Постановления ЦИК России


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 сентября 2020 г.

270/1986-7

Москва

О деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 5 марта 2020 года № 173-4 на 7 июня 2020 года были назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по одномандатному избирательному округу № 21.

В соответствии с пунктом 1, подпунктом 3 пункта 2 статьи 101 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на всей территории или на части территории избирательного округа в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах назначены или должны быть назначены выборы в соответствии со сроками, предусмотренными статьей 10 Федерального закона № 67-ФЗ, референдум, при наличии угрозы жизни и (или) здоровью избирателей, участников референдума Центральной избирательной комиссией Российской Федерации может быть принято решение об отложении голосования на территории Российской Федерации либо не менее чем одной трети субъектов Российской Федерации в отношении федеральных выборов (за исключением дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), на территории Российской Федерации либо на территориях двух и более субъектов Российской Федерации в отношении иных выборов (в том числе дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов.

В соответствии с вышеуказанными нормами законодательства Российской Федерации в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в стране, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях защиты жизни и здоровья граждан Российской Федерации, а также учитывая Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», информацию, поступившую из избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации принято постановление от 3 апреля 2020 года № 246/1820-7 «Об отложении голосования на выборах, референдумах на территории ряда субъектов Российской Федерации». Пунктом 1 указанного постановления голосование на выборах, назначенных на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по одномандатному избирательному округу № 21 (пункт 85 Приложения № 1 к постановлению), было отложено, а действия по подготовке и проведению указанных выборов приостановлены.

В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Федерального закона № 67-ФЗ сроки и порядок совершения избирательных действий в случае принятия соответствующей избирательной комиссией решения об отложении голосования на выборах, референдуме определяются этой комиссией в каждом конкретном случае исходя из особенностей режима повышенной готовности и (или) чрезвычайной ситуации на соответствующей территории. Порядок был определен пунктом 4 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 246/1820-7, в соответствии с которым возобновление действий по подготовке и проведению выборов, референдумов осуществляется по решению комиссии, организующей выборы, референдум, согласованному с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, после предварительного уведомления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15, подпунктом 1 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» (далее – Закон Санкт-Петербурга) избирательной комиссией, организующей указанные выборы, является Санкт-Петербургская избирательная комиссия.

Таким образом, принятие решения о возобновлении действий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по одномандатному избирательному округу № 21 относится к компетенции Санкт-Петербургской избирательной комиссии, которая ранее в соответствии с пунктом 1 статьи 84 Закона Санкт-Петербурга и назначила указанные выборы.

Между тем решение о возобновлении действий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по одномандатному избирательному округу № 21 в установленном порядке принято не было.

В соответствии с пунктом 10 статьи 71 Федерального закона № 67-ФЗ повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года. Срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва истекает 19 сентября 2021 года. Таким образом, последним днем, на который могло бы быть назначено голосование на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по одномандатному избирательному округу № 21, является 13 сентября 2020 года.

Соответствующее решение Санкт-Петербургской избирательной комиссией в необходимый срок принято не было. Таким образом, в данный момент можно констатировать, что дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по одномандатному избирательному округу № 21 не будут проведены.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

В данном случае Санкт-Петербургская избирательная комиссия не исполнила возложенные на нее положениями Федерального закона № 67-ФЗ функции, что привело к нарушению принципа обязательности проведения выборов, закрепленного статьей 9 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которой выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

Уклонение Санкт-Петербургской избирательной комиссией от принятия соответствующего решения привело к существенному нарушению активного избирательного права граждан, являющихся избирателями на упомянутых выборах.

Кроме того, по информации, содержащейся в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», на момент принятия решения об отложении голосования кандидатами на указанных выборах являлись шесть граждан (Е.С. Демчук, А.И. Порталенко, М.А. Разинков, С.В. Титаренко, М.В. Трусников и А.С. Шмаков), четыре из которых успели открыть специальные избирательные счета. Таким образом, уклонение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от принятия решения о возобновлении действий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по одномандатному избирательному округу № 21 также нарушает и пассивное избирательное право минимум шести упомянутых граждан Российской Федерации, которые уведомили комиссию о своем выдвижении до приостановления действий по подготовке и проведению указанных выборов. При этом на момент принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации постановления от 3 апреля 2020 года № 246/1820-7 период выдвижения кандидатов на указанных выборах завершен не был. Это означает, что если бы не вышеуказанное обстоятельство, большее количество граждан могли реализовать свое пассивное избирательное право на дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по одномандатному избирательному округу № 21.

Бездействие Санкт-Петербургской избирательной комиссии фактически привело к полной невозможности реализовать на указанных выборах принадлежащие гражданам активное и пассивное избирательные права, а также иные права, предусмотренные законодательством о выборах. Данный случай свидетельствует о неспособности Санкт-Петербургской избирательной комиссии как коллегиального органа, основной задачей которого является подготовка и проведение выборов, обеспечить в полном объеме исполнение возложенных на нее законодательством Российской Федерации о выборах обязанностей.

При этом следует учитывать, что неудовлетворительная работа Санкт-Петербургской избирательной комиссии текущего созыва имеет системный характер, что ранее было неоднократно отмечено в постановлениях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Так, в частности, полное неприятие Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вызвала ситуация, связанная с подготовкой и проведением выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга 2019 года. На протяжении всей указанной избирательной кампании, а в отдельных случаях и до ее официального начала, она сопровождалась нарушениями действующего законодательства и попытками вопиющих посягательств на избирательные права граждан, в связи с чем находилась на особом контроле Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Среди наиболее грубых нарушений, которые были допущены при проведении муниципальных выборов, следует выделить сокрытие даты опубликования решений о назначении выборов, создание препятствий для граждан и избирательных объединений в представлении необходимых документов в избирательную комиссию, в том числе уведомлений о проведении мероприятий по выдвижению кандидатов, принятие комиссиями необоснованных, а зачастую явно незаконных решений об отказе в регистрации кандидатов, в том числе неоднократные отказы в регистрации кандидатам по одним и тем же основаниям, нарушения прав членов комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей, нарушения установленного порядка голосования, установления его итогов и определения результатов выборов, в том числе несвоевременное рассмотрение жалоб или создание препятствий для подачи таких жалоб.

В ряде случаев уже после завершения избирательной кампании указанным нарушениям была дана в том числе и судебная оценка, по результатам которой итоги голосования на ряде избирательных участков были отменены. При этом у некоторых кандидатов, которым удалось в судебном порядке защитить принадлежащее им пассивное избирательное право, возникли впоследствии серьезные затруднения при передаче депутатских мандатов.

Так, кандидат И.А. Стариков был зарегистрирован ИКМО МО № 7 только после того, как бездействие указанной комиссии было признано Санкт-Петербургской избирательной комиссией незаконным. Еще шесть кандидатов были зарегистрированы в качестве избранных депутатов Муниципального Совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва только 13 августа 2020 года, то есть спустя почти год после проведения выборов и спустя более чем через полгода после вступления в законную силу судебных решений, являющихся основаниями для принятия такого решения. При этом в обоих случаях проблемы с передачей депутатских мандатов были вызваны противодействием со стороны избирательных комиссий муниципальных образований, по отношению к которым Санкт-Петербургская избирательная комиссия не имеет достаточных организационно-распорядительных полномочий. Однако совершенно недопустимым является факт затягивания в вопросах регистрации избранных депутатов со стороны территориальной избирательной комиссии № 2, который, тем не менее, также имел место в отношении кандидатов А.Ю. Захарова и Н.В. Невзоровой.

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 10 статьи 23 Федерального закона № 67-ФЗ контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации вне зависимости от уровня проводимых выборов осуществляет избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской Федерации. Несмотря на это, Санкт-Петербургская избирательная комиссия во многих случаях фактически дистанцировалась от осуществления указанных полномочий в отношении выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в 2019 году или осуществляла их формально.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации неоднократно обращала внимание на имеющиеся серьезные упущения в деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии по контролю за соблюдением избирательных прав при проведении выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга. В результате, после завершения муниципальных выборов, работа Санкт-Петербургской избирательной комиссии по указанному направлению деятельности признана Центральной избирательной комиссией Российской Федерации неудовлетворительной (постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 сентября 2019 года № 228/1714-7).

Поскольку формальная констатация выявленных недостатков в работе Санкт-Петербургской избирательной комиссии лишь в незначительной степени могла повлиять на исправление сложившейся в избирательной системе города ситуации, после завершения муниципальных выборов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в рамках своей компетенции продолжила осуществлять настойчивые и последовательные действия, направленные на привлечение лиц, допустивших нарушения закона, к установленной ответственности, а также на совершенствование системы избирательных комиссий Санкт-Петербурга, в том числе на повышение уровня их профессионализма. В связи с этим Центральной избирательной комиссией Российской Федерации многократно давались поручения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, исполнение которых должно было привести к исправлению сложившейся ситуации (в частности, такие поручения содержались в постановлениях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 сентября 2019 года № 228/1714-7, от 30 октября 2019 года № 231/1725-7, от 25 декабря 2019 года № 236/1753-7, а также в выписке из протокола заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 мая 2020 года № 248-4-7).

Однако исполнение указанных поручений в подавляющем большинстве случаев осуществлялось Санкт-Петербургской избирательной комиссией формально, на уровне, который не соответствовал степени серьезности ситуации, сложившейся в ходе прошедших муниципальных выборов.

Очевидно, что огромное количество серьезных нарушений законодательства на муниципальных выборах со стороны избирательных комиссий и их должностных лиц должно было привести к существенному обновлению персонального состава избирательных комиссий. Однако такое обновление затронуло лишь незначительную часть действующих на территории города участковых избирательных комиссий, что не свидетельствует о реальной деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии по наведению порядка в избирательной системе города с учетом сложившейся ситуации.

Кроме того, Санкт-Петербургской избирательной комиссией не было предпринято надлежащих мер реагирования в связи с неисполнением отдельными избирательными комиссиями муниципальных образований решений судов и решений самой Санкт-Петербургской избирательной комиссии, принятых в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ.

Так, например, без должного внимания Санкт-Петербургской избирательной комиссии была оставлена ситуация с неисполнением ИКМО Черная речка вступившего в законную силу решения Приморского районного суда города Санкт-Петербурга от 19 августа 2019 года по административному делу № 2а-9851/2019, которым на указанную ИКМО была возложена обязанность зарегистрировать П.В. Чупрунова кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2. Несмотря на наличие данного судебного решения, П.В. Чупрунов так и не был в установленном порядке зарегистрирован и включен в избирательный бюллетень на указанных выборах. При этом Санкт-Петербургская избирательная комиссия, в которую неоднократно поступали жалобы П.В. Чупрунова на нарушения ИКМО МО Черная речка принадлежащих ему избирательных прав, в том числе на неисполнение вышеуказанного судебного решения, не усмотрела оснований для обращения в суд с административным исковым заявлением о расформировании указанной комиссии.

Недопустимым остается и отсутствие надлежащей реакции со стороны Санкт-Петербургской избирательной комиссии на неисполнение ее же решений от 25 июля 2019 года № 122-9 и № 122-10, принятых в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ. Указанными решениями отменены решения ИКМО «Георгиевский» об отказе в регистрации кандидатам А.А. Маркову и С.В. Серикову, а на ИКМО «Георгиевский» возложена обязанность рассмотреть вопрос о регистрации указанных кандидатов не позднее чем через пять дней со дня принятия решения городской комиссии. Однако в установленный срок вопрос о регистрации ИКМО «Георгиевский» рассмотрен не был, что привело к новым жалобам кандидатов в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию теперь уже на бездействие муниципальной комиссии. По результатам рассмотрения жалоб указанные кандидаты были зарегистрированы непосредственно Санкт-Петербургской избирательной комиссией и смогли полноценно осуществлять принадлежащие им права (решения от 15 августа 2019 года № 132-20 и № 132-21), но произошло это с задержкой более чем на две недели по отношению к сроку, изначально установленному для ИКМО «Георгиевский», что недопустимо в рамках скоротечного избирательного процесса.

Тем не менее указанные факты неоднократного неисполнения ИКМО «Георгиевский» решений Санкт-Петербургской избирательной комиссии, принятых ей в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ, которое к тому же повлекло за собой существенные нарушения избирательных прав кандидатов, так же не послужили для городской комиссии достаточными основаниями для обращения в суд с административным иском о расформировании ИКМО «Георгиевский».

Важным направлением деятельности по кардинальному оздоровлению избирательной системы города должно было стать формирование новых территориальных избирательных комиссий на территории Санкт-Петербурга в 2020 году. Целью создания указанных комиссий могло бы стать снижение нагрузки на действующие территориальные избирательные комиссии, а также очищение избирательной системы города от полностью дискредитировавших себя лиц.

Однако и в рамках осуществления указанной деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссией были проигнорированы указания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в соответствии с которыми при формировании дополнительных территориальных избирательных комиссий должны быть исключены случаи назначения членами этих комиссий действующих членов избирательных комиссий внутригородских муниципальных образований (пункт 3 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 30 октября 2019 года № 231/1725-7).

В частности, в состав вновь сформированных территориальных избирательных комиссий были назначены члены с правом решающего голоса ИКМО Красненькая речка, ИКМО Черная речка, ИКМО Кронверкское, ИКМО поселок Стрельна, ИКМО поселок Шушары, ИКМО город Пушкин, несмотря на то, что назначение указанных лиц в состав комиссий в соответствии с законодательством о выборах и референдумах не являлось обязательным. Однако в данном случае наибольшее возмущение вызывает не столько факт неисполнения поручения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, сколько включение в состав вновь создаваемых территориальных избирательных комиссий отдельных лиц, которые ранее входили в состав избирательных комиссий, к работе которых возникали серьезные претензии. Следует отметить, что использование такого рода подходов к формированию новых территориальных избирательных комиссий не способствует полной нормализации ситуации в избирательной системе города и впоследствии может привести к возникновению не менее грубых нарушений при подготовке и проведении выборов.

Центральной избирательной комиссией Российской Федерации неоднократно высказывались серьезные претензии к работе Санкт-Петербургской избирательной комиссии по обеспечению приоритетного права на назначение в состав формируемых избирательных комиссий кандидатур, предложенных парламентскими партиями, а также партиями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга. Указанное в первую очередь касалось участия Санкт-Петербургской избирательной комиссии в формировании избирательных комиссий муниципальных образований, однако в настоящее время аналогичная проблема начинает возникать и при формировании территориальных избирательных комиссий.

Так, например, при замещении вакантного места члена комиссии с правом решающего голоса, образовавшегося в связи с увеличением численного состава территориальной избирательной комиссии № 3, Санкт-Петербургской избирательной комиссией не была должным образом учтена кандидатура, предложенная Региональным отделением в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» на указанное вакантное место. Между тем список кандидатов, выдвинутый Региональным отделением в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА», был допущен к распределению депутатских мандатов в текущем созыве Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Указанные действия Санкт-Петербургской избирательной комиссии не способствуют построению конструктивных отношений между избирательными комиссиями и политическими партиями, что приводит не только к возникновению обоснованных претензий к транспарентности избирательной системы города, но и к возникновению сомнений в полном соблюдении принципа законности в деятельности формируемых комиссий.

Непринятие Санкт-Петербургской избирательной комиссией решения о возобновлении действий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по одномандатному избирательному округу № 21, а также иные вышеуказанные обстоятельства, связанные с деятельностью указанной комиссии, не только нарушают избирательные права большого количества граждан, но и подрывают доверие жителей Санкт-Петербурга к деятельности избирательных комиссий города всех уровней.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь пунктом 9 статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. В связи с уклонением от возобновления действий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по одномандатному избирательному округу № 21, повлекшим за собой нарушение избирательных прав кандидатов и более чем 70 тысяч избирателей одномандатного избирательного округа № 21, признать работу Санкт-Петербургской избирательной комиссии неудовлетворительной.

2. Выразить недоверие председателю Санкт-Петербургской избирательной комиссии В.А. Миненко.

3. Учитывая повторяющиеся случаи ненадлежащего исполнения возложенных на Санкт-Петербургскую избирательную комиссию обязанностей, повлекшие неоднократное признание ее работы неудовлетворительной, предложить членам Санкт-Петербургской избирательной комиссии с правом решающего голоса подать заявления о досрочном сложении своих полномочий.

4. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации – журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

Э.А. Памфилова

Исполняющий обязанности секретаря
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

Е.А. Шевченко



Возврат к списку



При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru