Постановления ЦИК России


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 августа 2019 г.

218/1663-7

Москва

О жалобе Анастасии Андреевны Брюхановой на решение Московской городской избирательной комиссии от 30 июля 2019 года № 106/1 и решение окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 42 от 16 июля 2019 года № 11/3

В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступила жалоба Анастасии Андреевны Брюхановой на решение Московской городской избирательной комиссии от 30 июля 2019 года № 106/1 «О жалобе А.А. Брюхановой» и решение окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 42 (далее – окружная избирательная комиссия) от 16 июля 2019 года № 11/3 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Брюхановой Анастасии Андреевны».

Проведенной по жалобе проверкой установлено следующее.

В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 1 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, решением Московской городской избирательной комиссии от 23 мая 2019 года № 92/2 для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 42, необходимо собрать 4803 подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата.

6 июля 2019 года А.А. Брюханова представила в окружную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата, в том числе подписные листы, содержащие 5283 подписи избирателей, собранных в поддержку своего выдвижения.

В соответствии с решением окружной избирательной комиссии от 10 июня 2019 года № 2/3 «О количестве подлежащих проверке подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 42» проверке подлежали все подписи, представленные кандидатом для регистрации.

В результате проверки подписных листов окружной избирательной комиссией недостоверными и (или) недействительными были признаны 1118 подписей избирателей, достоверными, соответственно, – 4165.

16 июля 2019 года окружной избирательной комиссией было принято вышеуказанное решение об отказе А.А. Брюхановой в регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по соответствующему избирательному округу на основании пунктов 41, 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, а также недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Московской городской избирательной комиссией в ходе рассмотрения жалобы заявителя на решение окружной избирательной комиссии была проведена проверка, в результате которой недостоверными и (или) недействительными были признаны 845 подписей, достоверными – 4438.

30 июля 2019 года Московской городской избирательной комиссией было принято вышеуказанное решение, которым жалоба А.А. Брюхановой была оставлена без удовлетворения.

В ходе изучения в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации подписных листов, исследованных Московской городской избирательной комиссией, установлена обоснованность выводов избирательных комиссий в части признания недостоверными и (или) недействительными 707 подписей избирателей, что составляет более 10 процентов от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, и в соответствии с подпунктом «г1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктом 41 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы является основанием отказа в регистрации кандидата.

Соответственно, достоверными являются 4576 подписей избирателей, что недостаточно для регистрации А.А. Брюхановой кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 42 и в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктом 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы является самостоятельным основанием отказа в регистрации кандидатом.

Поскольку к поступившей в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации жалобе А.А. Брюхановой также были приложены копии заключения специалиста, заявлений граждан и их паспортов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации полагает необходимым отметить следующее.

В соответствии с преамбулой Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» указанный Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Кроме того, статьей 1 указанного Федерального закона установлено, что государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Таким образом, поскольку проверка подписей избирателей избирательными комиссиями осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о выборах, а не в порядке, предусмотренном для проведения судебной экспертизы в рамках гражданского, административного и уголовного судопроизводства, положения Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не могут применяться при проведении проверки подписных листов избирательными комиссиями. Указанная правовая позиция подтверждается также и судебной практикой (пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Аналогичной позиции придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации, который в Определении от 8 декабря 2011 года № 1629-О-О указал, что избирательные комиссии правосудия не осуществляют и, следовательно, судебную экспертизу назначать не вправе. Соответственно, и правила судопроизводства и проведения судебных экспертиз не относятся к деятельности эксперта, привлеченного избирательной комиссией к проверке достоверности подписей избирателей.

Учитывая изложенные обстоятельства, представленный заявителем документ, в котором ставится вопрос о соответствии заключения специалистов ЭКЦ ГУ МВД России, подготовленного по итогам проверки подписных листов кандидата, нормам Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», не может быть учтен при рассмотрении настоящей жалобы.

Кроме того, необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации о выборах не предусмотрена возможность проверки достоверности подписей избирателей путем опроса избирателей, а также представления в избирательную комиссию заявлений избирателей или копий их паспортов, что подтверждается и судебной практикой (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2011 года № 25-Г11-22, Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2018 года № 73-АПГ18-12).

Также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отмечает, что рассмотрение жалобы на решение нижестоящей избирательной комиссии в порядке, установленном пунктом 6 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предполагает возможность принятия комиссией, рассматривающей жалобу, решения по существу вопроса, в том числе о регистрации кандидата. При таких обстоятельствах соответствующая избирательная комиссия вправе в ходе рассмотрения жалобы проверить всю совокупность документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, на их соответствие требованиям действующего законодательства. Результаты такой проверки избирательная комиссия вправе отразить в своем решении, принятом по итогам рассмотрения соответствующей жалобы.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 31 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей.

Указанная форма утверждена Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» и предусматривает необходимость указания сведений об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации (раздел 4 формы).

Между тем в представленной А.А. Брюхановой в окружную избирательную комиссию справке о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации отсутствует раздел 4 «Обязательства имущественного характера».

Таким образом, вопреки требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» представленная справка оформлена с нарушением формы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546. Кроме того, поскольку в представленной кандидатом справке отсутствовали сведения об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, кандидатом также не была выполнена обязанность по представлению необходимых сведений о себе в избирательную комиссию.

Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в регистрации. Таким образом, у Центральной избирательной комиссии Российской Федерации отсутствуют основания для несогласия с соответствующими выводами Московской городской избирательной комиссии, изложенными в обжалуемом решении.

На основании изложенного, руководствуясь пунктами 6, 7 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Жалобу Анастасии Андреевны Брюхановой на решение Московской городской избирательной комиссии от 30 июля 2019 года № 106/1 и решение окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 42 от 16 июля 2019 года № 11/3 оставить без удовлетворения.

2. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации – журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

Э.А. Памфилова

   

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

М.В. Гришина



Возврат к списку



При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru