Мнения


Майя Гришина: Материалы сетевого издания «Вестник ЦИК России» рассчитаны на широкий круг читателей

Майя Гришина: Материалы сетевого издания «Вестник ЦИК России» рассчитаны на широкий круг читателей


ЦИК России имеет два официальных издания – журнал «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и сетевое издание «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации». Не могли бы Вы раскрыть суть официального статуса этих изданий?

ЦИК России обязана осуществлять информирование избирателей через средства массовой информации и иметь официальный печатный орган и сетевое издание в силу прямого указания действующего законодательства о выборах. В соответствии с пунктом 15 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации имеет официальный печатный орган и официальное сетевое издание. Говоря о понятии «официальное издание», мы должны иметь в виду главную цель существования данных изданий, прямо вытекающую из закона о выборах, – официальное опубликование документов ЦИК России. При этом наличие официального сетевого издания позволяет осуществлять такое опубликование «день в день».

Журнал «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» выходит уже более 20 лет. Сетевое издание стало выпускаться относительно недавно. В чем необходимость и важность создания ЦИК России именного сетевого издания?

При запуске сетевого издания «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» мы решили вопрос оперативного официального опубликования документов ЦИК России.

Но возможности сетевого издания шире. Это оперативное информирование о состоянии федерального законодательства о выборах и референдумах, освещение мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в субъектах Российской Федерации, с обучением организаторов выборов, размещение аналитических материалов по итогам прошедших федеральных и региональных кампаний, освещение судебной практики и многое другое. При этом центральное место в структуре сетевого издания отдается разделу «Мнения», который представляет собой площадку для интервью, публикаций членов ЦИК России, организаторов выборов из субъектов Российской Федерации, представителей научного и экспертного сообществ.

При этом доступность сетевого издания для аудитории несравнимо выше доступности бумажного «Вестника». А содержание сетевого издания значительно больше по объему, чем в журнале, то есть сетевое издание содержит эксклюзивные публикации, недоступные в других изданиях ЦИК России. Необходимо отметить, что формат сетевого издания как средства ведения информационно-разъяснительной работы в последние годы стал востребован и у наших коллег в регионах. Данная практика имеет место в избирательных комиссиях ряда регионов, в том числе Краснодарского и Хабаровского краев, Амурской, Архангельской, Владимирской, Вологодской, Калужской, Ленинградской, Московской, Ивановской, Самарской и Свердловской областей, Московской городской избирательной комиссии и Санкт-Петербургской избирательной комиссии. И тут можно отметить тенденцию роста количества подобных изданий.

Рубрика «Мнения», где размещаются высказывания членов ЦИК России, членов избирательных комиссий в регионах, экспертов по тем или иным вопросам выборов. Каким образом принимается решение об этих публикациях, должно ли мнение авторов издания совпадать с официальной позицией ЦИК России по обсуждаемым вопросам?

Рубрика «Мнения» в сетевом издании была создана как площадка для выражения мнения экспертов, как возможность представителям ЦИК России, нашим коллегам из субъектов Российской Федерации поделиться своим опытом. Все материалы, которые планируются к размещению в сетевом издании, рассматриваются Редакционной коллегией и по каждой рукописи принимается решение о публикации. Вместе с тем уже сам формат раздела–«Мнение» – предусматривает, что автор выражает свое авторское видение, которое не всегда отражает точку зрения Редакционной коллегии и может не совпадать с официальной позицией ЦИК России.

На какую аудиторию рассчитано сетевое издание «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»?

Сетевое издание предназначено для широкого круга читателей – здесь найдут для себя материалы юристы, социологи, историки, политологи и практики – специалисты в области организации выборов, а также представители научного сообщества и избиратели, занимающие активную общественную позицию. При подготовке публикаций в сетевое издание мы рекомендуем авторам по возможности избегать «сухого» юридического стиля нормативных документов и ориентироваться на широкий круг читателей, которым интересна тема выборов в России, говорить «просто о сложном».

Какую еще работу проводит ЦИК России с целью повышения компетенции организаторов выборов?

Для участковых комиссий ЦИК России готовит комплекс материалов как традиционных – Рабочий блокнот, методички, учебные программы, так и в новых формах, к которым можно отнести плакаты «Подсчет голосов избирателей участковой избирательной комиссией», памятки с иллюстрациями, интерактивные материалы. Среди них – новый сборник тестов для участковых и территориальных избирательных комиссий в формате, похожем на тесты по сдаче Правил дорожного движения.

В 2017 году ЦИК России совместно с РЦОИТ при ЦИК России проведен ряд обучающих мероприятий для избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Так, в апреле текущего года было проведено очное обучение впервые избранных председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и секретарей субъектовых комиссий. В мае в режиме видеоконференцсвязи было проведено обучение заместителей председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, в том числе впервые избранных.

До конца текущего года нами запланировано проведение еще ряда обучающих мероприятий.

Так, например, на ноябрь для избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в ЦИК России запланировано проведение обучения членов комиссий (работников аппаратов), обеспечивающих правовое сопровождение деятельности избирательных комиссий (юрисконсультов). В декабре планируется обучение членов территориальных избирательных комиссий (в случае их формирования), в полномочия которой входит руководство деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных за пределами территории Российской Федерации, по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, а также обучение представителей МИД России (росзагранучреждений по согласованию с МИД России).

Отдельное направление работы – обучение представителей политических партий, наблюдателей.

На какие законодательные нормы, касающиеся информационного обеспечения выборов, Вы посоветуете обратить внимание представителям средств массовой информации, особенно в преддверии единого дня голосования 10 сентября 2017 года и выборов Президента Российской Федерации?

В первую очередь – на соблюдение требований закона об объективном, достоверном освещении выборов, обеспечивающим равенство прав кандидатов, политических партий.

При этом закон, нацеливая СМИ на широкое освещение избирательной кампании, прямо указывает на право СМИ публиковать интервью с кандидатами, организовывать «круглые столы» в рамках информирования избирателей.

Затем – о запрете для представителей СМИ самостоятельно проводить агитацию при осуществлении профессиональной деятельности.

И, конечно же, соблюдать требования к опубликованию опросов общественного мнения: опубликование информации о том, какая организация проводила опрос, о времени его проведения, числе опрошенных (выборке), методе сбора информации, регионе, где проводился опрос, публикация должна содержать точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, информацию о лице, заказавшем проведение опроса и оплатившем указанную публикацию (обнародование).

Напомню, что публикация результатов опросов общественного мнения запрещена в течении 5 дней до дня голосования, т.е. с 5 сентября 2017 года.

В качестве материала для углубленного изучения хочу посоветовать брошюру «Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы», в которой авторы постарались в формате «вопрос-ответ» дать ответы на актуальные вопросы, связанные с организацией работы представителей СМИ на выборах.

И, конечно же, представители СМИ, желающие работать в помещениях для голосования, должны получить аккредитацию.

Как журналист может аккредитоваться для освещения выборов в единый день голосования?

Это простая процедура. В соответствии с постановлением ЦИК России для аккредитации представителя СМИ с целью освещения выборов в единый день голосования можно подать заявку как в ЦИК России, так и в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. В Центризбирком подают заявку СМИ, зарегистрированные для распространения на территории двух и более субъектов Российской Федерации, и федеральные СМИ. В избирательную комиссию субъекта Российской Федерации заявку подают региональные СМИ. Федеральные СМИ могут подать заявку и в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, однако в этом случае аккредитационное удостоверение будет действовать в пределах данных субъектов Российской Федерации. Прием заявок начался 11 июля и закончится в ЦИК России 30 августа, в субъектах Российской Федерации – 6 сентября.

Для оформления аккредитационного удостоверения редакция представляет заполненную заявку в формате Excel, скан заявки с печатью и подписью главного редактора СМИ, а также свидетельство о регистрации СМИ. Аккредитация носит уведомительный характер.

Удостоверение, выданное в избирательной комиссии, дает право представителям СМИ находиться в помещениях для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также присутствовать при подсчете голосов избирателей на избирательных участках, а также при повторном подсчете голосов в случае его проведения. Аккредитованные представители СМИ смогут присутствовать на заседаниях избирательных комиссий при установлении итогов голосования, определении результатов выборов. На избирательных участках журналистам разрешено производить фото- и видеосъемку. Для этого следует предварительно уведомить об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей избирательной комиссии.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru