История избирательной системы
Российской Федерации в воспоминаниях


Выборы в калейдоскопе Пензенской истории. Становление избирательной системы в Пензенской области

Избирательная комиссия Пензенской области




В Российской Федерации на современном этапе существует стройная система функционирования органов законодательной, исполнительной, судебной власти.

Работа государственных органов осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в которое с учетом политического, экономического, социального развития страны, ее потребностей в законодательном регулировании постоянно вносятся изменения. Но такая система не возникла вдруг в Российской Федерации или в Советском Союзе. Ее корни гораздо глубже.

Принятие Конституции Российской Федерации послужило началом формирования нормативной правовой базы для проведения выборов и референдумов различного уровня в нашей стране, а также создания на принципиально новой основе системы избирательных комиссий, которые были призваны обеспечить подготовку и проведение избирательных кампаний и кампаний референдума.

Выборы в органы городского самоуправления Пензенской губернии 1785 – 1917 гг.

Формирование органов городского самоуправления происходило на рубеже 18-19 веков. Главным юридическим документом в сфере регулирования структуры городского самоуправления была «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апреля 1785 года.

По жалованной грамоте 1785 года управление городским хозяйством осуществляла Городская Дума – распорядительный орган городского сословного самоуправления.

В круг вопросов, относящихся к компетенции Городской Думы, входили: хозяйственная сфера, здравоохранение, народное образование.

Согласно грамоте городские жители разделялись на шесть состояний (разрядов), которые вносились в книги в ту или иную часть обывательской книги по алфавиту. В первую часть вносились независимо от своего сословного положения те, кто владел недвижимостью в черте города, но не занимался при этом торговлей и промышленностью. Во вторую часть книги вносились купцы 1, 2 и 3 гильдии. К 1 гильдии отнесены купцы, капитал которых составлял от 10 до 50 тысяч рублей, ко 2 гильдии – от 5 до 10 тысяч рублей, к 3 – от 1000 до 5000 рублей. В третью часть городской обывательской книги входили мастера, подмастерья, ученики. В четвертую часть вносили иногородних и иностранных гостей, которые представляли высшую верхушку купечества. В пятой части были именитые горожане, к которым принадлежали купцы с объявленным капиталом более 50 тысяч рублей, бургомистры, городские головы, заседатели магистратов, художники с академическим или университетским свидетельствами, банкиры, оптовые торговцы, не имевшие лавок. В шестую часть были занесены посадские люди, т.е. промышлявшие черновой работой или ремеслом. Все они имели право принимать участие в выборах гласных (депутатов) Городской Думы. Не имели право участвовать в выборах: подвергшиеся суду за преступления; отстраненные по судебным приговорам от должности (в течение 3-х лет со времени отстранения); состоявшие под следствием или судом по обвинению в преступлениях, влекущих за собой отстранение от должности; несостоятельные; лишенные духовного сана; состоящие под надзором полиции.

Самые почетные лица из числа городских обывателей избирались на должность городского головы сроком на 4 года. Городской голова утверждался министром внутренних дел. Он обладал следующими полномочиями: назначал дату созыва Думы, утверждал повестку ее заседаний, руководил работой по подготовке доклада Думы. На протяжении 133 лет почти 40 человек, имевших разное происхождение, образование и воспитание, занимали должность городского головы губернской Пензы.

Городская управа – исполнительный орган – избиралась из состава Городской Думы сроком на 4 года. Она занималась вопросами развития и благоустройства Пензенской губернии.

11 июня 1892 года было утверждено Городовое положение, которое было направлено на усиление контроля администрации над Думами и ограничение их самостоятельности. Городовое положение 1892 года лишало евреев избирательного права. Пенза была отнесена к категории городов, где новый избирательный закон вводился в первую очередь.

Одним из крупнейших завоеваний Февральской революции 1917 года является целый ряд реформ в области местного самоуправления. В июне 1917 года Пензенская комиссия по подготовке выборов в Городскую Думу опубликовала объявления и разъяснения о выборах по новой системе, приглашая граждан ознакомиться со списком избирателей, вывешенным для всеобщего обозрения на избирательных участках, и осуществить впервые свое право всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

Впервые в истории России реформа избирательного права давала российским гражданам обоего пола, всех национальностей и вероисповеданий, достигших 20-ти лет, право голосования. Выборы в Пензенскую Городскую Думу прошли 23 июля 1917 года.

Выборы в органы земского самоуправления в Пензенской губернии 1864 – 1917 гг.

Параллельно с городовой реформой в России проводилась земская. В 1864 году Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». После отмены крепостного права были созданы губернские и уездные земские представительные учреждения. Государство возложило на них вопросы строительства местных школ, больниц, библиотек, почт и т.д.

Земские губернские и уездные учреждения создавались на выборной основе на 3-летний срок. В основу выборов был положен имущественный ценз, этот принцип был закреплен законодательно. Выборы проводились по трем куриям. В первую входили землевладельцы, имевшие в своей собственности не менее 200 десятин земли или иное имущество, оцененное в 15 тысяч рублей, либо годовой доход не менее 6 тысяч рублей. Во вторую курию входили городские сословия, в собственности которых были торгово-промышленные предприятия с годовым доходом не менее 6 тысяч рублей или имущество стоимостью не менее 4 тысяч рублей. Третья курия носила сословный характер и включала в себя крестьян. Необходимость включения крестьян в земство была вызвана тем, что с отменой крепостного права они вышли из сферы административной власти помещиков. Председатель губернской управы утверждался министром внутренних дел, а председатели уездных управ – губернатором. Первым председателем Пензенской губернской земской управы был А.Н. Бекетов.

В 1890 году было принято новое Положение, которое предоставляло дворянам преимущество при формировании земских органов, а крестьяне вообще лишались избирательных прав по выбору гласных. Первым председателем губернского земского собрания, губернским предводителем дворянства был А.Н. Арапов.

Деятельность пензенского земства в 1865 – 1917 гг. ознаменована большими практическими шагами. После февраля 1917 года закон о волостном земском управлении учреждал мелкую земскую единицу – волостное земство. Власть волостного управления распространялась на все земли волости и на всех лиц, проживающих в ее пределах, без различия сословия. Волостной сход заменялся волостным собранием, которое признавалось высшей волостной властью и избиралось всем населением волости, достигшим 20-ти летнего возраста. Оно утверждало смету доходов и расходов. Для исполнения текущей работы собранием избирались управа и ревизионная комиссия сроком на три года. Управа обязана была отчитываться перед собранием во всех делах. Выборы в волостные земства прошли в Пензенской губернии повсеместно в октябре – ноябре 1917 года.

После Великой Октябрьской социалистической революции началась ликвидация земских учреждений. Совет народных комиссаров закрыл государственный кредит для земств, распустил Всероссийский земский союз, создал комитет, который подготовил решение об упразднении земств. К весне 1918 года процесс упразднения земств в Пензенской губернии завершился.

Становление Российского парламентаризма в 1905-1917 гг.

Начало истории отечественного парламентаризма связано с выборами в первую Государственную Думу России 1906 года. 6 августа 1905 года были опубликованы манифест «Об учреждении Государственной Думы» и «Положение о выборах в Государственную Думу».

Понятие «Государственная Дума» впервые появилось в работе Михаила Михайловича Сперанского «План государственного преобразования». Этот план предусматривал разделение властей на законодательную и исполнительную, ограничение конституцией монопольного положения самодержавия, выборность части чиновников, государственный контроль. Из всех предложений М.М. Сперанского император Александр I одобрил лишь создание в 1810 году Государственного Совета, на котором обсуждались различные законопроекты перед их высочайшим утверждением.

В 1906 году Государственный Совет, помимо совещательных полномочий, получил право законодательной инициативы, превратившись фактически в верхнюю палату Российского парламента.

В разное время членами Государственного Совета назначались или избирались известные государственные деятели, связанные с Пензенским краем: князь Александр Дмитриевич Оболенский (1847–1917 гг.), действительный тайный советник, в 1882–1887 гг. – пензенский губернский предводитель дворянства, владелец хрустального завода в Никольской Петровке Городищенского уезда; князь Петр Дмитриевич Святополк-Мирский (1857–1914 гг.), генерал-лейтенант, Пензенский губернатор (1895–1897 гг.), член Государственного Совета с 1904 года, и другие.

Выборы в Государственную Думу прошли в феврале–марте 1906 года. На выборах использовалась мажоритарная многоступенчатая избирательная система абсолютного большинства с неравными нормами представительства от избирателей четырех групп, называемых «куриями», с применением имущественных и других ограничений при тайном голосовании.

В выборах участвовали лица не моложе 25 лет. Избирательного права были лишены женщины, студенты и военнослужащие, кочевые народы, а также лица, подвергшиеся уголовному наказанию.

В Пензе 14 апреля 1906 года проходили окончательные выборы в первую Государственную Думу, от Пензенской губернии в нее были избраны 6 депутатов.

С.Ю. Витте, председатель Совета министров в 1905–1906 гг., называл I Думу «Думой общественного увлечения и государственной неопытности». В своих мемуарах он вспоминал: «И как только Дума начала обсуждать вопрос о земельном устройстве с точки зрения принудительного отчуждения частновладельческих земель, конечно, за плату, правительство решило заранее Думу такую разогнать». Продолжение обсуждения по аграрному вопросу привело к тому, что 9 июля 1906 года царским манифестом I Дума была распущена.

Пензенские депутаты были среди тех, кто в 1906 году выразил свое несогласие с царским указом и подписал «Воззвание к народу», где содержался призыв к населению до созыва II Государственной Думы отказаться от уплаты налогов и поставки рекрутов.

Во II Государственную Думу от Пензенской губернии были избраны также 6 депутатов. Из 512 депутатов Государственной Думы 220 организовали левый блок, являясь «трудовиками», социалистами-революционерами и социал-демократами. Депутатское большинство подвергло резкой критике правительственную программу переустройства землевладения и землепользования, предложенную председателем Совета министров П.А. Столыпиным.

II Государственная Дума также оказалась недолговечной. Она была распущена манифестом 3 июня 1907 года. В ночь на 3 июня были арестованы депутаты из социал-демократической фракции по обвинению в антиправительственной деятельности. Как и в I Думе левые потребовали принудительного и безвозмездного отчуждения всех частновладельческих земель.

Выборы в III Думу проходили уже по новому избирательному закону, который перераспределял число выборщиков в пользу крупных землевладельцев. Дума начала работу 1 ноября 1907 года. Число депутатов от Пензенской губернии составило по-прежнему 6 человек. Среди них: Серафим Васильевич Андронов, Елизар Петрович Акимов.

Результатом подавляющего преобладания депутатов от партий, поддерживающих правительство, явилась полноценная деятельность III Государственной Думы, которая проработала весь положенный пятилетний срок.

IV Государственная Дума, начавшая работу 15 ноября 1912 года, незначительно отличалась от предыдущей. Число депутатов от Пензенской губернии осталось прежним – 6 человек. Депутаты, делегированные в Государственную Думу, учились управлять государством. Это были первые шаги парламентаризма в России. Этот первый опыт был ценен уже тем, что исполнительная власть привыкала считаться с необходимостью парламента в политической системе государства.

Но уже в 1916 году настроения в Думе изменились. Многие депутаты выступали с резкой критикой правительства. Был создан временный комитет Государственной Думы, который в ночь на 28 февраля взял в свои руки полноту государственной власти и сформировал Временное правительство. 6 октября 1917 года указом Временного правительства, которое брало на себя не только административные, но и законодательные функции, IV Государственная Дума и Государственный Совет были распущены. Таким образом, в 1917 году и Государственный Совет, и Государственная Дума были ликвидированы новой властью.

 Началась подготовка к выборам в Учредительное собрание.

Выборы во Всероссийское Учредительное собрание 1917 года

2 марта 1917 года Государственная Дума и лидеры Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов приняли решение об Учредительном собрании, которое должно было оформить новый государственный строй, выработать новые законы и конституцию России.

 Дата созыва Учредительного собрания была назначена на 28 ноября 1917 года. Это были первые в России выборы, при которых отменялись имущественные и образовательные цензы, религиозные и национальные ограничения. Право участия в выборах предоставлялось российским гражданам обоего пола, достигшим 20-летнего возраста.

Россия для выборов в Учредительное собрание была разбита на избирательные округа. Пензенская губерния разделялась на 1109 участков. Пензенская окружная избирательная комиссия уделяла большое внимание разъяснительной работе. Был налажен выпуск листовок с разъяснением задач Учредительного собрания, Положения о выборах и процедуре голосования.

Губернский город Пенза был разделен на 20 избирательных участков. В октябре 1917 года списки кандидатов по Пензенскому округу были отпечатаны размером 1/8 листа и каждый из них назван «избирательная записка».

Пензенская окружная комиссия зарегистрировала для голосования 6 кандидатских списков от различных партий. Каждому избирателю участковые комиссии выдавали на руки за неделю до выборов 6 избирательных записок и именное удостоверение, с которыми избиратель должен был прийти для голосования на избирательный участок. В Пензе все 20 участков открылись в 8 часов утра 12 ноября 1917 года. Голосование длилось 3 дня. Победу на выборах одержала партия социалистов–революционеров. В Учредительное собрание от Пензенской губернии были избраны 11 депутатов от партии эсеров.

5 января 1918 года в Петербурге в Таврическом дворце состоялось первое заседание Учредительного собрания, избранного всем народом по самой совершенной на тот момент системе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании. 6 января 1918 года оно было разогнано большевиками, которые не получили здесь большинства. Советы признавались единственной формой демократизма, «способной обеспечить переход к социализму».

Установление власти Советов и ее развитие в 1917 – 1980 гг.

В ходе Февральской революции 1917 года в России начала складываться уникальная советская система представительной власти, которая была призвана обеспечить реальное участие трудящихся масс в управлении государством. Советы совмещали в себе функции законодательных и исполнительных органов власти и формировались по классовому принципу. Будучи органами местного управления, советы направляли своих представителей на Всероссийские съезды Советов, которые выполняли законодательные и исполнительные функции.

7 марта 1917 года в Народном доме состоялось собрание всех солдат и офицеров Пензенского гарнизона. Собрание образовало Советы солдатских и офицерских депутатов. 12 марта на митинге в Народном доме рабочие Пензы приняли резолюцию о необходимости создания Пензенского Совета рабочих депутатов. На совместном с представителями Совета солдатских и офицерских депутатов заседании был избран Исполнительный комитет.

С 7 по 10 апреля 1917 года в Пензе проходил I Губернский съезд, избравший Совет крестьянских депутатов, который 10 апреля 1917 года вошел в состав Совета рабочих и солдатских депутатов. Тем самым было положено начало существованию Пензенского губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года государственная власть и местное самоуправление стали осуществляться Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

21 марта 1918 года в Пензе состоялся I Общий Губернский съезд Советов, который в своей резолюции констатировал установление Советской власти на всей территории Пензенской губернии.

В апреле 1918 года был образован Совет Губернских комиссаров (по образцу СНК РСФСР).

 В то время на политическом губернском поле сложилась двухпартийная система: коммунисты доминировали в Губернском совете и составляли значительный слой среди депутатов уездных советов. Левые эсеры преобладали в частных уездах и большинстве волостных и сельских советов, им принадлежала треть постов в Совете Губернских комиссаров.

Впервые принципы советской избирательной системы нашли свое отражение в «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа», принятой 12 (25) января 1918 года, а затем были законодательно закреплены в Конституциях РСФСР (1918 г.) и СССР (1924 г.). Эти документы торжественно провозглашали для всех граждан РСФСР и СССР, достигших ко дню выборов 18 лет и занимавшихся общественно-полезным трудом, «право избирать и быть избранным в Советы… независимо от вероисповедания, национальности, оседлости… и пола». Но эти декларируемые конституциями избирательные права значительно ограничивались специальными статьями, в которых оговаривался список лиц, лишенных избирательных прав. К их числу относились: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход, как то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; частные торговцы, коммерческие посредники; монахи и духовные служащие церкви и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции особого корпуса жандармов и охранных отделений, члены царствовавшего в России дома; лица, признанные в государственном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, стоящие под опекой; лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

Списки «лишенцев», как гласила «Инструкция о выборах городских и сельских Советов и созыве съездов Советов» 1925 года, должны были вывешиваться на видных местах не позднее чем за 20 дней до начала выборов и оглашаться в печати. Так, в список лиц, которые не могут избирать и быть избранными в Пензенский Горсовет, был включен 371 человек, из них только 1 значился как душевнобольной.

В соответствии с Конституцией 1918 года высшими органами государственной власти окончательно стали Всероссийские съезды Советов. В промежутках между заседаниями съездов их функции выполнял Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Определилась и система местных органов власти. Совет губернских комиссаров был ликвидирован. Исполнительными органами Советов стали президиумы исполкомов и отделы (коллегии), подчиненные исполкому.

Конституция 1936 года декларировала предоставление гражданам широкого круга прав и свобод, что делало ее самой демократической конституцией своего времени. Основной закон вводил новую избирательную систему. Впервые избирательное право становилось всеобщим и равным. Депутаты были обязаны отчитываться перед избирателями, а избиратели формально имели право отзывать депутатов, не оправдавших их доверия. При этом выборы в СССР проводились на безальтернативной основе: на каждое депутатское место выдвигался только один кандидат.

Высшим органом власти в СССР провозглашался Верховный Совет СССР, осуществлявший законодательную власть и избиравшийся сроком на 4 года. Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Высшим органом власти в период между сессиями Верховного Совета СССР был определен президиум Верховного Совета СССР.

В декабре 1937 года состоялись первые выборы в Верховный Совет СССР, а в январе 1938 года – первая сессия Верховного Совета, в работе которой приняли участие два депутата от города Пензы.

В 1939 году в связи с образованием Пензенской области были проведены выборы в областной Совет депутатов трудящихся. На его первой сессии 8 января 1940 года был избран первый состав облисполкома. Среди депутатов Пензенского областного Совета трудящихся разных созывов были представители различных социальных слоев и национальностей.

7 октября 1977 года была принята новая Конституция СССР. Как и предыдущая, она предоставляла Верховному Совету самые широкие полномочия, главным из которых оставались принятие законов СССР, избрание Президиума Верховного Совета СССР и утверждение состава Совета Министров СССР.

Советы были подотчетны партийным органам, и Конституция СССР 1977 года официально закрепила это положение.

 Выборы, при которых отсутствовала альтернатива, проходили тем не менее как всенародный праздник. Провозглашение демократических принципов на словах и авторитарного правления на деле обеспечивало почти 100% явку на выборы.

Реформирование системы государственного управления в 1980 – 1992 гг.

28 июня – 1 июля 1988 года состоялась XIX Всесоюзная партийная Конференция, на которой было принято решение о реформировании системы государственного управления СССР и совершенствовании избирательного законодательства. Состоявшаяся в декабре 1988 года внеочередная сессия Верховного Совета СССР утвердила изменения в Конституцию СССР и приняла новые законы, реформирующие политическую систему Советского Союза.

Высшим органом власти был объявлен Съезд народных депутатов СССР, избираемый на пятилетний срок.

26 марта 1989 года были проведены выборы народных депутатов СССР, а весной 1990 года – выборы народных депутатов союзных и автономных республик и в местные Советы.

Народными депутатами СССР от Пензы и Пензенской области стали пять человек.

Эти выборы проводились уже с учетом реформирования избирательной системы: свободное выражение и обсуждение кандидатур; включение в избирательный бюллетень неограниченного количества кандидатов; проведение выборов по одномандатным и многомандатным избирательным округам; гласность и открытость подведения итогов голосования и др.

В марте 1990 года на III Внеочередном съезде народных депутатов вновь был поставлен вопрос о власти, в ходе которого были приняты поправки к Конституции: отменена 6-я статья о руководящей роли КПСС, введена многопартийная система.

12 июня 1990 года первым съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. С тех пор 12 июня отмечается государственный праздник – День России.

Первый Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин был избран на выборах 12 июня 1991 года. Более половины избирателей Пензенской области проголосовали за его кандидатуру.

Большие изменения в политической структуре общества произошли осенью 1991 года, после августовского путча. Влияние КПСС на органы власти прекращено. На зданиях органов народовластия в Пензе вывешены новые флаги (триколор). Партийное имущество опечатано и передано на баланс облисполкома и горисполкома.

Становление и развитие современной избирательной системы Российской Федерации

Противостояние двух ветвей власти: той, которая исходила из полновластия Съезда народных депутатов и всей системы Советов, и той, которая настаивала на принципе разделения властей, – завершилось осенью 1993 года с изданием Президентом России Указа от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и Указа № 1617 «О реформе представительных органов власти местного самоуправления в Российской Федерации». Указом № 1400 прекращена деятельность Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации, назначены выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Эти выборы были совмещены с всенародным голосованием по проекту новой Конституции Российской Федерации. Таким образом, власть Советов с 1917 года, полностью прекратила свое существование осенью 1993 года.

В соответствии с Указом была впервые образована Центральная избирательная комиссия Российской Федерации по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, которая впоследствии была преобразована в ЦИК России и возглавила систему избирательных комиссий.

Законы и указы Президента Российской Федерации, по которым проводились выборы и всенародное голосование 1993 года, установили правовую модель проведения выборов федерального и областного уровней.

Референдум по проекту Конституции Российской Федерации состоялся 12 декабря 1993 года. Новая Конституция провозгласила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим органом государственной власти в Российской Федерации провозгласили Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из 2-х палат: верхней – Совета Федерации и нижней – Государственной Думы.

В этот же день, 12 декабря 1993 года, состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. На территории Пензенской области депутатами Государственной Думы были избраны три человека.

Постановлением главы администрации Пензенской области, изданным во исполнение Указа Президента России, прекращена деятельность районных Советов г. Пензы, а также городских, поселковых и сельских Советов на территории всей области. 5 ноября 1993 года состоялась последняя 18 сессия Пензенского областного Совета народных депутатов. В соответствии с Уставом Пензенской области Законодательное Собрание Пензенской области определено как законодательный орган на территории области. Выборы в Законодательное Собрание были назначены на 30 января 1994 года, принято Положение о выборах в Законодательное Собрание. Для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания первого созыва постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 ноября 1993 года № 81 была сформирована избирательная комиссия.

В следующем году постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 мая 1994 года № 2012 в Пензенской области была утверждена избирательная комиссия в качестве региональной. Эта комиссия координировала мероприятия, связанные с проведением всех выборов в федеральные органы государственной власти, представительные органы государственной власти и местного самоуправления на территории Пензенской области.

Практика проведения в начале 1994 года выборов депутатов Законодательного Собрания Пензенской области первого созыва, депутатов представительных органов муниципальных образований наряду с выборами в других субъектах Российской Федерации доказала необходимость принятия закона, гарантирующего избирательные права гражданам Российской Федерации. Такой закон был принят 6 декабря 1994 года – Федеральный закон № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». В законе были определены принципы избирательного права, общие для всех выборов в Российской Федерации, он установил обязанности избирательных комиссий по реализации и защите избирательных прав граждан, констатировал независимость избирательных комиссий от государственной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, определил правовой статус Центральной избирательной комиссии и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации как государственных органов, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, закрепил порядок формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

После детальной доработки ему на смену был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года № 124 ФЗ.

Для формирования правовой основы российской избирательной системы принципиальное значение также имели принятые в 1995 году федеральные законы о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и о выборах Президента Российской Федерации.

Всей названной законодательной базой были созданы предпосылки к тому, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 1997 года сменил в 2002 году одноименный Федеральный закон № 67, который с изменениями и дополнениями действует и поныне.

В соответствии с действующей нормативной базой на территории Пензенской области как одного из субъектов Российской Федерации проводились выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Губернатора Пензенской области, депутатов Законодательного Собрания Пензенской области, представительных органов муниципальных образований.

В разное время депутатами Государственной Думы от Пензенской области были: А.А. Рыгалов, И.Н. Руденский, В.И. Илюхин, В.А. Лазуткин, И.И. Фирюлин, С.Я. Есяков, Л.Л. Левин и другие.

Наряду с федеральным уровнем выборов в Пензенской области проводятся региональные выборы.

Главами администрации и губернаторами Пензенской области в постсоветской истории были избраны А.Ф. Ковлягин (11 апреля 1993 года – 12 апреля 1998 года), В.К. Бочкарёв (12 апреля 1998 года – 25 мая 2015 года), И.А. Белозерцев (с 21 сентября 2015 года по настоящее время).

Законодательное Собрание Пензенской области является законодательным (представительным) органом государственной власти Пензенской области. Первые три созыва Законодательного Собрания состояли из 45 депутатов. Каждый депутат избирался по одномандатному избирательному округу. Законодательное Собрание четвертого созыва состояло из 25 депутатов, избираемых по смешанной избирательной системе: 12 депутатов – по одномандатным избирательным округам, 13 депутатов – по областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Пятый созыв Законодательного Собрания Пензенской области, избранный в 2012 году, состоял из 36 депутатов, 18 из них избраны непосредственно, 18 – в составе списков политических партий.

Действующий (шестой) созыв Законодательного Собрания Пензенской области был избран в единый день голосования 10 сентября 2017 года. Сейчас в Законодательном Собрании 36 депутатов, которые избираются по смешанной избирательной системе: 18 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 18 депутатов – по областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Деятельность областной избирательной комиссии и порядок ее формирования сегодня осуществляется в соответствии с Законом Пензенской области от 7 апреля 2003 года № 456-ЗПО «Об Избирательной комиссии Пензенской области», в соответствии с которым комиссию формируют на 5 лет на паритетных началах Законодательное Собрание Пензенской области и Губернатор Пензенской области.

История Избирательной комиссии Пензенской области уходит своими корнями в 1993 год, когда была создана избирательная комиссия для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Пензенской области первого состава, председателем которой была В.П. Безрукова, и в 1994 год, когда Центральной избирательной комиссией Российской Федерации была утверждена для координации мероприятий, связанных с проведением федеральных, региональных и муниципальных выборов в Пензенской области, региональная избирательная комиссия, ее председателем был В.С. Глазунов. Последующие четыре состава комиссии с июля 1999 года до декабря 2016 года председателем Избирательной комиссии Пензенской области был Н.М. Тактаров.

Действующий состав Избирательной комиссии Пензенской области сформирован в 2016 году. 13 декабря 2016 года на первом организационном заседании комиссии председателем избран А.А. Синюков.1





1 Статья подготовлена по информации, представленной ГБУК «Пензенский краеведческий музей» по выставке «Выборы в калейдоскопе пензенской истории»



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru