История избирательной системы
Российской Федерации в воспоминаниях


Развитие избирательной системы в Алтайском крае: отдельные особенности организации избирательного процесса

(воспоминания членов избирательных комиссий Алтайского края)

Акимова Ирина Леонидовна, председатель Избирательной комиссии Алтайского края


История развития избирательной системы Алтайского края сопровождалась усилением роли и совершенствованием статуса избирательных комиссий, организующих подготовку и проведение выборов, референдумов в субъектах Российской Федерации.

15 марта 1994 года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в постановлении «О мерах по обеспечению деятельности окружных избирательных комиссий по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации» приняла решение о необходимости создания в каждом субъекте Российской Федерации региональной (головной) избирательной комиссии для координации и проведения мероприятий, связанных с проведением выборов как в федеральные, так и в региональные представительные органы государственной власти. Образование данных комиссий осуществляется в соответствии с решением представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации и по согласованию с ЦИК России из числа окружных избирательных комиссий по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации или комиссий по выборам в представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

28 апреля 1994 года Алтайским краевым Законодательным Собранием и главой администрации Алтайского края были приняты постановления, в которых в качестве региональной (головной) избирательной комиссии была определена краевая избирательная комиссия.

В полномочия региональной (головной) избирательной комиссии Алтайского края в тот период входили:

– обеспечение взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами государственной власти Алтайского края;

– разъяснение положений законодательства о выборах и референдумах на основе рекомендаций и методических указаний Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, обеспечение их единообразной реализации;

– организация обучения членов окружных и участковых избирательных комиссий;

– изучение избирательной практики и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о выборах и референдумах;

– подготовка предложений по созданию системы регистрации и государственного учета избирателей;

– обеспечение внедрения современных методов обработки данных (результатов голосования) с использованием компьютерной техники и средств электронной связи в работу избирательных комиссий;

– обеспечение контроля за целевым расходованием денежных средств, выделяемых краю в установленном порядке Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, а также выделяемых из бюджета Алтайского края;

– осуществление других полномочий в соответствии с действующим законодательством о выборах в федеральные органы государственной власти и представительные органы власти Алтайского края.

В 1992–1994 годах члены краевой избирательной комиссии осуществляли свои полномочия на общественных началах. Исключение составляла председатель Комиссии Н.А. Еремеева, работавшая на указанной должности с 4 января 1994 года на штатной основе.

Впервые правовые основы организационной самостоятельности и независимости Избирательной комиссии Алтайского края были заложены в Федеральном законе от 6 декабря 1994 года «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», наделившем избирательные комиссии субъектов Российской Федерации статусом юридического лица.

В марте 1995 года Алтайским краевым Законодательным Собранием было утверждено Положение об Избирательной комиссии Алтайского края, формируемой для проведения выборов в федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, проведения референдумов Российской Федерации, выборов в органы государственной власти края, проведения референдумов края, а также для оказания методической и организационно-технической помощи нижестоящим избирательным комиссиям по выборам в органы местного самоуправления. Избирательная комиссия Алтайского края обрела статус юридического лица, имеющего самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать и штамп, получила в оперативное управление обособленное имущество, возможность от своего имени приобретать и осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке имущественные и неимущественные права и нести обязанности.

23 июня 1995 года состоялось первое заседание Избирательной комиссии Алтайского края. Именно с этого времени началась деятельность крайизбиркома на постоянной основе.

Первоначально крайизбирком состоял из 12 членов комиссии с правом решающего голоса, которые назначались Алтайским краевым Законодательным Собранием и администрацией Алтайского края на основе предложений общественных организаций, органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.

В 1995–1996 годах аппарат Комиссии, состоящий из сотрудников, работающих на постоянной основе и осуществляющих организационное, финансовое, материально-техническое и информационное обеспечение ее деятельности, был небольшим и еще формировался. Так, в 1995 году на штатной основе в Комиссии работали:


– председатель Избирательной комиссии Алтайского края;

– секретарь Избирательной комиссии Алтайского края;

– главный бухгалтер;

– главный специалист;

– ведущий специалист – системный администратор.

В 1997 году к этому перечню были добавлены начальник отдела – руководитель информационного центра Избирательной комиссии Алтайского края, консультант Избирательной комиссии Алтайского края.

Это было только начало становления постоянно действующего государственного органа Алтайского края.

На сегодняшний день аппарат Избирательной комиссии Алтайского края насчитывает 103 сотрудника. Из них 77 – системные администраторы информационного центра Избирательной комиссии Алтайского края, которые ведут работу непосредственно на территории муниципальных районов и городских округов Алтайского края. Они обеспечивают функционирование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». Работу по организации обучения кадров и формированию кадрового резерва избирательных комиссий, проведению мероприятий, связанных с правовым обучением избирателей, и обеспечение взаимодействия крайизбиркома с муниципалитетами осуществляет отдел по обеспечению деятельности базовых (опорных) территориальных избирательных комиссий. Для Алтайского края, где число муниципальных образований является одним из самых больших в стране, постоянное присутствие штатных специалистов на местах – необходимое условие эффективной работы. Юридическое сопровождение избирательных кампаний на территории региона было усилено созданием в аппарате Избирательной комиссии Алтайского края отдела правовой, кадровой, контрольной и административной работы.

К настоящему времени Избирательной комиссией Алтайского края было организовано и проведено 24 избирательных кампании различного уровня, включая семь избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, шесть – по выборам Президента России, семь – по выборам депутатов краевого законодательного (представительного) органа государственной власти, четыре – по выборам высшего должностного лица Алтайского края (Губернатора Алтайского края).

Технологии и подходы к организации и проведению избирательных кампаний на территории Алтайского края из года в год совершенствовались в соответствии с общероссийскими тенденциями развития избирательной системы. В 1990-е годы вряд ли можно было представить возможность выбора для голосования любого избирательного участка страны и прикрепления к нему путем подачи заявления через Интернет. В 2018 году новация федерального уровня была применена на выборах Губернатора Алтайского края. Впервые на выборах регионального уровня было организовано видеонаблюдение. Прямая трансляция велась с 741 избирательного участка, это позволило охватить почти 70 процентов избирателей региона.

В 2011 году комплексы обработки избирательных бюллетеней были новинкой даже для жителей столицы края и вызывали большой интерес у журналистов. С того момента их количество было увеличено вдвое и на данный момент составляет 208. КОИБ регулярно направляются избирательной комиссией региона в города и районы края, где проходят выборы не только регионального, но и муниципального уровня.

Сегодня работает уже седьмой состав крайизбиркома (2016–2021 гг.), сформированный на основе предложений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, политических партий, допущенных к распределению мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Алтайском краевом Законодательном Собрании, иных общественных объединений, представительных органов муниципальных образований. В 2016 году действующий состав был обновлен примерно на треть – 9 из 14 членов комиссии с правом решающего голоса уже имели опыт работы в Избирательной комиссии Алтайского края. Один из ключевых факторов, на который ориентировались при формировании нового состава комиссии, – высокий уровень профессионализма. Необходимо отметить, что все члены комиссии имеют значительный опыт работы в избиркомах различного уровня, а также высшее образование: 10 человек – высшее юридическое, 4 – ученую степень в области юриспруденции, истории.

На первом организационном заседании 8 декабря 2016 года тайным голосованием был избран руководящий состав: председатель, заместитель председателя и секретарь. Председателем Избирательной комиссии Алтайского края созыва 2016–2021 годов была избрана Акимова Ирина Леонидовна, возглавлявшая комиссию с 2009 года. Должность заместителя председателя крайизбиркома занял Суворов Евгений Геннадьевич. Секретарем комиссии была избрана Пономаренко Анна Геннадьевна, имеющая значительный опыт организации и проведения избирательных кампаний различного уровня в составе крайизбиркома.

Таким образом, особую значимость при формировании избирательных комиссий в крае имеют преемственность, сохранение в рядах членов комиссии людей, накопивших богатейший опыт организации и проведения избирательных кампаний и имеющих глубокие познания в области избирательного права. Так, бессменным руководителем крайизбиркома на протяжении почти десяти лет оставалась Еремеева Надежда Алексеевна, благодаря усилиям и неиссякаемой энергии которой в крае удалось создать эффективную систему организации избирательного процесса.

Вот что первый председатель избирательной комиссии региона рассказала в одном из интервью краевой газете «Алтайская правда»1.

– Надежда Алексеевна, а ведь и в годы, когда нет больших избирательных кампаний в масштабах Российской Федерации или Алтая, вижу, что напряженный темп работы не снижается.

– Действительно, нередко можно услышать вопрос: «Чем вы там сейчас в краевой избирательной комиссии занимаетесь, ведь большие избирательные кампании давно закончились?» На первый взгляд так оно и есть, а на самом деле идет ежедневная напряженная работа.

В крае 764 территориальных образования, в которых были избраны органы местного самоуправления. Жизнь есть жизнь: кто-то уезжает, кто-то переходит на другую работу, кого-то отзывают. В течение 1997–1998 годов почти каждое воскресенье в каком-либо городе, районе, сельсовете проводились выборы.

В январе 1999 года краевая избирательная комиссия будет отмечать свое пятилетие. За это время создана работоспособная избирательная система, включающая в себя краевую, 79 территориальных, 54 окружных и 1833 участковых избирательных комиссии. Как видите, цифры внушительные. Большая работа ведется по обучению членов избирательных комиссий и организаторов выборов. Создана и успешно работает Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». Вот сейчас полным ходом идет подготовка к выборам депутатов краевого Законодательного Собрания по двум избирательным округам вместо выбывших. Так что темп работы действительно не снижается.

– Что для Вас самое больное, то, что Вас огорчает как председателя краевой избирательной комиссии, с чем Вы никак не можете смириться в душе?

– Огорчает... Больше всего – равнодушие людей. Очень болезненно переношу высказывания типа «Голосуй - не голосуй, все равно выберут кого им надо» и то, что многие, выражая свое несогласие, свой протест, просто не приходят на избирательный участок. А при удобном случае не упустят возможности сказать: «Вот сами и навыбирали...» Считаю, что самое плохое – это равнодушная позиция стороннего наблюдателя».

Значительный вклад в развитие избирательной системы в Алтайском крае внесли Агафонова Ольга Владимировна, председатель крайизбиркома в 2003–2004 годах, Сытых Сергей Леонидович, возглавлявший комиссию с 2005 по 2009 год, Ломова Наталья Григорьевна, заместитель председателя Избирательной комиссии Алтайского края состава 2003–2007 годов, Кривов Андрей Юрьевич, Михайлова Людмила Михайловна, Панин Виктор Евгеньевич, Щеглов Сергей Георгиевич, неоднократно назначавшиеся в составы крайизбиркома, и другие. При этом каждый этап формирования крайизбиркома привлекал в ряды организаторов выборов новые кадры.

С развитием демократических начал в российском государстве усложнялось избирательное законодательство, менялись функции Избирательной комиссии Алтайского края. Сегодня основными направлениями деятельности Избирательной комиссии Алтайского края являются:

• осуществление на территории Алтайского края контроля за соблюдением избирательных прав, права на участие в референдуме, народном опросе, отзыве;

• обеспечение на территории Алтайского края реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, народных опросов, отзывов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, народных опросов, отзывов;

• координация деятельности избирательных комиссий;

• оказание правовой, методической, информационной, организационно-технической помощи нижестоящим комиссиям при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов;

• участие в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей и в осуществлении этой регистрации (учета), в формировании и ведении регистра избирателей, участников референдума в Алтайском крае;

• реализация мероприятий по развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»;

• взаимодействие с региональными отделениями политических партий по вопросам их участия в выборах, участие в осуществлении проверки сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроля за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информирование граждан о результатах этих проверок и др.

Существующая в крае в настоящее время система избирательных комиссий включает 74 территориальные избирательные комиссии и избирательные комиссии городских округов и муниципальных районов края. В период проведения крупномасштабных избирательных кампаний в работе почти двух тысяч участковых избирательных комиссий задействованы в общей сложности около 15 тысяч человек. Большое количество муниципальных образований в регионе предполагает практически непрерывное прохождение муниципальных выборов. Полномочия по организации и проведению выборов в данном случае возложены на территориальные избирательные комиссии. Все это свидетельствует о колоссальной нагрузке и ответственности, которую несут члены избирательных комиссий при решении одной из важнейших государственных задач – формировании легитимных органов власти.

Плодотворная работа Избирательной комиссии Алтайского края невозможна без тесного взаимодействия и сотрудничества с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, органами государственной власти Алтайского края – Алтайским краевым Законодательным Собранием и Правительством Алтайского края – и органами местного самоуправления. Весь период функционирования крайизбиркома мы находим поддержку при решении любых организационных и материально-технических проблем.

Сегодня избирательная система Алтайского края – это современные информационные технологии организации избирательного процесса: голосование с применением КОИБ, организация видеонаблюдения на избирательных участках на федеральных и региональных выборах, применение технологии изготовления протоколов УИК об итогах голосования с машиночитаемым кодом (QR-кодом). Это выстроенная система обучения кадрового состава избирательных комиссий: повышение квалификации сотрудников аппарата избирательной комиссии, организация работы учебного центра Избирательной комиссии Алтайского края и учебных кабинетов базовых (опорных) территориальных избирательных комиссий, обучение на образовательном портале Избирательной комиссии Алтайского края в сети Интернет с использованием интерактивных технологий и организацией онлайн-тестирования. Это квалифицированный профессиональный сплоченный коллектив организаторов выборов.

О своем опыте работы, коллегах члены участковых и территориальных избирательных комиссий отзываются с теплотой.

«Успех приходит с опытом», – считает Светлана Ивановна Судакова, 20 лет проработавшая в участковой избирательной комиссии Залесовского района.

На протяжении 20 лет Светлана Ивановна Судакова являлась председателем участковой избирательной комиссии в Залесовском районе. Несмотря на то, что сама она родилась в Павлодаре, в Алтайский край, село Тундриха, она переехала вместе с родителями еще в детстве – Залесово стало для нее по-настоящему родным.

«Работа в участковой избирательной комиссии требует особой ответственности каждого ее члена, умения работать в команде. Подготовка и проведение выборов – это интересная, многогранная работа. И каждый раз как впервые, – вспоминает Светлана Ивановна. – На выборах мы работали на общественных началах, поэтому желающих было немного. Тогда я была заведующей библиотекой, и частенько оказывалась в УИК вместе с заведующей детским садом «Алёнушка» Семёновой Галиной Александровной. Я помню, что для голосования в отдаленных или труднодоступных местностях использовался переносной деревянный ящик красного цвета. Для нас, много лет проработавших в избирательной системе, этот ящик, с которым члены нашей комиссии ездили к избирателям села Бажино, которое находится довольно далеко от Тундрихи, стал своеобразной реликвией и занял свое место в музее». Вспоминая первые избирательные кампании, в которых Светлана Ивановна участвовала в качестве члена участковой избирательной комиссии, она прежде всего с особой теплотой говорит о людях, с которыми довелось поработать вместе.

«Успех приходит с опытом», – считает Светлана Ивановна. – Поэтому так важно сохранить состав УИК более-менее постоянным. Очень правильно, что сейчас комиссии формируются сроком на пять лет. Жизнь не стоит на месте: меняются избирательные технологии, законодательство, на избирательных участках появляется современная техника. Важно постоянно учиться – всякий раз узнаешь что-то новое, необходимое для плодотворной работы».

Для справки: в 2007 году участковая избирательная комиссия № 751 под руководством Светланы Ивановны приняла участие в краевом конкурсе среди участковых избирательных комиссий Алтайского края на лучшую организацию работы по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва (в группе УИК с числом избирателей до 1000 человек). По результатам конкурса УИК № 751 награждена дипломом II степени.

К особенностям нашего региона, накладывающим отпечаток на организацию выборов, сформированную структуру избиркомов, можно отнести значительную по размеру территорию, преобладание сельской местности и одновременно более высокую плотность населения в нескольких крупных городах. Так, из 1 846 084 избирателей, зарегистрированных в Алтайском крае по состоянию на 1 июля 2018 года, в Барнауле зарегистрированы более 516 тысяч.

Для отдельных групп избирателей, проживающих в труднодоступных и отдаленных местностях, организовано проведение досрочного голосования. Традиционно в списки избирателей на выборах в органы государственной власти Российской Федерации и Алтайского края вносятся около 70 жителей четырех муниципальных образований: села Кедровка Ельцовского района, поселка Андреевский Змеиногорского района, поселков Генералка и Тигирек Краснощековского района, которые находятся в значительно удаленных от помещений для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено. Несмотря на то, что данная категория избирателей насчитывает не очень большое количество людей, организаторы выборов уделяют большое внимание обеспечению реализации их конституционных прав на участие в выборах.

К избирателям члены комиссий добираются на тракторах, КАМАЗах, снегоходах. Неоднократно эти захватывающие многокилометровые путешествия по заснеженной тайге становились темой для репортажей СМИ, в том числе федеральных. В 2018 году, на выборах Президента России, о досрочном голосовании жителей поселка Тигирек рассказало Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) в статье «Как голосуют «на краю географии»2.

Еще одной особенностью избирательной системы, сформированной на территории Алтайского края, можно назвать отношение избирателей к членам участковых комиссий и самим выборам – по словам организаторов выборов, их всегда встречают очень тепло и радушно, особенно представители старшего поколения.

«В Алейске избиратели встречают пирогами и чаем»

За годы существования избирательной системы Российской Федерации в избирательных комиссиях города Алейска работало несколько сотен наиболее инициативных, грамотных граждан с активной жизненной позицией. Среди них есть проработавшие в избирательных комиссиях более 10 и 15 лет, имеющие поощрения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, награжденные почетными грамотами Избирательной комиссии Алтайского края, Алейского городского Собрания депутатов, избирательной комиссии муниципального образования город Алейск.

«Участок № 5 большой, поступает много заявлений от больных и пожилых людей о голосовании вне помещения для голосования», – рассказывает Зайцева Валентина Ювинарьевна, работающая в избирательной системе с 1978 года, а в качестве секретаря участковой избирательной комиссии № 5 – с 1998 года. – Члены комиссии и наблюдатели выезжают к ним на двух автомобилях, да еще отправляются пешком, чтобы никого не обидеть и дать всем желающим возможность проголосовать. Избиратели, голосующие на дому, всегда рады членам комиссии, и видно, что готовятся к встрече: стараются угостить их чаем с пирогами и булочками, предлагают взять угощение с собой».

Помимо традиционных мероприятий, проводимых в ходе подготовки к выборам, – семинаров для членов участковых избирательных комиссий, Месячника молодого избирателя, вручения в день голосования подарков впервые голосующим молодым избирателям – зарождаются и новые традиции. Так, в ходе избирательных кампаний 2011–2012 годов после окончания избирательных действий в городском Доме Досуга прошло чествование членов участковых избирательных комиссий».

Безусловно, работа в избирательной системе требует особых личностных качеств, возрастают требования к навыкам и умениям любого рядового члена участковой комиссии. Но, как рассказала о своем опыте работы Надежда Сергеевна Белозерских, секретарь избирательной комиссии муниципального образования город Бийск Алтайского края: «Работая в избирательной системе, всегда находишься в круговороте событий».

Надежда Сергеевна впервые приняла участие в подготовке и проведении выборов в 2000 году в качестве члена участковой избирательной комиссии. Начиная с 2004 года и до настоящего момента, она является секретарем избирательной комиссии муниципального образования город Бийск Алтайского края. «За время моей работы практически постоянно происходили изменения в избирательном законодательстве, выборы стали проводиться с использованием современной техники, видео-наблюдения», – рассказывает Надежда Сергеевна. – Организовывать и проводить выборы стало несколько сложнее. Не все избиратели понимают, какая это ответственная, сложная и кропотливая работа – составлять списки избирателей, работать с кандидатами, быть психологами, ведь избиратели и кандидаты тоже бывают разными». Членам комиссии, и в первую очередь председателю и секретарю, по ее оценке, необходимо знать не только избирательное законодательство, делопроизводство, но и другие законы, с которыми приходится сталкиваться при подготовке к выборам, регистрации кандидатов, а также в день голосования. «Работа сложная, но очень интересная. Всегда находишься в круговороте событий, знакомишься с интересными людьми. Коллектив избирательной комиссии периодически меняется, но слаженность и работоспособность комиссии, в результате существующей преемственности и традиций, остается на высоком уровне».

1 (Интервью «Надежда Еремеева: Жизнь меня не баловала», 1998 г., автор – Людмила Извекова).

2 Ксения Шубина. Материал подготовлен при содействии Избирательной комиссии Алтайского края и опубликован на сайте Информационного телеграфного агентства России (ИТАР-ТАСС) 15 марта 2018 года http://tass.ru/v-strane/5030007?utm_source=twitter.com&utm_medium=social&utm_campaign=smm_social_share



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru