Мнения


Отмена открепительных удостоверений: давно ожидаемые новации

Алексей Елаев, член Избирательной комиссии Калининградской области с правом решающего голоса


1 июня 2017 года Президентом Российской Федерации был подписан закон о внесении изменений в закон о выборах Президента Российской Федерации, внесенный членом Совета Федерации Андреем Клишасом. Законопроект был поддержан Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и был давно ожидаемой законодательной инициативой для сообщества специалистов в области избирательного процесса.

Самой главной новацией закона является отмена открепительных удостоверений на выборах. Теперь, при проведении выборов Президента Российской Федерации избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Институт открепительного удостоверения существует в нашем законодательстве с 1937 года. Статья 15 Положения о выборах в Верховный Совет СССР, принятого 4-й сессией ЦИК СССР VII созыва 9 июля 1937 года, устанавливала: «При перемене избирателем места своего пребывания в срок между опубликованием списка избирателей и днем выборов соответствующий Совет депутатов трудящихся выдает ему по форме, установленной Центральной избирательной комиссией, «удостоверение на право голосования» и отмечает в списке избирателей — «выбыл»; в пункте нового местожительства — постоянного или временного — избиратель вносится в список избирателей при предъявлении удостоверения личности, а также «удостоверения на право голосования».

В телепередаче «Старая квартира», шедшей в конце 1990-х годов, один из агитаторов, работавших на советских выборах, вспоминал, что при помощи открепительных удостоверений во времена социализма «нагоняли» явку до 99 процентов: заранее при обходе квартир определялись те граждане, которые не пойдут на выборы, после чего таким нехитрым способом они исключались из списка избирателей. Может так оно и было, советские «выборы» – феномен, изученный не слишком хорошо.

Так что открепительные удостоверения – явление хорошо изученное и достаточно активно применяемое. Особенно с учетом того, что все больше и больше россиян живут или пребывают в день голосования вне места своего жительства.

Вместе с тем если на выборах в 1937 году избирателю по предъявлении удостоверения выдавали весь комплект бюллетеней по соответствующему участку, то сейчас он обеспечивается только бюллетенями по своему избирательному округу. Вобщем, на президентских выборах все понятнее всего – любой избиратель может получить бюллетень образца, единого для всей Российской Федерации, а то, в каком именно регионе он его получит, для итогов голосования по стране в целом не имеет юридического значения: бюллетень один, победитель тоже один.

Приемка с Гознака, рассылка по регионам и пересчет в регионах открепительных удостоверений с последующей передачей в районы, а оттуда – в участковые комиссии требует значительного объема трудозатрат, а также затрат на использование спецсвязи. Сначала принять и пересчитать, потом – выдать избирателям и учесть в протоколах комиссий. И чтобы все сошлось до одной штуки.

Внедрение новой технологии голосования без открепительных удостоверений не исключает возможную критику со стороны наблюдателей, которое может увидеть здесь разные способы возможных нарушений - от выдачи бюллетеней не по своему округу до выдачи открепительных одним лицам с вписыванием в них других лиц. Благо, в Калининградской области подобного рода случаев не возникало, что вызывает определенную гордость за избирательную систему региона. Но описываемые нарушения объединяет то, что для них и открепительные удостоверения не нужны и являются лишь дополнительным предметом антуража, в то время как для большинства избирателей их получение может представлять известную сложность.

Практика применения законодательных изменений на выборах Губернатора Калининградской области 10 сентября 2017 года позволила определить относительную популярность внесения в список избирателей по месту фактического нахождения. За двадцать дней до дня голосования услугой воспользовалось около 400 человек, то есть – примерно 0,05 % избирателей региона. При этом распространено получение услуги не через территориальные избирательные комиссии, а через многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, встречаются и обращения за услугой через портал Госуслуг. В целом, вопрос не вызывает больших трудностей у сотрудников МФЦ, с которыми силами аппарата Избирательной комиссии Калининградской области были проведены обучающие мероприятия, в том числе в формате вебинара.

В связи с этим, в настоящий момент возникает необходимость рассмотрения избирательного процесса не только как процедуры организации голосования на избирательном участке, но и как удобного клиентского сервиса, облегчающего процедуру волеизъявления.

Полагаем, что вопрос не столько в технических возможностях формирования единого электронного реестра избирателей на каждом участке (или же голосования из дома через систему «Госуслуги»), а в доверии к этой процедуре со стороны гражданского общества. В разных странах ее решают по-разному. Так, например, на выборах в Армении распечатанные списки избирателей вывешиваются на каждом избирательном участке. Но, при желании, любую, даже самую зарегламентированную и задокументированную, процедуру можно использовать для злоупотреблений (или же, что еще проще, заявить о мнимых злоупотреблениях), если к ней не будет доверия. Даже если она будет абсолютно прозрачной.

Вместе с тем, введение в систему государственных услуг новаций по изменению списка избирателей – лишь первый шаг на пути дальнейшего внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в избирательный процесс.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru