История избирательной системы
Российской Федерации в воспоминаниях


История избирательной системы Владимирской области

Закирова Наталия Александровна, специалист Избирательной комиссии Владимирской области по контролю за обеспечением гарантий равенства политических партий, связям со СМИ и общественными организациями


Становление Избирательной комиссии Владимирской области

За прошедшие четверть века Избирательная комиссия Владимирской области прошла путь от региональной комиссии, созданной на общественных началах, до самостоятельного органа государственной власти. Ее формирование и развитие начинались во время зарождения современной демократии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации 15 марта 1994 года постановлением № 195 «О мерах по обеспечению деятельности окружных избирательных комиссий по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации» приняла решение о создании в каждом российском регионе региональной (головной) избирательной комиссии. Ее главной задачей стала координация и проведение мероприятий, связанных с организацией выборов как в федеральные, так и в региональные представительные органы государственной власти. Региональные (головные) избирательные комиссии формировались в соответствии с решением представительного и исполнительного органов государственной власти региона по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации из числа окружных избирательных комиссий по выборам в Государственную Думу или комиссий по выборам в представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Следуя букве закона

Региональная (головная) Избирательная комиссия Владимирской области была образована совместным решением администрации Владимирской области и Законодательного Собрания Владимирской области 27 апреля 1994 года. В полномочия региональной (головной) Избирательной комиссии Владимирской области входило:

– обеспечение взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами государственной власти области;

– разъяснения законодательства о выборах на основе методических указаний Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

– подготовка предложений по созданию системы регистрации и государственного учета избирателей;

– изучение избирательной практики и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о выборах;

– организация учебы членов окружных и территориальных комиссий;

– осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством о выборах в федеральные органы государственной власти и представительные органы власти Владимирской области.

Состав региональной (головной) избирательной комиссии был утвержден администрацией и Законодательным Собранием области 6 июня 1994 года по согласованию с ЦИК России. Все члены комиссии имели высшее, а четверо высшее юридическое образование, большинство занимали руководящие посты и обладали опытом управленческой и законотворческой работы. На первом заседании тайным голосованием был избран председатель комиссии – Владимир Орлов, три заместителя председателя – Евгений Захаров, Станислав Никонов, Владимир Соловьев и секретарь избирательной комиссии – Татьяна Елисова.

Несмотря на личные политические пристрастия, все члены комиссии руководствовались нормой закона. Вот что рассказывал заместитель председателя региональной (головной) избирательной комиссии Евгений Захаров: «Комиссия взяла старт очень удачно. Работать приходилось в существующих тогда условиях хоть и трудно, но достаточно интересно. Практически все члены комиссии были приверженцами той или иной политической партии, однако работе это не мешало. Все, кто входил в комиссию, действовали исключительно в рамках закона».

Евгений Захаров

Региональная (головная) Избирательная комиссия Владимирской области во время подготовки и проведения выборов работала на непостоянной основе. Формирование постоянно действующей избирательной комиссии началось весной и завершилось летом 1995 года. Положение «Об избирательной комиссии Владимирской области» было утверждено Законодательным Собранием 2 июня 1995 года. В нем определялись статус и полномочия избирательной комиссии, ее организационная деятельность и финансовое обеспечение.

Первое заседание комиссии состоялось 1 августа 1995 года. Именно эту дату и принято считать началом становления Избирательной комиссии Владимирской области.

Избирательная комиссия — независимый орган государственной власти

Правовые основы организационной самостоятельности и независимости избирательных комиссий субъектов РФ впервые обозначены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 года. Благодаря этому закону Избирательная комиссия Владимирской области приобрела статус юридического лица, что позволило ей создать собственный аппарат сотрудников, иметь самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, гербовую печать и штамп, от своего имени осуществлять имущественные и неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.

До принятия Положения «Об избирательной комиссии Владимирской области» члены комиссии осуществляли свои полномочия на общественных началах. На штатной основе по решению администрации Владимирской области и Законодательного Собрания области работал лишь заместитель председателя комиссии Евгений Захаров.

Первым председателем областной избирательной комиссии на штатной основе в августе 1995 года был избран Владимир Емельянов, в 1993–1995 годах входивший в состав Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а до этого занимавший пост руководителя юридического отдела Законодательного Собрания.

В дальнейшем Владимир Емельянов дважды переизбирался председателем Избирательной комиссии Владимирской области.

Избирательная комиссия, сформированная постановлением главы администрации Владимирской области от 24 июля 1995 года № 245 и решением Законодательного Собрания Владимирской области от 26 июля 1995 года № 199, состояла из 14 членов с правом решающего голоса и действовала на основании закона в течение 4-х лет. Членом комиссии мог стать гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории области и обладающий избирательным правом. При этом учитывались мнения и предложения, поступающие от органов местного самоуправления, общественных организаций, собраний избирателей по месту работы, учебы и жительства. Законодательным Собранием области утверждались 7 членов комиссии, еще 7 назначались главой областной администрации.

С этого времени комиссия начала приобретать статус полноценного независимого государственно органа. Значительно расширились ее полномочия. В компетенцию комиссии стало входить:

– осуществление координации деятельности избирательных комиссий всех уровней и оказание им методической и организационно-технической помощи;

– обеспечение реализации федерального законодательства на основе рекомендаций и инструкций Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

– осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан;

– распределение между нижестоящими избирательными комиссиями денежных средств, выделяемых на подготовку и проведение выборов и референдумов, обеспечение контроля за их целевым расходованием;

– рассмотрение заявлений и жалоб на действия нижестоящих избирательных комиссий и прием по ним мотивированных решений;

– осуществление работы по реализации Федеральной программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов.

В 1995 году на постоянной основе согласно штатному расписанию в Избирательной комиссии Владимирской области работали 5 человек: председатель избирательной комиссии; секретарь избирательной комиссии; главный бухгалтер; ведущий специалист; системный администратор.

Коллектив был небольшой, но сплоченный, целеустремленный и квалифицированный, что в дальнейшем позволило избирательной комиссии стать одним из независимых органов государственной власти, влияющим на темпы становления и развития демократических принципов во Владимирской области.

В 1996 году Избирательная комиссия Владимирской области впервые участвовала в организации выборов главы администрации Владимирской области. В этот период были подготовлены и приняты областные программные документы, касающиеся проведения выборов, референдумов, профессиональной подготовки членов комиссий и работников аппарата, повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов.

Штат сотрудников избирательной комиссии постепенно расширялся. В 1998 году была введена должность юрисконсульта, а в 2000 – еще одного ведущего специалиста.

Вот что рассказывал о периоде становления комиссии Владимир Емельянов: «Формирование избирательной комиссии на постоянной основе в 1995 году у многих вызывало скептическую улыбку. В то время мало кто верил, что спустя несколько лет комиссия станет органом госвласти, с помощью которого начнется становление демократического общества. Скоро таких суждений уже не возникало. Избирательная комиссия области действует и продолжает отстаивать конституционные права жителей региона, следит за соблюдением действующего избирательного законодательства».

Владимир Емельянов

Новая комиссия — новые инициативы

В августе 1999 года истек срок полномочий членов Избирательной комиссии Владимирской области, сформированной в июле 1995 года. Решением Законодательного Собрания Владимирской области от 28 июля 1999 года № 201 и постановлением администрации Владимирской области от 29 июля 1999 года № 486 был утвержден новый состав комиссии, также состоящий из 14 человек.

Предложения по кандидатурам в новый состав поступали от избирательных объединений, блоков, органов местного самоуправления. Были среди кандидатур и представители Избирательной комиссии Владимирской области предыдущего состава. Значительная часть из них вошла во вновь сформированную комиссию. Вот что рассказывает о начале работы в комиссии Сергей Щедрин, который более 20 лет входит в состав облизбиркома: «Самым запоминающимся событием для меня было, конечно, первое заседание Избирательной комиссии Владимирской области, в котором я участвовал в качестве члена комиссии с правом решающего голоса. Это заседание состоялось в августе 1999 года, мне было 24 года. Для меня это стало достаточно масштабным событием, и мои более опытные коллеги, которые уже занимались выборами, помогали, рассказывали, что происходит, относились ко мне с большой теплотой. И это чувство от первого заседания осталось у меня на всю жизнь».

За эти годы статус Избирательной комиссии Владимирской области значительно повысился. Вместе с ним возросла и ответственность. В июле 2000 года областным парламентом был принят Закон Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области», а в апреле 2002 года – Закон «Об избирательной комиссии Владимирской области» с внесенными по предложению облизбиркома поправками и дополнениями.

Важным шагом в развитии избирательных прав жителей региона стало формирование территориальных избирательных комиссий. Их перечень и состав были утверждены постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 12 сентября 2002 года № 75.

Семинар в Избирательной комиссии Владимирской области с участием
члена ЦИК России С.М. Шапиева

Появление территориальных избирательных комиссий расширило возможности по подготовке и проведению выборов, повысило контроль за проведением предвыборной агитации, положило начало совершенствованию избирательного процесса.

В июне 2006 года территориальным избирательным комиссиям придается статус юридического лица. Они становятся государственными органами Владимирской области и действуют на постоянной основе. В сентябре 2006 года областной избирательной комиссией утверждается новый Перечень территориальных избирательных комиссий, формируемых на территории региона.

Профессиональный подход в каждом вопросе

Постановлением Законодательного Собрания от 28 июля 2004 года № 488 и постановлением администрации области от 28 июля 2004 года № 428 был утвержден новый состав Избирательной комиссии Владимирской области. Председателем вновь был избран Владимир Емельянов, заместителем – Валерий Белебезьев, секретарем – Вячеслав Коцарев. Развитие избирательного законодательства потребовало от членов избирательных комиссий более глубоких знаний и навыков. В помощь окружным и участковым комиссиям, избирательным комиссиям муниципальных образований в период избирательных кампаний стали издаваться методические журналы.

«Жизнь не стояла на месте, в работе появлялось все больше нового, – говорит Владимир Соловьев, являвшийся членом комиссии 25 лет, на протяжении пяти созывов, – мы стали выпускать «Вестник Избирательной комиссии Владимирской области», налаживали взаимодействие со средствами массовой информации, выступали на телевидении. Появились конкурсы рисунков для детей, конкурсы для студентов. Эта работа начала давать свои плоды – люди шли на выборы уже осознанно, с интересом. Воспоминания от работы в комиссии остались самые теплые. Было сложно и интересно, и результаты были».

Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделяемых комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдумов, образованием и расходованием избирательных фондов кандидатов при Избирательной комиссии Владимирской области была создана контрольно-ревизионная служба. Комплекс задач «Контроль избирательных фондов» впервые был применен избирательной комиссией в 2003 году на выборах депутатов Государственной Думы. Его усовершенствование позволило контрольно-ревизионным службам справиться со значительным объемом информации, поступающей в режиме реального времени из отделений Сбербанка России.

Избиратели и организаторы выборов осваивают новые технологии

В июле-августе 1995 года впервые за всю историю подготовки и проведения выборов Избирательная комиссия Владимирской области одной из первых в стране начала внедрение новых методов обработки результатов голосования с использованием компьютерной техники и средств электронной связи – Государственной автоматизированной системы «Выборы».

До этого подсчет голосов на выборах осуществлялся вручную, что увеличивало сроки подведения итогов голосования. Также много времени требовалось на регистрацию кандидатов и составление списков избирателей. С внедрением ГАС «Выборы» появилась возможность решить эти проблемы. Первый этап по внедрению программно-технических комплексов должен был завершиться до весны 1996 года. Временные рамки были достаточно ограниченными, поэтому работа потребовала от избирательной комиссии области серьезных усилий. Уже летом 1995 года были смонтированы технические средства автоматизации выборов. В этом же году новая система была задействована на выборах в Госдуму.

Во Владимирской региональной структуре ГАС «Выборы» функционируют комплекс средств автоматизации (КСА) Избирательной комиссии Владимирской области и 23 КСА территориальных избирательных комиссий. Безопасность информации в системе на территории Владимирской области обеспечивается специализированными встроенными средствами защиты. Они предохраняют информацию от несанкционированного доступа, обеспечивают защиту передаваемых данных, а также контролируют целостность и подлинность электронных документов.

Надежную работу ГАС «Выборы» обеспечил Информационный центр Избирательной комиссии Владимирской области, созданный в 2003 году в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы». Его первым руководителем стал Глеб Смирнов, через шесть лет Информационный центр комиссии возглавила Елена Воробьева.

В 2012 году автоматизированная система «Выборы» была модернизирована. В ногу со временем шла и Избирательная комиссия Владимирской области. В декабре 2012 года в Информационном центре появились цифровые каналы связи, заменившие аналоговые. Технологический скачок обеспечил надежную связь с территориальными комиссиями региона. А скорость передачи данных многократно увеличилась.

«Региональный фрагмент ГАС «Выборы» превратился в мощный рабочий инструмент для всех избирательных комиссий, возможности которого постоянно растут. Если раньше автоматизация затрагивала только работу областной избирательной комиссии и частично территориальных комиссий, теперь новые технологии делают быстрее и удобнее и работу УИК, и саму процедуру голосования для избирателей. Протоколы итогов голосования изготавливаются с применением QR-кода, а участок для голосования можно выбрать с помощью механизма «Мобильный избиратель, появляются цифровые избирательные участки», – рассказывает Глеб Смирнов.

Еще одной новацией, совершенствующей контроль за процессом голосования, в 2008 году стало применение комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ).

КОИБ

28 февраля 2008 года впервые состоялась презентация электронных машин для голосования во Владимире. На выборах Президента РФ КОИБ применялись на 273 избирательных участках в областном центре, Коврове, Муроме и Гусь-Хрустальном. Затем комплексы успешно использовались в ходе избирательных кампаний 2011–2012 годов. На региональных выборах 2018 года избиратели Александровского района могли проголосовать с помощью обновленной и усовершенствованной модели КОИБ. В 2008 году избиратели Владимирской области получили возможность проголосовать и безбумажным способом – с помощью комплексов для электронного голосования (КЭГ). Они были установлены на 6 участках в Суздале. А на дополнительных выборах в Законодательное Собрание Владимирской области в 2014 году – уже на 37 участках в Суздальском и Камешковском районах. Комплексы успешно использовались в регионе и на выборах разного уровня в 2015–2018 годах.

Эксперимент по электронному опросу избирателей с использованием смс-сообщений

В 2008 году формируется новый состав Избирательной комиссии Владимирской области. Председателем избран Владимир Коматовский. Его заместителями стали Вадим Минаев и Владимир Емельянов, секретарем – Сергей Канищев.

1 марта 2009 года в ходе выборов в Законодательное Собрание Владимирской области жители ЗАТО город Радужный протестировали технологию дистанционного электронного голосования – в регионе прошел эксперимент по электронному опросу избирателей с использованием смс-сообщений. Он стал первым опытом такого рода в нашей стране. С инициативой выступила Избирательная комиссия Владимирской области, ЦИК России предложение одобрила. Методическую и организационно-техническую помощь в проведении опроса оказал Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Организаторам эксперимента предстояло оценить возможности введения в российскую электоральную практику голосования с использованием новейших информационных технологий, понять, насколько высок интерес к электронному голосованию у избирателей, и проследить возможные риски при проведении электронного голосования.

   
   

 

Электронный опрос проводился на четырех избирательных участках ЗАТО город Радужный. В каждом из них вне помещения для голосования были выделены специальные зоны с терминалами. Прежде чем проголосовать, избиратель мог через Интернет с помощью мобильного телефона и специального программного обеспечения выбрать кандидата или избирательное объединение из списка, аналогичного избирательному бюллетеню. Участие в эксперименте приняли около 40% избирателей, голосовавших на выборах депутатов Законодательного Собрания. Организаторы эксперимента отметили высокую степень корреляции результатов электронного опроса и итоговых цифр, полученных в ходе голосования. Ход эксперимента освещали более ста муниципальных, областных, федеральных и зарубежных средств массовой информации.

Еще одно новшество появилось во Владимирской области в 2009 году. На дополнительных выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира на избирательном участке № 465 использовалась веб-камера. Избирательная комиссия Владимирской области установила ее по собственной инициативе. Трансляция через сайт облизбиркома была доступна для всех пользователей. В день голосования было зафиксировано около 500 обращений. Так как опыт оказался успешным, на выборах 13 марта 2011 года Избирательная комиссия Владимирской области решила увеличить количество веб-камер. Их установили уже на 43 избирательных участках. Еще через год камеры на избирательных участках стали устанавливаться уже на федеральные средства в соответствии с постановлением ЦИК России «О Порядке видеонаблюдения в помещении для голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года». Количество средств видеонаблюдения, использующихся на территории региона, увеличилось в разы.

Работа продолжается

С 2010 года срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации увеличился до пяти лет. Еще через три года на пятилетний срок на постоянной основе стали формироваться участковые избирательные комиссии, благодаря чему значительно вырос уровень знаний членов УИК. Этому способствовала и четко выстроенная система обучения членов комиссий всех уровней, ежегодные семинары проводились в форме выездных занятий, еще более широкий круг слушателей был охвачен с помощью дистанционного обучения через Интернет.

В 2010 году Избирательная комиссия Владимирской области получила дополнительные полномочия. На нее был возложен контроль за обеспечением гарантий равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Владимирской области, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом в соответствии с Законом Владимирской области от 14 июля 2010 года N 66-ОЗ. Сразу после этого были внесены соответствующие изменения в Избирательный кодекс Владимирской области.

С 2012 года Избирательную комиссию Владимирской области возглавляет Вадим Минаев, заместителем председателя является Сергей Канищев, секретарем – Нина Ульева. В текущий состав комиссии (2017–2022 годы) входят 14 человек. У 9 членов комиссии – высшее юридическое образование, 13 имеют опыт по подготовке и проведению избирательных кампаний различного уровня, 9 человек являлись членами предыдущих составов как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Таким образом, при формировании комиссии сохраняется преемственность: специалисты, накопившие богатый опыт организации и проведения выборов, имеют возможность передать свои знания молодым.

 На штатной основе работают три члена комиссии, 38 сотрудников аппарата, включая 23 системных администраторов Информационного центра. Благодаря профессионализму членов комиссии и сотрудников аппарата Избирательная комиссия Владимирской области продолжает эффективно выполнять возложенные на нее функции и задачи.

В организации избирательных кампаний в регионе задействовано более девяти тысяч членов избирательных комиссий разных уровней. За 25 лет организаторы выборов Владимирской области провели более девятисот избирательных кампаний местного, регионального и федерального уровней, из них шесть кампаний – по выборам Президента Российской Федерации, шесть кампаний – по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, шесть – по выборам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области и четыре кампании по выборам Губернатора Владимирской области.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru