Мнения


Сиябшах Шапиев: О результатах наблюдения за парламентскими выборами в Армении

Сиябшах Шапиев: О результатах наблюдения за парламентскими выборами в Армении


Сиябшах Магомедович, Вы проводили мониторинг проведения выборов 2 апреля 2017 года в Национальное Собрание Республики Армения в рамках международной Миссии наблюдателей от СНГ. Расскажите об этом подробнее.

Прошедшее голосование – это  первые общегосударственные выборы в Армении после проведения два года назад конституционных реформ, которые предусматривают переход страны к парламентской форме правления после истечения срока полномочий действующего главы государства в 2018 году. В соответствии с принятыми республикой международными обязательствами были внесены существенные изменения в национальное избирательное законодательство. Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств, в составе которой приняли участие, в том числе, представители ЦИК России и региональных избиркомов, изучала применение на практике этих изменений.

Наблюдатели от Миссии проводили анализ соответствия законодательства республики положениям Конвенции о стандартах демократических выборов государств – участников СНГ, различных документов ООН, включая Всеобщую декларацию прав человека, а также основных и специальных документов ОБСЕ и Совета Европы, регулирующих вопросы проведения выборов.

Представители Миссии также оценивали соответствие национального законодательства  рекомендациям Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (МПА СНГ) по совершенствованию законодательства в соответствии с международными избирательными стандартами, а также рекомендациям, содержащимся в итоговых документах предыдущих миссий СНГ  и групп наблюдателей от МПА СНГ.  В прошлый раз такое наблюдение проводилось в отношении парламентских выборов 2012 года, президентских выборов 2013 года и  конституционного референдума 2015 года.

Кроме того, эксперты  оценивали в Республике Армения степень применения рекомендаций, подготовленных Международным институтом мониторинга развитии демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ  (далее – Международный институт мониторинга).

Каково заключение экспертов о результатах наблюдения?

По итогам экспертизы Международный институт мониторинга вынес заключение о соответствии регулирующего выборы национального законодательства Армении международным стандартам демократических выборов. Наблюдателями установлено, что порядок организации и проведения выборов Национального Собрания обеспечивает реализацию республикой принятых международных обязательств.

Факт, что в Республике Армения учли рекомендации международных мониторинговых  и экспертных организаций в области совершенствования законодательства и правоприменительной практики, был признан в том числе в Заключении Венецианской комиссии от 17 октября 2016 года и Отчете Миссии БДИПЧ ОБСЕ по оценке потребностей 30 ноября – 2 декабря 2016 года.

Какие основные нововведения отражают эти рекомендации?

В первую очередь изменения коснулись условий наделения пассивным избирательным правом. Согласно этим условиям депутатом законодательного органа может быть избран любой гражданин Республики Армения, достигший 25 лет и постоянно проживающий в республике последние 4 года. При этом он должен обладать активным избирательным правом и владеть армянским языком.

Также изменения коснулись избирательного права в отношении лиц, осужденных к лишению свободы. В случае, если человек осужден за нетяжкое преступление или преступление средней тяжести, за ним сохраняется право голосовать на выборах.

Кроме того, были приняты меры для учета интересов проживающих в республике национальных меньшинств. Возможность отступления от чистой пропорциональности избирательной системы при формировании Национального Собрания обеспечивается конституционно. В частности, для представителей национальных меньшинств выделяются квоты. На данный момент для представителей каждого из национальных меньшинств – езидов, русских, ассирийцев, курдов – в составе парламента предусматривается дополнительно 4 места.

Количество депутатов парламента Республики Армения составляет 101 человек. К этому количеству добавляется 4 представителя национальных меньшинств. Таким образом, общее количество составляет 105 депутатов. Причем эта цифра оказывается плавающей с учетом других особенностей методики распределения мандатов, предусмотренной законодательством.

Еще одно интересное нововведение касалось состава избирательных комиссий, куда вошли представители политических партий и блоков, представленных на сегодня в парламенте. Председатель и секретарь, представлявшие правящую партию и оппозицию, назначались вышестоящей комиссией по жеребьевке и удельному весу.

Особенность организации работы заключалась в том, что члены участковой избирательной комиссии узнавали порядок исполнения обязанностей по обеспечению работы избирательного участка только утром в день голосования, причем вид деятельности члена комиссии менялся каждые два часа. Распределение обязанностей и время их выполнения устанавливались жеребьевкой до открытия избирательного участка и фиксировались в специальном журнале. Кроме того, каждому члену комиссии выдавался свой кодированный штамп, который он использовал вместо подписи для регистрации своих действий.

Особое внимание было также уделено самой процедуре голосования и техническим нововведениям, которые способствовали существенному повышению доверия к выборам.

Как  происходила процедура голосования и какие применялись технические средства?

На этих выборах в Армении впервые применили процедуры сканирования удостоверений личности и дактилоскопию, которые помогли избежать двойного голосования. Примерно 90 % избирательных участков были оснащены специальным техническим оборудованием, на котором  специалисты органов внутренних дел проводили автоматизированную идентификацию граждан.

Это происходило следующим образом. На избирательном участке гражданин подходил к техническим специалистам, которые сканировали его паспорт или иное удостоверение личности. Кроме того, избирателю предлагалось оставить отпечаток указательного пальца на специальном сканирующем устройстве. После сканирования отпечатка и идентификации личности избирателя загорался световой индикатор: зеленый – в случае, если человек еще не голосовал в этот день, желтый – если он пришел не на свой участок и красный – если  человек уже принял участие в голосовании. При этом надо отметить, что за попытку повторного участия в голосовании в Армении предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком до 3 лет. Эта система позволяла мгновенно установить, принял ли тот или иной избиратель участие в голосовании.

После идентификации гражданина это же устройство автоматически выдавало избирателю талон с соответствующим номером, фотографией голосующего  и отрывным корешком. С этим талоном он направлялся к членам комиссии, отмечался в журнале избирателей и получал бюллетени для голосования и конверт.

В чем была особенность этих бюллетеней и для чего использовался конверт?

Одно из отличий от российской процедуры заключалось в том, что в Армении для каждой партии выпускался отдельный бюллетень. В конверт избиратель помещал бюллетень той партии, за которую он голосовал. Угол конверта был специально отрезан, чтобы любой мог убедиться в том, что в нем размещен только один бюллетень. При этом выглядывающий угол бюллетеня помечался специальным стикером. Остальные неиспользованные бюллетени избиратель выбрасывал в отдельный ящик, а с конвертом подходил к ящику для голосования. Член комиссии забирал отрывной корешок от идентификационного талона, который голосующему выдавали вначале, проставлял на нем свой штамп и убирал на хранение. После этого член комиссии открывал прорезь в ящике для голосования, куда избиратель опускал конверт.

Таким образом, конверт помогал сохранить тайну голосования, а использование стикеров упрощало процедуру проверки итогового количества голосов, поскольку такие стикеры размещались на листах по сто штук.

Что происходило по окончании голосования?

В 20:00 ящик для голосования был опломбирован и члены комиссии приступили к подсчету избирателей по журналу. Подсчет списка производился дважды, разными членами избиркома, независимо друг от друга. Затем подсчитывались отрывные талоны, после чего считали количество самих бюллетеней. Сравнение результатов каждого этапа подсчета позволяло избежать ошибок.

Что еще отличало прошедшие выборы в Армении?

Для повышения уровня доверия к процедуре и результатам голосования законодатели республики пошли на беспрецедентные меры. Так, для того, чтобы наблюдатели и все заинтересованные лица могли убедиться, что человек принимал участие в голосовании, после окончания выборов на сайте избирательной комиссии публиковались отсканированные копии журнальных списков избирателей. Эти списки содержали, соответственно, не только такие персональные данные как фамилия, имя и отчество избирателя, но и адрес проживания и образец подписи. Это противоречит законодательству многих стран о защите персональных данных, но было сделано по рекомендациям Венецианской комиссии, представители которой ратовали за принятие этой нормы в целях обеспечения доверия к выборам и избранной власти несмотря на то, что это изменение может провоцировать случаи различного рода злоупотреблений в различных сферах общественной и личной жизни.

Насколько успешно прошло введение технических новшеств в работу комиссий?

Иногда, когда проводили дактилоскопию у пожилых людей, техника давала сбой. Дело в том, что узор пальцев рук стирается с возрастом и становится трудноразличим. Это произошло даже при сканировании отпечатков пальцев Президента Армении Сержа Саргсяна. В целом же серьезных сбоев в работе технических средств не зафиксировано.

Что Вы можете сказать о работе Центральной избирательной комиссии Республики Армения в ходе проведения голосования?

ЦИК Армении провела огромную работу по обучению членов комиссий с учетом изменений законодательства. Это чувствовалось, поскольку в день выборов в работе комиссий не было сбоев. Участвующие в деятельности избиркомов демонстрировали хорошее знание законодательства и навыки по организации избирательного процесса.

Какие нововведения, на Ваш взгляд, можно было бы применить для совершенствования избирательного законодательства в России?

Целесообразной и эффективной представляется возможность проведения предварительной жеребьевки по распределению обязанностей между членами УИК в день голосования.  Благодаря такой жеребьевке снижается возможность организации  правонарушающих технологий и повышается ответственность каждого члена участковой комиссии за свои действия. Кроме того, рациональным видится введение в состав избирательных комиссий представителей политических партий и блоков сегодняшнего парламента.

Вызывает интерес и сама процедура голосования, включая автоматизированную идентификацию избирателя, использование отдельных бюллетеней для каждой партии, конверта, стикера строгой отчетности, отрывного талона – то есть все те меры, которые исключают двойное голосование и возможность ошибок при подсчете голосов.



Возврат к списку


При перепечатке материалов, опубликованных в «Вестнике
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», или
использовании содержащихся в них сведений ссылка на источник обязательна
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru