Мнения


Организационно-правовые аспекты рассмотрения избирательными комиссиями обращений о нарушениях правил информационного обеспечения выборов в Интернете

Майя Гришина, член ЦИК РФ, заслуженный юрист Российской Федерации
Мария Смелянская, заместитель начальника Правового управления – начальник отдела правового обеспечения в сфере массовых коммуникаций и ИТ Федеральной службы по надзору в сфере связи


Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» широко используется кандидатами, избирательными объединениями, гражданами для поиска и распространения информации, связанной с выборами. Порядок распространения информации, в том числе агитационного содержания, регулируется комплексом норм действующего законодательства. Указанное регулирование подробно проанализировано в Справочно-методическом материале по некоторым вопросам использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для информационного обеспечения выборов, одобренном на заседании ЦИК России 29 июля 2015 года (выписка из протокола № 294-1-6)1.

На протяжении ряда лет кандидатами и избирательными объединениями успешно практикуется такой вид агитации, как размещение агитационных материалов (баннеров, роликов и т.п.) в Интернете, как в сетевых изданиях, так и на сайтах, не являющихся зарегистрированными средствами массовой информации. Сетевые издания, обладая правовым статусом средства массовой информации, обязаны исполнять требования законодательства о выборах в части соблюдения сроков агитационного периода в СМИ (пункт 2 статьи 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), а также пунктов 5 и 6 статьи 50 Федерального закона № 67-ФЗ о единых и предварительно обнародованных расценках на размещение в них агитационных материалов. Уже в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2011 году в ЦИК России были представлены соответствующие уведомления от 32 сетевых СМИ, а в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации – от 166 сетевых СМИ2. На выборах в единый день голосования 8 сентября 2013 года в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации поступило 115 уведомлений от сетевых изданий3, при проведении выборов в 2015 году –142 уведомления4.

В статье 54 Федерального закона № 67-ФЗ подробно урегулированы правила выпуска и распространения кандидатами и избирательными объединениями агитационных материалов. Указанные правила вполне применимы для распространения агитационных материалов в Интернете и позволяют на законных основаниях широко пользоваться данным методом агитации. Однако не исключены также нарушения этих правил и, соответственно, жалобы конкурентов.

Кроме того, в Интернете не исключены и случаи нарушения правил опубликования результатов опросов общественного мнения (статья 46 Федерального закона № 67-ФЗ)5.

На практике отмечены случаи распространения предвыборной агитации в Интернете вне агитационного периода, установленного статьей 49 Федерального закона № 67-ФЗ, в день голосования6.

Существуют ли какие-либо особенности рассмотрения избирательными комиссиями обращений, содержащих информацию о нарушениях правил информирования избирателей в Интернете?

Представляется, что при рассмотрении указанных обращений избирательным комиссиям следует руководствоваться пунктами 4 и 5 статьи 20, пунктами 7–9 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ, то есть рассматривать в пределах своей компетенции обращения о нарушениях Федерального закона № 67-ФЗ, иных законов и принимать меры по устранению допущенных нарушений.

В случае распространения подложных агитационных материалов, распространения агитационных материалов с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.

Как и при рассмотрении любого сообщения о фактах нарушений, избирательной комиссии следует проверить обоснованность обращения о нарушении в Интернете. С целью подтверждения признаков выявленного противоправного деяния к обращению должна быть приложена нотариально заверенная распечатка снимка экрана монитора (скриншот). В случае отсутствия нотариального удостоверения верности скриншота либо указания в самом обращении на сайт в Интернете или на страницу сайта, где размещена противоправная информация (без приложения скриншота), указанная информация подлежит проверке соответствующей избирательной комиссией.

При подтверждении факта нарушения комиссия должна:

а) обеспечить фиксацию факта нарушения;

б) принять решение об обращении в органы, в компетенцию которых входят вопросы пресечения незаконной агитации и принятия мер ответственности к нарушителям;

в) обеспечить составление уполномоченным на то членом избирательной комиссии с правом решающего голоса протокола об административном правонарушении (если составление протокола по факту выявленного правонарушения относится к компетенции члена комиссии с правом решающего голоса).

Фиксация фактов нарушения в данном случае имеет свою специфику. Для такой фиксации необходимо изготовить распечатку скриншота и заверить ее7. Также фиксация возможна путем изготовления электронной копии страницы сайта в Интернете с информацией, распространяемой с нарушением закона.

Скриншот страницы сайта в Интернете изготавливается путем нажатия на клавишу PrintScreen (Ctrl + PrintScreen на некоторых компьютерах). Затем необходимо вставить скриншот в графический редактор «Paint»8. Далее целесообразно сохранить файл как изображение (.jpeg). Также можно вставить скриншот в новый документ Microsoft Word и сохранить его как документ (.rtf, .doc или .docх). После проведения указанных процедур полученное изображение или документ следует распечатать. Распечатка скриншота должна отвечать следующим требованиям:

содержать дату и время изготовления;

содержать адрес страницы сайта и название сайта;

на скриншоте должна быть отображена именно та информация, которая отражена в процессуальных или иных документах – протоколах, актах и т.д.

Заверение распечатки может осуществляться членом избирательной комиссии с правом решающего голоса: председателем, заместителем председателя, секретарем избирательной комиссии или иным членом комиссии, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, с указанием его должности, фамилии, имени и отчества. Рекомендуется заверение распечатки скриншота печатью.

Вместе с изготовлением скриншота целесообразно составить акт о его изготовлении, в котором фиксируется сам факт изготовления скриншота и содержится информация об обстоятельствах изготовления, а также о лицах, его изготовивших.

Акт об изготовлении скриншота должен содержать следующие сведения:

  • фамилия, имя и отчество лица, изготовившего скриншот, его должность и подпись;
  • сведения о месте и времени изготовления скриншота и составления акта, оборудовании, операционной системе и браузере (с указанием версии программы), при помощи которых была открыта запечатленная интернет-страница.

Акт об изготовлении скриншота также рекомендуется заверить печатью.

Целесообразным является производство видеозаписи изготовления скриншота и осмотра страницы сайта в Интернете. На видеозаписи должны быть отражены те же сведения, что и на скриншоте.

В случае размещения на странице сайта в Интернете видеоматериала, факт размещения которого необходимо зафиксировать, рекомендуется производство видеозаписи осмотра страницы вместе с проигрыванием видеоматериала.

Свою специфику имеет и вопрос об определении лица, ответственного за распространение информации (проведение предвыборной агитации), о которой идет речь в обращении в избирательную комиссию. Приобретение правового статуса сетевого издания путем прохождения регистрации в качестве средства массовой информации в Роскомнадзоре предполагает, что учредители, редакция, главный редактор средства массовой информации реализуют права и исполняют обязанности по соблюдению норм Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность средств массовой информации.

Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 97-ФЗ Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) дополнен статьей 102, которой введено в правовой оборот понятие «блогер». Под этим понятием понимается владелец сайта и (или) страницы сайта, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей Интернета.

Если в связи с рассмотрением соответствующего обращения возникает необходимость запроса информации у редакции сетевого издания, следует учитывать, что на официальном сайте Роскомнадзора по адресу: rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/ размещен реестр зарегистрированных средств массовой информации, в котором в том числе содержатся сведения об адресе редакции сетевого издания.

Так называемый реестр блогеров размещен также на официальном ресурсе Роскомнадзора по адресу: 97-fz.rkn.gov.ru.

Кроме того, основываясь на практике Роскомнадзора, для определения владельца доменного имени или сайта целесообразно использовать такие ресурсы, как http://whois-service.ru, а для выявления IP-адреса – http://ip-whois.net/website_ip.php и http://speed-tester.info/ip_location.php. Сведения о владельцах сайтов можно запросить у регистраторов доменов второго уровня, например таких, как Координационный центр национального домена сети Интернет, по адресу: http://www.cctld.ru/ru/ или в справочных системах http://www.nameserver.ru/, http://www.1whois.ru и других.

Согласно части 8 статьи 102 Федерального закона № 149-ФЗ реестр сайтов и (или) страниц сайтов, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей, формируется Роскомнадзором по результатам рассмотрения обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти, а также на основании данных, полученных в результате мониторинга Интернета. В связи с этим в случае отсутствия соответствующего сайта, страницы сайта в реестре блогеров избирательная комиссия может направить обращение в Роскомнадзор с целью рассмотрения вопроса о включении интернет-ресурсов в указанный реестр.

В заключение отметим, что правоприменительная практика в рассматриваемой сфере находится на этапе становления. «Просторы» Интернета качественно отличаются от иных площадок (средств), с помощью которых циркулируют мнения и информация. Интернет в отличие от обычного разговора в кругу знакомых или даже публичного выступления на городской площади потенциально обладает безразмерной широтой аудитории. Также в Интернете безразмерны возможности для выражения альтернативных мнений, оперативного опровержения информации, что отличает их от возможностей печатного издания или телеканала, ограниченных печатной площадью или не более чем двадцатью четырьмя часами в сутки эфирного времени.

Эти факторы необходимо учитывать, применяя правовые нормы для абстрактной оценки того или иного явления в Интернете. Основной целью правоприменения должно быть сохранение и поддержание баланса конституционно защищаемых ценностей – права на свободные выборы и свободы слова и информации.

  1. Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2015. № 7.
  2. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. 2011: Сборник информационно-аналитических материалов / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М., 2012. С. 144, 225.
  3. Выборы в субъектах Российской Федерации 8 сентября 2013 года: Электоральная статистика / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М., 2014. С. 129.
  4. http://cikrf.ru/news/relevant/2015/09/11/01.html.
  5. Так, в решении судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 18 августа 2014 года № 12-301/2014 указано, что администратором доменного имени «…» – ООО «Редакция газеты «…» совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.5 КоАП – нарушение организацией, осуществляющей выпуск и распространение СМИ, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, выразившееся в том, что при проведении и опубликовании результатов опроса общественного мнения не были указаны следующие сведения: территория, на которой проводился опрос; статистическая оценка возможной погрешности; лицо (лица), заказавшее (заказавшие) проведение опроса и оплатившее (оплатившие) указанную публикацию (обнародование). Указанное юридическое лицо было признано виновным в совершении вышеуказанного правонарушения и понесло наказание в виде штрафа. – Информация предоставлена Избирательной комиссией Красноярского края.
  6. Так, например, в ходе избирательной кампании по выборам Губернатора Новосибирской области было установлено, что на странице социальной сети «ВКонтакте» гражданкой И.Ф. был распространен агитационный материал вне агитационного периода (в день голосования).
    По результатам проведенного административного расследования 16 сентября 2014 года в отношении гражданки И. Ф. был составлен протокол об административном правонарушении по статье 5.10 КоАП РФ. При этом гражданка И. Ф. дала письменные пояснения по делу, где признала факт размещения ею вышеуказанной информации на странице в социальной сети «ВКонтакте».
    На основании имеющихся в деле материалов постановлением судьи суда Центрального района г. Новосибирска от 30 октября 2014 года гражданка И. Ф. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.10 КоАП РФ. Решением судьи Новосибирского областного суда от 25 ноября 2014 года данное постановление было оставлено без изменений. – Информация предоставлена Избирательной комиссией Новосибирской области.
  7. С учетом положений приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций «Об утверждении порядка направления обращений о недопустимости злоупотреблений свободой массовой информации к средствам массовой информации, распространение которых осуществляется в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет» скриншот должен быть заверен надлежащим образом. Простая распечатка скриншота не может рассматриваться в качестве надлежаще оформленного документа или надлежащего доказательства.
  8. Совершение указанного действия осуществляется следующим образом для разных версий графического редактора «Paint»:
    для версии «Paint» 5.1 Windows XP Professional для вставки скриншота в графический редактор «Paint» необходимо открыть вкладку «Правка» и нажать на «Вставить»;
    для версии «Paint» 6.1 Windows 7 Профессиональная – нажать на «Вставить».


Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru