История избирательной системы
Российской Федерации в воспоминаниях


Воспоминания о создании и совершенствовании избирательной системы в Архангельской области

Филёв Геннадий Николаевич, председатель Избирательной комиссии Архангельской области в 1994 – 2003 гг. и член комиссии в 2003 – 2011 гг.


1993 год является незабываемым годом основных политических и экономических реформ. Каждому из нас он запомнился по-своему.

Все политические и экономические изменения и преобразования в стране в результате отсутствия законодательного органа в этот тяжелейший период, регулировались не законами, а указами Президента РФ. Одним из самых значимых нормативных актов того периода был Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Этим Указом были назначены выборы депутатов Государственной Думы на декабрь 1993 года и утверждено Положение об этих выборах. А Указом от 29.09.1993 был утвержден состав Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу во главе с Рябовым Н.Т. Данная комиссия впоследствии стала постоянно действующим государственным органом по организации проведения всех выборов и референдумов в Российской Федерации.

В октябре 1993 года указами Президента РФ, кроме Положения о выборах в Совет Федерации, были утверждены: Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти субъектов РФ, Основные положения о выборах в представительные органы местного самоуправления. В последнем положении впервые вводится институт территориальных избирательных комиссий.

После проведения выборов в Государственную Думу в субъектах Российской Федерации на базе окружных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации стали утверждаться региональные (головные) избирательные комиссии для координации мероприятий, связанных с проведением всех уровней выборов.

20 мая 1994 года указанная комиссия была образована и в Архангельской области, а 12 июля утверждены председатель комиссии Г. Филёв и секретарь В. Костин, которые состояли в штате администрации области, а оплата их труда осуществлялась за счет средств федерального бюджета, оставшихся от проведения выборов депутатов Госдумы. Располагалась комиссия в небольшом кабинете администрации области.

На первом этапе работы на постоянной основе остро стоял вопрос организации деятельности самой комиссии. Учитывая, что председатель комиссии ранее возглавлял отдел по разработке проектов областных законов в администрации области, то в комиссии с первых дней была продолжена работа по подготовке проектов областного избирательного законодательства. Обеспечивали взаимодействие с органами государственной власти области и местного самоуправления, сбор, обработку и передачу различной информации в Центризбирком. В этот период были успешно решены проблемы с обеспечением комиссии служебными помещениями в здании областного Собрания. Однако никакой оргтехники органы государственной власти области избирательной комиссии не представили. Пришлось начинать с того, что председатель принес из дома телефон, а бухгалтер – портативную пишущую машинку марки «Москва». Большие трудности комиссия испытывала из-за отсутствия должной нормативной базы по регламентированию деятельности региональных (головных) избирательных комиссий, которая в тот период была не разработана. Становление комиссии проходило в повседневной кропотливой работе. Опыта работы комиссии в новых условиях ни у кого не было. Первую учебу для председателей избиркомов субъектов Российской Федерации организовал Центризбирком в ноябре 1994 года в Москве. Во время семинара познакомился с коллегами, в перерывах между лекциями интересовался тем, как налажена работа комиссий в других субъектах, так как многие председатели имели опыт проведения выборов депутатов Госдумы в декабре 1993 года. Одной из форм обучения новых председателей было направление их на выборы, проводимые в соседних регионах. Так, 20 января 1995 года меня командировали на выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми. В этот период я побывал на многих избирательных участках, принял участие в заседаниях территориальной, республиканской комиссий. В целом поездка помогла мне разрешить многие вопросы избирательного процесса, особенно в организации работы субъектовой избирательной комиссии.

6 декабря 1994 года был принят первый Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Этим законом были определены система и порядок формирования избирательных комиссий, их основные функции и полномочия по подготовке и проведению выборов.

В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях в первой половине 1995 года повсеместно в субъектах начался процесс формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

И у нас в области была сформирована такая комиссия в количестве 14 человек. Все члены комиссии имели высшее образование и большой жизненный опыт. Юридическое образование имели 4 человека. В первый состав комиссии был назначен председатель правительства администрации области В. Власов. 9 членов комиссии ранее работали руководителями партийных, советских и профсоюзных органов. В их числе – 6 бывших работников КПСС от инструктора обкома партии до секретарей райкомов и секретаря обкома КПСС. Первое организационное заседание ее состоялось 30 мая 1995 года. Председателем комиссии был избран Г. Филев, автор этой статьи, секретарем – Н. Постникова. Первоначально на постоянной основе в комиссии работали председатель, секретарь комиссии, бухгалтер и консультант.

На комиссию свалился огромный объем работы – подготовка проекта областного закона об избирательной комиссии, подготовка списков избирателей в машиночитаемом виде. В августе 1995 года начала поступать во все районы и города области техника Государственной автоматизированной системы «Выборы». Для обеспечения ее работы срочно потребовались специалисты, подбор и обучение которых в тот период оказались очень непростым делом, особенно в сельской местности. Специалистов по обслуживанию компьютеров на селе было очень мало. Большой вклад в организацию создания ГАС «Выборы» в нашем регионе внес первый системный администратор областной комиссии, крупный специалист своего дела С.Шевелев. Различных проблем на этом этапе было много, однако комиссия и в этот раз справилась с ними успешно.

Срок полномочий депутатов Госдумы, избранных в 1993 году, истекал в декабре 1995 года. При подготовке выборов в Госдуму члены вновь созданной областной комиссии сами усиленно изучали новое законодательство о выборах и одновременно организовывали учебу членов нижестоящих комиссий.

При огромных трудностях с финансированием федеральных выборов в Госдуму, отсутствием хорошей нормативной базы, недостаточного знания нового избирательного процесса следует отметить, что члены всех избирательных комиссий и в этих условиях работали с полной отдачей сил. Все они чисто по-человечески переживали за результаты коллективного труда.

И вот наступил декабрь 1995 года – серьезный экзамен для всех избирательных комиссий. За свое дело, результаты работы переживали члены всех без исключения комиссий. Дороги в дальние населенные пункты в тот период чистились от снега нерегулярно, транспортом комиссии обеспечивались неудовлетворительно. Нередко в сельской местности участковые комиссии использовали лошадей в упряжке. Вспоминается случай, когда в Холмогорском районе не было никакого транспорта, чтобы проехать для осуществления досрочного голосования в удаленную деревню, где проживали 12 избирателей, и тогда члены участковой комиссии встали на лыжи, водрузили переносную урну на плечи и отправились за 25 километров. Только благодаря такому энтузиазму неравнодушных членов комиссии была предоставлена возможность проголосовать всем избирателям в этой деревне. В этом же районе члены участковой комиссии шли пешком глухой ночью по тонкому льду через реку Северная Двина, чтобы оперативно доставить протоколы голосования в территориальную комиссию. Пройдя половину пути, члены комиссии встретили стаю волков, которые длительное время шли за ними. В этот раз все закончилось благополучно, избирательные документы своевременно доставлены по назначению, но переживания, выпавшие на долю этих людей, запомнились на всю жизнь.

Велико было желание избирателей принять участие в выборах. Если кто-то по каким-либо основаниям не имел возможности проголосовать, обращались с заявлениями во все уровни избирательных комиссий, в суды и прокуратуру. Много недовольств у избирателей вызвало то, что по их вызову для голосования на дому избирательная комиссия не смогла прибыть к ним в день голосования. Данная ситуация объясняется тем, что численный состав участковых комиссий по сравнению с выборами 1993 года был сокращен с 15 человек до 10, в городах в период выборов в тот год повсеместно свирепствовала эпидемия гриппа. В связи с этим вызовов для проведения голосования на дому поступало много. Так, в городе Северодвинске их поступило более 2,5 тысячи.

Большая подготовительная работа всех комиссий способствовала успешному проведению выборов депутатов в Госдуму в обоих избирательных округах при высокой явке избирателей. В целом по области явка составила 65,3 процента, а в Пинежском, Мезенском, Вилегодском, Красноборском районах – значительно выше 70 процентов. По 59 округу был избран депутатом Государственной Думы Гришин В.Д., по 60 округу – Гуськов Ю.А. Пятипроцентный барьер преодолели 6 избирательных объединений и блоков. Выборы проходили открыто и гласно, в период голосования и подведения итогов присутствовали 8 иностранных наблюдателей и большое количество наблюдателей, назначенных кандидатами, избирательными объединениями и блоками. Существенных замечаний с их стороны в избирательные комиссии не поступило. ГАС «Выборы» в сравнении с соседними субъектами РФ отработала хорошо. После проведения выборов все убедились, что внедрение техники в избирательных комиссиях порождает уверенность в работе комиссий, облегчает их труд и закладывает большую перспективу на будущее.

Только успели отчитаться за проведенные выборы депутатов Государственной Думы, как были объявлены выборы Президента РФ на 16 июня 1996 года. Приступили к организации подготовки и проведения ответственных для всей страны выборов. Вся подготовка проводилась в условиях повышенных требований со стороны Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Финансирование осуществлялось своевременно и в достаточном количестве. Но вместе с тем пришлось все уровни комиссий ограничивать в финансировании мероприятий и приобретении мебели, оборудования и других товаров, не используемых для нужд подготовки и проведения выборов. Такая картина наблюдалась на выборах в Госдуму в 1993 году, когда повсеместно за счет средств, выделенных на проведение выборов, приобретались мебель, оргтехника, ковры и многое другое для нужд органов местного самоуправления.

Несмотря на требование о запрещении проведения муниципальных выборов одновременно с выборами Президента, изложенное в Указе Президента РФ все выборы в нашей области: главы администрации, депутатов областного Собрания и выборы в органы местного самоуправления областным Собранием – были назначены на 16 июня 1996 года.

Избирательная комиссия области, администрация области, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации всеми силами пытались убедить областное Собрание депутатов в необходимости переноса выборов, но при рассмотрении этого вопроса на трех сессиях депутаты так и не приняли решение об их переносе.

И только 22 апреля 1996 года областное Собрание при прибытии на сессию секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Вешнякова А.А. приняло решение о переносе выборов Главы администрации области и выборов в органы местного самоуправления на 8 декабря 1996 года.

Проведение выборов депутатов регионального Собрания назначено на 16 июня, с разрешения ЦИК России полномочия по их проведению были возложены на участковые и территориальные избирательные комиссии по выборам Президента России.

Широко развернулась кампания по выборам Президента России. Для того чтобы зарегистрироваться кандидатом на пост первого лица, необходимо было собрать в его поддержку один миллион подписей избирателей. Но собрать такое количество подписей не так-то просто, поэтому с такой задачей из 78 инициативных групп справились 16, а зарегистрировано только 11 кандидатов. В первом туре голосования никто из кандидатов не набрал больше 50 процентов голосов. Активность избирателей была повсеместно высокой, по Архангельской области она составила 66,93 процента.

После окончания голосования в первом туре выборов Центризбирком потребовал в пятидневный срок представить в Москву протоколы всех избирательных комиссий. Собрать в такой срок и доставить протоколы в Центризбирком в нашей огромной области обычным рейсовым транспортом мы были не в состоянии. Но так как средств на эти цели нам не ограничивали, мы арендовали самолет ЯК-40 и направили его в Котлас, откуда председатели семи территориальных избирательных комиссий «южного куста» области и были доставлены с протоколами в Архангельск. В северной части области были задействованы вертолеты и самолет Л-410.

Второй тур голосования по выборам Президента России был назначен на 3 июля 1996 года. В бюллетени для голосования были включены два кандидата – Б.Ельцин и Г.Зюганов, набравшие в первом туре по Архангельской области 40,85 и 18,32 процента голосов избирателей соответственно. В короткий период между первым и вторым туром выборов развернулась невиданная до сих пор предвыборная агитация. Наша комиссия неоднократно принимала решения о нарушении центральными печатными изданиями порядка агитации, направляла им запросы, одновременно обращалась в вышестоящие органы и в прокуратуру, но ответов мы так и не получили. Во все субъекты прибыли огромные бригады политтехнологов, работающие на действующего Президента. В результате – ожидаемая победа Б.Н. Ельцина, набравшего в нашей области 63,91 процента голосов, за Г.А. Зюганова проголосовало 27,75 процента избирателей при общей явке избирателей по области – 66,37 процента.

По 38 округам на выборах депутатов в Архангельское областное Собрание было выдвинуто 262 кандидата, основная часть – инициативными группами избирателей. На прошедших 16 июня 1996 года выборах было избрано 33 депутата. По 5 избирательным округам выборы не состоялись по причине того, что число поданных голосов против всех кандидатов превышало количество голосов, набранных каждым из кандидатов.

После окончания избирательных кампаний по выборам Президента и депутатов регионального Собрания комиссия приступила к подготовке проведения выборов главы администрации области, депутатов областного Собрания, глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления. Выборы были назначены на 8 декабря 1996 года. Одновременное проведение выборов в органы власти трех уровней налагает на избирательную комиссию определенные трудности. Избирательной комиссии приходилось готовить для территориальных и участковых комиссий большое количество различных методических указаний и разъяснений о порядке применения действующих законов. Желающих выдвинуться кандидатами на должность главы администрации области было много, но собрать десять тысяч подписей избирателей в поддержку кандидата, причем не более двух тысяч в одном муниципальном образовании, смогли только четыре кандидата.

По выборам в органы местного самоуправления в областном законе не были определены полномочия избирательной комиссии области, кроме формирования территориальных комиссий. Мы дважды обращались в областное Собрание с просьбой о предоставлении нашей комиссии прав по руководству нижестоящими комиссиями и осуществлению контроля за организацией проведения местных выборов, но поддержки со стороны депутатов так и не получили. Финансирование выборов осуществляла наша комиссия. Получился парадокс: мы их финансировали, а поправить их и спросить за работу не имели возможности. Даже в этой сложившейся обстановке мы не снимали с себя ответственности по оказанию практической помощи комиссиям в проведении местных выборов.

Одной из самых основных проблем этой кампании было ненадлежащее финансирование. Выборы были в полном разгаре, но средств на их проведение нам из областного бюджета не поступало. Денег в областном бюджете не было. Зарплата за работу в комиссиях не выплачивалась, члены комиссий повсеместно высказывали недовольство об ущемлении их прав. Не было денег даже на печатание бюллетеней, на связь, на транспортные расходы. Мной было подготовлено письмо в Центризбирком и Правительство России об оказании помощи по финансированию выборов за подписью главы администрации области А.А. Ефремова и председателя облизбиркома. Ефремов был назначен на должность главы в марте 1996 года Указом Президента РФ.

Деньги на наш счет из областной администрации начали поступать перед самыми выборами, и то не все сразу, а частями. 8 декабря во время выборов никто из кандидатов на должность главы администрации области не набрал более 50 процентов голосов. Поэтому в соответствии с областным законом был назначен второй тур голосования на 22 декабря 1996 года. В бюллетени для голосования было включено два кандидата, набравших наибольшее количество голосов: Ефремов – 34,5 процента, Гуськов – 28,85 процента.

В региональное Собрание депутаты были избраны по двум округам. По трем округам вновь сработала норма «против всех». При проведении одновременно нескольких выборов выявилась тенденция, что если в крупных городах в одном округе баллотируется свыше десяти кандидатов, то, как правило, срабатывает норма голосования «против всех». Главы администраций муниципальных образований были избраны повсеместно.

Серьезная борьба разгорелась среди кандидатов на пост главы администрации области в период предвыборной агитации во втором туре голосования. Для достижения цели кандидатами и их командами были использованы все средства массовой информации. В ход были пущены все формы и методы привлечения избирателя на свою сторону.

1996 год оказался крайне сложным не только из-за финансово-экономических проблем – в Архангельской области взбунтовалась сама природа. Метеорологи утверждали, что такой теплой зимы в это время не было с 1872 года. При проведении выборов главы администрации области из-за ледохода на реках связь со многими населенными пунктами прекратилась. Ледовые переправы были установлены только к новому году. Возникли серьезные трудности как по доставке документов и бюллетеней на избирательные участки, так и протоколов о результатах выборов с избирательных участков в территориальные комиссии.

А с момента подведения итогов первого тура голосования на выборах главы администрации области с 10 декабря до 24 декабря 1996 года на остров Новая Земля из-за метеоусловий не было ни одного полета авиатранспорта. Расстояние от Архангельска до острова Новая Земля – 1490 километров. По этой причине мы не смогли доставить на остров ни бюллетени, ни документацию. Связь осуществлялась через несколько военных коммутаторов с использованием паролей, слышимость была отвратительная. Чтобы дозвониться до острова, приходилось часами сидеть около телефона. В то время на Новой Земле проживали около 3 тысяч избирателей, голосующих на 5 избирательных участках. Чтобы не лишать избирателей права на участие в голосовании, нами было принято решение об изготовлении бюллетеней и бланков протоколов непосредственно на острове. Описание бюллетеня было передано по телефону, и в результате слаженного взаимодействия с командованием воинского подразделения они были напечатаны в течение суток – за один день до голосования. В результате принятия такого решения права всех участников избирательного процесса не были нарушены, а избирателям предоставлена возможность проголосовать.

Второй тур голосования, состоявшийся 22 декабря, закончился победой А.А. Ефремова, набравшего в целом по области 58,67 процента, при явке избирателей 41,03 процента. Он стал первым главой администрации нашей области, избранным большинством ее населения. Ю.А. Гуськов набрал 33,24 процента. Команда проигравшего кандидата обращалась в суды, которые подтвердили правильность принятых избирательными комиссиями решений, так как все требования законодательства были строго соблюдены.

Небольшой перерыв и снова выборы: федеральные, региональные, муниципальные. И так постоянно. С июня 1995 года по январь 1997 года все избирательные комиссии работали в напряженной обстановке. За этот короткий период были проведены избирательные кампании по выборам депутатов Государственной Думы, Президента России (два тура), депутатов областного Собрания (2 тура), главы администрации области (2 тура), глав муниципальных образований, депутатов представительных органов местного самоуправления, референдумы в 4-х муниципальных образованиях. Все это время с целью информирования избирателей приходилось часто выступать по радио, телевидению и в печатных средствах массовой информации. Закончилась очередная полоса выборов. Представилась возможность в спокойной обстановке привести документацию в порядок, уточнить списки избирателей, больше внимания уделить вопросам повышения правовой культуры избирателей и других участников избирательного процесса.

В 1998 году в состав комиссии для работы на постоянной основе на должность консультанта была принята Е.В. Плотицына, заместителя председателя комиссии – А.Г. Яшков. С появлением в комиссии новых работников появилась возможность больше времени уделять вопросам повышения правовой культуры.

При реализации программы повышения правовой культуры избирателей мы убедились, что с молодежью нужно работать адресно, используя такие общие позиции, типичные для молодежи, как стремление к самоутверждению, всему новому, динамичным формам общения, а главное – молодым людям нужно больше доверять.

Так родилась инициатива проведения в городе Северодвинске деловой игры «Выборы молодежного парламента». Мы знали, что подобное мероприятие для молодых избирателей в России проводится впервые, поэтому для нас была важна его цель, а не продвижение чьих-то политических взглядов. Главное для нас – это повышение гражданской активности людей, стоящих на пороге самостоятельной жизни или только вступивших в нее. После долгих согласований в областном Собрании, администрации области, мэрии города Северодвинска и получения поддержки от Центризбиркома в виде финансирования задуманного нами мероприятия из федерального бюджета выборы в молодежный парламент были назначены на 1 декабря 1998 года.

Выборы в молодежный парламент проводились во всех учебных заведениях Северодвинска по смешанной избирательной системе. Опустив подробное описание процесса подготовки и проведения выборов, следует отметить, что проводились они в полном соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Единственное отличие этих выборов от настоящих – это проведение их среди учащейся молодежи в рабочий день.

На выборах присутствовали член ЦИК России Ю.А. Веденеев, члены избирательной комиссии области, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Архангельской области – М.Н. Белогубова, заместитель председателя областного Собрания депутатов – Ю.С. Сивков, мэр города Северодвинска А.Н. Беляев, депутаты муниципального Совета Северодвинска.

Всего в голосовании приняли участие 51,2 процента (7556) избирателей. Было выдвинуто 296 кандидатов в депутаты. По итогам голосования на выборах по партийным спискам были избраны 34 депутата, по одномандатным и многомандатным округам – 56. Впервые представители молодежи смогли на практике реализовать свое стремление к решению такой животрепещущей проблемы, как формирование представительного органа, определяющего молодежную политику в масштабах большого города. Молодежный парламент успешно работал в Северодвинске в течение нескольких лет. В целях распространения нашего опыта по работе с молодежью 12 января 1999 года я выступил с докладом на тему «Выборы в Молодежный парламент как новая форма обучения молодежи современным избирательным технологиям» на межрегиональной научно-практической конференции председателей избиркомов, состоявшейся в Тобольске.

28 апреля того же года вопрос о положительном опыте правового просвещения молодых избирателей был рассмотрен на заседании ЦИК России. По результатам обсуждения было принято постановление «О работе избирательной комиссии Архангельской области по повышению правовой культуры молодых избирателей», в котором всем избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации было рекомендовано широко использовать наш опыт в практической деятельности. Такие выборы, как в Северодвинске, были проведены нами в городах Новодвинске, Котласе и Архангельске. В 2002 году тиражом 1000 экземпляров была выпущена 156-страничная монография «Молодежный парламент: опыт формирования политической культуры молодых избирателей».

Избирательная комиссия области при реализации программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов постоянно уделяет особое внимание вопросам обучения молодежи избирательным технологиям. По этому направлению работы с молодежью комиссия регулярно проводит семинары, исследования, широко освещает в средствах массовой информации.

Так, 4–6 сентября 2002 года наша комиссия в соответствии с планом работы совместно с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации провела в Архангельске межрегиональный семинар на тему «Молодежь и выборы». На семинаре присутствовали все члены нашей комиссии, председатели избирательных комиссий 15 субъектов России, председатели ТИК, представители ЦИК России. В семинаре приняли участие Председатель ЦИК России А.А. Вешняков, руководители органов государственной власти области, мэры городов Архангельска и Новодвинска, ученые, представители общественных молодежных объединений. На мероприятии выступили с докладами 22 человека. Семинар прошел с большой пользой для общего дела, было много интересных выступлений с конкретными предложениями по решению обсуждаемой проблемы. Ход семинара широко освещался СМИ, в том числе и программой «Вести недели», ее ведущим Евгением Ревенко. Подводя итоги, А.А. Вешняков сказал: «Семинар оправдал наши ожидания, разговор был интересным и полезным, мы должны выпустить специальную брошюру по материалам этого мероприятия». Наша комиссия материалы семинара изложила в «Вестнике Избирательной комиссии Архангельской области» № 1 (7) за 2002 год.

Комиссия области хорошо понимает, что на ней лежит немалая ответственность за правовое просвещение молодежи. Вот почему по ее инициативе было организовано социологическое исследование, направленное на выявление причин низкой электоральной активности молодежи региона. Результаты исследования рассмотрены с заинтересованными сторонами на заседании «круглого стола», материалы этого заседания на тему «Молодежь Архангельской области в политике, власти и выборах» в полном объеме изложены в «Вестнике Избирательной комиссии Архангельской области» № 3 (15) за 2006 год.

Жизнь не стоит на месте. Систематически изменяется законодательство, внедряются новые избирательные технологии, в том числе и так называемые грязные технологии. В связи с этим комиссии вынуждены постоянно совершенствовать свою деятельность.

Появление новшеств в избирательном процессе в тот период некоторые члены комиссий не всегда воспринимали ординарно. Так, внедрение института наблюдателей членами участковых комиссий, которые долгое время занимались подготовкой и проведением выборов, в том числе и в советское время, воспринималось неоднозначно. Они считали, что это создаст нервозность и дополнительную нагрузку. Но вот прошли очередные выборы, на которых участвовало большое количество наблюдателей от партий и кандидатов, и все убедились, что это только на пользу общему делу. Процесс голосования стал более прозрачным и гласным. Кроме того, в случае поступления необоснованных жалоб члены комиссии часто при их рассмотрении обращались за помощью к независимым свидетелям в лице наблюдателей.

Комиссия в своей деятельности сосредотачивала внимание не только на вопросах качественной подготовки и проведения выборов, но и на постоянном совершенствовании работы с комиссиями, избирателями, другими участниками избирательного процесса. Много внимания уделялось поддержанию тесного делового сотрудничества с органами местного самоуправления. Внедрялись новые формы работы по повышению правовой культуры избирателей.

Так, наша избирательная комиссия в период проведения выборов депутатов Государственной Думы в 1999 году выступила с инициативой проведения конкурса на лучшую участковую избирательную комиссию. В результате не только участковые и территориальные комиссии стали прилагать усилия, чтобы создать в день голосования наиболее комфортные условия для избирателей, но к этому активно подключились и главы муниципальных образований. Главная цель – улучшение условий для избирателей в день голосования – была достигнута. Данная инициатива нашла широкую поддержку во многих субъектах Российской Федерации. Указанные примеры внедрения передовых инициатив в нашей области не являются единственными, можно привести их большое количество.

Только закончились выборы в Госдуму, не успели составить отчеты и проанализировать их ход, как Совет Федерации назначил выборы Президента Российской Федерации на 26 марта. Вся избирательная кампания проходила в спокойной обстановке, без особых эксцессов и грубых нарушений. Активность избирателей на выборах была высокой, явка избирателей в области составила 69,19 процента. В первом же туре с большим перевесом победу одержал В.В. Путин, набрав в нашей области 59,73 процента голосов избирателей.

Вслед за выборами Президента России на 18 июня 2000 года были назначены выборы депутатов областного Собрания. Избирательная кампания проходила пассивно, хотя желающих стать депутатами было предостаточно. Анализ обстановки показывал, что при проведении этих выборов в летнее время могут возникнуть серьезные проблемы с явкой избирателей. Комиссия принимала меры, чтобы минимизировать эти проблемы. Однако все принимаемые меры не смогли оказать существенного влияния на улучшение ситуации с явкой избирателей. Практика показала, что проведение областных и местных выборов в летнее время всегда создает угрозу их срыва. Так и случилось на описываемых выборах. По 39 избирательным округам были избраны всего 24 депутата, в остальных избирательных округах явка составила менее 25 процентов, что являлось основанием для признания выборов не состоявшимися. Избранное количество депутатов составило менее двух третей от общего состава депутатов. Из-за отсутствия кворума депутаты не могли принимать законы, в том числе и областной бюджет на следующий год. Позднее еще трижды пришлось проводить повторные выборы, чтобы избрать всех депутатов областного Совета третьего созыва. Исключено активное участие избирателей и в выборах, назначаемых в настоящее время на первое воскресенье сентября.

Хочу описать оригинальный случай избрания депутата на этих выборах по 18 округу в городе Коряжма. В числе кандидатов по этому округу баллотировались 70-летний пенсионер Е.А. Зарума, бывший главный инженер треста «Котласбумстрой», и действующий генеральный директор Котласского ЦБК Ю.Н. Заяц. Основная часть жителей Коряжмы работает на ЦБК – градообразующем предприятии. При проведении агитации руководитель предприятия в полной мере использовал возможности телевидения, радио, газет и типографий. Лично сам видел, что весь город был обклеен агитационными материалами, почтовые ящики заполнены листовками в поддержку кандидата Ю.Н. Заяца. Второй кандидат выпустил всего одну листовку малого формата, отпечатанную на множительной технике в небольшом количестве. В Коряжме Заруму знали почти все, ведь он Почетный гражданин города Коряжмы. И вот результат выборов: Зарума набирает 50,67 процента, а Заяц – 40,71 процента голосов избирателей при высокой явке. Вывод: классический пример того, что избиратели голосуют за того кандидата, которого хорошо знают, кому доверяют, не обращая при этом внимания на проводимую всеобъемлюшую агитацию и многочисленные обещания со стороны других кандидатов.

После отдыха вновь пришлось активно включится в организацию подготовки и проведения выборов главы администрации области. Учитывая, что областное Собрание депутатов не могло принять решение о назначении выборов из-за отсутствия кворума депутатов, а срок полномочий главы администрации истек, то решение о назначении выборов на 3 декабря 2000 года 12 сентября приняла избирательная комиссия области. Одновременно были назначены выборы областных депутатов по 15 избирательным округам, в которых летом выборы не состоялись, а также в ряде муниципальных образований. Выборы главы администрации области проходили в два тура, главой был избран А.А. Ефремов.

Не много было крупных мероприятий, проведенных в 2002 году, которые бы глубоко запали в души членов комиссии. Исключение составило проведение дополнительных выборов депутатов областного Собрания. На 13 октября были назначены дополнительные выборы депутатов представительного органа области по 17 и 34 избирательным округам. Запомнилась эта кампания тем, что средств на проведение выборов в областном бюджете не оказалось. Избирательная комиссия неоднократно обращалась к органам власти области о выделении средств на выборы, но положительно этот вопрос так и не был решен. Поскольку выборы были уже назначены, согласно календарному плану проводились все действия по выдвижению кандидатов и формированию комиссий, проводилась полномасштабная подготовка к проведению выборов. Прерывать избирательную кампанию, чем грубо нарушить права избирателей и других участников избирательного процесса, комиссия категорически отказалась. Комиссия пошла на беспрецедентные меры и впервые в России воспользовалась своим законным правом – взяла кредит на сумму 999 000 тысяч рублей в акционерном коммерческом банке «Московский индустриальный банк». Много пришлось приложить неимоверных усилий, чтобы добиться получения кредита под гарантию областного бюджета. В конце концов все эти вопросы были решены, деньги получены, а выборы успешно проведены.

Все члены избирательной комиссии Архангельской области, осуществляя свои полномочия, постоянно помнили, что на нашу комиссию ложится особая ответственность, так как Центральную избирательную комиссию Российской Федерации возглавляет наш земляк А.А. Вешняков. И чтобы ему не пришлось краснеть за нас, комиссии всегда работали с повышенной ответственностью. Все избирательные кампании проходили в спокойной деловой обстановке. Поступающие в комиссию жалобы и заявления участников избирательного процесса детально проверялись и своевременно рассматривались на заседаниях комиссии с приглашением всех заинтересованных представителей: такая форма работы удовлетворяла заявителей и исключала их обращение в суд. Хотя немного жалоб на действия избирательных комиссий поступало в суды, основная их часть была рассмотрена судами в пользу комиссий, в том числе и в тех случаях, когда они, защищая права избирателей, сами обращались в суд.

Вся деятельность комиссии предавалась широкой гласности через средства массовой информации, в том числе через официальный сайт комиссии в Интернете. С 1995 года наша комиссия всегда пользовалась заслуженным авторитетом среди избирателей области и среди избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. За этот период благодаря нашим усилиям она превратилась в узнаваемый всеми государственный орган, где можно всегда найти надежную защиту своих избирательных прав.

Слава и авторитет не приходят сами собой. Для этого надо много, честно, добросовестно и с полной отдачей сил поработать. Именно так с нашим северным менталитетом и относилось к работе большинство членов комиссий всех уровней и сотрудников аппарата облизбиркома.

Я благодарен всем, с кем мне довелось создавать и совершенствовать избирательную систему в нашей области. В связи с очередным юбилеем избирательной системы я искренне поздравляю всех, кто работал и продолжает трудиться в избирательных комиссиях, кто постоянно оказывает содействие в развитии и укреплении демократической избирательной системы.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru