История избирательной системы
Российской Федерации в воспоминаниях


Из практики взаимодействия Избирательной комиссии Республики Дагестан с некоторыми общественными и государственными институтами по защите избирательных прав граждан


Дибиров Магомед Тагирович, председатель Избирательной комиссии Республики Дагестан


История образования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и современной избирательной системы нашей страны связаны, как известно, с принятием Конституции Российской Федерации в декабре 1993 года.  

Прошедшие годы были для нашей страны временем, требовавшим очень взвешенных решений. И в этот ответственный период Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах собственной компетенции способствовала укреплению демократических основ жизни в российском обществе. Являясь государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов и референдумов, ЦИК России за истекшие четверть века внесла значительный вклад в процесс становления и развития избирательной системы нашей страны, в дальнейшее совершенствование избирательного процесса, в укрепление института выборов как одного из важнейших атрибутов демократии.

Вместе с развитием избирательной системы страны в целом в этот период происходило совершенствование избирательного процесса и в субъектах Российской Федерации, в том числе в Республике Дагестан. Более эффективными с годами становились формы взаимодействия Избирательной комиссии Республики Дагестан с органами государственной власти и органами местного самоуправления, с нижестоящими избирательными комиссиями, с политическими партиями и общественными организациями, контроль с ее стороны за соблюдением избирательных прав граждан, реализация ею мероприятий, связанных с подготовкой выборов, профессиональной подготовкой организаторов и других участников избирательного процесса.

Главной задачей избирательных комиссий в соответствии с законодательством является защита избирательных прав граждан Российской Федерации. Как одно из важных условий ее успешного решения Избирательная комиссия Республики Дагестан рассматривает эффективное взаимодействие с различными общественными институтами. За прошедшие годы в практике работы избирательных комиссий Республики Дагестан, как и в практике работы избирательных комиссий других субъектов Российской Федерации, сложились определенные формы и направления такого взаимодействия.

В частности, избирательные комиссии нашей республики принимают участие в мероприятиях, проводимых общественными и образовательными структурами для выработки проектов решений, а также повышения правовой культуры различных категорий граждан (круглые столы, публичные слушания, форумы, олимпиады, школьные и молодежные парламенты, конференции).

В 2015 году на базе Дагестанского государственного университета начал функционировать Центр избирательного права и процесса. При организационной и методической поддержке Избирательной комиссии Республики Дагестан в Центре регулярно проводятся занятия с профессиональными наблюдателями за избирательным процессом в Республике Дагестан. За короткий промежуток времени Центром подготовлено более 1000 наблюдателей из числа студентов юридических факультетов высших учебных заведений республики, представляющих все ее районы и города. Большинство из них приняли участие в качестве наблюдателей на выборах в единые дни голосования в 2015 и 2016 годах, а также на выборах Президента в 2018 году.

Необходимо отметить, что в Республике Дагестан растет количество общественных организаций, деятельность которых направлена на защиту прав граждан. Ведущую роль среди них играют такие организации, как автономное некоммерческое партнерство «Толеранс», Независимый профсоюз предпринимателей и водителей Дагестана, информационно-аналитический центр «Ракурс» и другие.

Образована и функционирует Общественная палата Республики Дагестан, в состав которой входят видные представители гражданского общества, религиозных конфессий. Избирательные комиссии республики принимают активное участие в мероприятиях, проводимых Общественной палатой Республики Дагестан, через нее выносят на общественное обсуждение важные решения в сфере избирательного законодательства.

К примеру, 19 апреля 2016 года в городе Махачкале под эгидой Общественной палаты Республики Дагестан состоялась вторая Республиканская конференция некоммерческих объединений Дагестана под девизом «Дагестану–мир и развитие!». В рамках конференции Избирательная комиссия Республики Дагестан провела заседание «круглого стола» на тему «Качественное проведение выборов – общая задача власти и гражданского общества». По итогам работы «круглого стола» участники конференции приняли резолюцию, в которой, в частности, отмечалось, что «в республике наблюдается устойчивая тенденция дальнейшей демократизации общества, а предстоящие выборы должны пройти в строгом соответствии с законодательством».

Мы рассматривает взаимодействие с Общественной палатой Республики Дагестан как важный канал дальнейшего расширения коммуникативных связей избирательных комиссий с институтами гражданского общества. Наше сотрудничество с Общественной палатой Республики Дагестан получило новый импульс после подписания соответствующего Соглашения в ноябре 2017 года.

В рамках реализации указанного Соглашения была, в частности, проведена большая работа по формированию и обучению корпуса общественных наблюдателей на выборах Президента Российской Федерации, состоявшихся 18 марта 2018 года. В него вошли представители различных общественных организаций, функционирующих на территории республики. Форум общественных наблюдателей Республики Дагестан, организованный Общественной палатой и Избирательной комиссией, собрал более 500 человек практически из всех районов и городов республики, которые выразили желание быть общественными наблюдателями на выборах Президента Российской Федерации. В ходе проведения Форума на сцене был оборудован модельный избирательный участок с демонстрацией основных прав и полномочий наблюдателя в процессе голосования и подведения его итогов. В завершение Форума его участники единогласно приняли «Кодекс этики общественного наблюдателя».

Представители общественности, различных общественных объединений входят в составы рабочих групп, созданных в Избирательной комиссии Республики Дагестан, например, в рабочие группы по информационным спорам, по учету объема эфирного времени, затраченного на освещение деятельности парламентских партий на республиканских каналах телерадиовещания. Активно действует рабочая группа с участием представителей общественных организаций инвалидов. Взаимодействие с представителями общественности в составах рабочих групп и других формирований при Избирательной комиссии Республики Дагестан позволяет повысить качество принимаемых ею решений.

Как один из важных механизмов коммуникации с гражданским обществом мы рассматриваем взаимодействие с Уполномоченным по правам человека в Республике Дагестан, в деятельности которого значительное место занимают вопросы защиты избирательных прав граждан.

Среди основных направлений взаимодействия Избирательной комиссии Республики Дагестан с Уполномоченным по правам человека в Республике Дагестан можно отметить такие, как обмен информацией, разработка и внесение предложений по совершенствованию законодательства в пределах компетенции каждой структуры, с учетом анализа правоприменительной практики, а в период проведения избирательных кампаний – контроль за соблюдением избирательного законодательства, обеспечение реализации конституционного права граждан участвовать в выборах, избирать и быть избранными.

Значительно активизировалась наша совместная деятельность с Уполномоченным по правам человека в Республике Дагестан в период подготовки и проведения федеральных и региональных выборов, состоявшихся в 2016 году. В ходе этих ответственных избирательных кампаний расширились формы и направления нашего взаимодействия. Его главной целью в этот период было достижение максимальной открытости и гласности избирательного процесса, защита избирательных прав граждан, повышение их электоральной активности и правовой культуры участников избирательного процесса.

К примеру, в начале апреля 2016 года в Махачкале состоялось рабочее совещание с участием представителей политических партий, на котором обсуждались вопросы защиты избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса. Его организаторами выступили Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан и Избирательная комиссия Республики Дагестан. На совещании были разработаны конкретные механизмы взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан, политических партий и Избирательной комиссии Республики Дагестан в сфере защиты избирательных прав граждан.

Проведение подобных мероприятий, анализ практики и результатов совместной деятельности Избирательной комиссии Республики Дагестан и Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан убеждают, что такое сотрудничество является важным средством эффективного противодействия нарушениям конституционных прав участников избирательного процесса, обеспечения условий для равноправного участия граждан в выборах.

Исходя из этого, в ходе заседания «круглого стола» на тему «Повышение гражданской активности населения и подготовка наблюдателей для проведения выборов 18 сентября 2016 года» с участием представителей региональных отделений политических партий, средств массовой информации и было подписано Соглашение о совместной деятельности между Избирательной комиссией Республики Дагестан и Уполномоченным по правам человека в Республике Дагестан.

Уже в рамках реализации указанного Соглашения постановлением Избирательной комиссии Республики Дагестан, по согласованию с Уполномоченным по правам человека в Республике Дагестан, а также Общественной палатой Республики Дагестан, Центром избирательного права и процесса при Дагестанском государственном университете, на базе Избирательной комиссии Республики Дагестан был образован Центр мониторинга голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан шестого созыва. Его функционирование позволило не только обеспечить информирование избирателей о ходе проведения выборов, разъяснение им вопросов применения избирательного законодательства, но и также способствовало более оперативному рассмотрению, анализу и обобщению обращений граждан.

Опыт совместной деятельности Избирательной комиссии Республики Дагестан и Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан, в том числе накопленный в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации в 2018 году, свидетельствует о необходимости закрепления и дальнейшего развития наработанных форм взаимодействия между указанными институтами.

Говоря о взаимодействии с различными общественными формированиями, хотелось бы отметить, что Избирательная комиссия Республики Дагестан активно сотрудничает с дагестанскими республиканскими организациями Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), Всероссийского общества слепых (ВОС) и Всероссийского общества глухих (ВОГ) с целью обеспечения благоприятных условий для участия в выборах граждан с ограниченными физическими возможностями. Это особенно важно с учетом того, что по данным отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан по состоянию на 1 января 2018 года в республике насчитывалось более 263 000 инвалидов, в том числе около 8100 человек – с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, более 4900 инвалидов по зрению и около 2800 инвалидов по слуху.

Во исполнение соответствующих установок ЦИК России по реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при Избирательной комиссии Республики Дагестан была сформирована соответствующая Рабочая группа. Представители указанных выше общественных организаций приглашаются по мере необходимости на заседания Избирательной комиссии Республики Дагестан, а также на заседания Рабочей группы по взаимодействию ЦИК России с общероссийскими общественными организациями инвалидов, транслируемые в режиме видеоконференции с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.

Работа в этом направлении строится избирательными комиссиями республики во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления. В частности, в декабре 2017 года Избирательной комиссией Республики Дагестан, Министерством труда и социального развития Республики Дагестан, отделением Пенсионного фонда России по Республике Дагестан было заключено трехстороннее Соглашение о сотрудничестве по обеспечению реализации избирательных прав граждан, являющихся инвалидами. Оно предусматривает практическую реализацию ряда мер, направленных на оказание содействия гражданам, являющимся инвалидами, в реализации их активного и пассивного избирательного права; обеспечение условий для их беспрепятственного доступа к помещениям для голосования, информирование и правовое просвещение избирателей, являющихся инвалидами, и ряд других мер.

Эффективное взаимодействие избирательных комиссий с различными общественными формированиями невозможно представить без сотрудничества избирательных комиссий со средствами массовой информации. Исходя из понимания того, что средства массовой информации выполняют роль главных информаторов не только избирателей, но и всех общественных институтов, так или иначе участвующих в избирательном процессе, Избирательная комиссия Республики Дагестан занимает в этом вопросе позицию полной информационной открытости.

В практику работы избирательных комиссий республики прочно вошло проведение обучающих семинаров для представителей государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий, сетевых изданий, негосударственных СМИ не только по вопросам информирования избирателей и проведения предвыборной агитации в период избирательных кампаний, но и по широкому спектру других вопросов, касающихся места и роли СМИ в избирательном процессе, в обеспечении информационного взаимодействия организаторов выборов с общественными институтами.

Следует отметить и то, что мы стремимся максимально эффективно использовать для коммуникации, обеспечения информационных запросов дагестанского общества в сфере избирательного процесса возможности социальных сетей. Содержание материалов, размещаемых на официальном сайте Избирательной комиссии Республики Дагестан в сети Интернет,  представляет в достаточно полном объеме самую актуальную информацию, которая отвечает запросам и потребностям не только избирателей и организаторов выборов, но и широкого круга различных категорий участников избирательного процесса, в том числе политических партий, общественных организаций.

Еще одной важной формой общественного мониторинга избирательного процесса, прямой и обратной связи с общественностью стали «горячие линии» телефонной связи избирательных комиссий, на которые граждане могут обращаться не только для получения консультационных услуг, но и по вопросам, связанным с защитой их избирательных прав. Так, в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации 2018 года уже за два месяца до дня голосования в Избирательной комиссии Республики Дагестан начала функционировать «горячая линия» телефонной связи, на которую поступило более 300 звонков по тем или иным вопросам, связанным с проведением выборов. Как показывает практика, востребованность «горячих линий» телефонной связи растет от выборов к выборам. С учетом этого Избирательная комиссия Республики Дагестан организует их не только на базе самих избирательных комиссий, но и оказывает необходимую помощь в их организации на базе различных общественных организаций.

Хотелось бы отметить и то, что в рамках расширения форм взаимодействия с институтами гражданского общества Избирательная комиссия Республики Дагестан в последнее время активно изучает также и варианты взаимодействия с духовенством традиционных религиозных конфессий, представленных в Дагестане. С этой целью проводились рабочие встречи с главами мусульманской, христианской и иудейской религиозных организаций республики. Мы полагаем, что потенциал и возможности представителей духовенства могут быть востребованы для проведения разъяснительной работы среди граждан из числа верующих по вопросам, касающимся реализации их конституционно гарантированных избирательных прав.

В заключение можно обратить внимание и на то, что общественные структуры не только участвуют в совершенствовании избирательной практики, в контроле за ходом выборов, но и являются одним из важнейших субъектов формирования избирательных комиссий. Общественные организации, собрания избирателей по месту жительства наделены правом выдвижения кандидатур в составы территориальных и участковых избирательных комиссий.

Прошедшие в 2016 и 2018 годах на территории республики федеральные и региональная избирательные кампании показали возросшую зрелость различных общественных институтов, их активную вовлеченность в избирательный процесс, что в конечном итоге приводит к его открытости, к конкурентности выборов и легитимности их результатов.

Как видно даже из приведенного выше весьма краткого и далеко неполного обзора практики взаимодействия избирательных комиссий с различными общественными и государственными институтами, формы, методы и направления такого взаимодействия, как уже апробированные, так и не вошедшие пока еще в практику нашей работы, могут быть весьма разнообразными. Они столь же многогранны, сколь многогранны сам избирательный процесс и жизнь общества, развивающегося на основе общепризнанных демократических принципов.

И задача избирательных комиссий всех уровней, видимо, состоит в том, чтобы не только закреплять и развивать уже накопленный опыт, но и находить новые, еще более эффективные направления взаимодействия с общественными и государственными институтами с целью дальнейшего совершенствования избирательного процесса в нашей стране.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru