История избирательной системы
Российской Федерации в воспоминаниях


Избирательная система Свердловской области: от века прошлого до наших дней

Избирательная комиссия Свердловской области





Вместо предисловия

Если считать от первых выборов в Государственную Думу Российской империи (февраль – март 1906 года), то в 2018 году избирательной системе нашей страны исполняется 112 лет. Более века продолжается непростой, во многом драматичный процесс политического строительства государства, важную роль в котором играют реализация и защита избирательных прав граждан.

Избирательная система – зеркало общественной жизни в любой стране. В России она зародилась в эпоху острого политического противостояния начала прошлого столетия, развивалась в однопартийной системе Союза Советских Социалистических Республик и полностью изменилась в девяностых годах ХХ века, когда в страну вновь вернулась многопартийность. Все эти этапы, несомненно, сказались на традициях сегодняшней системы организации выборов.

От избирательных записок к избирательным бюллетеням

В современной литературе существуют разные точки зрения на российские события начала XX века, но неоспоримым признается тот факт, что своим рождением избирательная система нашего государства обязана именно первой революции 1905 – 1907 годов. Под давлением массовых выступлений рабочих и крестьян, а также политических протестов в городах руководство страны тогда вынуждено было пойти на определенные уступки.

Однако сам факт формирования Государственной Думы в то время, когда еще не утихли революционные страсти, не мог не сказаться на настроениях депутатов. Среди первых российских парламентариев оказалось много людей с радикальными взглядами, со стремлением к конфронтации с правительством Российской империи. Это неизбежно сказалось на деятельности Государственной Думы. Ее первый созыв проработал всего 72 дня – с 27 апреля по 8 июля 1906 года, второй – немногим дольше: с 20 февраля по 2 июня 1907 года. Только третий созыв Государственной Думы смог заниматься совершенствованием отечественного законодательства в течение полного срока полномочий. А деятельность четвертого созыва прекратилась в связи с назначением выборов во Всероссийское учредительное собрание.

Тем не менее создание Государственной Думы было важным шагом на пути сближения России с демократическими парламентскими государствами Европы. Причем россияне не только начали тогда приобретать опыт законодательной работы, но и сами стали учиться методикам проведения выборов.

Как и по всей стране, первые выборы депутатов Государственной Думы от Пермской губернии, в которую тогда входила большая часть территории нынешней Свердловской области, состоялись в феврале – марте 1906 года.

Выборы депутатов Государственной Думы проходили не напрямую, а через выборщиков, выдвинутых от четырех курий: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Это создавало дополнительный фильтр при отборе народных избранников. Имена будущих депутатов оглашали либо по итогам Губернского избирательного собрания, либо на городских избирательных собраниях в крупных городах Российской империи, получивших особое представительство в Думе. Ни один из городов Пермской губернии, в том числе Пермь и Екатеринбург, в число таких мегаполисов тогда не входил.

За организацию избирательной кампании отвечали губернские и городские чиновники. Избрание выборщиков организовывалось через систему специальных собраний: уездных землевладельцев, городских избирателей, уполномоченных от волостей и от промышленных предприятий. Кроме того, обязательным считалось избрание депутата от крестьянской курии. Общее число выборщиков, собиравшихся на Пермском губернском избирательном собрании, сначала составляло 206 человек, а после 3 июня 1907 года оно сократилось до 120.

Все избирательные кампании начала XX века проходили в условиях многопартийности. В частности, Конституционно-демократическая партия на территории Среднего Урала создала свои филиалы в Екатеринбурге, Верхотурье, Ирбите, Камышлове, Красноуфимске и Нижнем Тагиле.

Особенностью предвыборной агитации тех лет была четкая социальная ориентация каждой из политических партий: социал-демократы практически безраздельно властвовали в рабочей среде, представители конституционно-демократической партии пользовались поддержкой городских сообществ, монархисты, напротив, стремились заручиться одобрением сельских жителей.

Наиболее действенной тогда была печатная агитация. В Екатеринбурге кадеты издавали газеты: «Уральский край», «Уральская жизнь» и «Голос Урала», а монархисты: «Голос народа», «Знамя» и «Самозащита». Все без исключения партии активно использовали в качестве предвыборных материалов воззвания и листовки. Например, Пермский и Екатеринбургский комитеты Российской социал-демократической рабочей партии во время первой избирательной кампании выпустили 8 прокламаций, во время второй – 17. Предвыборные листовки рассылались по почте, раздавались на собраниях, расклеивались на тумбах и стенах домов.

В Екатеринбурге местные монархисты, объединившиеся в ноябре 1905 года во Всесословный народный союз, активно применяли тактику обхода домов избирателей. Готовясь к третьей избирательной кампании, они разбили город на восемь участков и направили в дома горожан 32 агитатора. Пропагандисты вручали екатеринбуржцам уже заполненные избирательные бланки, в которых значились фамилии местных монархистов.

Состав уральского депутатского корпуса в Государственной Думе четырех созывов отражал тенденции, характерные для страны в целом. Среди двадцати депутатов, избранных в Государственную Думу четырех созывов с территории нынешней Свердловской области, половину составляли выходцы из крестьянских семей. Кроме того, трое из уральских парламентариев выросли в семьях священников, двое – дворян, пятеро – представители различных городских сословий. Начальное образование получили 3 депутата, среднее – 6, высшее – 4, духовное – 2. Еще пять человек были самоучками. До избрания в Госдуму 3 депутата были предпринимателями и торговцами, 4 – земледельцами, 2 – рабочими, 2 – священнослужителями, 1 – учителем, 5 – чиновниками, 3 – служащими. По своим политическим взглядам 7 народных избранников являлись кадетами, 2 – социал-демократами, 2 – эсерами, 6 – консерваторами, 3 – беспартийными.

Четвертая, последняя в истории самодержавной России, Государственная Дума возникла в предкризисный для страны и всего мира период – канун Первой мировой войны. С ноября 1912 по октябрь 1917 года состоялось пять сессий. По составу четвертая Дума мало отличалась от третьей разве только тем, что в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей. Средний Урал, кстати, не был исключением из этого правила. Из трех депутатов, избранных от нашего региона, двое были священнослужителями: И.И.Богомолов из Камышловского уезда и А.И.Будрин из Красноуфимского уезда.

Обстановка в стране и в мире не позволила четвертой Государственной Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. К тому же после крупных провалов русской армии на фронтах Первой мировой войны депутаты вступили в острейший конфликт с исполнительной властью. 3 сентября 1915 года после одобрения Государственной Думой выделения кредитов на войну депутатов распустили на каникулы.

Вновь Государственная Дума собралась только в феврале 1916 года, но проработала только до 16 декабря 1916 года, когда ее опять распустили. Деятельность парламента возобновилась 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения от престола императора Николая II. 25 февраля 1917 года Государственная Дума опять была распущена, но формально и фактически продолжала существовать.

Депутаты Государственной Думы сыграли ведущую роль в учреждении Временного правительства. В тот период российский парламент работал под видом «частных совещаний». Большевики не раз требовали разгона Государственной Думы, но тщетно. 6 октября 1917 года Временное правительство, наконец, постановило распустить Государственную Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

18 декабря 1917 года после Октябрьской революции одним из декретов ленинского Совета народных комиссаров была упразднена и канцелярия Государственной Думы.

После двух революций

Две революции – в феврале и октябре 1917 года – кардинально изменили ситуацию в стране. Система органов государственной власти стала совершенно иной.

С мая 1917 по январь 1918 года существовала Уральская область с административным центром в Екатеринбурге. Тогда же, с лета 1918 года, в сельской местности начали создавать комитеты бедноты. Они строились не как органы власти, а как вспомогательные учреждения. Но на деле некоторые из них превратились в деревенские военно-революционные комитеты и взяли в свои руки всю полноту власти.

Особенностью этого периода было то, что параллельно с комитетами бедноты существовали советы, сформированные после Февральской революции. Возникшие на Среднем Урале после февраля 1917 года 293 Совета только на 12% возглавлялись большевиками. На выборах в Учредительное собрание (октябрь – декабрь 1917 г.) избиратели отдали предпочтение «умеренным революционерам» – меньшевикам и эсерам, получившим втрое больше голосов, чем большевики.

В мае 1917-го состоялся I Съезд советов Уральской области, избравший Совет комиссаров Урала из десяти человек. Однако его деятельность вскоре прекратилась из-за того, что войска адмирала А.В.Колчака взяли Урал.

Сеть советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов быстро росла по всей стране. В мае 1917 года состоялся I съезд крестьянских советов, а в июне – рабочих и солдатских. Открывшийся 25 октября II съезд советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил переход всей власти к советам. В декабре 1917 года крестьянские советы присоединились к рабочим и солдатским. Избранный II съездом Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК) оказался носителем законодательных функций в стране.

III Всероссийский съезд советов в январе 1918 года принял два нормативных акта, имевших конституционное значение: «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и резолюцию «О федеральных учреждениях Российской республики». Именно тогда и было официально оформлено образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики – РСФСР.

В июле 1918 года V съезд советов принял Конституцию РСФСР. В ней говорилось: именно съезд советов является высшей властью, компетенция которой никак не ограничивается. Съезды должны были собираться не реже двух раз в год (с 1921 года – один раз в год). Конституция РСФСР установила выборность советов. При этом все советы, кроме самых нижних (городских и сельских), существовали в виде периодически собираемых съездов. В каждой волости созывался съезд для переизбрания волостного исполнительного комитета, который являлся постоянно действующим органом Советской власти в соответствующей волости.

Установленная Конституцией 1918 года избирательная система была многоступенчатой: депутаты всероссийских съездов избирались на губернских и городских съездах. К участию в выборах не допускались семь категорий граждан: эксплуататоры и лица, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, священники, бывшие полицейские, члены царствовавшего дома, умалишенные, а также лица, осужденные в судебном порядке. Голосование было открытым. При этом к началу 20-х годов в стране окончательно установилась однопартийная система.

Впрочем, Средний Урал от этой реформы отстал, поскольку долгое время находился в руках белогвардейцев. Только летом 1919 года Екатеринбург вновь заняла Красная Армия. С этого момента в регионе началось возрождение советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Тогда же из Пермской губернии выделилась Екатеринбургская. Изначально в ней было десять уездов: Надеждинский, Алапаевский, Каменский, Верхотурский, Екатеринбургский, Ирбитский, Камышловский, Красноуральский, Нижнетагильский и Шадринский. С 1922 года в ней числилось только семь уездов: Надеждинский был присоединен к Верхотурскому, Алапаевский – к Нижнетагильскому, Каменский – к Камышловскому. Площадь Екатеринбургской губернии составляла 189,4 тысячи квадратных километров. Население к 1920 году – 1,97 миллиона человек. В городах жило 27,5% местных жителей, на селе – 72,5%.

Весной 1923 года XII съезд РКП (б) и Президиум ВЦИК решили провести эксперимент по применению нового районирования РСФСР: в одном промышленном регионе и в одном сельскохозяйственном. Таковыми стали Урал и Северо-Кавказский край. Губернское территориально-административное деление было сочтено отжившим и тормозившим развитие. Вновь возродилась Уральская область с населением 6,2 миллиона человек и площадью 1757,3 тысячи квадратных километров. Она состояла из пятнадцати округов и 205 районов. Этот огромный регион раскинулся от Карского моря до казахских степей.

30 декабря 1922 года был создан Союз Советских Социалистических Республик. Через два года – в январе 1924 года – на II Всесоюзном съезде советов СССР принята первая Конституция СССР. Установленный в ней государственный механизм Советского Союза оказался аналогичен существовавшему в РСФСР. Высшими органами власти в стране провозгласили Всесоюзный съезд советов и Центральный исполнительный комитет (ЦИК).

5 декабря 1936 года VIII Всесоюзный съезд советов принял новую Конституцию СССР. Она вводила всеобщие, прямые и равные выборы при тайном голосовании. Новый основной закон страны декларировал право каждого гражданина Советского Союза в возрасте старше 18 лет принимать участие в выборах депутатов народных советов или быть выдвинутым для избрания. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежало комитетам КПСС, профессиональным союзам, ВЛКСМ, общественным организациям, трудовым коллективам и собраниям военнослужащих. Конституция СССР гарантировала свободу обсуждения кандидатов, их равенство, возможность свободной агитации на собраниях и в средствах массовой информации.

С течением времени Советы неоднократно меняли название, но всегда оставались символом советской демократии. По сути, они являлись своеобразным симбиозом законодательной и исполнительной ветвей власти.

Состав избирательных комиссий, отвечавших за формирование советов, был строго регламентирован: заранее определялось, сколько должно быть в нем женщин, беспартийных, молодежи – членов ВЛКСМ, рабочих, специалистов сельского хозяйства... Кандидатуры в состав избиркомов выдвигались, в основном, трудовыми коллективами.

17 января 1934 года по постановлению Президиума ВЦИК Уральскую область разделили на Свердловскую, Челябинскую и Обско-Иртышскую области. С 1934-го и до весны 1990 года ведущую роль в руководстве нашим регионом играл Свердловский областной комитет ВКП(б) – КПСС, который существовал одновременно со Свердловским областным советом депутатов трудящихся. Состав областного комитета избирался на областных партийных конференциях. На общих собраниях – пленумах обкома партии формировалось бюро обкома и избирались секретари обкома, включая первого и второго секретарей. Первый секретарь обкома фактически являлся высшим политическим руководителем области.

Одновременно высшим органом государственной власти Свердловской области с 1936 по 1977 год являлся Свердловский областной совет депутатов трудящихся, с 1977 по 1993 год – Свердловский областной совет народных депутатов. Совет избирался непосредственно населением Среднего Урала прямым тайным голосованием: в 1936 – 1977 годах сроком на два года, в 1977 – 1993 – на два с половиной года.

1977 год вовсе не случайно оказался важной вехой в жизни органов государственной власти. 7 октября этого года была принята третья Конституция СССР. Вскоре после этого – 12 апреля 1978 года – на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва принята очередная Конституция РСФСР.

Выборы в те годы проводились в третье воскресенье марта: каждые два года – в местные советы, каждые четыре года – в Верховный Совет СССР и Верховный Совет РСФСР. В день проведения выборов избирателям, как правило, выдавали по два или четыре избирательных бюллетеня. Причем в каждом из них стояла фамилия только одного кандидата: в Верховный Совет СССР или РСФСР, областной, районный и сельский советы.

Кандидатами в депутаты, как правило, выдвигали известных в регионе людей. Так, в 1946 году депутатом Верховного Совета СССР от Красноуфимского избирательного округа № 284 стал знаменитый писатель, автор уральских сказов П.П.Бажов. В 1947 году он же был избран депутатом Свердловского городского совета депутатов трудящихся.

После выборов на первой сессии областного, районного или сельского совета трудящихся избирался исполнительный комитет, а также председатель исполкома, заместитель председателя и секретарь исполкома.

Тогда же формировались постоянные комиссии. Они впервые появились в начале 1940-х годов как новая форма участия депутатов советов в практической работе. Создание таких комиссий позволяло членам советов целенаправленно заниматься решением различных проблем, например, в социальной или производственной сферах.

Первые выборы в Свердловский областной совет депутатов трудящихся прошли 24 декабря 1939 года. Всего за время своего существования областной совет избирался 21 раз. В периоды между выборами он собирался в полном составе на сессии, проходившие два раза в год.

Исполнительный комитет, сформированный областным советом депутатов трудящихся (народных депутатов), был высшим хозяйственным органом власти в регионе. Его председатель номинально считался высшим должностным лицом области, но фактически занимал подчиненное положение по отношению к партийному руководству, в частности, подчинялся первому секретарю Свердловского областного комитета КПСС.

В 1962 году в Советском Союзе прошла реформа, в рамках которой партийные и государственные организации на местах были разделены на две части: промышленные и сельские. Решением пленума обкома КПСС созданы организационные бюро Свердловского промышленного и сельского обкомов. 13 января 1963 года прошел I пленум Свердловского сельского обкома. Его первым секретарем избран А.В.Борисов. 15 января 1963 года состоялось заседание I пленума Свердловского промышленного обкома, первым секретарем на котором избран К.К. Николаев.

Накануне, 24 декабря 1962 года, на две части разделился и Свердловский областной совет. В тот же день были утверждены составы промышленного и сельского облисполкомов. Ввиду высокого уровня промышленного развития области большая часть ее территорий была передана в ведение промышленного обкома и промышленного облисполкома.

Однако уже через два года такой принцип разделения органов управления отменили. 21 ноября 1964 года прошел объединенный пленум промышленного и сельского обкомов, который сформировал оргбюро Свердловского обкома. Объединение областных советов и формирование объединенного облисполкома (во главе с А.В.Борисовым) прошло 26 декабря 1964 года.

В конце 80-х годов политическая ситуация в стране начала серьезно меняться. Это сказалось и на жизни Среднего Урала. Заявленная в апреле 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым перестройка «всех сфер жизни» привела к бурной общественной активности в стране. Тогда начали набирать силу различные неформальные движения: «Мемориал», «Отечество», «Митинг».

Поскольку свердловчане всегда славились своей политической активностью, они приняли самое активное участие в начавшихся переменах. Вовсе не случайно поэтому, что первым Президентом России вскоре стал выходец из Урала – Борис Николаевич Ельцин.

Ярким явлением в жизни Среднего Урала стало появление в мае 1987 года в Свердловске (так тогда назывался Екатеринбург) Городской дискуссионной трибуны. На ее заседаниях обсуждались наиболее актуальные для того времени вопросы.

Начиная с весны 1990 года политический вес партийных организаций стал уменьшаться, а советов, наоборот, расти. Модернизация политического устройства, начавшаяся в годы перестройки, предполагала более активное, чем прежде, участие граждан в управлении регионом. Вновь стал актуальным лозунг «Вся власть Советам!».

Мощным стимулом развития этой идеи послужили два закона, принятые в конце 1989 года Верховным Советом РСФСР: «О выборах народных депутатов РСФСР» и «О выборах депутатов местных советов РСФСР».

Тогда же принципиально изменилось и само наполнение понятия «депутат». Если раньше предполагалось, что человек в таком статусе защищает интересы трудящихся, то теперь он считался представителем всех избирателей, в том числе детей, пенсионеров и домохозяек.

Все это сказалось на состоявшихся в марте 1990 года очередных выборах Свердловского областного совета народных депутатов XXI созыва. Сюда избрали представителей различных убеждений. Состав совета впервые начал реально отражать расклад политических сил на Среднем Урале. После этих выборов в составе Свердловского областного совета народных депутатов впервые появилась штатная должность председателя, который наряду с председателем исполнительного комитета становился одним из высших должностных лиц области.

 28 марта 1990 года на первой сессии областного совета нового созыва его председателем был избран В.М. Власов, который до этого занимал должность председателя облисполкома, а новым председателем облисполкома стал Э.Э. Россель. Однако В.М. Власов вскоре оставил должность председателя облсовета. На этом высоком посту его сменил Э.Э.Россель, одновременно сохранивший за собой должность председателя облисполкома.

После августовских событий 1991 года Свердловский областной комитет КПСС прекратил свою деятельность, а 21 ноября 1991 года официально самоликвидировался. Облисполком в соответствии с Указом Президента РСФСР от 22 августа 1991 года «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти с РСФСР» в октябре – ноябре 1991 года был преобразован в администрацию Свердловской области, возглавил которую Э.Э. Россель. Это назначение состоялось 16 октября 1991 года по Указу Президента РСФСР. Председателем Свердловского областного совета народных депутатов тогда стал А.В. Гребенкин.

В декабре 1991 года в качестве коллегиального органа при областной администрации было сформировано правительство Свердловской области, в состав которого входили заместители главы администрации и руководители некоторых исполнительных органов власти области.

Свердловский областной совет народных депутатов, утративший после создания областной администрации роль основного центра власти в регионе, просуществовал вплоть до октябрьских событий 1993 года, когда система советов всех уровней в России была демонтирована.

В те годы пересматривались полномочия органов государственной власти всех уровней: от регионального до высшего. В частности, статус высшего органа законодательной власти в Российской Федерации изменялся при внесении поправок в Конституцию РСФСР 27 октября 1989 года, 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 года, 24 мая и 1 ноября 1991 года, 21 апреля 1992 года. Большая часть этих изменений и дополнений была связана с начавшимися в стране глубокими социально-экономическими и политическими преобразованиями.

Становление региональной избирательной системы

Избирательная система современной России ведет свой отсчет с 1993 года, когда историческим Указом Президента Российской Федерации 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» были прекращена деятельность Съезда народных депутатов РФ, Верховного Совета РФ. В октябре 1993 года Президентом также были приняты указы, направленные на реформирование представительных органов власти всех уровней и утверждены нормативные акты, регулирующие подготовку и проведение выборов.

Таким образом, начиная с 12 декабря 1993 по июнь 1994 года, в России путем выборов предполагалось сформировать все без исключения законодательные и представительные органы – Федеральное Собрание Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Во многих отношениях эти выборы были организованы принципиально иначе. «Положениями о выборах» предусматривалось формирование избирательных комиссий. Прежде всего проведение выборов должно организовываться избирательными комиссиями, сформированными по новому принципу. Было предусмотрено, что деятельность комиссий будет носить общественный характер, заключающийся в приемах выполнения задач – широкой гласности, участии представителей от избирательных объединений и кандидатов в депутаты, средств массовой информации, общественности, а решения комиссий будут носить обязательный характер, в том числе для государственных органов и органов местного самоуправления.

В Свердловской области в связи с назначением на 12 декабря 1993 года выборов депутатов Федерального Собрания Российской Федерации, постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 октября 1993 г. была сформирована окружная избирательная комиссия. Председателем комиссии был назначен Михаил Иванович Кукушкин (ректор Уральской государственной юридической академии).

Одним из депутатов верхней палаты Федерального Собрания Российской Федерации 12 декабря 1993 года был избран Эдуард Эргартович Россель.

Уже к концу 1993 года остро встал вопрос определения в каждом из субъектов Российской Федерации одной головной избирательной комиссии. Тем более, что на 10 апреля 1994 года были назначены выборы следующего, регионального уровня. В новых условиях предстояло избрать 28 депутатов Свердловской областной Думы.

Руководствуясь Указом Президента от 20 декабря 1993 года «О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Российской Федерации приняла постановление, в котором была прописана необходимость создания региональных избирательных комиссий.

20 мая 1994 года ЦИК России утвердила составы региональных избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, в том числе состав Избирательной комиссии Свердловской области. Председателем Комиссии был утвержден Михаил Иванович Кукушкин.

1995 год положил начало деятельности Избирательной комиссии Свердловской области со статусом юридического лица. Ее полномочия были определены в областном законе «Об Избирательной комиссии Свердловской области». Председателем Комиссии избрали Владимира Петровича Примакова. С 20 октября 1995 года на должность председателя Комиссии избран Владимир Дмитриевич Мостовщиков, проработавший в этой должности до августа 2012 года. За это время он внес большой вклад в создание региональной избирательной системы.

Стоит напомнить, что именно 1995 – 1996 годы стали временем серьезного реформирования системы местного самоуправления. В эти годы в Свердловской области, как и по всей России, проводились местные референдумы. Жители области сами определялись, в какой административной единице, а по-новому – в каком муниципальном образовании им жить. Ведущую роль в этом процессе играла Избирательная комиссия Свердловской области.

В 1997 году был принят Избирательный кодекс Свердловской области, разработанный при непосредственном участии Избирательной комиссии Свердловской области и активной помощи сотрудников Уральского института регионального законодательства. Особенность этого документа: он практически не содержит отсылочных норм к иным законам, что позволяет всем организаторам и участникам выборов руководствоваться одним нормативным актом при подготовке и проведении избирательных кампаний.

В ходе работы над Избирательным кодексом Свердловской области региональные депутаты и члены Избирательной комиссии Свердловской области учли накопленный к тому моменту опыт проведения выборов и требования федерального законодательства. Этот документ определил правовые рамки кампаний по проведению выборов, что значительно повысило открытость избирательной системы для общества.

Специалисты назвали Избирательный кодекс Свердловской области одним из самых совершенных среди аналогичных документов, действующих в субъектах Российской Федерации. Так же, как это уже произошло ранее с Уставом Свердловской области, Центризбирком России рекомендовал Избирательный кодекс Свердловской области как модельный документ для изучения в других субъектах Российской Федерации.

В том же 1997 году была утверждена первая эмблема Избирательной комиссии Свердловской области, созданная на основе эмблемы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

В июне – июле 2003 года Президент России подписал ряд федеральных законов, касавшихся подготовки и проведения выборов. Среди этих документов были поправки в Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и иные.

Совершенствование избирательного законодательства России продолжилось и в 2005 году, когда были внесены серьезные изменения в Федеральный закон «О политических партиях». Так, партии получили прямое право участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации.

Одновременно по предложению Президента России федеральным законодательством была установлена новая процедура наделения полномочиями глав регионов. Отныне действовал такой порядок: глава государства предлагал своих кандидатов на посты губернаторов субъектов Российской Федерации, а региональные парламенты утверждали или отклоняли их. Это значит, что с 2005 года прямые выборы губернаторов в России проводить перестали.

Значительно изменился Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В частности, исключено право политических партий и иных общественных объединений создавать избирательные блоки на выборах любого уровня.

Кроме того, именно тогда появилось понятие «единый день голосования». Было решено, что на всей территории нашей страны выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления будут проводиться во второе воскресенье марта каждого года. Одновременно установлен один резервный день для проведения повторных и дополнительных выборов – первое воскресенье октября. Третьим важным изменением федерального законодательства стало то, что из избирательного бюллетеня исчезла строка «Против всех».

В феврале 2006 года в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации состоялась презентация, рассказывающая об избирательной системе Свердловской области. Представленные материалы, выступления членов делегации из нашего региона убедительно показали, что Избирательная комиссия Свердловской области по многим направлениям работы лидирует, выступая инициатором введения инноваций по обеспечению избирательных прав граждан, правовому просвещению избирателей и организаторов выборов. Участники презентации отметили: выстроенная в Свердловской области избирательная система эффективно работает и достойна изучения коллегами из других регионов.

2 октября 2012 года были приняты новые изменения в федеральные законы «О политических партиях» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии с этими поправками срок полномочий участковых избирательных комиссии стал равен пяти годам.

На федеральном уровне приняты решения, значительно изменяющие политическую жизнь регионов. В частности, ощутимо облегчен процесс регистрации политических партий. Это привело к активному партстроительству. Всего лишь за три последующих года в стране появились десятки новых политических партий.

Еще одна важная новация – возврат к прямым выборам глав регионов. Это значит, что избирательным комиссиям всей страны вновь предстояла ответственная миссия по организации губернаторских выборов, которые, как правило, всегда сопровождаются острой политической борьбой.

Одновременно федеральные законодатели существенно снизили количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов-самовыдвиженцев, а также установили новый единый и единственный день голосования – второе воскресенье сентября.

Изменения произошли и в составе Избирательной комиссии Свердловской области. В ее состав был назначен Валерий Аркадиевич Чайников, который затем, 13 сентября 2012 года, по предложению ЦИК России избран председателем Избирательной комиссии Свердловской области.

Комиссия, возглавляемая новым председателем, сосредоточила свои усилия на повышении уровня профессиональной подготовки членов территориальных избирательных комиссий, подборе и обучении резерва ТИК. Комиссия активизировала деловые связи с представителями государственных органов, вырабатывая совместные предложения и практические меры по обеспечению избирательных прав жителей Свердловской области, поддерживала тесные связи с политическими партиями, общественными институтами, имея целью повышение активности избирателей на выборах.

Избирательной комиссией Свердловской области подписаны и действуют ряд соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с различными государственными органами и институтами гражданского общества: Прокуратурой Свердловской области, Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральной налоговой службой Свердловской области, Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, Главным управлением МЧС России по Свердловской области, Уральским государственным юридическим университетом, Министерством социальной политики Свердловской области, областным многофункциональным центром, Общественной палатой Свердловской области, Федерацией профсоюзов Свердловской области, общественным движением «Свободный выбор», Уральской торгово-промышленной палатой и многими другими.

За четверть века Избирательной комиссией Свердловской области, территориальными и участковыми избирательными комиссиями Свердловской области проделана огромная работа, связанная с развитием избирательного законодательства Свердловской области, формированием условий для активного участия каждого избирателя в выборах, повышения правовой культуры населения.

О том, насколько эффективна ежедневная кропотливая работа системы избирательных комиссий Свердловской области, красноречиво говорит тот факт, что все избирательные кампании проходят на высоком организационно-содержательном уровне и ни одни выборы за эти годы не были признаны недействительными.

Избирательные комиссии и впредь будут продолжать работу по развитию активности граждан, повышению их правовой культуры, вовлечению подрастающего поколения в общественно значимую деятельность, работать так же профессионально и ответственно, развивая славные традиции, сложившиеся в избирательной системе Свердловской области.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru