Мнения


Александр Кинёв: Цель Центризбиркома – повышение доверия граждан к избирательной системе

Александр Кинёв: Цель Центризбиркома – повышение доверия граждан к избирательной системе


В Российской Федерации организацией выборов занимается почти 900 тысяч человек. Число кажется огромным, если не сравнивать его с числом избирателей – их в России более 111 миллионов.

Кто же эти организаторы выборов? В первую очередь, это Центральная избирательная комиссия. В каждом регионе России действуют избирательные комиссии субъектов Российской Федерации – их 85. В границах городов и районов сформирована 2 771 территориальная избирательная комиссия. И, наконец, участковые избирательные комиссии, которых на данный момент 94 429. Именно члены участковых избирательных комиссий составляют большинство организаторов выборов в России – их более 840 тысяч человек.

Россия – федеративная страна, поэтому система избирательных комиссий Российской Федерации строится следующим образом. Во главе, конечно, стоит Центральная избирательная комиссия – комиссия, организующая выборы федерального уровня. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации не подчинены Центральной избирательной комиссии напрямую, хотя ЦИК России координирует и контролирует их работу, в том числе вопросы юридического сопровождения, обучения и так далее.

Кроме избирательных комиссий субъектов, в России существуют избирательные комиссии муниципальных образований, поскольку в Конституции Российской Федерации государственная власть и местное самоуправление разделены.

В определенных законом случаях могут создаваться окружные избирательные комиссии, однако все чаще и чаще их обязанности исполняют избирательные комиссии субъектов Федерации или территориальные комиссии.

Каков же порядок формирования избирательных комиссий? Начнем с Центральной избирательной комиссии. Нижняя палата российского парламента – Государственная Дума, верхняя палата российского парламента – Совет Федерации и Президент России назначают по пять членов ЦИК России, которые и входят в состав Центральной избирательной комиссии. Члены ЦИК России избирают руководство комиссии тайным голосованием на первом заседании Центральной избирательной комиссии. В состав руководства входит Председатель Комиссии, заместитель Председателя и секретарь.

Как формируются избирательные комиссии в регионах? Здесь основную роль играют законодательный орган власти и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. По закону в состав комиссии входит от 10 до 14 человек, половину из них предлагает высшее должностное лицо, другую половину – законодательный орган власти субъекта Федерации. Каждый из участников этого процесса включает в свой список по одному кандидату, предложенному Центральной избирательной комиссией. Таким образом, ЦИК России имеет опосредованное отношение к формированию региональных избирательных комиссий, в том числе предлагает кандидатуру на должность председателя регионального избиркома.

Так же как и в ЦИК России, на первом заседании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирается руководство комиссии: председатель, заместитель и секретарь.

Краеугольный принцип, по которому формируется состав избирательных комиссий, – это принцип партийности. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» декларирует, что избирательные комиссии формируются на основе предложений политических партий. Сегодня среди членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации присутствуют представители шести политических партий: как представленных в парламенте, так и непарламентских. Еще большее партийное разнообразие мы наблюдаем в регионах: в избирательных комиссиях субъектов Федерации присутствуют представители 27 политических партий. Среди членов региональных комиссий партийные представители составляют большинство. Например, в Красноярском и Ставропольском краях из 14 членов избиркома – по 10 предложены политическими партиями, в Белгородской области – девять членов.

Очень важный этап деятельности Центральной избирательной комиссии начался в прошлом, 2016 году, когда был сформирован новый состав Комиссии, и в него вошли девять новых членов. Было полностью обновлено руководство ЦИК России, избраны новые Председатель, заместитель Председателя и секретарь.

Большую работу в прошлом году пришлось проделать в регионах: из 85 региональных избирательных комиссий в 2016 году был обновлен состав в 63, это около двух третей. Где-то сменилось только несколько членов комиссий, где-то полностью обновилось руководство. Поскольку «кадры решают все», такая ротация способствовала появлению в работе многих избирательных комиссий новых подходов, новой идеологии.

Несколько слов о принципах, на основе которых работают избирательные комиссии России.

1. Принцип независимости.

Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» декларируется, что избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и местного самоуправления. Решения, которые принимают избирательные комиссии, не требуют никакого одобрения и никакой государственной регистрации.

2. Принцип федерализма.

В России существует федеральное законодательство, регулирующее вопросы выборов. Однако в каждом субъекте Российской Федерации есть собственные законы, регламентирующие и устанавливающие порядок региональных и местных выборов.

3. Принцип финансовой независимости.

Финансирование Центральной избирательной комиссии осуществляется из бюджета Российской Федерации, финансирование региональных избиркомов – из бюджета субъектов Российской Федерации. Финансирование федеральных кампаний, в том числе кампаний по выборам Президента, осуществляется из бюджета Российской Федерации.

Все члены Центральной избирательной комиссии, а также руководство избиркомов всех 85 субъектов Российской Федерации работают на постоянной, штатной основе. Их зарплата утверждена и имеет четкие границы, а также федеральные гарантии – такие же, как у государственных служащих.

Имущество, необходимое для исполнения полномочий, передается избирательным комиссиям безвозмездно – это помещения, которые они занимают, помещения для организации выборов, размещения избирательных участков, материально-технические средства и так далее.

4. Статус членов избирательных комиссий.

В законе сказано, что член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации замещает государственную должность Российской Федерации, а член избирательной комиссии региона, соответственно, замещает государственную должность субъекта Российской Федерации. То есть по своему статусу они приравнены, например, к статусу федерального или регионального министра.

5. Принцип неприкосновенности.

В законе прописаны четкие критерии неприкосновенности членов избирательных комиссий. В частности, в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» говорится, что решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена ЦИК России с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, о привлечении их в качестве обвиняемых может приниматься только Председателем Следственного комитета Российской Федерации. Решение об административном наказании может быть принято только с согласия Генерального прокурора.

Принципы, по которым работают избирательные комиссии Российской Федерации, конечно же, требуют совершенствования, уточнения, развития. ЦИК России активно работает в этом направлении. В частности, 1 июня 2017 года Президент России подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации». Принятие этого закона стало еще одним шагом на пути совершенствования российского избирательного законодательства.

При этом процесс совершенствования законодательства важен не сам по себе. Двигаясь по пути развития избирательных процедур, необходимо четко осознавать конечную цель этого процесса. Эта цель проста и понятна – повышение доверия избирателей к избирательной системе и результатам выборов.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru