Постановления ЦИК России


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 сентября 2018 г.

182/1439-7

Москва

О ситуации с повторным голосованием на досрочных выборах Губернатора Приморского края

9 сентября 2018 года состоялись досрочные выборы Губернатора Приморского края, по результатам которых ни один из кандидатов, включенных в избирательный бюллетень, не получил необходимого для избрания количества голосов избирателей. В связи с этим решением Избирательной комиссии Приморского края от 10 сентября 2018 года № 108/1012 на 16 сентября 2018 года было назначено повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей: Ищенко Андрей Сергеевич, Тарасенко Андрей Владимирович.

По итогам прошедшего 16 сентября 2018 года повторного голосования по состоянию на 10:00 17 сентября 2018 года при 99,16 % протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, введенных в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Выборы», разница в количестве голосов избирателей, отданных за каждого кандидата, составляла всего 7650 голосов.

18 сентября 2018 года территориальной избирательной комиссией Советского района города Владивостока было принято решение № 658/132, согласно которому итоги повторного голосования на досрочных выборах Губернатора Приморского края на 13 избирательных участках признаны недействительными.

Данный факт имеет существенное значение для определения результатов выборов на всей территории Приморского края, так как на этих 13 избирательных участках в списки избирателей включено 24 246 избирателей, достоверность волеизъявления которых определить не представляется возможным в силу следующих обстоятельств.

17 сентября 2018 года службами МЧС России необоснованно был ограничен доступ в территориальную избирательную комиссию Советского района города Владивостока под предлогом задымления помещения. Это привело к дезорганизации и неразберихе в работе избирательной комиссии. В этой ситуации избирательная документация оставалась в помещении комиссии длительное время без охраны и контроля со стороны членов комиссии и иных участников избирательного процесса и, значит, ее сохранность не могла быть обеспечена.

При этом была прервана процедура ввода данных в ГАС «Выборы» по участковым комиссиям № 802, 808, 810, 812, 813, 816, 831, 833, 834, 837, 838, 839, 880, а также процедура по внесению данных в увеличенную форму сводной таблицы.

Указанные факты в совокупности с иными косвенными признаками позволяют с высокой долей вероятности сделать вывод о том, что с данными, содержащимися в указанных протоколах, неизвестными лицами проводились манипуляции с целью напрямую повлиять на результаты выборов.

Таким образом, отсутствие возможности достоверного определения волеизъявления 24 246 избирателей с учетом минимальной разницы в количестве голосов избирателей, отданных за каждого кандидата, само по себе исключает определение результатов выборов, которые отражали бы реальное волеизъявление избирателей всего Приморского края.

Вместе с тем нельзя игнорировать и иные факты, свидетельствующие о наличии грубых нарушений избирательного законодательства при проведении повторного голосования на досрочных выборах Губернатора Приморского края, совокупность которых также не позволяет сделать вывод об отражении в формально зафиксированных итогах голосования на указанных выборах действительной воли избирателей.

Так, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и краевую избирательную комиссию в общей сложности поступило свыше семидесяти жалоб от обоих кандидатов, участвовавших в выборах, в которых они высказывают взаимные претензии, а также сообщают о выявленных ими нарушениях законодательства Российской Федерации о выборах.

В частности, в обращении Р.Е. Орищенко содержится информация о том, что на избирательном участке № 3633 (Спасский район) был осуществлен вброс избирательных бюллетеней, который был зафиксирован наблюдателем от кандидата А.С. Ищенко.

Ещё одно обращение содержит сведения о возможном принуждении отдельных категорий граждан со стороны их руководства голосовать за одного из кандидатов, а также о подкупе избирателей в одном из районов Приморского края.

При этом в день проведения повторного голосования и до установления итогов голосования в территориальных избирательных комиссиях в Избирательную комиссию Приморского края также поступали обращения и жалобы как от представителей кандидата А.С. Ищенко, так и от представителей кандидата А.В. Тарасенко.

Представители кандидата А.В. Тарасенко в основном жаловались и приводили факты подвоза и подкупа избирателей, осуществляемые в пользу кандидата А.С. Ищенко.

В обращениях, поступивших от самого кандидата А.С. Ищенко, утверждается, что на ряде избирательных участков членами участковых избирательных комиссий были изменены первоначальные данные протоколов участковых комиссий об итогах голосования.

При этом необходимо отметить, что анализ данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий, не позволяет сделать вывод о том, что все нарушения законодательства осуществлялись исключительно с целью обеспечения победы одного из кандидатов. Более того, установлено, что имеется ряд избирательных участков, на которых 100 % голосов избирателей были отданы либо за кандидата А.С. Ищенко, либо за кандидата А.В. Тарасенко.

Изучение поступивших в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации обращений, внутрисистемных данных, а также иной информации из различных источников позволяет сделать вывод, что в ряде случаев, преимущественно на завершающем этапе, имели место серьезные нарушения законодательства Российской Федерации о выборах при проведении повторного голосования на досрочных выборах Губернатора Приморского края и установлении его итогов: вброс избирательных бюллетеней, изменение данных, содержащихся в итоговых протоколах участковых избирательных комиссий, несоблюдение установленного порядка обработки итогов голосования территориальными избирательными комиссиями, принуждение избирателей к участию в голосовании, подкуп избирателей со стороны кандидатов.

Так, установлено, что данные протоколов ряда участковых избирательных комиссий об итогах голосования были введены в ГАС «Выборы» с существенной задержкой, превышающей десять и более часов. Только утром 17 сентября 2018 года в ГАС «Выборы» были введены данные по избирательным участкам № 1916, 1918, 1919, 1932, 1947, 1961, 1968 (все – г. Находка), 2828, 2829 и 2866 (все – г. Уссурийск).

Помимо случаев необоснованной задержки ввода данных протоколов, еще одним поводом для недоверия к результатам прошедших выборов являются факты повторного ввода данных протоколов, в ходе которых в ГАС «Выборы» вносились данные, не соответствующие тем, что содержались в первоначально составленных итоговых протоколах участковых избирательных комиссий.

Центральной избирательной комиссией Российской Федерации установлено, что при обработке итогов голосования территориальными избирательными комиссиями города Уссурийска и города Артёма данные, содержащиеся в 19 протоколах об итогах голосования ряда участковых избирательных комиссий, после их ввода в ГАС «Выборы» были изменены и введены в систему повторно, что повлекло существенное изменение итогов голосования по соответствующим территориальным избирательным комиссиям.

На нарушения, связанные с изменением данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования 19 участковых избирательных комиссий, и их повторным вводом в систему ГАС «Выборы», указывалось и в поступившем в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации обращении Председателя Центрального комитета Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Г.А. Зюганова.

Также имеется информация о несоответствии данных копий протоколов, выданных наблюдателям на ряде участков в городе Находка, данным, размещенным в ГАС «Выборы».

Все вышеперечисленные обстоятельства вызывают серьезную озабоченность Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, поскольку явно содержат признаки нарушения не только прав кандидатов, но и конституционного права граждан избирать своих представителей, что, в свою очередь, указывает на нарушение закрепленного Конституцией Российской Федерации фундаментального принципа легитимации органов государственной власти и местного самоуправления на основе свободных периодических выборов.

Статья 71 Конституции Российской Федерации относит регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина (пункт «в»), контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации и федеральных законов (пункт «а») к предметам исключительного ведения Российской Федерации. Указанные положения Конституции Российской Федерации получили закрепление и конкретизацию применительно к избирательным комиссиям в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона установлено, что комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а подпунктом «а» пункта 9 статьи 21 Федерального закона закреплены полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В силу положений статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Таким образом, соблюдение и защита избирательных прав граждан Российской Федерации на территории всей Российской Федерации являются важнейшими задачами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации как федерального государственного органа, организующего подготовку и проведение выборов, вне зависимости от того, на выборах какого уровня указанная задача требует своего применения.

В случае, когда в ходе проведения голосования и при установлении его итогов возникли обстоятельства, явно указывающие на наличие препятствий в реализации гражданами принадлежащих им прав, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана принять меры, направленные на установление причин, которые привели к возникновению таких препятствий, а также установить роль в этих процессах иных избирательных комиссий, организующих подготовку и проведение соответствующих выборов.

В связи с этим 17 сентября 2018 года в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации состоялось совещание Рабочей группы по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в связи с поступившими из Приморья жалобами и обращениями. Было решено, что поступившие в ЦИК России обращения, а также результаты ввода данных протоколов участковых избирательных комиссий требуют незамедлительной, тщательной и всесторонней проверки со стороны Избирательной комиссии Приморского края под контролем и с участием Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В связи с этим в Приморский край выехала соответствующая рабочая группа.

Вместе с тем тщательный анализ имеющейся на данный момент в распоряжении ЦИК России всей совокупности как внутренних, так и внешних факторов, связанных с проведением досрочных выборов Губернатора Приморского края, позволяет утверждать, что в сложившейся ситуации невозможно достоверно определить результаты волеизъявления избирателей на основании представленных протоколов об итогах голосования территориальных избирательных комиссий.

В связи с этим представляется невозможным ориентироваться лишь на формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов, то есть на проверку результатов состоявшегося голосования без оценки степени и характера обеспечения реальных условий для свободного волеизъявления избирателей в ходе повторного голосования на досрочных выборах Губернатора Приморского края.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип взаимного доверия, лежащий в основе взаимоотношений личности и публичной власти, требует обеспечения государством уверенности граждан в том, что выборы как одна из высших форм непосредственного выражения народом своей власти достигают цели.

В сложившейся ситуации каждое нарушение установленного порядка установления итогов голосования может повлечь за собой не только изменение процентного соотношения голосов, отданных избирателями в ходе голосования за кандидатов, но и привести к изменению результата выборов. Учитывая указанные обстоятельства, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации приходит к убеждению, что Избирательной комиссии Приморского края необходимо воспользоваться полномочиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и признать результаты досрочных выборов Губернатора Приморского края недействительными.

При этом не представляется возможным назначить повторный подсчет голосов избирателей, поскольку указанная процедура не сможет устранить имеющиеся сомнения в достоверности волеизъявления избирателей на указанных выборах.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Рекомендовать Избирательной комиссии Приморского края признать результаты досрочных выборов Губернатора Приморского края недействительными.

2. По завершении изучения всех обстоятельств и выявленных фактов, связанных с возможными нарушениями на досрочных выборах Губернатора Приморского края, соответствующие материалы направить в федеральные правоохранительные органы по компетенции.

3. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации –журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

Э.А. Памфилова

   

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

М.В. Гришина



Возврат к списку



При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru