Документы


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 декабря 2019 г.

236/1753-7

Москва

О ходе исполнения Санкт-Петербургской избирательной комиссией поручений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, связанных с проведением муниципальных выборов в Санкт-Петербурге в 2019 году

8 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге состоялись выборы Губернатора Санкт-Петербурга и депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.

Прошедшая в Санкт-Петербурге одновременно с выборами депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований избирательная кампания по выборам губернатора характеризовалась практическим отсутствием судебных разбирательств, а также незначительным количеством жалоб и обращений, поступивших в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию и рассмотренных в установленные сроки. Это позволяет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации констатировать, что выборы Губернатора Санкт-Петербурга прошли без существенных нарушений.

Что касается избирательных кампаний по выборам депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, прошедшим 8 сентября 2019 года, то они характеризуются достаточно высоким уровнем конкуренции по сравнению с выборами депутатов указанных органов в 2014 году.

Возросло количество кандидатов, выдвинутых в представительные органы муниципальных образований города: на 1560 мандатов (в 2014 г. – 1525 мандатов) были выдвинуты 7018 кандидатов (в 2014 г. – 5140 кандидатов). Зарегистрированы 5605 кандидатов (в 2014 г. – 3922 кандидата). В избирательные бюллетени были включены 5305 кандидатов, этот показатель превысил аналогичный показатель 2014 года в полтора раза (в 2014 году – 3756).

Вместе с тем деятельность целого ряда избирательных комиссий муниципальных образований по организации выборов депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга вызвала серьезную озабоченность Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

При этом действия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и в ряде случаев Санкт-Петербургской избирательной комиссии по реагированию на поступившие обращения о нарушениях избирательными комиссиями муниципальных образований законодательства Российской Федерации о выборах (в частности, о сокрытии информации о назначении выборов, об адресах и телефонах муниципальных избирательных комиссий, а также о воспрепятствовании в ходе подачи кандидатами документов в избирательные комиссии) на начальном этапе избирательной кампании позволили в целом обеспечить соблюдение избирательных прав граждан, включая кандидатов.

Несмотря на это, суммарное количество жалоб и обращений, большинство из которых носило объективный характер, поступивших в ходе муниципальных выборов в Санкт-Петербурге, составило более трети от совокупного числа жалоб и обращений, касающихся выборов, проведенных 8 сентября 2019 года на территории всей страны.

Оперативно реагируя в рамках своей компетенции на сложившуюся ситуацию, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации были приняты постановления:

от 25 сентября 2019 года № 228/1714-7 «О ситуации, связанной с проведением выборов депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга»;

от 30 октября 2019 года № 231/1725-7 «Об исполнении Санкт-Петербургской избирательной комиссией постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 сентября 2019 года № 228/1714-7 «О ситуации, связанной с проведением выборов депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга».

Указанными постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации было поручено Санкт-Петербургской избирательной комиссии провести всесторонний анализ работы избирательных комиссий, действующих на территории Санкт-Петербурга, и по его результатам рассмотреть вопрос о привлечении лиц, допустивших нарушения законодательства о выборах, к установленной ответственности.

Во исполнение указанных постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Санкт-Петербургской избирательной комиссией были приняты решения:

от 24 октября 2019 года № 158-2 «О мерах по усилению контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга»;

от 10 декабря 2019 года № 164-4 «Об исполнении постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 30 октября 2019 года № 231/1725-7».

В результате Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отмечает, что Санкт-Петербургской избирательной комиссией были приняты определенные меры, направленные на выполнение постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Так, 17 декабря 2019 года по итогам проведенной Санкт-Петербургской избирательной комиссией работы по формированию дополнительных территориальных избирательных комиссий было принято решение № 165-1 «Об обращении в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о согласовании формирования территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге».

Пакет необходимых документов, которыми предполагается увеличение числа территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге с 30 до 64, в этот же день поступил в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

18 декабря 2019 года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации своим постановлением № 235/1751-7 «О согласовании формирования территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге» согласилась с предложением Санкт-Петербургской избирательной комиссии о формировании дополнительных 34 территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге.

При этом необходимо отметить, что выполнение ряда поручений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, содержащихся в постановлении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 30 октября 2019 года № 231/1725-7, осуществлялось Санкт-Петербургской избирательной комиссией формально, на низком уровне, не позволяющем в полной мере учесть и устранить имевшие место нарушения в деятельности избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных лиц, что привело в ряде случаев к нарушению избирательных прав граждан и кандидатов.

Неудовлетворительное и неполное исполнение решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не только не способствует улучшению ситуации с соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов в Санкт-Петербурге, но и порождает уверенность недобросовестных членов избирательных комиссий с правом решающего голоса любого уровня в своей безнаказанности.

Не могут остаться без внимания обращения и жалобы на действия (бездействие) Санкт-Петербургской избирательной комиссии по исполнению постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 30 октября 2019 года № 231/1725-7, в частности, поступившие от Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге и общественной организации «Наблюдатели Петербурга», а также от некоторых членов Санкт-Петербургской избирательной комиссии, в которых авторы фактически обжалуют действия, а в некоторых моментах – и бездействие Санкт-Петербургской избирательной комиссии по выполнению указанного постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Поручения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации были даны Санкт-Петербургской избирательной комиссии в рамках осуществления контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт «а» пункта 9 статьи 21, подпункт «а» пункта 10 статьи 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Необходимо напомнить, что в случае неисполнения решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 7 статьи 75 данного Федерального закона, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации может быть расформирована судом (подпункт «б» пункта 1 статьи 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 9 статьи 21 и пунктом 7 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Признать меры, предпринятые Санкт-Петербургской избирательной комиссией по исполнению отдельных поручений, предусмотренных постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 сентября 2019 года № 228/1714-7 и от 30 октября 2019 года № 231/1725-7, неудовлетворительными.

2. Поручить Санкт-Петербургской избирательной комиссии повторно проанализировать работу всех избирательных комиссий муниципальных образований, участковых избирательных комиссий по исполнению требований законодательства Российской Федерации о выборах в период проведения голосования, подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования на выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, обратив особое внимание на изложенные в жалобах и обращениях возможные случаи нарушений прав граждан и кандидатов, членов избирательных комиссий, в том числе недопущение их на избирательные участки, отказы в ознакомлении с документами, нарушение непрерывности подсчета голосов избирателей при совмещении выборов разных уровней, нарушение порядка голосования вне помещений для голосования.

Результаты повторного анализа представить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в срок до 1 марта 2020 года.

3. Поручить Санкт-Петербургской избирательной комиссии провести дополнительную проверку информации о возможных нарушениях закона на выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, изложенной в постановлениях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 сентября 2019 года № 228/1714-7 и от 30 октября 2019 года № 231/1725-7 и решениях Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 24 октября 2019 года № 158-2 и от 10 декабря 2019 года № 164-4, и в случае ее подтверждения, использовав в полном объеме свои полномочия, указанные в статьях 23 и 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принять в отношении соответствующих должностных лиц территориальных и участковых избирательных комиссий, указанных в вышеназванных актах, необходимые меры реагирования.

Результаты дополнительной проверки и информацию о принятых мерях представить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в срок до 1 марта 2020 года.

4. Поручить Санкт-Петербургской избирательной комиссии в срок до 1 марта 2020 года представить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации информацию о причинах, по которым Санкт-Петербургской избирательной комиссией не были привлечены к административной ответственности должностные лица избирательных комиссий, в работе которых были отмечены нарушения законодательства о выборах и (или) работа которых Санкт-Петербургской избирательной комиссией была признана неудовлетворительной, а также должностные лица избирательных комиссий, которые не исполнили или несвоевременно исполнили решения судов.

5. Поручить Санкт-Петербургской избирательной комиссии провести анализ оснований повторного ввода в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Выборы» данных протоколов об итогах голосования на избирательных участках № 53, 61, 170, 171, 172, 173, 175, 177, 179, 273, 278, 445, 448, 463, 573, 833, 854, 868, 1290, 1495, 1588, 1589, 1605, 1635, 1730, 1813, 1819, 1826, 1842, 1920, 1950, 1956, 2088 и в случае отсутствия законных оснований принять соответствующие меры.

О результатах анализа и принятых мерах проинформировать Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в срок до 1 февраля 2020 года.

6. В связи с очевидными упущениями в работе по обучению членов территориальных, муниципальных и участковых избирательных комиссий поручить Санкт-Петербургской избирательной комиссии провести служебную проверку в отношении лиц, ответственных за обучение и подготовку членов избирательных комиссий, дать оценку работе указанных лиц и принять к ним соответствующие меры организационно-кадрового характера.

О результатах служебной проверки, оценки и принятых мерах проинформировать Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в срок до 1 февраля 2020 года.

7. Санкт-Петербургской избирательной комиссии в срок до 1 февраля 2020 года представить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации информацию о причинах, по которым комиссия не воспользовалась предусмотренным статьей 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» правом на обращение в Санкт-Петербургский городской суд с административными исковыми заявлениями о расформировании избирательных комиссий муниципальных образований, не исполнивших судебные решения (ИКМО Черная речка) и решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, принятые в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ИКМО «Георгиевский», Ржевка, Черная речка).

8. Санкт-Петербургской избирательной комиссии представить в срок до 1 марта 2020 года в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации информацию о членах избирательных комиссий Санкт-Петербурга, освобожденных от занимаемых должностей либо привлеченных к дисциплинарной или иной ответственности, с указанием причин, явившихся основанием для принятия данных мер.

9. Направить настоящее постановление в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию, Губернатору Санкт-Петербурга и в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н.И. Булаева.

11. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации – журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

Э.А. Памфилова

   

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

М.В. Гришина


Вернуться к содержанию

 
Судебная практика

При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru