История избирательной системы
Российской Федерации в воспоминаниях


Реформирование избирательной системы Республики Мордовия

Косов Александр Васильевич, председатель Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия


Становление и развитие избирательной системы Республики Мордовия всегда находилось в неразрывной связи с процессом эволюции государственных институтов России и Республики. Наличие выборных институтов государственной власти требовало существования процедуры их формирования и организаций, эту процедуру реализующих (избирательной системы).

В 90-е годы Республика Мордовия, как и вся страна, переживала глубокие политические и экономические преобразования, кардинально изменившие жизнь региона и ее народа. Под влиянием этих преобразований и изменения системы органов государственной власти Республики трансформировалась и избирательная система.

Вплоть до 1994 года высшим органом государственной власти Республики был Верховный Совет Мордовской АССР. Депутаты Верховного Совета Мордовской АССР избирались на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании с использованием мажоритарной избирательной системы. Особенностью выборов являлась их, как правило, безальтернативность. Порядок проведения выборов устанавливался Конституцией Мордовской АССР и Положением о выборах в Верховный Совет Мордовской АССР.

Необходимо обратить внимание на одно немаловажное обстоятельство конституционного регулирования статуса системы избирательных комиссий того времени. Глава 9 Конституции Мордовской АССР «Избирательная система» устанавливала конституционные основы статуса избирательных комиссий. Так, в статье 85 было закреплено, что подготовка к выборам народных депутатов осуществляется открыто и гласно; проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей трудовых коллективов, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, общественных организаций, собраний по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. При этом в статье 95 определялось, что первую после выборов сессию Верховного Совета МАССР открывает и ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Верховного Совета МАССР, а затем – Председатель Верховного Совета МАССР или его заместитель. Тем самым устанавливался достаточно высокий конституционный статус Председателя Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Верховного Совета МАССР.

Еще одной характерной особенностью правового статуса избирательных комиссий являлось и то, что они отчитывались только перед законодательными органами государственной власти, при этом закон не устанавливал достаточных правовых и иных гарантий независимости деятельности членов избирательных комиссий. Политические реформы, постоянное пополнение законодательства нормами, расширяющими участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства, в решении государственных вопросов, а также процессы демократизации общества предопределили необходимость постоянной деятельности избирательных комиссий. Увеличение объема задач, стоящих перед ними, сделало вопрос об осуществлении деятельности комиссий на постоянной основе обоснованным.

Первые выборы депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия – нового органа законодательной власти Республики – проводились 27 ноября 1994 года.  

В соответствии с Законом Республики Мордовия от 17 февраля 1994 года № 1223-XII «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия» для организации и проведения выборов в Государственное Собрание Республики Мордовия образуются следующие избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов, работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно.

Центральная избирательная комиссия по выборам в Государственное Собрание Республики Мордовия образуется представительным органом Республики Мордовия одновременно с назначением выборов и состоит из председателя, двух его заместителей, секретаря и пятнадцати членов комиссии. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии – 2 года. Она сохраняет свои полномочия вплоть до формирования нового состава Центральной избирательной комиссии. Постановлением Верховного Совета Республики Мордовия от 17 февраля 1994 года № 1226 - XII такая комиссия была сформирована.

Постановлением ЦИК России от 12 июля 1994 года № 224 «Об утверждении региональных (головных) избирательных комиссий в Республике Калмыкия – Хальмг Тангч, Республике Мордовия, Республике Саха (Якутия), Республике Хакасия, Воронежской, Костромской, Мурманской областях, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе» Центральная избирательная комиссия по выборам в Государственное Собрание Республики Мордовия была утверждена региональной (головной) избирательной комиссией, осуществляющей координацию мероприятий, связанных с проведением референдумов, выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти и органы местного самоуправления в Республике Мордовия.

В целях совершенствования избирательной системы в Республике Мордовия и расширения функций Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственное Собрание Республики Мордовия постановлением Верховного Совета Республики Мордовия от 9 сентября 1994 года № 1443-XII «О мерах по совершенствованию избирательной системы в Республике Мордовия» Центральная избирательная комиссия по выборам в Государственное Собрание Республики Мордовия была преобразована в Центральную избирательную комиссию Республики Мордовия (ЦИК РМ).

Данным постановлением было установлено, что Центральная избирательная комиссия Республики Мордовия возглавляет систему избирательных комиссий, образуемых в республике для проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, проведения референдумов.

С этого момента ЦИК РМ является юридическим лицом, имеет гербовую печать, расчетные счета в банке и действует на постоянной основе.

Правовой статус ЦИК РМ устанавливался не только в положениях о выборах депутатов Совета Федерации, Государственной Думы, о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации и Законе РМ от 17 февраля 1994 года № 1223-XII «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия», но и в Положении о Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия, утвержденном постановлением Государственного Собрания Республики Мордовия 20 июня 1995 года № 215-I.

Статьей 2 указанного Положения предусмотрено, что Центральная избирательная комиссия Республики Мордовия состоит из 14 членов комиссии с правом решающего голоса. Формирование комиссии осуществляется Государственным Собранием Республики Мордовия и Правительством Республики Мордовия с учетом предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту их работы, службы, учебы и жительства. При этом не менее половины членов комиссии назначается Государственным Собранием Республики Мордовия.

Члены комиссии на первом ее заседании тайным голосованием избирают из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря, которые, как правило, должны иметь высшее юридическое образование.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия увеличился с 2 до 4 лет.

Указанным выше Положением в качестве основных задач Комиссии провозглашались: обеспечение единообразного исполнения законодательства о выборах; руководство деятельностью избирательных комиссий; обеспечение избирательных прав граждан, общественных объединений; контроль за подготовкой и проведением выборов.

Указанным актом закреплялись демократические принципы деятельности Комиссии: открытость, гласность, коллегиальность, свободное обсуждение и решение вопросов, отнесенных законодательством к ее ведению, и инициатива членов Комиссии.

Положение о Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия сыграло важную роль в становлении нового республиканского органа, а в совокупности с законодательством о выборах и референдумах – и избирательной системы Республики Мордовия в целом.

Центральная избирательная комиссия Республики Мордовия внесла заметный вклад в реализацию конституционной реформы, в становление новой структуры органов государственной власти в Российской Федерации в целом и в Республике Мордовия в частности. Главная ее заслуга – организационно-правовое обеспечение первых выборов в органы государственной власти и всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации, открывшей новый демократический этап в развитии Российского государства.

В июне 1995 года был сформирован первый состав (1995 – 1999 гг.) Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия в соответствии с нормами Федерального закона от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Председателем Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия первого состава был избран Кабаев Виктор Иванович, с 1992 года возглавлявший Центральную избирательную комиссию по выборам народных депутатов Верховного Совета Мордовской АССР, Центральную избирательную комиссию по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия, с 1994 года – Центральную избирательную комиссию Республики Мордовия (до 1997 г.).

Важным, по сути историческим, шагом к преодолению тяжелейшего социально-экономического и политического кризиса явилось принятие новой Конституции Республики Мордовия.

21 сентября 1995 года участники Конституционного Собрания – депутаты Госсобрания, районных, сельских, поселковых советов, представители политических партий и общественных объединений приняли новую Конституцию Республики Мордовия. Годы, прошедшие с того дня, путь, который был пройден Республикой за это время, в полной мере подтвердили историческое значение этого события.

В связи с принятием Конституции Республики Мордовия и Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» были внесены изменения в Закон Республики Мордовия «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия» (Закон Республики Мордовия от 26 апреля 1996 года № 14-З). В нем закреплены характерные для демократических свободных выборов положения: принципы участия граждан в выборах, основные стадии и процедуры избирательного процесса, гарантии избирательных прав граждан и деятельности других участников избирательной кампании, определен статус избирательных комиссий, условия финансирования выборов и избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и регламентирован ряд других вопросов, связанных с организацией и проведением выборов.

В 1999 году по истечении срока полномочий первого состава был сформирован второй состав Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия (199 – 2003 гг.). На первом организационном заседании председателем ЦИК РМ был избран Тарасов Валентин Николаевич, который с 1997 года замещал указанную должность в первом составе Комиссии.

2 октября 2000 года был принят Закон Республики Мордовия № 40-З «О Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия», определивший порядок формирования, роль и функции ЦИК РМ.

Третий состав ЦИК РМ (2003 – 2007 гг.) формировался уже в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в новой редакции, вступившей в силу с 26 июня 2002 года. Председателем Комиссии третьего состава по предложению ЦИК России тайным голосованием на первом организационном заседании был избран Макаров Юрий Александрович, который в дальнейшем переизбран на новый срок (1997-2011 гг.), замещал эту должность до 2009 года).

Сформированный в 2011 году пятый состав Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия более чем на половину перешел в действующий в настоящее время шестой состав.

Более половины членов пятого состава Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия, сформированного в 2011 году, продолжили работу в действующем в настоящее время шестом составе (2016–2021 гг.). Данный фактор всегда являлся характерной чертой избирательной системы Республики – стабильность и преемственность поколений. Председателем обоих составов был избран Косов Александр Васильевич.

Центральная избирательная комиссия Республики Мордовия за период с 1994 года приняла участие в организации и проведении большого количества избирательных кампаний по выборам в органы государственной власти федерального и регионального уровня, органы местного самоуправления.

Периодичность и альтернативность выборов всех уровней, пристальное внимание к ним со стороны средств массовой информации, политологов, различных экспертов – это уже характерные черты политической жизни нашего общества, ее реальность.

Нельзя не отметить, что избирательная система постоянно развивается. С 1995 года в Республике применяется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» в качестве крупнейшей и перспективной технологической составляющей избирательного процесса, позволившей поднять его на качественно иной уровень. Внедренные в избирательный процесс протоколы с машиночитаемым кодом, механизм «Мобильный избиратель», а также цифровые избирательные участки – это технологические прорывы, новые эволюционные ступени.

Важной частью преобразования избирательной системы выступает правовое обучение избирателей, в том числе будущих. Главной целью обучения и просвещения избирателей Республики Мордовия является повышение их правовой культуры, от уровня которой во многом зависит характер и ход избирательных мероприятий, активность в период проведения выборов и референдумов и качественное развитие избирательной системы. Через правовое просвещение избирателей решается задача включения различных групп населения в избирательный процесс.

Принимая во внимание то, что с каждым новым избирательным циклом в выборы включается новое поколение граждан, ведущее место в процессе правового просвещения избирателей отводится подготовке молодежи к участию в избирательном процессе. Обучение избирателей включает в себя комплекс мероприятий учебного, информационного, образовательно-просветительного характера, направленных на различные профессионально-возрастные группы. Осуществляется оно в двух взаимодополняющих направлениях: специализированное обучение и общее просвещение избирателей.

Существующая избирательная система, несомненно, стала неотъемлемым государственно-правовым институтом России и Республики. При этом в деятельности комиссий по-прежнему сохранено и общественное начало, они являются государственно-общественными образованиями. Принципы формирования избирательных комиссий, увязанные с представительством политических партий, содействуют формированию доверия к их работе.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru