Мнения


Николай Левичев: Избиратель – ключевая фигура всего электорального цикла

Доклад члена ЦИК России Левичева Н.В. на заседании Генеральной Ассамблеи Ассоциации азиатских избирательных органов 20 марта 2017 года. Республика Филиппины

Политика обеспечения гендерного равенства и привлечения всех социальных групп в процесс выборов в Российской Федерации опирается на положения Конституции страны. Она устанавливает равенство права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право на участие в референдуме граждан независимо от пола. Указанные положения Конституции и нормы законодательства о выборах и референдумах не разделяют избирательные права женщин и мужчин, а используют понятия «гражданин», «кандидат», «депутат» безотносительно к половой принадлежности участников избирательного процесса.

Женщины составляют абсолютное большинство членов избирательных комиссий всех уровней. Многие из них играют в этих комиссиях руководящие роли. В новом составе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации из трех руководителей – две женщины: Председатель и секретарь.

Однако в избранном в прошлом году новом составе Государственной Думы – нижней палаты российского парламента – гендерное соотношение резко меняется. Женщины занимают уже только 16 процентов мест. В представительных органах муниципальных образований депутатов-женщин существенно больше – почти половина.


***

В Российской Федерации почти 12 миллионов граждан – 10 процентов избирателей имеют инвалидность. Обеспечение всех необходимых условий для реализации их избирательных прав мы считаем своей важнейшей задачей.

Специальные нормы российского законодательства позволяют избирательным комиссиям оказывать помощь гражданам с инвалидностью. Например, для избирателей с нарушениями зрения изготавливаются специальные трафареты для заполнения бюллетеня, в том числе шрифтом Брайля (статья 63 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Для тех граждан, которые по состоянию здоровья или инвалидности не могут прибыть на избирательный участок, комиссии организуют голосование на дому при помощи переносных ящиков.

В то же время в предвыборный период ведется большая работа по уточнению мест фактического проживания избирателей с инвалидностью с целью технической подготовки избирательных участков для голосования этой группы.

В частности, для избирателей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата участки оснащаются специально оборудованными кабинами для голосования, поручнями, пандусами, подъемниками для инвалидных колясок.

В свою очередь, участки для избирателей с нарушениями зрения снабжаются средствами оптической коррекции (лупы, электронные увеличители), дополнительным освещением, тактильными указателями, трафаретами для самостоятельного заполнения бюллетеня, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.

В целях обеспечения избирательных прав глухих и слабослышащих граждан на участки приглашаются специалисты-сурдопереводчики.

В местах компактного проживания инвалидов (дома-интернаты, жилые дома около специализированных предприятий) создаются специальные избирательные участки. Для удобства голосования инвалидов такие участки открываются и в местах временного пребывания инвалидов, например, в больницах.

Уже в течение семи лет ЦИК России реализует проект «Маршрут на избирательный участок». Избирательные комиссии составляют паспорт оптимального маршрута на избирательный участок, который фиксирует существующие препятствия. Эта информация предоставляется органам исполнительной власти для принятия мер.

Мы считаем, что голосование инвалидов не на дому, а вместе с другими гражданами на избирательном участке позитивно влияет на их интеграцию в общество, повышает электоральную активность избирателей с инвалидностью.

Эта работа ведется в тесном сотрудничестве избирательных комиссий с общественными организациями инвалидов, которые также активно привлекаются к информационно-разъяснительной деятельности.

Для граждан с нарушениями зрения на сайтах избирательных комиссий размещаются адаптированные информационные материалы о кандидатах, политических партиях, способах голосования, порядке заполнения бюллетеня.

Для связи с глухими и слепыми избирателями в период избирательных кампаний работает необычная «горячая линия». Избиратели с нарушением слуха осуществляют коммуникацию с избирательной комиссией посредством смс-сообщений, а избиратели с нарушением зрения – через специальную программу, которая преобразует смс-сообщения в голосовой сигнал.

При проведении тематических телепередач, информационных выпусков, видеороликов о выборах используются сурдоперевод или «бегущая строка» (субтитрирование).


***

Уважаемые коллеги, Российская Федерация – многонациональное государство, в Конституции которого закреплено равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии.

В России проживает более 190 народов, среди них 47 коренных малочисленных народов, общая численность которых составляет около 500 тысяч человек.

Поэтому по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирательные бюллетени печатаются как на русском языке, так и на государственном языке соответствующей республики или на языке малочисленных народов на территории их компактного проживания.

Кроме того, избирательное законодательство Российской Федерации предусматривает возможность досрочного голосования для тех групп избирателей, которые находятся в труднодоступной или отдаленной от помещения для голосования местности.


***

Уважаемые делегаты! Нам представляется, что у нашей Ассоциации ввиду колоссального исторического опыта демократических процедур в странах региона и миллиардного электората имеется огромный потенциал в области продвижения концепции социально инклюзивных выборов. Думаем, что пришло время на базе нашей Ассоциации создать структуру, которая бы занималась организацией миссий по наблюдению за выборами в Азиатском регионе и выработкой критериев, принципов международного наблюдения с учетом обсуждаемой сегодня проблематики. Этот коллегиальный орган мог бы стать еще одним авторитетным игроком на поле международного мониторинга выборов, что, безусловно, оказало бы положительное влияние на продвижение концепции социально инклюзивных выборов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.


***

Уважаемые коллеги! Думаю, вы согласитесь с тем, что избиратель – ключевая фигура всего электорального цикла и главной задачей органов, проводящих выборы, является содействие реализации избирательных прав абсолютно всех социальных групп, в особенности наиболее уязвимых членов общества. Главная опасность индивидуальной помощи инвалидам на выборах со стороны представителей власти – возможное принуждение к лояльности и голосованию за властную политическую силу. Отмечу, что тема нашего заседания весьма актуальна именно сегодня, 20 марта – в Международный день счастья, который был закреплен ООН по инициативе Бутана – члена нашей Ассоциации, а также в День Земли и весеннего равноденствия, когда происходит обновление природы. Это лучший момент, чтобы ощутить нашу общность и взаимозависимость.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru