Выписки из протоколов заседаний ЦИК России


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ

01 ноября 2017 г.

108-1-7

Москва

О внесении изменений в Справочно-методический материал по некоторым вопросам использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для информационного обеспечения выборов

В соответствии со статьей 20, пунктом 9 статьи 21, статьями 44–50, 52, 54, 56, 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации  решила:

1. Внести в одобренный выпиской из протокола заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 июля 2015 года № 294-1-6 Справочно-методический материал по некоторым вопросам использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для информационного обеспечения выборов следующие изменения:

1) пункт 1 дополнить абзацем восьмым следующего содержания:

«Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;»;

2) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. В статье 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определены термины, касающиеся сети «Интернет», в частности:

информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

обладатель информации – лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

сайт в сети «Интернет» – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»;

страница сайта в сети «Интернет» (далее также – интернет-страница) – часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет»;

доменное имя – обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет»;

сетевой адрес – идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;

владелец сайта в сети «Интернет» – лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте;

провайдер хостинга – лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети «Интернет».

В 2016 и 2017 годах в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» был внесен ряд изменений, касающихся регулирования распространяемой в сети «Интернет» информации на определенных часто посещаемых ресурсах с обширной аудиторией. Федеральными законами от 23 июня 2016 года № 208-ФЗ и от 1 мая 2017 года № 87-ФЗ в вышеназванный Федеральный закон включены статьи 104 и 105, которые вводят в правовой оборот следующие понятия:

1) «новостной агрегатор» и «владелец новостного агрегатора», под которым понимается владелец программы для электронных вычислительных машин, владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети «Интернет» на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей сети «Интернет»;

2) «аудиовизуальный сервис» и «владелец аудиовизуального сервиса», под которым понимается владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые используются для формирования и (или) организации распространения в сети «Интернет» совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации. Следует учитывать, что согласно части 16 статьи 105 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» поисковые системы и информационные ресурсы, на которых аудиовизуальные произведения размещаются преимущественно пользователями сети «Интернет», не относятся к аудиовизуальным сервисам.

Признание того или иного ресурса в сети «Интернет» в качестве новостного агрегатора или аудиовизуального сервиса находится в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор), которая обязана вести соответствующие реестры таких ресурсов в сети «Интернет».

Согласно статье 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.»;

3) в абзаце первом пункта 3 слово «отдельные» заменить словом «соответствующие».

В абзаце девятом пункта 3 слова «пункт 9 статьи 48» заменить словами «пункты 9, 91 статьи 48»;

4) абзац второй пункта 5 изложить в следующей редакции:

«В силу положений Федерального закона, с учетом предусмотренного Законом о СМИ равенства статуса редакций средств массовой информации любых видов, на указанные организации распространяются условия проведения предвыборной агитации, аналогичные общим условиям проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, установленным статьей 50 Федерального закона, а также сроки агитационного периода, установленные пунктом 2 статьи 49 Федерального закона, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.»;

5) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. В соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 статьи 104 и пунктами 3 и 4 части 1 статьи 105 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» владелец новостного агрегатора и владелец аудиовизуального сервиса обязаны обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации, в частности:

соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;

соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации.

Владельцы сайтов в сети «Интернет», которые зарегистрированы в соответствии с Законом о СМИ в качестве сетевых изданий, не являются новостными агрегаторами и аудиовизуальными сервисами. Также согласно статье 8 Закона о СМИ сайт в сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.

Таким образом, понятия «новостной агрегатор» и «аудиовизуальный сервис» не тождественны понятию «средство массовой информации».

Вместе с тем владельцы новостных агрегаторов в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 104 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обязаны проверять достоверность распространяемых общественно значимых сведений до их распространения и незамедлительно прекратить их распространение на основании предписания Роскомнадзора. Роскомнадзор, в свою очередь, рассматривает обращения уполномоченных государственных органов о распространении новостной информации с нарушением законодательства Российской Федерации в течение 24 часов с момента их поступления и принимает решение о направлении предписания.

Роскомнадзором утвержден Порядок направления уполномоченными государственными органами требований о принятии мер по прекращению распространения новостным агрегатором фальсифицированных общественно значимых сведений, недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений, новостной информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации (Приказ Роскомнадзора от 5 декабря 2016 года № 308).

Размещение предвыборных агитационных материалов на новостных агрегаторах и на аудиовизуальных сервисах осуществляется в рамках общих требований к порядку проведения предвыборной агитации, установленных статьями 49, 54, 56 вышеуказанного Федерального закона.»;

6) пункт 8 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

«Независимо от того, где в сети «Интернет» будут размещаться предвыборные агитационные материалы (в сетевом издании или на ином ресурсе), экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию вместе с указанными в пункте 3 статьи 54 Федерального закона сведениями.»;

7) абзац второй пункта 9 изложить в следующей редакции:

«Иные лица при наличии соответствующих нарушений могут быть привлечены к административной ответственности по статьям 5.5, 5.10 или 5.12 КоАП.».

Абзац третий пункта 9 после слов «5.13 КоАП» дополнить словами «в части сетевых изданий».

2. Направить указанный Справочно-методический материал с внесенными в него изменениями в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

3. Рекомендовать избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации проводить консультационную работу по разъяснению правил использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для осуществления информационного обеспечения выборов и направлять в ЦИК России информацию о возникающей практике по рассмотрению обращений, связанных с распространением информации в сети «Интернет» в ходе избирательных кампаний.

4. Опубликовать настоящую выписку из протокола в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации – журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

Э.А. Памфилова

   

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

М.В. Гришина



Возврат к списку



При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru