Мнения


Майя Гришина: О работе ЦИК России в преддверии муниципальных и президентских выборов

Майя Гришина: О работе ЦИК России в преддверии муниципальных и президентских выборов

(Интервью опубликовано в г. «Известия» 30 марта 2017)


- Уже собраны предложения партий по изменениям в избирательном законодательстве, оппозиция просит отменить муниципальный фильтр. Насколько это возможно?

- Есть международная рекомендательная норма, согласно которой изменения избирательной системы должны происходить не позднее чем за год до выборов. Сейчас идет активная подготовка к губернаторским выборам. Не думаю, что законодатель сейчас будет спешно менять правила игры. Это надо делать заранее.

Некоторые партии выступают за отмену или упрощение «муниципального фильтра». Но идея действующего закона не в фильтре, а в поддержке – в обеспечении того, чтобы кандидаты, которые выдвигаются на должность губернатора, были людьми известными муниципальным депутатам и главам. В этом и есть смысл муниципальной поддержки, а не установлении каких-то препятствий. Понятно, что такая поддержка предъявляет к кандидатуре дополнительные требования.

Обращает на себя внимание проект, в котором предлагают исключить норму, согласно которой депутат может поддержать кандидата только от одной партии. Этот вопрос будет дискутироваться в Госдуме. Председатель ЦИК России считает, что это обсуждаемо. Как я понимаю, это будет рассматриваться уже после президентской кампании.

- ЦИК будет рекомендовать снизить муниципальный фильтр? В Москве он очень высокий – 10%.

- Мы за конкурентность выборов. Объективно к этому, конечно, ведет снижение порога. Федеральный законодатель предложил вилку – от 5 до 10 %. Но это – на усмотрение законодателя субъекта Российской Федерации, и не зря так сделано: иногда 10 % меньше 5 % – все зависит от того, насколько большой депутатский корпус в субъекте. Проценты считаются от абсолютного числа депутатов, а оно зависит от деления субъекта Российской Федерации на муниципальные образования. У нас очень разнородные субъекты по количеству избираемых депутатов, процент зависит от архитектуры местного самоуправления, выстроенной в каждом субъекте. Поэтому не только процентами все меряется. При выборе порога законодатель субъекта Федерации должен руководствоваться также оценкой состояния партийно-политической системы в регионе – в некоторых субъектах до 70 региональных отделений партий, а где-то действуют только четыре парламентские партии.

Законодателю субъекта при определении порога надо ответственно подходить к оценке практического применения фильтра, он должен быть проходимым. Это обсуждалось и в Конституционном Суде, где отметили, что законодатель может установить дополнительные критерии для претендентов на пост губернатора, но они не должны носить непосредственно ограничительный характер, априори не пускать никого на выборы. В каждом субъекте этот порог надо оценивать персонально, нельзя говорить, что 5 % – это здорово, а 10 – нет.

- А конкретно по Москве что можете сказать?

- Давайте сначала посмотрим численность депутатского корпуса. Сейчас как раз идет «нарезка» округов, где 10 сентября пройдут выборы в Москве, она и покажет, 10 % это много или мало. Учитывая, что срок выборов мэра города через год после муниципальных, там уже законодатель разумно подойдет к вопросу оценки. Возможно, другой процент установит.

- А если Центризбиркому покажется, что процент остался большим, дадите свои рекомендации по его снижению?

- ЦИК России оценит его на соответствие законодательству. Да, у нас может быть общая позиция, но какой она будет относительно Москвы через год после муниципальных выборов, я пока не могу сказать.

- Когда следует ожидать утверждения положения, которое ЦИК обещал разработать вдогонку к поправкам в Федеральный закон о выборах Президента Российской Федерации, внесенный сенатором Андреем Клишасом?

- Активно работаем над подзаконным актом, который обозначен в поправках. Плановый срок – конец марта. Рабочий вариант сначала обсудим у себя. К первому чтению, которое состоится в середине апреля, законодатель должен получить доклад. А утверждение будет только после вступления в силу закона. Все промежуточные варианты и их обсуждение, естественно, предполагаются.

Необходимо подготовить как нормативную, так и техническую базу для реализации этого нововведения.

- Поделитесь, пожалуйста, подробностями, что именно ЦИК готовит?

- Цель этих нововведений – упрощение для гражданина процедуры попадания в список избирателей, участие в выборах по месту своего фактического нахождения, учитывая высокую мобильность российского населения и то, что институт открепительных удостоверений не позволял, как показала практика, реализовать права тех, кто проживает не по месту регистрации. Наша задача – учесть эту категорию граждан, чтобы они могли по месту нахождения заранее подать юридически значимое заявление и попасть в список избирателей. Прорабатываем вариант подачи заявления через портал госуслуг, там гражданин идентифицирован. Другой вариант – личная явка в территориальный избирком по месту нахождения с подачей заявления. По каналам связи ГАС «Выборы» будет передана необходимая информация, и человек будет включен в список избирателей. Все предлагаемые ЦИК России решения должны соответствовать запросам информационного общества.

Основными задачами сейчас являются оценка объема информации, которую предстоит обработать для включения граждан в списки избирателей по месту нахождения, подготовка техники и кадров для такой обработки. Также требуется продумать все нюансы для обеспечения прав разных категорий избирателей: как, тех, кто уже давно проживает вне места своей «прописки», так и тех, кто уезжает из доме по делам, которые нельзя отложить в день голосования: тех, кто попал в больницу, кто находится в санатории, в командировке, в гостях, ухаживает за больными или престарелыми родственниками. Надо решить одновременно несколько задач: во-первых, требуется включить гражданина в список избирателей там, где ему это удобно. Во-вторых, необходимо исключить злоупотребление правом, то есть неоднократное включение в список и, соответственно, возможность неоднократной подачи голоса. В-третьих, обеспечить прозрачность и общественный контроль.

- Может, уже обсуждается осуществление голосования по Интернету?

- Интернет-голосование – это, в некоторых странах, современный аналог досрочного голосования, только оно носит еще и дистанционный характер. Где бы ты ни находился, можешь своего кандидата поддержать. Это удобно. Однако далеко не везде такая форма голосования применяется.

- Так, может, его ввести хотя бы в некоторых труднодоступных местах? Это поможет сократить бюджет расходов на выборы.

- Несколько лет назад эта тема в ЦИК обсуждалась, но у меня по поводу труднодоступных мест определённый скепсис был. Там, где транспорт не ходит, а Интернет есть, это спасет ситуацию, но в основном интернет-голосование – это для тех мобильных граждан, которые проживают в мегаполисах или за границей. Если смотреть на мировую практику, возможны взломы, доступ хакеров к персональным данным избирателей. , Кроме того, отсутствуют гарантии того, что человек проголосовал лично и свободно. Человека, который голосует через интернет, надо безошибочно идентифицировать. Чтобы вместо меня никто не проголосовал, я должна иметь идентификационную электронную карту и считыватель, позволяющий с домашнего компьютера определить меня на другом конце, в избиркоме. Затем нам надо обеспечить тайну голосования, то есть должны быть произведены две взаимоисключающие процедуры. Некоторые считают, что технически это решаемо, но риски есть, и многие страны не торопятся вводить интернет-голосование. И, кстати, там, где оно вводится для гражданина, это не бесплатно – людям надо покупать картридеры. Зачастую возможность подачи голоса зашивается в виде чипа на банковскую карту. Иными словами, интернет-голосование нельзя ввести «одним кликом», требуется огромный комплекс мероприятий.

- На повестке стоит вопрос по закупке КОИБ и совсем ничего не говорят в ЦИК о КЭГ? Они будут использоваться или от них отказались?

- Они применяются, но у ЦИК России нет средств и желания это развивать. Для того, чтобы внедрять безбумажное голосование требуется серьезное обновление парка. КЭГ, который весит 15 кг, – это то, что сегодня есть, но проводить их новые закупки явно не стоит.

- По итогам презентации технических средств, которая недавно прошла в ЦИК, уже есть ясность, с кем из представленных там поставщиков КОИБ будет заключен контракт?

- Это еще не понятно, поскольку процедура конкурсная и заявки на участие в аукционе еще принимаются. Победит тот, чьи устройства будут соответствовать техническим требованиям и кто за меньшую цену предложит лучшее.

- А какую цену Вы считаете оптимальной?

- Наш финансовый блок называет обоснованной цену в 180 тыс. рублей за комплекс, который представляет из себя два устройства для голосования, а также печатающее устройство и ящики-накопители бюллетеней. Если в процессе торгов цена будет снижаться, – неплохо. Средства у ЦИК России ограничены.

- Какое время, на Ваш взгляд, удачно для проведения президентских выборов?

- Насколько я вижу, законодатель не собирается ничего менять, все состоится в марте следующего года. Мы готовимся к плановым выборам.

- Думские выборы были перенесены с декабря на сентябрь, это было сделано за год до дня голосования. В случае, если законодатель все же решит перенести президентские выборы, с какими трудностями может столкнуться ЦИК? Что-то может помешать провести президентскую кампанию?

- ЦИК на то и существует как постоянно действующий орган, что готов проводить избирательные кампании тогда, когда решит законодатель. Плановая кампания хороша тем, что мы заранее подготовим нормативные документы, которые помогут и кандидатам подготовиться, разработаем программу информирования избирателей, во внеплановой все делается «на бегу».

- А когда будет готов Избирательный кодекс, ожидаются ли интересные новации?

- Когда и в каком виде, не могу сказать. К вопросу Избирательного кодекса вернемся после выборов Президента. Учитывая, что сейчас существует разнобой мнений как по структуре, так и по концепции Кодекса, – это довольно длительный этап. Нужно ли кодифицировать избирательное законодательство – вопрос дискуссионный. В силу федеративности нашего государства и того, как регулируются Конституцией России порядок проведения выборов, – не факт, что все нормы можно «упаковать» в один юридический документ.

- А ту информацию, которая будет заниматься поправками в избирательное законодательство, ее случайно не рабочая группа при Администрации Президента собирает? Она вообще сформирована уже? Как часто собирается, кто в нее входит? Есть ощущение, что она непублична.

- Рабочая группа при Администрации Президента в данный момент находится в процессе формирования. Ее состав пока не определен. Уже прозвучали сроки создания группы – май-июнь.

- А кто из ЦИК в нее войдет?

- Поскольку группа позиционировалась как межведомственная, Элла Памфилова должна в нее входить. И от органа там достаточно одного представителя. Такие группы создавались и раньше, туда входили именно председатели ЦИК.

- Ждать ли реформу формирования избиркомов? На научно-практической конференции много говорили о том, что неплохо бы увеличить партийное представительство в составе комиссий и сократить число бюджетников, работающих в избиркомах.

- Это после выборов Президента и отталкиваясь от их результатов будет понятно. ЦИК начала работать меньше года назад в нынешнем составе, формирование нижестоящих избирательных комиссий прошло уже в первые месяцы работы. Возникали вопросы, насколько обоснованно новый состав ЦИК может оценивать деловые качества кандидатов. Затем большой объем формирующих мероприятий был проведен нами после выборов депутатов Госдумы, где уже появились объективные критерии оценки. Этот опыт очень полезен – по ходу шли тонкая настройка избирательной системы и реакция на жалобы и замечания, которые приходили в ЦИК. Где-то смена председателей проходила не в плановом порядке, в виде отставок и переназначений. После президентских выборов накопленный нами опыт покажет, нужна ли эта реформа или определенный баланс уже существует. ЦИК наделен исключительным правом внесения кандидатуры председателя регионального избиркома, что является серьезным рычагом воздействия, если применять его комплексно. Этот вопрос реально стоит обсудить после выборов Президента, он покажет, какие плоды дала повседневная работа ЦИК.

- Сотрудники территориальных избиркомов в большинстве своем не имеют должных навыков работы на выборах. ЦИК будет обучать их?

- После выборов 2012 года стояла задача создания нового универсального рабочего блокнота, который бы мог использоваться на разных выборах. Мы эту задачу решили. Подготовили типовой рабочий блокнот. Все позиции доведены до региональных комиссий, а для федеральных мы сделали специальный единый документ. Это – методическая база, ее все получат ближе ко дню голосования.

Также запускаем систему очно-дистанционного обучения, где наработанные материалы будем излагать в доступной форме с помощью средств компьютерной техники. Более того, нам бы хотелось, чтобы была обратная связь с обучающимися и сертификация полученных ими знаний. В идеале мы должны создать ситуацию, когда на участках будут работать только те, кто обучился по нашим материалам и имеет соответствующий сертификат.

- Есть ли необходимость уточнения правил агитации во время избирательной кампании? Совершенно вне зоны регулирования сейчас телеграмм-каналы и мессенджеры. Нужны ли законодательные поправки, которые отрегулируют агитацию в этих новых медиа?

- Закон установил общие правила агитации и распространения агитационных материалов, которые распространяются и на новые медиа, и на мессенджеры. Он подразумевает, что кандидат несет ответственность за содержание своего агитационного материала. И образец любого агитационного аудиовизуального материала представляется в избирательную комиссию. В этом смысле ничего не надо изменять в законе, все уже существует. И в ходе прошедшей избирательной кампании ЦИК приняла довольно много образцов аудио- и видеороликов, которые затем крутились в интернете на легальных основаниях. Это наименее затратный способ агитации и очень удобный. Многие партии и кандидаты этим пользовались и будут пользоваться. На удивление и к радости, в ходе этой избирательной кампании замечаний и жалоб практически не было по этому поводу. Кому надо – пользовались, и закон это дозволял, установил простые рамки использования. Необходимости нарушать не было. Закон показал свою универсальность в этом плане.

Единственное, против чего законодатель сейчас жёстко настроен, – против распространения экстремистских агитационных материалов. На уровне ЦИК каких-то негативных сигналов не было. Они если и возникают, то мгновенно блокируются по указанию Генпрокурора. Ответственность партии или кандидата за такой материал – снятие с выборов. Никто не захотел рисковать. В результате в интернете создалась конкурентная среда, все имели доступ.

- А ЦИК наблюдает за этим?

- Да, в какой-то мере, но поручить ЦИК мониторить все интернет-пространство нереально. Мы тогда должны бросить все свои дела и увеличить штат на сотни единиц. Это, скорее, вопрос к спецслужбам. Они мониторят интернет на предмет экстремизма. Любое ограничение должно исходить из посыла – для чего. Для телевидения ограничения понятны – кандидатам должен быть обеспечен равный доступ. А зачем делать ограничения в интернете, если все и так имеют этот равный доступ, который ничем технически не ограничен.

- Нуждается ли в дополнительном законодательном урегулировании видеонаблюдение? Были случаи, когда нарушение зафиксировано, но суд видеозапись в качестве доказательства не принимает.

- Такой проблемы нет, главное все правильно оформить. Видеоматериал является в суде доказательством если там есть обозначение, когда он был снят, в каком месте и кем. А почему иногда не является - предмет оценки обоснованности позиций судей. То же касается и жалобщиков, которые апеллируют к материалам видеонаблюдения. Правила для всех одни и те же. Почему не засчитывается материал в качестве доказательств? Значит он не соответствует требованиям процессуального законодательства, то есть какой-то дефект. Надо изучать конкретное дело.

- Будет ли как-то совершенствоваться процедура проверки подписей в поддержку кандидатов? Или этот институт надо вообще отменить?

- От данного института законодатель пока не предполагает отказываться, адекватных замен ему не предложено, большинством зарубежных стран такая практика поддерживается. В избирательные бюллетени все-таки надо попадать исходя из каких-то критериев. Сбор подписей – непростое мероприятие, но для президентских выборов, например, законодатель здорово снизил порог прохождения. Продвижение в этом вопросе есть.

- В Центризбиркоме выступали в поддержку закона о праймериз. Он появится? Отслеживаете?

- Мы разобрались с правовым режимом имущества избиркомов (кабинки, ящики для голосования), которое можно на время передавать партиям для проведения праймериз. Если вдруг на практике окажется, что регулятивных мер гражданского кодекса недостаточно, значит опять будем вопрос поднимать. Перед единым днем голосования эти процедуры пойдут, посмотрим новую практику.

- Как ЦИК планирует активизировать молодежь? Судя по тому, что эта категория граждан не очень активна на выборах, работа со стороны ведомства должна быть усилена.

- Разрабатываем концепцию информационно-разъяснительной деятельности, проведем студенческий конкурс и конкурс для молодых преподавателей. В регионах уже прошли дни молодых избирателей. Вообще мы нацелены на все категории избирателей, не будем специально кого-то выделять. Есть у нас традиция работать с будущими избирателями, и, как показывает многолетняя практика, она дает долгосрочные результаты. Я изучала этот вопрос, находясь в регионах. Спрашивала, зачем вы работаете со школьниками. Говорят, что те, с кем начинали работать с младшего возраста, спустя десять лет пришли в избирательную систему – работать в участковых комиссиях, выдвигаться кандидатами. Региональные комиссии выработали интересные формы работы и, думаю, будут продолжать это делать.

- Это единичные случаи. Социологи предоставляют другие данные, из которых следует, что молодые люди в лучшем случае один раз в жизни приходят на выборы, когда получают паспорт, а большинство их игнорируют.

- Те комиссии, которые с молодёжью продуктивно работают, свой вклад и получают. Когда человек идет на выборы впервые, ему это интересно, потом, действительно, наступает некий этап в жизни человека – 25–40 лет, когда он занят какими-то другими делами и выборами меньше интересуется. Люди объективно в это время заняты строительством карьеры, семьи и т.д. Вопросы функционирования государства для них иногда отходят на второй план. Но некоторые понимают, что от их участия в формировании власти зависит дальнейшая жизнь. То, как дальше избиратель будет жить, зависит от результатов голосования.


 


Возврат к списку


При перепечатке материалов, опубликованных в «Вестнике
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», или
использовании содержащихся в них сведений ссылка на источник обязательна
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru