История избирательной системы
Российской Федерации в воспоминаниях


Предпосылки демократизации избирательного процесса в Калмыкии в конце 1980-х годов

Дикалов Александр Николаевич, председатель Избирательной комиссии Республики Калмыкия

Максимов Герман Константинович, советник юстиции, прокурор отдела прокуратуры Республики Калмыкия


Наступление в 1970-х годах стагнации в Советском Союзе привели к осознанию необходимости перестройки всей сферы общественно-государственной жизни. Выдвинутая XXVII съездом КПСС (февраль 1986 г.) концепция дальнейшей демократизации общества, совершенствования самоуправления народа поставила вопрос о неизбежности демократизации избирательного процесса. ЦК КПСС, ставя вопрос о повышении роли и значения местных советов, вынужден был признать, что «настало время внести необходимые коррективы и в нашу избирательную практику» [1].

Январский пленум ЦК КПСС (1987 г.), исходя из установки съезда, определял, что главным вектором в демократизации общества должно стать совершенствование избирательной системы, поскольку она «не может находиться в застывшем состоянии, быть в стороне от перестройки». В связи с этим предлагалось выборы нескольких депутатов проводить по более крупным избирательным округам и на альтернативной основе. Пленум ставил задачу уже в этом году (1987 г.) скорректировать законодательство и провести очередную избирательную кампанию в местные советы в обстановке более широкого демократизма [2].

Поскольку в 1987 г. истекали сроки полномочий местных советов народных депутатов, Президиум Верховного Совета СССР 3 марта принял постановление с рекомендацией президиумам Верховных Советов союзных и автономных республик провести очередные выборы в местные советы в воскресенье, 21 июня 1987 г. Одновременно предлагалось провести в порядке эксперимента выборы в сельские, поселковые, городские (районного подчинения), районные советы в одном из районов каждой области, края, автономной и союзной республики по укрупненным, многомандатным избирательным округам.

В связи с этим Президиум Верховного Совета СССР рекомендовал президиумам Верховных Советов союзных республик принять акты о проведении в порядке эксперимента выборов в местные советы по многомандатным избирательным округам. Для этого им предлагалось внести изменения и дополнения в существующие законы о выборах в местные советы, акцентировав внимание на совершенствовании процесса выдвижения и обсуждения кандидатов в депутаты, народные судьи, представителей в состав избирательных комиссий [3].

Президиум Верховного Совета РСФСР, несколько опередив союзный акт, принял постановление под № 5402-XI «О проведении в порядке эксперимента выборов в местные советы народных депутатов РСФСР по многомандатным избирательным округам» 26 февраля 1987 г. В нем он поручал президиумам республиканских, исполкомам краевых и областных советов на предстоящих выборах провести в порядке эксперимента на территории одного из районов выборы в районный, городские (городов районного подчинения), поселковые и сельские советы по многомандатным избирательным округам.

Выборы предстояло провести в соответствии с Законом РСФСР о выборах в местные советы от 3 августа 1979 г., в который должны были внести изменения и дополнения, и данным постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР. Для этого исполкомы должны были образовать на территории совета многомандатные избирательные округа путем объединения нескольких одномандатных избирательных округов, на которых ранее проводились выборы. А количество мандатов по округу должно было определяться с учетом численности его населения. Одной из важнейших новелл этого постановления являлось проведение выборов кандидатов в депутаты в этих округах на альтернативной основе. В связи с этим избирателю предоставлялось право вычеркивать в избирательном бюллетене фамилии тех кандидатов, против которых он голосует.

Впервые предоставлялось право выдвижения кандидатов в депутаты, а также представителей в окружные предвыборные совещания разным органам общественных организаций, трудовым коллективам колхозов, совхозов, предприятий, подразделениям предприятий (коллективам цехов, отделов, участков, смен, бригад). Выдвижение кандидатов в депутаты поселковых и сельских советов могло осуществляться на общих собраниях, сходах граждан по месту жительства, а также право выдвижения кандидатов в депутаты получили уличные комитеты, женские советы, советы ветеранов войны и труда, собрания военнослужащих по воинским частям, по их подразделениям.  

Выдвинутые кандидатуры в депутаты в обязательном порядке должны были пройти обсуждение на предвыборном совещании, созванном районными, городскими органами общественных организаций. Окружному предвыборному совещанию предоставлялось право внесения предложений по кандидатам, выдвинутым по округу, а также одобренный им список представить в окружную избирательную комиссию.  

Согласно постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР избранными по многомандатному избирательному округу могли считаться кандидаты в депутаты, получившие на выборах больше половины голосов избирателей округа, включенных в списки. В случае превышения числа кандидатов, набравших более половины голосов избирателей, мандатных мест, получившие меньшее число голосов включались в резервные депутаты с полномочиями совещательного голоса, правом замещения вакантного мандата [4].

Новшества, введенные в избирательный процесс постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 февраля 1987 г., в его же указе под № 5403-XI, принятом в тот же день, были учтены и изложены при внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР от 3 августа 1979 г. «О выборах в местные советы народных депутатов РСФСР». Этот Закон был принят одновременно (26 февраля) и дополнен 20 марта 1987 г. [5]. Поскольку эксперимент вводился только временный, лишь на один созыв местных советов – 20-й созыв 1987 г., то в статьях 7 и 14 этого Закона РСФСР предусматривалось образование только одномандатных избирательных округов. Тем более не совсем было понятно, как и когда будут подведены итоги, что в дальнейшем предполагается. Если Президиум Верховного Совета СССР намечал проанализировать итоги выборов по многомандатным избирательным округам в конце 1987 г., то Президиум Верховного Совета РСФСР предполагал собрать сведения по итогам выборов почему-то только в начале 1990 г.

Законодатель впервые допустил возможность проведения альтернативных выборов. В статье 38 отмечалось, что окружные избирательные комиссии обязаны зарегистрировать всех кандидатов в депутаты, выдвинутых по данному одномандатному избирательному округу. Помимо этого была введена новелла в процедуре голосования. Согласно статье 47 избиратель обязательно должен был голосовать в кабине или комнате для тайного голосования.

В соответствии с поручением Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 февраля 1987 г. президиумы Верховных Советов АССР, исполкомы краевых и областных советов РСФСР в марте того же года приняли постановления провести в порядке эксперимента выборы по многомандатным избирательным округам в одном из районов на своих территориях. Президиум Верховного Совета Калмыцкой АССР 26 марта 1987 г. принял постановление, в котором определял Малодербетовский район для проведения эксперимента по выборам в районный, сельские советы народных депутатов по многомандатным избирательным округам [6]. А 27 марта 1987 г. Президиум Верховного Совета КАССР в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от этого же числа принял указ назначить выборы в местные советы Республики на 21 июня 1987 г.

Исполком Малодербетовского районного совета согласно постановлениям Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета КАССР, принял 30 марта 1987 г. решение образовать в порядке эксперимента многомандатные избирательные округа по выборам в районный и сельские советы района. Этим же решением исполком образовал 22 многомандатных избирательных округа для выборов 75 народных депутатов в районный совет и 41 многомандатный избирательный округ для выборов 151 депутата в сельские советы. В каждом избирательном округе в районный совет подлежало к избранию от 2 до 6 депутатов, поскольку численность избирателей по округам колебалась в пределах от 250 до 470 человек, в сельские советы – от 3 до 6 депутатов [7].

В отличие от предыдущих выборов кандидаты в составы избирательных комиссий в Малодербетовском районе не были рекомендованы парткомами, а выдвигались непосредственно общественными организациями, трудовыми коллективами колхозов, совхозов, предприятий в соответствии с новыми положениями Закона РСФСР от 26 февраля и 20 марта 1987 г. В районную избирательную комиссию были избраны 13 человек, в пять сельских – 55 человек, 22 окружные – 198, 10 участковых – 160 человек. В составы указанных комиссий были избраны: рабочие и колхозники – 59,7 %, коммунисты – 47 %, представители от общественных организаций – 67 %, т.е. почти втрое больше, чем в предыдущие составы комиссий. Эти комиссии по руководящему составу ничем не отличались от комиссий предыдущих выборов. В Малодербетовском районе председателем избирательной комиссии был избран Немушев П. К., шофер «Калмпромэнерго», а к нему в качестве заместителя был придан 2-й секретарь райкома КПСС Богушевский А. Д. На выборах 1987 г. парткомы районов по-прежнему руководство избирательными комиссиями взяли в свои руки. Так, в двух районах (Каспийском и Юстинском) избирательные комиссии возглавили вторые секретари райкомов КПСС, в 10 районах – вторые секретари райкомов КПСС в качестве заместителей председателей. Председателем Элистинской городской избирательной комиссии был избран Чилданов В. И., шофер ГАП-2, а секретарем комиссии – секретарь горкома КПСС Янова М. В. [8].

В соответствии с законодательством выдвижение кандидатов в депутаты местных советов республики, в том числе по многомандатным округам Малодербетовского района, началось 13 апреля 1987 г. Несмотря на новизну в практике избирательного процесса, отсутствие опыта в проведении подобного рода мероприятий, население района проявило небывалую активность при выдвижении и обсуждении альтернативных кандидатов. На 226 мандатов (75 в районный и 151 в сельские советы) было выдвинуто 558 кандидатур, т. е. в среднем по 2,5. Все кандидатуры в депутаты были обсуждены на собраниях трудовых коллективов и их подразделений, заседаниях общественных организаций, собраниях, сходах граждан по месту жительства.

При обсуждении и голосовании на собраниях, в отличие от номенклатурного принципа, предпочтение было отдано авторитетным, деловым, принципиальным людям, обладающим большим жизненным опытом. Поэтому не случайно 73 % кандидатов впервые выдвигались в депутаты сельских советов, в районный совет – 63,1 %, а в числе выдвинутых кандидатов по сравнению с предыдущими выборами число коммунистов уменьшилось с 41,8 до 38,1 % , комсомольцев – с 21,1 до 14,9 %. Поэтому не случайно состав народных депутатов местных советов района существенно обновился (на 70,6 %, по республике – на 66,5 %). В предыдущих выборах райком КПСС обновлял депутатский состав советов не более чем на 48 – 49 % [9].

При выдвижении кандидатов в депутаты районного совета не получили поддержку 8 (по республике – 27 чел.) руководящих работников районного звена: директора автотранспортного предприятия «Агропромтранс», средне-профессионального технического училища, механизированного лесного хозяйства, начальник управления жилищно-коммунального хозяйства райисполкома, заведующий отделом народного образования райисполкома и др. Из 558 кандидатов в депутаты местных советов района сквозь “сито” собраний, окружных предвыборных совещаний прошли и были зарегистрированы всего 295 (53 % от выдвинутых) кандидатов (99 в районный совет на 22 округа и 196 – в сельские советы на 41 округ). В остальных районах республики по одномандатным избирательным округам в районные и сельские советы были отклонены всего 32 кандидата. В районные советы (без учета Малодербетовского района) были зарегистрированы на 915 мандатов 937 кандидатов в депутаты, в сельские советы на 2584 мандата – 2626 кандидатов [10].

В результате голосования на выборах в местные советы 21 июня 1987 г. в Малодербетовском районе по многомандатным избирательным округам получили большинство голосов избирателей и были избраны народными депутатами 226 человек (75 – районного совета и 151 – сельских советов), резервными депутатами – 68 (24 – в районный совет и 44 – в сельские советы). Только одни кандидат в депутаты сельского совета (Плодовитенского) Бреусова Е. П., бухгалтер колхоза им. Ильича, впервые в практике советских выборов не набрала большинство голосов, за нее проголосовали всего 34,3 % избирателей [11].

Явка избирателей по району по-прежнему была высокая – 99,83 % (по республике – 99,80 %, РСФСР – 99,01 %), а результаты голосования по району несколько снизились, в выборах приняло участие и проголосовало 97,4 % (по республике – 98,76 %) избирателей. В многомандатных избирательных округах на альтернативной основе 8 ответственных работников советских органов района, кандидатуры которых на выдвижение были рекомендованы райкомом КПСС, получили меньше голосов избирателей, чем их конкуренты, и оказались в категории резервных депутатов. Так, в трехмандатном избирательном округе № 4 из 4 баллотировавшихся кандидатов председатель исполкома районного совета Бушнев Н. В. получил меньше голосов (65,7 %) по сравнению с конкурентами. По этому округу были избраны народными депутатами районного совета Н. М. Манджиева (беспартийная, учительница), Л.Г. Погорелова (беспартийная, инженер ПТО ПМК-13), А.Э. Басанов, член КПСС, начальник районных электрических сетей.

Аналогичный результат получился и в трехмандатном избирательном округе № 15, где баллотировалась кандидатом в депутаты районного совета З.И. Цыбанева, заместитель председателя райисполкома. Избиратели по этому округу отдали предпочтение двум беспартийным рабочим и молодому колхознику-комсомольцу. В многомандатном избирательном округе № 2 в числе резервного депутата оказался и начальник внутреннего отдела исполкома районного совета Г. С. Прохоров.  

Не менее неожиданными оказались результаты по некоторым многомандатным избирательным округам в сельские советы района. Не были избраны депутатами и попали в категорию резервных – председатель и секретарь исполкома Городовиковского сельского совета О. А. Погорелова и Л. П. Денисова, обе являлись членами КПСС, а также председатель исполкома Чапаевского сельского совета Н. И. Довдунов, член КПСС, председатель исполкома Плодовитенского сельского совета В.И. Глуходедов, член КПСС, и др. [12]. В предыдущих выборах в районные и сельские советы по одномандатным округам и без альтернативы за них, фактически являвшихся номенклатурными работниками райкома КПСС (председатель, заместитель председателя райисполкома в номенклатуре обкома КПСС), голосовали свыше 99% избирателей.

В Малодербетовском районе по многомандатным избирательным округам было избрано 225 депутатов, из них мужчин – 64,6 % (по республике без учета многомандатных округов – 55,8 %, РСФСР – 50,5 %), женщин – 35,4 % (по республике – 44,2 %, РСФСР – 49,5 %), коммунистов – 39,8 % (по республике – 41,9 %, РСФСР – 42,8 %), беспартийных – 60,2 % (по республике – 58,1 %, РСФСР – 57,2 %), членов ВЛКСМ – 10,6 % (по республике – 15,2 %). Депутатский корпус местных советов Малодербетовского района обновился на 75,1 % (по республике – на 66,5 %). В предыдущих выборах парткомы, строго регулируя состав депутатов, не допускали его обновления более чем на 48 – 49 % [13].

Компаративный анализ составов народных депутатов районного и сельских советов Малодербетовского района, избранных на альтернативной основе по многомандатным избирательным округам в 1987 г. и по одномандатным округам без альтернативы в 1985 г., показал возрастающую активность и заинтересованность населения в обновлении принципов формирования и организации местных органов самоуправления при введении даже дозированных элементов демократизации в избирательный процесс. Формирование депутатского состава сельских советов, даже депутатов районных советов, стало уже выходить из-под контроля партийных органов. Райком КПСС по-прежнему сохранял влияние на формирование депутатского корпуса районного совета, состоявшего, как правило, из номенклатурных работников, лишь по отдельным позициям. Так, в 1987 г. в районный совет было избрано депутатами 37 (49,3 %, а по республике – 51,47 %) коммунистов (в 1985 г . – 46,7 %), 26 (34,7 %) рабочих (в 1985 г. – 39,3 %), 17 (22,7 %) колхозников (в 1985 г. – 24 %). Однако райком КПСС в 1987 г. оказался не в состоянии повлиять на сохранение постоянного критерия обновления. Если в 1985 г. доля обновления депутатов районного совета составляла 44 %, то в 1987 г. 57 (76 %) депутатов были избраны впервые [14].

В формировании депутатского корпуса сельских советов в 1987 г. благодаря даже частичной демократизации избирательного процесса, активную роль проявили избиратели. В составе 151 депутата сельских советов Малодербетовского района в 1987 г. количество мужчин, по сравнению с 1985 г., увеличилось с 49 до 62,9 %, представительство коммунистов уменьшилось с 42,38 до 35 % (по республике в сельских советах – 38,4 %), число комсомольцев уменьшилось с 18,5 до 11,9 % (по республике – 15,05 %). В сельские советы Малодербетовского района впервые были избраны 112 (74,17 %) депутатов, а по сельским советам республики этот показатель составил 62,38 % [15].

 Таким образом, выборы народных депутатов местных советов в качестве эксперимента по многомандатным, а также и по одномандатным избирательным округам на альтернативной основе, проведенные в 1987 г. в СССР, расширение представительства населения в избирательном процессе, заметно активизировали электорат, поставили вопрос о необходимости дальнейшей демократизации избирательного процесса к предстоящим выборам в высшие представительные и законодательные органы государственной власти СССР и РСФСР.  

На внеочередной 12-й сессии Верховный Совет СССР (29 ноября – 1декабря 1988 г.), рассмотрев вопрос «О мерах по осуществлению политической реформы в области государственного строительства», принял 1 декабря 1988 г. постановление «О дальнейших шагах по осуществлению политической реформы в области государственного строительства». В тот же день был принят Закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР». В главы 12, 13 и 15 и частично в 14-й Конституции были внесены изменения и дополнения, направленные, как отмечалось в постановлении, на развитие социалистической демократии, самоуправления народа, совершенствование избирательной системы, структуры и деятельности советов народных депутатов и органов правосудия [16].

Верховный Совет СССР в соответствии с Законом об изменениях и дополнениях Конституции принял 1 декабря 1988 г. Закон СССР «О выборах народных депутатов СССР» и в тот же день постановлением № 9857–XI назначил выборы народных депутатов СССР на воскресенье, 26 марта 1989 г. В целях организации подготовки и проведения выборов образовал Центральную избирательную комиссию в составе председателя Орлова В. П., члена ЦК КПСС, секретаря Рыжова Ю. И., заместителя заведующего Отделом партийного строительства и кадровой работы ЦК КПСС, и 33 членов [17]. Как видим, ЦК КПСС намеревался полностью направлять и контролировать избирательную кампанию. Однако внесенные в избирательную систему новеллы внесли в его планы некоторые коррективы.

В Законе СССР «О выборах народных депутатов СССР», в отличие от Конституции (ст. 95), где определялось, что выборы проводятся по одномандатным или многомандатным избирательным округам, устанавливалось, что выборы проводятся только по одномандатным округам (ст. 1). Однако в соответствии с Конституцией (ст. 100) и Законом о выборах (ст. 37 и 38) в этих округах выборы должны были проводиться на альтернативной основе, и предоставлялось право самовыдвижения кандидатов в депутаты.

При принятии Закона СССР были учтены некоторые новеллы, введенные в 1987 г. при выборах депутатов в местные советы (выдвижение кандидатов в депутаты и в составы избирательных комиссий, окружные комиссии и др.). В Законе СССР вводился институт доверенных лиц, предоставлялось право гражданам непосредственно принимать участие в подготовке и проведении выборов, представителям трудовых коллективов, общественных организаций, собраний присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, вводилось положение о несовместимости статуса народного депутата с некоторыми должностями и т.д.

Законодатель для проведения выборов образовал 750 территориальных и 750 национально-территориальных избирательных округов, в которых кандидаты в народные депутаты СССР должны были избираться по одномандатным округам на альтернативной основе, но обязательно, поскольку законодатель определил, что “к регистрации представляется любое число кандидатов в депутаты”. Еще 750 депутатских мандатов выделялись общесоюзным общественным организациям (куда была причислена и КПСС), которые, помимо этого, наделялись правом выдвижения кандидатов по избирательным округам. Им предстояло дополнительно на своих съездах, конференциях либо пленумах сразу же избрать по выделенной квоте народных депутатов СССР [18]. Тем самым КПСС, начав реформу избирательной системы, проявила непоследовательность, допустила нарушение демократических принципов всеобщего равного и прямого избирательного права.

На территории Калмыцкой АССР в соответствии со статьями 16 и 17 Закона СССР «О выборах народных депутатов СССР» были образованы 1 территориальный и 11 национально-территориальных избирательных округов. Впервые в истории советского государства в 1989 г. были проведены альтернативные выборы по национально-территориальным избирательным округам, за исключением двух округов, где баллотировались Варенников И. В. и Кугультинов Д.Н. В остальных 9 избирательных округах баллотировались 20 кандидатов из выдвинутых в числе 56 человек. Кандидатом в депутаты по территориальному избирательному округу был выдвинут без альтернативы первый секретарь Калмыцкого обкома КПСС В.А. Захаров [19].

Это были и первые выборы в высший представительный и законодательный орган государственной власти ССССР, проведенные без разнарядки ЦК КПСС относительно кандидатов в депутаты, за исключением трех рекомендованных им (И.В. Варенников, заместитель Министра обороны СССР, Главнокомандующий сухопутными войсками, Герой Советского Союза, В.В. Никитин, первый заместитель председателя Госагропрома РСФСР, министр, и В.А. Захаров, первый секретарь Калмыцкого обкома КПСС). Следующая особенность заключалась в снижении активности избирателей с обычной 99,99 до 93,1 %, а результаты голосования избирателей по национально-территориальным округам за кандидатов составили 88 %, по территориальному – без альтернативную кандидатуру первого секретаря Калмыцкого обкома КПСС Захарова В.А. поддержали всего 83,1 % избирателей [20].

В числе избранных 12 народных депутатов СССР от Калмыцкой АССР 10 являлись членами КПСС, 10 депутатов относились к категории руководителей, 1 – народный поэт Кугультинов Д. Н., Герой Социалистического труда, 1 – старший чабан совхоза Очиров И. М. Избиратели, осознавая возможности формирования демократическим путем органов государственной власти и местного самоуправления, все же по-прежнему по инерции голосовали за коммунистов и руководителей. Но самый главный результат двух избиратлеьных кампаний 1987–1988 гг. – готовность населения страны к демократическим переменам, неизбежность перехода к демократизации избирательной системы. Это подтвердилось в избирательных кампаниях РСФСР и Калмыцкой АССР начала 1990 г., проходивших в соответствии с законами РСФСР, принятыми в 1989 г.

Верховный Совет РСФСР на 11-й сессии, проходившей 27 октября 1989 г., в соответствии с Законом СССР от 1 декабря 1988 г. принял Закон РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР». В связи с образованием нового высшего представительного и законодательного органа государственной власти РСФСР – Съезда народных депутатов РСФСР и сохранением Верховного Совета РСФСР, но в ином статусе и структуре. В порядок его формирования были внесены принципиальные изменения.

Верховный Совет России в Законе от 27 октября 1989 г. «О выборах народных депутатов РСФСР» установил численный состав Съезда народных депутатов РСФСР в количестве 1068 депутатов, избираемых по территориальным избирательным (900 депутатов) и по национально-территориальным округам (168 депутатов). Это положение получило закрепление в Конституции (Основном Законе) РСФСР [21].  

В тот же день, 27 октября 1989 г., Верховный Совет РСФСР постановил назначить выборы народных депутатов на воскресенье, 4 марта 1990 г., а также образовал Центральную избирательную комиссию в составе 25 членов, председателя Казакова В.И., народного депутата СССР, кандидата в члены ЦК КПСС, двух заместителей председателя, секретаря Петрова А.В., заведующего сектором Отдела партийного строительства и кадровой работы ЦК КПСС [22]. Верховный Совет РСФСР, несмотря на тенденцию существенного падения роли и значения партии в избирательных кампаниях, всю работу по подготовке и проведению выборов провел по отработанной схеме Верховного Совета СССР.

В соответствии с Конституцией (Основным законом) РСФСР (с изменениями и дополнениями, внесенными законами РСФСР от 27 октября 1989 г.), Законом РСФСР о выборах народных депутатов и постановлением Верховного Совета РСФСР о назначении выборов 4 марта 1990 г. в Калмыцкой АССР состоялись выборы народных депутатов РСФСР по двум территориальным и четырем национально-территориальным избирательным округам. В них соответственно на два мандата были зарегистрированы 25 кандидатов и на четыре мандата – 34 кандидата. В первом туре голосования 4 марта ни один из претендентов в депутаты в обоих округах не получил большинства голосов избирателей. Явка избирателей во втором туре 17 марта по избирательным округам сохранилась на прежнем уровне – от 78 до 80,7 %. А по результатам голосования избирателей во втором туре по два кандидата в округе народными депутатами РСФСР были избраны Б.Ч. Михайлов, председатель Совета Министров КАССР (77 %). К.Н. Илюмжинов, президент международной корпорации «Сан» (64,1 %), В.П. Дорджиев, директор НИИ мясного скотоводства (54,7 %), В.С. Бабичев, заместитель заведующего орготделом ЦК КПСС (50,1 %), М.Б. Мукубенов, председатель Госплана КАССР (48,8 %), С.А. Бадмаев, министр народного образования КАССР (44,8 %) [23]. Все они являлись членами КПСС, руководящими должностными лицами, входящими в номенклатуры ЦК КПСС и Калмыцкого обкома партии, за исключением Илюмжинова К. Н.

Одновременно, 4 марта 1990 г., в соответствии с законами РСФСР от 27 октября и аналогичными законами Калмыцкой АССР от 2 ноября 1989 г. в Калмыкии состоялись выборы народных депутатов в Верховный Совет республики. В 130 одномандатных избирательных округах, образованных в соответствии со статьей 16 Закона КАССР «О выборах народных депутатов Верховного Совета Калмыцкой АССР», был зарегистрирован 351 кандидат в депутаты (в 24 округах без альтернативы). По результатам двух туров голосования, состоявшихся 4 и 17 марта 1990 г. при явке избирателей соответственно 87,3 и 79,3 %, были избраны 116 народных депутатов Верховного Совета КАССР. Остальные 14 депутатов были доизбраны в апреле – мае 1990 г.

Депутатский корпус Верховного Совета КАССР был обновлен на 80,1 % (105 человек). Народные депутаты Республики в основном представляли руководителей партийных, советских органов, хозяйственных организаций, являвшихся членами партии. Поэтому коммунисты в Верховном Совете КАССР 1990 г. составили 87 %, рабочих и колхозников – всего 6,1 %, женщин – 9 %. Впервые за годы советской власти в Верховный Совет Республики были избраны два религиозных деятеля Калмыкии – настоятель русской православной церкви и настоятель калмыцкого хурула [24].  

Эти данные об участии населения в выборах, о составе депутатов и происходившие избирательные кампании продемонстрировали, что Калмыцкий обком КПСС, райкомы и горком партии уже утрачивали руководящую и контрольную роль в избирательных кампаниях, а избиратели постепенно, медленно отходили от сложившихся стереотипов при выборах представителей в органы государственной власти. Однако проводимые мероприятия по демократизации избирательного процесса при попытке КПСС сохранить свое руководящее положение имели половинчатый характер. Избирательные кампании, проведенные в конце 1980-х годов в советы всех уровней, состоялись на основе законодательства переходной, постсоветской избирательной системы. Назревавшие перемены в общественно-политической, государственной жизни российского общества привели к неизбежности проведения подлинной, реальной демократизации избирательного процесса.

Примечания:

1. Материалы XXVII съезда КПСС. М.: Политиздат, 1986. С. 56.

2. Горбачев М.С. Избранные речи и статьи. Т. 4. М.: Политиздат, 1987. С. 321–322.

3. Национальный архив республики Калмыкия. Ф. Р-1. Оп. 4. Д. 2939. Л. 187–188.

4. Там же. Д. 2938. Л. 41–44.

5. Там же. Д. 2939. Л. 152–157; Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, № 10, ст. 307; Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, № 13, ст. 405.

6. НА РК. Ф. Р-1. Оп. 4. Д. 2938. Л. 87.

7. Там же. Л. 2, 84.

8. Там же. Л. 118–119; Д. 2597. Л. 6–9.

9. Там же. Д. 2939. Л. 24–25; Д. 2938. Л. 119; Д. 2940. Л. 18–19.

10. Там же. Д. 2938. Л. 119–120; Д. 2598. Л. 10.

11. Там же. Л. 2, 122.

12. Там же. Л. 3, 4, 8–9, 14, 122.

13. Советская Калмыкия. 1987. 25 июня. № 123 (10483); Итоги выборов и состав народных депутатов местных советов РСФСР 1987 г. М., 1987. С. 142–145.

14. НА РК. Ф. Р-1. Оп. 4. Д. 2938. Л. 25.

15. Там же. Д. 2597. Л. 2, 4, 5.

16. Ведомости Верховного Совета СССР. № 49 (2487). 7 декабря 1988 г. Москва. Ст. 727. С. 827.

17. Там же. С. 860–862.

18. Там же. Ст. 729. С. 835–836; Конституция (Основной Закон) СССР. С дополнениями, внесенными Законом СССР от 24 июня 1981 г., и изменениями и дополнениями, внесенными Законом СССР от 1 декабря 1988 г. М., 1989 (гл. 13, ст. 95).

19. НА РК. Ф. Р-1. Оп. 4. Д. 2618. Л. 4, 37–41.

20. Там же. Л. 2, 7.

21. Конституция (Основной закон) РСФСР. М.: «Советская Россия». 1991.– 64 с.

22. Ведомости Верховного Совета РСФСР. № 44 (1618). 2 ноября 1989 г. М., 1989. С. 862–878, 879–923.

23. НА РК. Ф. Р-1. Оп. 4. Д.2624. Л. 7–9.

24. Стенографический отчет первой сессии Верховного Совета КАССР 9–го созыва. 1990. 30 марта. Элиста, 1990. С. 8–10.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru