История избирательной системы
Российской Федерации в воспоминаниях


Из истории выборов на Ставрополье

Избирательная комиссия Ставропольского края



Ставропольская крепость, превратившаяся со временем в город, была построена в 1777 году. Уже после открытия в Ставрополе 15 февраля 1786 года, присутственных мест, включавших нижний земский суд и городовой магистрат, стали проводиться выборы должностных лиц в органы городского самоуправления. Предусматривалось минимальное количество должностных лиц магистрата: два бургомистра, четыре гетмана, нотариус и делопроизводитель. Жалованная грамота городам 1785 года предоставила горожанам право формировать и участвовать в деятельности выборных органов городского самоуправления и юстиции, находящихся под контролем правительственной администрации. Инструкция о выборах требовала, чтобы кандидаты «были высокого нравия, честны, почитаемы обществом, богобоязненны, почитали законы, милосердны и чтобы род их законов не мешал служению обществу». «Городовые обыватели», или мещане (официальное название горожан) мужского пола, достигшие 25 лет, обладатели капитала, проценты с которого составляли не менее 50 рублей, наделялись активным и пассивным избирательным правом. Имущественный ценз не устанавливался для мещан, гильдии которых не имели указанных капиталов. Эти категории горожан получили право объединяться в «градские общества» и организовывать собрания для проведения выборов каждые три года в зимнее время по созыву либо дозволению губернатора. Выборы городского главы, бургомистров, заседателей губернских магистратов и совестного суда являлись прямыми, по большинству голосов («по баллам»), хотя можно было проводить и двухстепенные: городские общества представляют кандидатов, а те выбирают должностных лиц. Избирательных прав могли быть лишены осужденные и имеющие «явный порок» граждане. Первым бургомистром в Ставрополе стал Козьма Яковлев.

В 1802 году Ставропольский магистрат был заменен ратушей в составе одного бургомистра и двух ратманов.

18 января 1808 года магистрат был упразднен, и путем выборов создана городская шестигласная дума. От каждого из городских участков (округов) каждый из шести разрядов городского населения выбирал по одному гласному (обладавшему правом голоса депутату). Они составляли общую городскую думу. Последняя избирала из своего состава исполнительный орган – шестигласную думу: по одному представителю от каждого из шести разрядов городского населения. Таким образом, на данном этапе избирательное право было сословным правом, привилегией.

В волостях действовало также выборное волостное крестьянское управление, состоящее из волостного схода и волостного правления (включало волостного старшину, помощника старшины, писаря и избиралось на волостной сходе). В селах действовали сельские сходы.

Все должностные лица избирались сроком на три года. К выборам допускались лица мужского пола, достигшие совершеннолетия, имевшие постоянное место жительства и недвижимое имущество в данном месте, не находившиеся под следствием или гласным полицейским надзором и не имевшие долгов.

Со времени образования Кавказского наместничества в казачьих станицах существовало выборное казачье самоуправление: в казачьих станицах на станичных сходах проводились выборы должностных лиц – атаманов, членов станичного правления.

В 1872 году в Ставрополе было введено «городское общественное самоуправление», включавшее городское избирательное собрание, городскую думу в качестве распорядительного и городскую управу в качестве исполнительного органа. На выборах городских гласных существовали половозрастные и имущественные ограничения. Активное и пассивное избирательное право получал каждый городовой обыватель мужского пола не моложе 25 лет, владеющий в пределах города какой-нибудь недвижимой собственностью или же в качестве торговца или ремесленника уплачивающий в пользу города сбор со свидетельств: купеческого, промыслового, на мелочный торг. Городовое Положение 1892 года повысило имущественный ценз, что значительно урезало избирательное право для горожан, было сокращено количество гласных в думе, ограничены ее полномочия.

Гласные городской думы избирали из своей среды городского голову и членов городской управы.

С 1912 года в Ставропольской губернии было введено земское самоуправление в виде губернских и уездных земских собраний (распорядительные органы) и губернских и уездных земских управ (исполнительные органы). Специальные уездные комиссии, состоявшие из предводителя дворянства, исправника, городского головы и чиновника от палаты государственных имуществ, занимались созданием земских органов. Для кандидатов на выборные должности устанавливались цензы: возрастной, имущественный, образовательный, ценз оседлости, хотя в целом избирательное право стало более демократичным: избирательными правами обладало мужское население независимо от сословной принадлежности, включая крестьян, наделенных личной свободой и известными политическими правами. Женщины, удовлетворявшие установленным цензам, могли реализовывать свое активное избирательное право через представителя по доверенности на выборах в органы городского и земского самоуправления. Все избиратели делились на 3 курии: землевладельцев всех сословий, горожан – собственников недвижимого имущества в городе, членов сельских обществ. Выборы от первых двух курий проходили на съездах своих представителей. Для землевладельцев и горожан вводился имущественный ценз. У представителей уездных съездов (первая курия) недвижимое имущество должно было оцениваться не менее чем в 15 тысяч рублей, либо размер годового оборота капитала не должен был быть меньше 6 тысяч рублей; у депутатов городских избирательных съездов облагаемая налогом собственность не должна была оцениваться меньше чем в 500 рублей. Избирательных прав лишались лица моложе 25 лет, судившиеся и не оправданные судом, отрешенные от должности, состоящие под судом и следствием, признанные несостоятельными, исключенные из духовного ведомства. Для крестьян ценз заменялся многоступенчатостью выборов, проводившихся по аналогии с установленным для крестьян порядком выборов в Государственную Думу России.

Сложившаяся система формирования органов местного самоуправления существовала в губерниях вплоть до создания на местах советских органов власти.

В результате революционных событий 1905 года в России был создан первый представительный орган государственной власти с законосовещательными функциями, первый российский парламент – Государственная Дума. Она избиралась сроком на 5 лет, заседания созывались по пожеланию императора, он же мог назначить новые выборы.

Дума формировалась путем невсеобщих, неравных и непрямых выборов. Избирательных прав не имели женщины и мужчины моложе 25 лет, лица, обучающиеся в учебных заведениях, воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе, бродячие инородцы (в Ставропольской губернии – калмыки, туркмены, ногайцы), иностранные подданные, несостоятельные или малоимущие лица. Были созданы землевладельческая, городская и крестьянская курии, а после 17 октября 1905 года также рабочая курия. Для каждой из них устанавливалась определенная норма представительства. Для участия в выборах по земледельческой курии существовал земельный (от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности) или имущественный (недвижимая собственность стоимостью не менее 15 тысяч руб.) ценз. Земледельцы, не имевшие собственных участков, выбирали своих уполномоченных на предварительном съезде. Уездный избирательный съезд землевладельцев выбирал выборщиков. В городском избирательном съезде принимали участие представители городской буржуазии, для которых также требовался значительный имущественный ценз. Для крестьян большинства областей России, в том числе и для Ставропольской губернии ценз установлен не был, но система выборов была четырехстепенной: сельские сходы выбирали десятидворников, те на волостных сходах – по два уполномоченных, а последние на уездных съездах – уполномоченных от волостей (у казаков – от станиц) выборщиков.

Выборщики губернии (пользующиеся активным избирательным правом лица), избранные куриями, собирались на губернское избирательное собрание, где каждая курия выбирала установленное законом число членов Государственной Думы. И выходило, что в земледельческой курии один выборщик приходился на 2 тысячи человек, в городской – на 4 тысяч, в крестьянской – на 30 тысяч, и в рабочей – на 90 тысяч 47 выборщиков Ставропольской губернии должны были избрать трех депутатов Государственной Думы. Крестьяне должны были избрать 34 выборщика, землевладельцы – 6 и горожане, промышленники, торговцы – 7. Кадеты и октябристы выдвинули по три своих кандидата, рабочие в выборах не участвовали (ввиду отсутствия предприятий численностью более 50 человек). Но, несмотря на широкую пропаганду, давление госаппарата, местных властей, крестьяне, имея большинство выборщиков на губернском собрании, провели в Думу своих депутатов: Я.В. Борисова от крестьян Александровского уезда, З.С. Мишина, волостного старшину из села Ладовская Балка Медвеженского уезда, и Ф.М. Онипко, волостного писаря села Большая Джалга Благодарненского уезда. Первый российский парламент оказался намного несговорчивее, чем рассчитывало правительство. Особенно остро обсуждался аграрный вопрос. Депутаты от Ставропольской губернии присоединились к защите интересов крестьянства. Все три депутата подписали аграрный проект трудовой группы («проект 104»-х), являвшийся платформой российского крестьянства. Ставропольские депутаты выступали в оппозиции правительству по всем основным вопросам. Онипко являлся одним из лидеров трудовой группы и был редактором ее органа – газеты «Трудовая Россия», часто выступал со статьями в местной печати, остро критикуя существующие порядки, в связи с чем против него было возбуждено уголовное дело. Я.В. Борисов в конце июня прибыл на Ставрополье для встреч с избирателями, разъясняя им позицию трудовой группы в Государственной Думе. Первая Государственная Дума, поставившая вопрос о принудительном отчуждении помещичьей земли, была разогнана 9 июля 1906 года.

Выборы в городское избирательное собрание проводились одновременно на всех избирательных участках в течение одного дня с 9 часов утра до 9 часов вечера. Участковые избирательные комиссии имели право самостоятельно определять способ удостоверения личности избирателей и проверки их полномочий.

Голосование осуществлялось посредством записок и считалось тайным. Каждый избиратель лично вручал свою избирательную записку председателю избирательной комиссии, который в его присутствии опускал записку в избирательный ящик. О принятии избирательной записки делалась отметка в списке избирателей напротив фамилии лица, ее подавшего. После закрытия заседания председатель комиссии объявлял присутствующим число поданных записок, которое заносилось в акт, подписываемый председателем и членами комиссии. Ящик для голосования опечатывался. Подсчет голосов производился на следующий день на заседании избирательной комиссии с 9 часов утра до 9 часов вечера, при этом могли присутствовать избиратели. По окончании подсчета голосов составлялся протокол, который подписывали председатель и члены избирательной комиссии.

Для проверки правильности выборов и рассмотрения заявлений и жалоб по вопросам, связанным с выборами, учреждались губернские и уездные комиссии по делам о выборах. Они были вправе принимать решения по существу жалоб и заявлений: вынести постановление о внесении изменений в списках избирателей, отменить выборы на съездах или избирательных участках в отношении всех или некоторых выборщиков. Заинтересованные лица могли обжаловать постановление уездной комиссии в губернской комиссии, постановление губернской комиссии – в Правительствующем Сенате.

В июле-сентябре 1917 года Временное правительство приняло Положение о выборах в Учредительное собрание. Новый избирательный закон принципиально отличался от предшествующих и являлся на тот момент вершиной демократизма: выборы в представительный орган государственной власти должны были проводиться на основе всеобщего прямого, равного и тайного голосования. Избирательные права предоставлялись всем гражданам, достигшим 20-летнего возраста, независимо от пола, национальности и вероисповедания. Избирательное право получили, помимо гражданских, и лица, служащие в армии и на флоте. На выборах предусматривалось применение пропорциональной избирательной системы, хотя для многих регионов России устанавливались существенные особенности и отступления в порядке голосования. К выборам не допускались душевнобольные и находящиеся под опекой глухонемые, осужденные за ряд тяжких уголовных преступлений (отбывающие наказание), несостоятельные должники, признанные судом злонамеренными банкротами, а также военнослужащие, самовольно оставившие ряды войск. Впервые для организации и проведения выборов была создана система избирательных комиссий: Всероссийская, окружные, столичные, уездные и городские по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии, а также участковые избирательные комиссии. В Ставропольской губернии была образована окружная избирательная комиссия по проведению выборов в Учредительное собрание.

Выборы в Учредительное собрание в городах и селах Ставропольской губернии прошли в ноябре 1917 года. В них приняли участие партии: социалисты-революционеры (эсеры), конституционные демократы, большевики, меньшевики, народные социалисты, духовенство, а также кооператоры и беспартийные крестьяне-хлеборобы. От партии РСДРП(б) в числе прочих баллотировались по Ставропольскому избирательному округу И.В. Сталин и С.Г. Шаумян. 88,8 процента голосов в губернии было подано за эсеров и все шесть мандатов получили представители этой партии, в число которых вошел лидер эсеровской партии на Ставрополье – Ф.М. Онипко, депутат 1-й Государственной Думы, участник Кронштадского восстания 1906 года. После февральской революции, будучи депутатом, стал членом военной комиссии Союза защиты Учредительного собрания, был одним из руководителей боевиков, готовивших покушение на В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого.

События октября 1917 года привели к созданию новой государственности, что было закреплено в первой советской Конституции, принятой 10 июля 1918 года.

На местах органами власти являлись съезды Советов. В Ставропольской губернии – губернский, уездные, волостные, состоявшие из представителей нижестоящих сельских и городских Советов. Съезды Советов и Советы избирали свои исполнительные органы – исполнительные комитеты. Срок полномочий депутатов Советов составлял 3 месяца.

До середины 1930-х годов советская избирательная система носила ярко выраженный классовый характер.

По Конституции правом избирать и быть избранным в Советы обладали граждане, которым ко дню выборов исполнилось 18 лет, независимо от пола, вероисповедания, национальности и оседлости, однако выборы все еще не были всеобщими, прямыми, равными, а тайна волеизъявления не гарантировалась. Вводился трудовой ценз: к участию в выборах допускались все граждане, добывающие средства производительным и общественно-полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда. Избирательным правом не обладали лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.); частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные представители церквей и религиозных культов; бывшие служащие и агенты полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений; члены царствовавшего в России дома; душевнобольные, умалишенные или состоявшие под опекой лица; лица осужденные за корыстные и порочащие преступления; прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли. Конституция не предполагала прямых выборов: местные Советы отправляли своих делегатов на волостной съезд, волостной съезд – на уездный, а представители уездных съездов избирали делегатов на губернский съезд Советов. Положение о диктатуре пролетариата в крестьянской стране воплощалось в избирательной системе через повышение нормы представительства в Советах рабочих (она в пять раз превышало число делегатов от сельских местностей). Для проведения выборов создавались специальные избирательные комиссии.

Конституция СССР 1924 года устанавливала новый высший орган власти в СССР – съезд Советов, а в перерыве между съездами Советов – Центральный Исполнительный Комитет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Высшей властью в РСФСР оставался Всероссийский съезд Советов. И Съезд Советов СССР, и Всероссийский съезд Советов формировались при пятикратном превосходстве представителей рабочих по отношению к представителям села.

Благодаря многостепенной системе выборов, при однопартийной системе на съездах Советов обеспечивалось преимущество рабочих и коммунистов. Порядок проведения выборов на деле часто устанавливал Президиум ЦИК СССР, хотя по Конституции это относилось к полномочиям ВЦИК или его Президиума.

К середине 1930-х годов, согласно партийной идеологии в стране были построены основы социализма: произошла ликвидация многоукладности в экономике, безраздельное утверждение социалистической собственности в форме государственной и колхозно-кооперативной, ликвидированы эксплуататорские классы и т.п. Эти изменения были закреплены новой советской Конституцией, принятой 5 декабря 1936 года. СССР объявлялся государством рабочих и крестьян, политическую основу которого составляют Советы депутатов трудящихся: создавалась вертикаль Советов – от сельских до Верховного. Впервые в советской Конституции было зафиксировано, что ВКП (б) представляет «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Впервые Советская Конституция устанавливала всеобщие, прямые, равные выборы на основе тайного голосования. Все лица, достигшие возраста 18 лет, за исключением умалишенных и осужденных лиц, обладали избирательными правами. Кандидаты выдвигались по избирательным округам. Право выдвигать кандидатов на выборах предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи и культурным обществам. Основными организаторами избирательного процесса являлись партийные комитеты, инструкторы которых предварительно одобряли предлагаемые кандидатуры, опираясь на партийные разнарядки, в которых точно фиксировалось желаемое количество депутатов от различных групп населения – рабочих, колхозников, интеллигенции, руководящих работников, коммунистов, беспартийных, женщин и т.д.

Конституция 1977 года не внесла существенных изменений в избирательную систему Советов. Главными новшествами стали появление принципа свободных выборов (гражданам и общественным организациям гарантировалось свободное обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты и право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио) и введение института наказов избирателей. Последнее нововведение предполагало обязательный отчет о своей работе депутата и Совета перед избирателями, а также перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими кандидатов в депутаты. Формально депутат, не оправдавший доверия избирателей, мог в любое время быть отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

В результате демократических процессов в конце 1980 – начале 1990-х годов произошли серьезные изменения в политической жизни страны. Высшим органом власти был объявлен Съезд народных депутатов СССР, выборы в который были проведены 26 марта 1989 г. на альтернативной основе, что принципиально меняло советскую систему выборов. Выборы I Cъезда народных депутатов проходили в условиях особой активности множества неформальных движений и групп по выдвижению и поддержке своих кандидатов, оппозиционных партийно-государственной бюрократии. В стране шло формирование многопартийной системы. В марте 1990 года в Конституции СССР было ликвидировано положение о руководящей роли КПСС. Выборы на альтернативной основе стали проводиться и в местные Советы согласно соответствующему закону о выборах 1989 года. Новая Конституция России, (принята в результате референдума 12 декабря 1993 года) утвердила новые принципы существования и формирования, а также новую систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Избирательная система в Ставропольском крае создавалась и совершенствовалась вместе с избирательной системой России. Хотя выборы и референдумы проводились на федеральном и региональном уровнях и раньше, избирательные комиссии формировались непосредственно для их проведения. К примеру, в сентябре 1994 года постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в качестве региональной (головной) избирательной комиссии Ставропольского края была создана комиссия для координации мероприятий, связанных с проведением выборов в федеральные и краевые органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако годом создания Избирательной комиссии Ставропольского края считается 1995 год.

Сегодня действует уже шестой состав комиссии.

Первым документом, регламентирующим деятельность избирательной комиссии Ставропольского края стало Положение об избирательной комиссии Ставропольского края, утвержденное постановлением Думы Ставропольского края от 30 марта 1995 г. № 201-14 ГДСК, в соответствии с которым избирательной комиссии Ставропольского края приобрела статус юридического лица, а также было определено, что комиссия состоит из 14 членов комиссии с правом решающего голоса, действует на постоянной основе и срок ее полномочий составляет 4 года. При этом 50 % членов комиссии назначались Думой Ставропольского края и 50 % - главой администрации Ставропольского края.

На избирательную комиссию края первого состава легла сложная задача по созданию в регионе избирательной системы, отвечающей требованиям действующего законодательства.

Сложными, полными напряжения, важных политических и экономических событий были эти годы – годы кардинальных перемен в нашей стране, связанных с определением нового пути развития, проведением демократических свободных выборов, созданием основ гражданского согласия. С поставленной задачей комиссия справилась, вся организационная и методическая работа проводилась на должном уровне без срывов и серьезных упущений. Была заложена необходимая практическая база для деятельности следующих составов избирательной комиссии края.

13 мая 1999 года был принят Закон Ставропольского края № 15-кз «Об избирательной комиссии Ставропольского края», определяющий порядок формирования, расформирования и полномочия избирательной комиссии Ставропольского края как коллегиального органа в системе избирательных комиссий в Российской Федерации. Согласно данному закону половина состава избирательной комиссии Ставропольского края назначалась Думой Ставропольского края, другая половина - Губернатором Ставропольского края.

Особенностью формирования второго состава избирательной комиссии (1999-2003 годы) явилось то, что впервые в соответствии с новым выборным законодательством в него были назначены члены от политических партий и иных общественных объединений, а именно по предложениям политических партий КПРФ, ЛДПР, объединения «ЯБЛОКО», общественно-политического движения «Наш Дом – Россия», общественной организации «Отечество», общественных объединений «Народно-Патриотический союз России» и «Ставропольское городское казачье общество Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества».

19 ноября 2003 года был принят Закон Ставропольского края № 42-кз «О системе избирательных комиссий в Ставропольском крае», который действует в настоящее время и определяет систему, статус, порядок формирования, полномочия, организацию деятельности всех избирательных комиссий в Ставропольском крае.

В связи с изменением федерального законодательства срок полномочий Избирательной комиссии Ставропольского края в 2010 году был увеличен до 5 лет.

За более чем 20 лет на территории Ставропольского края сложилась целостная система избирательных комиссий. Помимо Избирательной комиссии Ставропольского края в регионе действуют:

4 избирательные комиссии муниципальных образований;

36 территориальных избирательных комиссий (по одной в каждом районе, городском округе, за исключением города Ставрополя – 3 ТИК);

1255 участковых избирательных комиссий.

Окружные избирательные комиссии формируются в Ставропольском крае при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (4 окружные избирательные комиссии), выборов депутатов Думы Ставропольского края по одномандатным избирательным округам (25 окружных избирательных комиссий), а также по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам при выборах в представительные органы муниципальных образований. В большинстве случаев окружные избирательные комиссии не формируются, а их полномочия возлагаются на иные избирательные комиссии (как правило, на территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований).

В период с июня 1995 года Избирательной комиссией Ставропольского края были организованы и проведены более 20 основных избирательных кампаний федерального и регионального уровней.

Кроме того, Избирательная комиссия Ставропольского края осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на территории края при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов.

Несмотря на серьезные задачи, стоящие перед избирательной комиссией края и довольно сложное в применении выборное законодательство, Избирательная комиссия Ставропольского края прилагала и прилагает все усилия для выполнения своих основных функций - обеспечения реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на территории Ставропольского края, осуществления подготовки и проведения выборов и референдумов. Тем более, что от качественного проведения выборов любого уровня зависит стабильная социально-политическая обстановка на Ставрополье.

Результатом пройденного комиссией пути явилось накопление опыта, преодоление трудностей и исправление ошибок, выработка и становление российских демократических традиций, становление избирательной системы в крае, которому способствовали последовательное совершенствование избирательного законодательства, повышение профессионализма и ответственности организаторов выборов.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru