Проведение прозрачных непредвзятых выборов в полном соответствии с законами Российской Федерации – такова задача всех причастных к избирательной системе.

В Конституции зафиксировано, что единственным носителем власти в Российской Федерации является ее народ. Свою власть он осуществляет непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа 25 лет и по сей день являются референдум и свободные выборы.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru