История избирательной системы
Российской Федерации в воспоминаниях


Вехи избирательной системы самого западного региона страны

Винярская Инесса Петровна, председатель Избирательной комиссии Калининградской области





Двадцатипятилетняя история избирательного процесса Калининградской области включает в себя не только регулярное совершенствование законодательства, организацию и проведение сотен избирательных кампаний различного уровня, но и подписание декларации в поддержку свободных и честных выборов, резкое заявление председателя Зюбанова, визит первых международных наблюдателей и, безусловно, отстаивание прав избирателей. Всего за каких-то 25 лет семь составов региональной избирательной комиссии сделали все возможное, чтобы избирательная система стала прочной основой государственной системы и региона, и страны. За четверть века во главе избирательной системы области стояли пять председателей, которые всегда шли в ногу со временем, сохраняли традиции и приумножали то лучшее, что было наработано предшественниками.

Начало положено

Становление избирательной системы России берет свое начало с осени 1993 года. С этого же периода началось развитие главного звена избирательной системы Калининградской области – избирательной комиссии области. В соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 года, для организации и проведения выборов в Государственную Думу было образовано 225 окружных избирательных комиссий, в том числе и Калининградская окружная избирательная комиссия по избирательному округу № 85.

Персональный состав комиссии был утвержден постановлением Центральной избирательной комиссии по выборам в Совет Федерации и Госдуму «Об образовании окружных избирательных комиссий по выборам в Государственную Думу и назначении их председателей». Председателем окружной избирательной комиссии был назначен Петр Андреевич Воропаев. Первое заседание Калининградской окружной избирательной комиссии состоялось 27 октября 1993 года. Осень и зима 1993 года стали испытанием для членов только что сформированной Калининградской окружной комиссии – 12 декабря нужно было проводить первые выборы в Государственную Думу и единственные всенародные выборы в Совет Федерации, а также референдум по проекту новой Конституции Российской Федерации.

Стоит отметить, что в 1993 году только в девяти регионах, включая Калининградскую область, на региональных выборах действовала смешанная, мажоритарно-пропорциональная система формирования представительных органов власти.

Первопроходец Петр Воропаев вспоминает: «С первого дня образования комиссии началась напряженная работа, потому что мы, как и все, начинали практически с нуля, ведь из законодательной базы существовало лишь Положение о выборах депутатов Федерального собрания, а сроки поджимали. Помимо вопроса проведения выборов, нужно было решать бытовые вопросы, не говоря уже о кадрах. Всем составом комиссии стали вспоминать и искать тех, кто когда-то уже участвовал в выборах. Пришлось в кратчайшие сроки находить помещения, мебель и оборудование для участков. А списки избирателей? Ведь их никогда не было, такой реестр был без надобности. Без списков избирателей мы даже предположить не могли, сколько печатать бюллетеней!

Сейчас в голове не укладывается, как за пару месяцев мы организовали такие выборы. Думается, что у нас все получилось благодаря нашему же настрою – страна выходила на новый исторический этап».

Волнения при проведении выборов 12 декабря добавили и международные наблюдатели, которые впервые присутствовали на выборах в Калининградской области. Наблюдатели из Германии, Англии, Польши и Швеции не зафиксировали серьезных нарушений, но кое-что их все же удивило – некоторые семьи коллективно заполняли бюллетени в кабине для тайного голосования.

Не успела избирательная комиссия подвести итоги голосования на выборах депутатов ГД ФС РФ первого созыва, осмотреться и спланировать работу на 1994 год, как перед ней встала новая задача – проведение выборов депутатов Калининградской областной Думы первого созыва. Выборы были назначены на 27 марта 1994 года и проводились на основе Положения о выборах в областную Думу Калининградской области.

Развитие избирательной системы самого западного региона страны шло непрерывно. В апреле 1994 года Калининградская областная Дума, в числе немногих субъектов Российской Федерации, приняла Закон «О региональной избирательной комиссии Калининградской области», которым были закреплены основные организационно-правовые элементы организации и проведения выборов, определен статус избирательной комиссии как юридического лица. Кроме того, на комиссию были возложены полномочия по проведению федеральных выборов и референдумов на территории области. В соответствии с указанным Законом был сформирован новый состав комиссии численностью 14 человек. По итогам тайного голосования председателем вновь был избран Петр Воропаев.

Постановлением ЦИК России от 29 сентября 1994 года областная избирательная комиссия была переименована в Региональную избирательную комиссию Калининградской области. В 1995 году был принят Закон «О внесении изменений в Закон Калининградской области «О региональной избирательной комиссии Калининградской области», которым избирком был переименован в Избирательную комиссию Калининградской области (ИККО).

С начала 1995 года на комиссию возложены обязанности по проведению работ в рамках различных федеральных проектов и программ, реализуемых на территории области, в том числе и обеспечение функционирования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Следующие выборы в Государственную Думу проводились 17 декабря 1995 года. Перед выборами продолжился процесс формирования избирательного пространства Янтарного края. Облизбирком не только утвердил количество территориальных избирательных комиссий, но и присвоил им наименования, а также определил методику заполнения подписных листов кандидатов. С самого начала члены избирательной комиссии настаивали на соблюдении положений законодательства на всех этапах избирательной кампании. Так, комиссия по требованию избирателей пригласила на свое заседание одного из претендентов на место в парламенте для дачи разъяснений по поводу выпуска во время сбора подписей избирателей большим тиражом календаря-листовки с положительными сведениями о нем. В этот период допускалось распространение только самой сухой информации – о месте рождения, учебе, профессии и должности, семейном положении кандидата в депутаты. Облизбирком признал, что в листовке присутствуют элементы агитации, и предупредил, что при повторном нарушении претенденту может быть отказано в регистрации.

Тогда же произошел и курьезный случай. Пожалуй, единственный такого рода в истории электорального процесса Калининградской области.

Несмотря на огромную предварительную работу, в которую входило и прогнозирование явки на предстоящих 17 декабря 1995 года выборах, никто не ожидал такой активности в день голосования. Уже к 15 часам на участках шести районов закончились избирательные бюллетени. В течение некоторого времени избирательные участки были обеспечены необходимым количеством бюллетеней. Стоить отметить, что это не повлияло на общие результаты голосования.  

В этот же период избирательной комиссии предстояло организовать и провести первые выборы главы администрации (губернатора) Калининградской области. В 1996 году избирательная кампания оказалась довольно напряженной для всех участников избирательного процесса. В доказательство этому стоит упомянуть, что выборы проходили в два тура. Острым оказался не только процесс подготовки выборов, но и период агитации. Областной избирательной комиссии дважды пришлось через средства массовой информации выступать с обращениями к кандидатам о необходимости соблюдения условий и порядка предвыборной агитации и использования в этих целях цивилизованных методов. Однако многие кандидаты проигнорировали этот призыв.

Пожалуй, проведенные федеральные и региональные избирательные кампании 1994–1996 годов можно считать завершением этапа становления избирательной системы Калининградской области. К этому времени в областной избирательной комиссии появилась нормативная база для проведения выборов различных уровней, накопился опыт подготовки и проведения избирательных кампаний, сложился избирательный актив, наработавший практику организации и проведения выборов, определились помещения, в которых создавались избирательные участки.

Выход электоральной системы в массы

В связи с окончанием срока полномочий состава Избирательной комиссии Калининградской области постановлением Губернатора от 29 апреля 1999 года и решением областной Думы от 29 апреля этого же года был сформирован новый состав облизбиркома. На первом заседании, которое состоялось 14 мая, председателем был избран Василий Павлович Зюбанов.

Новый состав избирательной комиссии в течение всего периода своей работы оказывал организационную и методическую помощь, проводил юридическое сопровождение всех муниципальных выборов, которые проходили на территории области.

В 1999 году избирательная комиссия занималась подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, которые были назначены на 19 декабря. Подготовка и проведение выборов осуществлялись в соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Наряду с указанным Федеральным законом были приняты и другие нормативные акты, которые не только значительно дополнили правовую базу, но и позволили провести выборы в парламент России в соответствии с демократическими стандартами.

В начале декабря 1999 года в области впервые состоялись публичные дебаты кандидатов в депутаты Государственной Думы. Их провели в Историко-краеведческом музее Калининградская и Межрегиональная лиги избирателей. Этим мероприятием организаторы хотели привлечь как можно больше избирателей на выборы. Пришедшие на дебаты кандидаты осветили наиболее важные аспекты своей предвыборной программы и ответили на животрепещущие вопросы соперников и избирателей.

В то же время федеральная кампания выявила низкую правовую грамотность избирателей. С этого периода избирательная комиссия региона и стала работать над тем, чтобы устранить данный пробел: организаторы выборов начали выступать перед школьниками, студентами и трудовыми коллективами. Хотелось рассказать каждому, как проводятся избирательные кампании, чем регламентируется подготовка выборов и почему важно реализовывать свое активное избирательное право.

Избирательная комиссия стала больше внимания уделять организационному и юридическому сопровождению выборов муниципального уровня, возник вопрос о профессиональной подготовке кадров. Постоянно велось обучение членов избирательных комиссий. Одна из целей этого вида деятельности – подготовка резерва для работы в избирательных комиссиях.

Бывший начальник организационно-методического отдела ИККО Михаил Свиридов вспоминает: «С августа 1997 года при облизбиркоме действовали очно-заочные курсы для организаторов выборов по программе «Избирательное право и организация выборов». Регулярно проводились тематические семинары, связанные с проведением избирательных кампаний по выборам в органы местного самоуправления в условиях постоянно обновляющегося регионального законодательства. Ежегодно организовывались семинары для председателей и секретарей территориальных избирательных комиссий области по изучению избирательного законодательства и методике проведения выборов. Обычно такие семинары устраивались в районных центрах с привлечением социологов, глав органов местного самоуправления, руководителей различных областных учреждений. Акцент делался на особенности выборов, проводимых в текущем году.

Члены Избирательной комиссии Калининградской области постоянно участвовали в различных семинарах и совещаниях с представителями органов прокуратуры, судов, органов внутренних дел, юстиции по вопросам взаимодействия с избирательными комиссиями в ходе проведения выборов. Также проводились совещания и встречи с командованием Балтийского флота, командирами воинских частей, пограничниками по вопросам участия военнослужащих в выборах. Проведение многочисленных семинаров, несомненно, помогало избегать грубых ошибок при организации выборов».

Переломным в деятельности территориальных избирательных комиссий в части подготовки и проведения избирательных кампаний различного уровня стал 2002 год, который ознаменовался принятием Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации». Территориальные избирательные комиссии стали действовать на постоянной основе, срок их полномочий составил четыре года. Одной из первых на должность председателя ТИК в 2002 году решением Избирательной комиссии Калининградской области была назначена Ярослава Орлова, ныне заместитель председателя Избирательной комиссии Калининградской области: «В первое время своей работы мы все настойчиво учились друг у друга практике подготовки и проведения выборов, обменивались опытом участия в судебных заседаниях, сдавали тесты на профпригодность. Важно было почерпнуть что-то нужное у коллег, поделиться опытом, а иногда просто получить совет. Вместе обсуждали и вырабатывали единообразные подходы в правоприменительной практике. Становились учителями для членов нижестоящих участковых комиссий, которые в тот момент формировались только на период кампании».

Юрий Дятлов тоже был одним из первых председателей теризбиркома: «Тогда казалось, что перед нами стоит невыполнимая задача. Собрать коллектив, выстроить отношения не только с коллегами, но и с администрацией. Но глаза боялись, а руки делали. Новые задачи вдохновляли».

В декабре 2003 года состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва. Перед этими выборами было введено ограничение: начинать предвыборную агитацию в СМИ можно только за 30 дней до дня голосования. В тот период большое внимание уделялось предвыборным материалам кандидатов. Пожалуй, именно поэтому кандидаты в депутаты, областная избирательная комиссия и представители местных СМИ подписали декларацию. Поскольку такой документ стал единственным в истории, позволим себе опубликовать его содержание полностью:

«Мы, объединенные стремлением обеспечить на предстоящих выборах подлинное волеизъявление народа, сохранить социальную стабильность в обществе, повысить доверие избирателей к власти, не приемля использование в предвыборной кампании «грязных» избирательных технологий, заявляем о следующем:

1. Мы осознаем ответственность перед жителями Калининградской области за свои действия, которые могут повлиять на свободу волеизъявления избирателей.

2. Обязуемся обеспечить в ходе избирательной кампании приоритет закона над политическими, групповыми и личными интересами.

3. Берем на себя обязательство предпринять необходимые усилия для того, чтобы власть не могла использовать свое влияние в избирательном процессе с целью реализации каких бы то ни было групповых интересов.

4. Призываем все средства массовой информации при освещении выборов действовать взвешенно и беспристрастно в рамках правового поля, не допуская «войны компроматов» и обеспечивая равенство возможностей в информировании избирателей.

5. Считаем обязательным предоставление журналистам полной и достоверной информации о своей деятельности с целью формирования у избирателей объективной оценки избирательного процесса.

6. Отдаем предпочтение согласованным процедурам в случае возникновения противоречий или конфликтных ситуаций между участниками избирательного процесса, категорически отвергая любые формы взаимных публичных обвинений и оскорблений. При невозможности достижения компромисса участники обращаются к правовым инструментам разрешения избирательных споров.

Ставя свою подпись под этим документом, мы преследуем единственную цель – обеспечить в ходе избирательной кампании подлинное волеизъявление народа, повысить доверие общества к власти и упрочить политическую стабильность».

Под документом поставили подписи 10 из 11 кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Калининградскому одномандатному избирательному округу № 85: А.Я. Дацышин, Л.Н. Зелинския, А.В. Зернов‚ Я.Г. Кузин, И.С. Кузнецова, В.В. Лопата, В.П. Никитин, В.В. Селезнев, Ю.В. Шитиков, А.С. Юшенков, а также председатель Избирательной комиссии Калининградской области

В.П. Зюбанов, Председатель правления Калининградской региональной общественной организации «Союз журналистов» Б.А. Нисневич, директор Калининградского медиацентра Н.И. Бойкова, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации работников средств массовой информации «Медиасоюз» Н.Н. Боровская. Кандидат В.В. Ковальчук от подписи отказался.

Справедливости ради надо отметить, что декларация, к сожалению, не стала панацеей. Как только стартовала агитационная кампания, на избирателей обрушились «шедевры» «грязных» пиар-технологий. Наиболее распространены были листовки без выходных данных, зачастую распечатанные на принтерах и размноженные на ксероксах, содержавшие негативную, в основном недостоверную информацию о нескольких соперниках или об одном политическом конкуренте. Нередко подобные материалы выпускались от имени кого-то из кандидатов, в тексте такой листовки преобладали какие-либо несуразные сведения.

В период проведения президентских выборов 2004 года весьма остро стоял вопрос явки избирателей. В регионе активизировались люди, призывавшие бойкотировать выборы. Часть избирателей Калининградской области не питала симпатий ни к одному из кандидатов на пост Президента страны, поэтому не хотела идти голосовать, думая, что на вновь назначенных выборах появятся другие кандидатуры. Председателю облизбиркома ничего не оставалось делать, как обратиться с заявлением, причем довольно резким, к избирателям. Со страниц областных газет Василий Зюбанов заявил, что «даже если эти выборы будут признаны несостоявшимися, все нынешние кандидаты в Президенты будут участвовать во втором «круге». Так что нечего зря мутить воду».

В 2005 году во многих субъектах Российской Федерации руководители территориальных избирательных комиссий и ряда избирательных комиссий муниципальных образований стали работать на постоянной (штатной) основе. Избирательной комиссией Калининградской области рассматривались два варианта решения этой проблемы. Первый – территориальная избирательная комиссия является юридическим лицом, финансируется из областного бюджета и действует самостоятельно; второй – руководители территориальных избирательных комиссий являются штатными сотрудниками избиркома области. Изучение опыта работы ряда субъектов Российской Федерации показало, что наиболее жизнеспособен второй вариант, который давал избиркому области возможности влиять на подбор и обучение кадров, своевременно и эффективно реагировать на различные нарушения избирательного законодательства.

В штат облизбиркома были введены 23 должности (консультанты и главные специалисты).

Стоит сказать, что лейтмотивом в течение всех этих лет являлось повышение правовой грамотности избирателей. Особое внимание уделялось работе с будущими избирателями – школьниками, студентами и другими группами молодых избирателей.

По инициативе избирательной комиссии в городских школах области начали проводиться встречи учащихся с представителями политических партий, депутатами. В 2003 году впервые для учащихся пяти школ была проведена учебно-ролевая игра «Выборы», в ходе которой старшеклассники выбрали среди своих сверстников «губернатора» области. Областная избирательная комиссия разработала пакет материалов в помощь организаторам ролевой игры.

В 2004 году состоялся областной конкурс среди учащихся учреждений общего, начального профессионального и дополнительного образования, детско-молодежных общественных объединений. В 2005 году Избирательной комиссией Калининградской области был проведен региональный конкурс среди учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования на лучшую литературную работу и рисунок, связанные с выборами и вопросами избирательного законодательства.

В 2006 году избирательная кампания по выборам депутатов Калининградской областной Думы четвертого созыва оказалась непростой. Например, в области впервые появились агитационные материалы, возбуждавшие социальную ненависть и вражду. Инициаторы их выпуска и распространения были привлечены к ответственности. Также был единственный случай принятия жестких мер к средствам массовой информации: решением Октябрьского районного суда на основании заявления Балтийского управления Росохранкультуры выпуск газеты «Известия Калининграда» был приостановлен до окончания голосования на выборах депутатов областной Думы за неоднократные нарушения избирательного законодательства.

Запомнились выборы 2006 года и тем, что после официального опубликования результатов выборов областным судом были рассмотрены заявления трех кандидатов в депутаты, оспаривавших решение Избирательной комиссии Калининградской области о распределении депутатских мандатов между региональными группами кандидатов. Это беспрецедентный случай в практике проведения выборов в области. Областной суд пришел к выводу, что «при определении результатов выборов избирательной комиссией допущены нарушения установленного законом принципа равного избирательного права», и обязал избирательную комиссию «произвести повторный подсчет голосов избирателей, обеспечив при распределении депутатских мандатов внутри общерегионального списка кандидатов Калининградского регионального отделения политической партии между региональными группами кандидатов соблюдение пропорциональности числа голосов избирателей, поданных за список кандидатов в многомандатных округах, на один депутатский мандат». Указанное решение было обжаловано избирательной комиссией области в Верховный Суд Российской Федерации, который отменил решение областного суда и подтвердил правоту комиссии.

В 2006 году при поддержке избиркома впервые были проведены выборы студенческого самоуправления. Ректорат Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота принял решение о проведении демократических выборов, благодаря которым каждый студент и курсант может выдвинуть свою кандидатуру и высказать собственное мнение о путях развития студенческого самоуправления, учебе и отдыхе курсантов. На каждом из пяти факультетов академии учащимся предстояло выбрать четырех членов курсантского (студенческого) совета факультета. Избранные на факультете председатель совета, научный организатор, культорганизатор и спорторганизатор вошли в состав парламента курсантско-студенческого самоуправления – главного представительного и исполнительного органа самоуправления.

Помимо организации выборов школьного и студенческого самоуправления, были проведены молодежные форумы, семинары, круглые столы, телемост.

Избирательная система как консолидация общества

Сергей Лунев, председатель Избирательной комиссии Калининградской области в 2007–2011 годах: «Мы постарались как можно активнее работать с нашими избирателям – с молодежью, военнослужащими и другими категориями. Поскольку законодательная база уже была достаточно обширной, нам не приходилось искать пути решения какой-либо проблемы, все прописано в законодательстве, и мы следовали букве закона. А вот избиратели с каждым годом требовали все больше внимания к себе – от создания комфорта на избирательных участках до правового просвещения. Для этого мы начали активно сотрудничать с органами власти и политическими партиями».

В мае 2007 года, по окончании срока полномочий предыдущего состава ИККО, был сформирован новый состав Избирательной комиссии Калининградской области. Председателем облизбиркома тайным голосованием был избран Сергей Александрович Лунев. Продолжая заложенные ранее традиции, сотрудники избиркома целенаправленно работали над совершенствованием правового просвещения избирателей, организацией взаимодействия с силовыми структурами и политическими партиями по вопросам соблюдения избирательного законодательства и обеспечения избирательных прав граждан на территории области.

Сформированный состав комиссии вновь приступил к подготовке к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, которые были назначены на 2 декабря 2007 года.

Это были первые выборы, на которых барьер для партий, проходящих в Думу по партийным спискам, был увеличен с 5 до 7 процентов. Кроме того, были законодательно упразднены нижний порог явки и возможность голосовать против всех кандидатов, отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным избирательным округам, членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, а партиям запрещено объединяться в выборные блоки, право назначать наблюдателей дано только политическим партиям. Также это были первые выборы, когда все помещения для голосования избирательных участков Калининградской области были оборудованы по стандартам ЦИК России.

Алексей Гусев, член Избирательной комиссии Калининградской области с правом решающего голоса (1997–2007 г.), председатель Калининград-Ленинградской ТИК (2006–2018 г.), вспоминает: «Тогда мы приложили массу усилий, чтобы технологическое оборудование соответствовало стандартам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Но больше всего к этим стандартам стремились для того, чтобы порадовать избирателей. Хотелось, чтобы каждый человек, пришедший на участок, чувствовал себя комфортно».

Отдельно стоит сказать и про организацию выборов на судах. До 2007 года проведением выборов на судах занимались территориальные избирательные комиссии, на территории которых юридически располагались компании-судовладельцы. Начиная с 2007 года организация голосования избирателей, находящихся в день голосования в плавании, возложена на Калининград-Московскую территориальную избирательную комиссию. За эти годы был накоплен значительный опыт работы по обеспечению избирательных прав граждан на судах.

Отдельной главой в развитии избирательной системы в этот период можно считать усиление работы по повышению правовой культуры избирателей, их информирование. Особое внимание уделялось работе с молодежью как с будущими избирателями. В 2007 году впервые на территории области совместно с Правительством Калининградской области был проведен Молодежный форум «Выбери будущее!», охвативший более трех тысяч молодых людей в возрасте 15–25 лет. Члены ИККО стали постоянными гостями ежегодного молодежного лагеря «Балтийский Артек», где каждое лето проводились мероприятия по избирательной тематике.

Облизбирком одним из первых среди субъектов Российской Федерации создал Молодежную избирательную комиссию, которая подготовила и провела ряд мероприятий по выборам студенческого и школьного самоуправления, тематические игры и викторины в летних оздоровительных и пришкольных лагерях, приняла участие в акции «Ты нам нужен», организованной администрацией города Калининграда для детей-инвалидов, организовала и провела конкурс «Мистер джип» среди молодежи области.

В 2009 году избирательная комиссия реализовала проект по проведению интернет-игры «Выборы виртуального молодежного главы города Калининграда», в которой приняли участие 27 кандидатов на должность виртуального главы, представившие свои программы развития города. На территории Калининграда стало формироваться все больше молодежных избирательных комиссий из числа студентов, прошедших обучение по программе «Организатор выборов».

Что касается информирования, то региональный избирком создал сайт, на котором стала размещаться актуальная информация о работе комиссии. Помимо регулярных публикаций в средствах массовой информации, Избирательная комиссия Калининградской области издавала научно-практический журнал «Закон и выборы», в котором публиковались работы не только организаторов выборов, но и других участников избирательного процесса – депутатов, глав администраций, профессоров, судей. Также этот период стал знаменателен и тем, что ИККО подписала ряд соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с различными организациями области.

Положение избирательной комиссии области, находящейся в центре Европы, обязывает к налаживанию международных связей. Между Избирательной комиссией Калининградской области и Варминско- Мазурским университетом Политических наук в городе Ольштын (Республика Польша) с января 2010 года действует Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности. В соответствии с этим Соглашением делегация Избирательной комиссии Калининградской области знакомилась с избирательными процедурами на выборах мэра города Ольштын, Президента Республики Польша, а также на выборах в Европарламент.

В период с 26 по 28 июня 2009 года Избирательную комиссию Калининградской области посетила делегация избирательных комиссий Варминско-Мазурского воеводства Республики Польша, которая ознакомилась с российским избирательным законодательством, избирательными процессами в Калининградской области.

С 2010 года Избирательная комиссия Калининградской области совместно с РГУ им. И. Канта и Варминско-Мазурским университетом Политических наук, отделением Федерального избирательного бюро Варминско-Мазурского воеводства и рядом общественных организаций приступили к разработке проектов в рамках программы «Литва – Польша – Россия» на 2007–2013 г.

В июле 2010 года, учитывая накопленный Избирательной комиссией Калининградской области положительный опыт по разрешению избирательных споров, был проведен семинар «Актуальные вопросы правоприменительной практики и информационного освещения избирательного процесса», на котором присутствовали гости из Москвы, Татарстана, Воронежа, представители политических партий и органов юстиции региона.

Наряду с подготовкой и проведением выборов различного уровня этот период был насыщен познавательными мероприятиями по выборам своих президентов в высших и средних учебных заведениях, детских лагерях отдыха. При избирательной комиссии области активно работал Совет председателей ТИК. В состав Совета вошли семь наиболее опытных, профессионально подготовленных председателей: Гвардейская ТИК – Николай Галустян, Багратионовская ТИК – Елена Карлова, Зеленоградская ТИК – Элина Захарова, Калининград – Ленинградская ТИК – Алексей Гусев, Калининград – Центральная ТИК – Юрий Дятлов, Неманская ТИК – Сергей Ермаченков, Советская ТИК – Джана Мигель. Возглавил Совет председатель Избирательной комиссии Калининградской области Сергей Лунев. Совет изучал и обобщал практику подготовки и проведения выборов и референдумов, готовил предложения и рекомендации по вопросам проведения избирательных кампаний, осуществлял контроль за соблюдением избирательных прав граждан.

Направление на новые технологии

В мае 2011 года, по окончании срока полномочий предыдущего состава комиссии, председателем вновь сформированного состава ИККО был избран Михаил Юрьевич Плюхин: «Этот период стал активным по внедрению новых технологий – комплексы обработки избирательных бюллетеней, видеокамеры на участках – это то, с чем раньше нам не приходилось сталкиваться. А лет десять назад даже подумать о таком не могли. Конечно, нововведения не оставили равнодушными никого – ни нас, членов избирательной комиссии области, ни организаторов выборов других уровней, ни журналистов, ни представителей партий и уже потом – избирателей. Мы провели несколько десятков презентаций работы КОИБ-2010. А внедрение видеонаблюдения? Это же такой прорыв! Безусловно, все это было воспринято очень положительно!»

Первыми выборами, которые проводила избирательная комиссия нового состава, стали выборы 2 октября 2011 года, назначенные в связи со сложением депутатских полномочий депутатами Совета депутатов муниципального образования «Сельское поселение Дивное» Балтийского района. Особенностью этой избирательной кампании стало то, что тогда на избирательных участках Калининградской области впервые использовались комплексы обработки избирательных бюллетеней – 2010 (КОИБ-2010), которые зарекомендовали себя с положительной стороны.

В день голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, 4 декабря 2011 года, в Калининградской области на 157 избирательных участках были установлены и использовались КОИБ-2010, и почти все помещения для голосования избирательных участков были оборудованы веб-камерами.

Стоит отметить, что избирательная комиссия Янтарного края одной из первых в стране начала внедрять средства видеонаблюдения на избирательных участках.

Следующее испытание работоспособности новой техники состоялось 4 марта 2012 года, в день голосования на выборах Президента Российской Федерации. За 2011–2012 годы в распоряжении Избирательной комиссии Калининградской области было 180 КОИБ, обеспечивавших открытость и гласность при проведении голосования.

В дальнейшем все значимые выборы в Калининградской области ни разу не обходились без этих комплексов.

Безусловно, переход к использованию новой техники требовал большой подготовки. Всем участникам выборов пришлось подробно объяснить специфику такого оборудования. Избирком нового состава с первых дней работы сосредоточил свои усилия на повышении уровня профессиональной подготовки членов территориальных избирательных комиссий, подборе и обучении резерва избирательных комиссий.

Комиссия активизировала деловые связи с представителями силовых структур, вырабатывая совместные предложения и практические меры по обеспечению избирательных прав жителей Калининградской области. Так, в мае 2012 года на базе Гвардейской ТИК с приглашением офицеров-воспитателей Балтийского флота был проведен выездной семинар «Организация избирательного участка для проведения голосования военнослужащих в полевых условиях» с развертыванием избирательного участка, имитацией работы участковой избирательной комиссии и демонстрацией работы КОИБ-2010 непосредственно на полигоне.

В 2013 году Избирательной комиссией Калининградской области совместно с офицерами воспитательных структур Балтийского флота был проведен семинар по теме «Образование избирательного участка на судне (корабле), находящемся в день голосования в плавании, организация проведения дня голосования, установления итогов и их представление в территориальную избирательную комиссию».

Главной особенностью организованного мероприятия явилось то, что оно проводилось в условиях, максимально приближенных к реально возможному варианту развития событий, когда возникнет необходимость организации и проведения голосования на военном корабле, находящемся в день выборов вдали от родных берегов.

Участники семинара при поддержке командования Дважды Краснознаменного Балтийского флота, отметившего в 2013 году 310-летний юбилей, получили замечательную возможность реализовать задуманное на флагманском корабле старейшего флота России – эскадренном миноносце «Настойчивый» – в ходе отработки им учебно-боевых задач в море.

Значительно расширились связи с политическими партиями Янтарного края, направленные на повышение активности избирателей на выборах.

В 2012 году при Избирательной комиссии Калининградской области был образован Консультативный общественный совет, деятельность которого заключалась в изучении и анализе общественного мнения, выработке предложений и рекомендаций по вопросам подготовки и проведения избирательных кампаний в регионе, повышении активности избирателей на выборах, а также развитии и совершенствовании избирательной системы в целом. В его состав вошли уважаемые жители Калининградской области, пользующиеся заслуженным авторитетом у избирателей.

В 2012 году Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации дважды рассматривался вопрос об установлении единого дня голосования в Российской Федерации. Также в этот период ставились задачи по подготовке и формированию участковых избирательных комиссий сроком на пять лет, с их обязательным обучением на более качественном уровне.

Одной из приоритетных задач в работе избирательной комиссии области в 2012–2013 годах было выполнение положений Федерального закона от 2 октября 2012 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Тогда же назрела проблема обучения составов участковых комиссий. Для решения этой задачи потребовались новые подходы, которые отвечали бы изменившимся условиям и содействовали преодолению недостатков прежней системы подготовки участковых избирательных комиссий. Раньше обучение, как правило, было непродолжительным по времени и сводилось к проведению разовых инструктажей членов участковых комиссий с правом решающего голоса накануне дня голосования по ключевым проблемам избирательного процесса. Тогда как новые требования к участковым избирательным комиссиям предполагали «универсализацию» их деятельности, обеспечивающую проведение выборов и референдумов всех уровней: федерального, регионального и муниципального. Также необходимо было менять концепцию обучения самих организаторов выборов, поскольку сказывалось различие в уровне их подготовки. Новые задачи требовали пересмотра всей системы подготовки кадров избирательных комиссий, в результате чего в конце 2013 года была разработана и утверждена решением ИККО Концепция обучения кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса в Калининградской области в 2014–2017 годах, для реализации которой в том числе был образован Центр обучения кадров избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса. В этот же период было разработано Положение о Центре, спланирована и организована его работа.

С учетом изменившихся норм законодательства, предстоящих избирательных кампаний и возможного увеличения численности избирателей в области были образованы избирательные округа сроком на 10 лет.

Была проведена ИККО совместно с органами местного самоуправления кропотливая работа по подбору помещений для голосования более 500 избирательных участков на пятилетнюю перспективу и законодательному закреплению этих участков постановлениями глав муниципальных образований.

С политическими партиями и общественными организациями Калининградской области была организована работа по подбору кандидатов в основные составы и резерв участковых избирательных комиссий. В общей сложности территориальные избирательные комиссии приняли, изучили, обработали и проверили через УФМС и Информационный Центр УМВД по Калининградской области около 8000 заявлений кандидатов в составы и резерв УИК.

Впервые в области ИККО во главе с заместителем председателя комиссии Инессой Винярской совместно с международными наблюдателями выезжала в город Клайпеду (Литва) для контроля проведения голосования избирателей на судах, находящихся в день голосования в плавании.

На первом плане – легитимность и прозрачность

Инесса Винярская, председатель Избирательной комиссии Калининградской области с 2014 года по настоящее время: «За годы работы избирательной комиссии настолько хорошо налажена деятельность каждого звена, что процессуально организация и проведение выборов сложностей не вызывают. Поэтому мы решили сосредоточить свои усилия на профессиональном обучении организаторов выборов, членов комиссий всех уровней. Также особое внимание уделяем легитимности и открытости. Наша комиссия, и это уже стало традицией, всегда открыта для участников избирательного процесса – СМИ, социальные сети, телефон – сейчас это все настолько доступно, что мы находимся на работе практически 24 часа в сутки. И это позволяет лучше чувствовать какие-то недостатки либо, наоборот, положительные моменты».

В 2014 году председателем Избирательной комиссии Калининградской области была избрана Инесса Петровна Винярская.

ИККО продолжила курс на формирование «сильных» территориальных избирательных комиссий, на которые возлагаются в том числе и полномочия по организации и проведению выборов в органы местного самоуправления. Поэтому остро встал вопрос о профессиональной подготовке кадров. Кроме того, актуальность этой работы возросла с изменением системы формирования самого многочисленного звена системы избирательных комиссий – участковых избирательных комиссий, когда был установлен пятилетний срок их полномочий и принято решение о формировании резерва составов УИК.

С 2014 года к этой работе активно подключился Центр обучения кадров избирательных комиссий. За прошедшие годы деятельности Центра был приобретен опыт проведения обучающих мероприятий и расширен круг решаемых задач. Если ранее сотрудники Центра привлекались преимущественно для обучения членов УИК с правом решающего голоса и резерва составов УИК, то в настоящее время проводятся обучающие мероприятия с организаторами выборов, причем в отдельное направление выделено обучение вновь назначенных организаторов выборов. Наряду с расширением круга задач значительные изменения претерпели формы и методы обучения, среди которых преимущественно используются практические занятия и деловые игры. Занятия проводятся в очной форме, для этого используется выездное обучение. Дистанционное обучение, с учетом небольших размеров региона, не применяется.

За период работы Центром обучения проведено более 300 обучающих мероприятий (в среднем по 75 за год), в том числе более 180 выездных семинаров в ходе более чем 60 избирательных кампаний федерального, регионального и муниципального уровней. Обучено более пяти тысяч членов территориальных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса и три тысячи человек из резерва составов УИК.

Избирательная комиссия Калининградской области продолжила просветительскую деятельность для будущих и молодых избирателей. Так, в 2015 году региональный избирком издал учебный модуль «Мир народовластия и выборов» и тетрадь с заданиями к нему. Иллюстрированный модуль состоит из 10 глав, которые связывает одна тема – история развития демократии в мире. В рабочую тетрадь включены практические задания к каждой главе учебного пособия. Модуль предназначен для занятий с учащимися 5–6 классов. При поддержке Министерства образования Калининградской области и Калининградского областного института развития образования учебный модуль был направлен в 30 образовательных учреждений региона для изучения избирательного права. Как показала практика, ученики школ с удовольствием изучают материал, а некоторые школы включили модуль в учебную программу для восьмых классов. Именно поэтому принято решение усовершенствовать модуль и направить его в школы.

В мае 2016 года был сформирован седьмой состав регионального избиркома, который с первых дней работы не только продолжил традиции предыдущих составов, но и привнес свои идеи и предложения по улучшению избирательной системы Калининградской области. Председателем Избирательной комиссии Калининградской области седьмого состава тайным голосованием была избрана Инесса Винярская.

Первым испытанием для ИККО стала организация и проведение, пожалуй, самых сложных, но в то же время самых интересных выборов, которые состоялись 18 сентября 2016 года, когда необходимо было избрать депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, депутатов Калининградской областной Думы шестого созыва, депутатов городского Совета депутатов Калининграда шестого созыва и депутатов ряда Советов муниципальных образований. К тому же в преддверии избирательной кампании большие изменения претерпели федеральные и региональные законы о выборах. Новшества коснулись всех участников избирательного процесса. Впервые для кандидатов было введено специальное программное изделие (СПИ). Все нововведения требовали подробных разъяснений и для организаторов выборов, и для кандидатов, и для представителей средств массовой информации.

В избирательные комиссии региона поступило около полутора тысяч документов от кандидатов. Контрольно-ревизионная служба при Избирательной комиссии Калининградской области организовала проверку достоверности сведений о доходах и об имуществе каждого кандидата, сведений о судимости кандидатов, сведений о наличии гражданства Российской Федерации и наличии гражданства иностранного государства.

В этот же период ИККО взяла курс на максимальную открытость, легитимность и прозрачность. Каждый шаг в избирательной кампании сопровождался информированием через средства массовой информации и социальные сети, которые в наше время стали одним из главных источников получения информации. С выходом в социальные сети работа избирательной комиссии перешла в режим онлайн, поскольку такой формат подразумевает постоянное общение со всеми, кого интересует электоральный цикл и кто через социальные сети задает свои вопросы.

Кроме того, было принято решение стать максимально доступными для кандидатов на выборах всех уровней. Вошло в практику регулярное проведение семинаров для представителей политических партий и кандидатов, на которых кандидатам разъяснялись и нововведения в законодательстве, и финансовые нюансы, и правила заполнения СПИ.

Ни в одну кампанию ИККО не обходила вниманием молодежь. Так, региональный избирком и Научно-исследовательский центр социально-гуманитарной информатики БФУ им. И. Канта начали совместный интернет-проект «Калининград Советский». Отдельный блок был посвящен истории выборов в Калининградской области – «70 лет Калининградской области: история выборов – история нашего края». Фотографии, которые использовались в проекте, предоставлены фондом Калининградского областного историко-художественного музея. Также в заполнении фотоальбомов приняли участие все желающие, поделившиеся своими снимками из семейных фотоальбомов.

В 2017 году Избирательная комиссия Калининградской области организовала и провела досрочные выборы Губернатора Калининградской области. Эта избирательная кампания тоже не обошлась без нововведений. Калининградская область стала одним из первых регионов, где опробован порядок голосования избирателей по месту их фактического нахождения. Был приложен максимум усилий, чтобы избиратели узнали о данном нововведении: проведена широкая информационная работа с привлечением наружной рекламы, средств массовой информации, социальных сетей. Специалисты аппарата регионального избиркома, организаторы выборов других уровней проводили встречи в трудовых коллективах для разъяснения нового порядка. В 2017 году более семи тысяч жителей Калининградской области оценили новую возможность проголосовать не по месту регистрации.

В период проведения выборов главы региона впервые была применена технология изготовления протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования с машиночитаемым кодом. На более чем 400 избирательных участках было установлено оборудование для изготовления итоговых протоколов с использованием QR-кода.

Проходило обучение кадров избирательных комиссий всех уровней с использованием новых технологий для «Мобильного избирателя» и формирования протокола УИК с использованием машиночитаемого кода, обучение сотрудников МФЦ при оформлении заявлений избирателей о включении в список избирателей по месту нахождения, обучение представителей политических партий, в том числе работе с СПИ по оформлению документов для выдвижения и регистрации, обучение наблюдателей и иных участников избирательного процесса.

В продолжение темы технологических новинок стоит сказать, что в 2017 году облизбирком совместно с детским технопарком «Кванториум» БФУ им. И. Канта разработал и запустил информационное приложение для мобильных телефонов и планшетов «Выборы39», доступное для скачивания в Play Маркет. Установив «Выборы39», избиратели Калининградской области смогли получить всю необходимую информацию о выборах главы региона и об участвующих кандидатах. С помощью приложения можно быстро найти свой избирательный участок. Помимо адреса и контактов избирательного участка приложение позволяет отразить расположение УИК на карте.

Для привлечения внимания молодежи Избирательная комиссия Калининградской области провела масштабную предвыборную эстафету #яидунавыборы. В качестве эстафетной палочки передавался стилизованный бюллетень «Я иду на выборы» с наименованием каждого муниципального образования. Суть проста – в каждом районном центре территориальные избирательные комиссии, представители местной администрации, молодежных избирательных комиссий, жители муниципалитета в торжественной обстановке ставили отметку напротив своего муниципального образования. Этот бюллетень побывал в каждом муниципалитете и в итоге был полностью заполнен.

Помимо эстафеты каждая территориальная избирательная комиссия проводила свои мероприятия для молодых избирателей – деловые и интеллектуальные игры, круглые столы, открытые уроки.

Активизировала свою работу и Молодежная избирательная комиссия Калининградской области. При сотрудничестве молодежного избиркома и БФУ им. И. Канта прошел форум «Новые возможности: молодежь и выборы», который объединил представителей молодежных организаций и студенческого самоуправления, молодых членов участковых избирательных комиссий и Молодежную избирательную комиссию области. Несколько лет подряд избирком проводил тематические семинары на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Балтийский Артек».

В этот же период видоизменился сайт Избирательной комиссии Калининградской области. Он стал представлять собой оптимальную площадку для распространения информационных материалов. На сайте комиссии размещаются и постоянно обновляются электронные архивы документов, научно-популярные статьи, тексты выступлений руководителей комиссии, новостные материалы об основных событиях и результатах деятельности комиссии, информирующие участников избирательного процесса о ходе избирательных кампаний, подготовке к предстоящим выборам, сведения обо всех мероприятиях, проводимых избирательными комиссиями, а также макеты печатных изданий.

2018 год стал знаменателен выборами Президента Российской Федерации. Избирательная комиссия Калининградской области приложила массу усилий для информирования максимального количества избирателей.

Выборы Президента Российской Федерации 2018 года – особенные во многих отношениях, пожалуй, это уникальное электоральное событие России. Впервые на выборах главы государства избиратель мог проголосовать на том участке, который ему удобен. В Калининградской области было оформлено почти 39 тысяч заявлений избирателей о включении в список избирателей для голосования по месту фактического нахождения.

Использование средств видеонаблюдения и трансляции изображения в сети Интернет в помещениях для голосования участковых комиссий и помещениях территориальных комиссий, где организован прием протоколов УИК, позволило наблюдать за ходом голосования и составлением протоколов комиссий об итогах голосования в режиме реального времени с начала работы УИК 18 марта и до подписания протоколов. В регионе такие «точки контроля» были установлены в 346 участковых и в 24 территориальных избирательных комиссиях.

В эти годы стратегическим партнером ИККО стала Общественная палата Калининградской области. На ее площадке проходили круглые столы по вопросам избирательного процесса с наблюдателями, кандидатами, журналистами. Более того, в Общественной палате ежегодно работает горячая линия для избирателей. Выборы главы государства показали, что Общественная палата стала еще и кузницей наблюдателей. Ведь именно в 2018 году появилась возможность направлять наблюдателей от общественных палат. Расширение корпуса наблюдателей в немалой степени способствовало открытости и прозрачности выборов. Принципиальным отличием общественных наблюдателей стало то, что они представляют гражданское общество и абсолютно независимы, потому что не связаны ни с какими партиями и ни с кем из кандидатов. 18 марта на избирательных участках работали около пятисот общественных наблюдателей. В их числе – представители ветеранских организаций, студенческих объединений, НКО, профсоюзных групп, национально-культурных объединений. Региональный избирком проводил обучение наблюдателей во всех муниципалитетах региона.

Мероприятия с молодыми избирателями начались задолго до официального старта избирательной кампании, к этой работе подключили крупные вузы региона. Учебные заведения проводили интеллектуальные игры, форумы, организовывали «горячие линии» при поддержке регионального избиркома.

Например, в БФУ им. И. Канта была проведена серия информационных мероприятий, в том числе в социальных сетях, по продвижению мобильного приложения «Выборы39», разъясняющего порядок подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения, помогающего определить адрес избирательного участка, познакомиться с информацией о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Российской Федерации.

В период выборов Президента Российской Федерации Избирательная комиссия Калининградской области совместно с детским технопарком «Кванториум» продолжила сотрудничество по вопросам развития мобильного приложения «Выборы39». В 2018 году был добавлен раздел «Методические материалы ЦИК России». Благодаря этому можно быстро перейти к материалам, разработанным ЦИК России для наблюдателей, членов участковых избирательных комиссий, сотрудников полиции. Также приложение было дополнено ссылками на страницы регионального избиркома в социальных сетях.

На протяжении всей своей деятельности Избирательная комиссия Калининградской области постоянно ищет новые формы работы по формированию и повышению политико-правовой культуры всех участников избирательного процесса.

Сегодня на территории Калининградской области образовано более 500 избирательных участков. Кроме того, около 30 участков образовано на судах (кораблях), которые в день голосования находятся в плавании.

Избирательная система области – это свыше пяти тысяч человек, работающих в полную силу, сотрудничающих со всеми участниками избирательного процесса, направленного на то, чтобы каждый избиратель смог реализовать свое активное избирательное право.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru