Мнения


Образовательный компьютерный квест «Как я был наблюдателем»

Кожемякин Дмитрий Владимирович, заместитель декана юридического факультета, старший преподаватель кафедры гражданского права Волгоградского института бизнеса, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Волгоградского института управления (филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации).

Миронова Светлана Михайловна, к.ю.н., доцент, заведующая кафедрой конституционного и административного права Волгоградского института бизнеса, доцент кафедры конституционного и административного права Волгоградского института управления (филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации).


Формирование правосознания избирателей является сложной и многоаспектной задачей, при этом особое внимание в этом вопросе следует уделять повышению интереса молодых российских граждан к избирательной системе и избирательному процессу в Российской Федерации. Важным является и привлечение молодежи к наблюдению за выборами. Присутствие наблюдателей на избирательных участках является одним из необходимых условий гласности, прозрачности и открытости выборов, повышения доверия граждан к избирательному процессу.

В соответствии с Молодежной электоральной концепцией на 2014–2018 годы, утвержденной решением ЦИК России от 12 марта 2014 года, правовое обучение и повышение правовой культуры молодых избирателей предполагает получение знаний в области избирательного права и законодательства о выборах и референдумах. Эта цель достигается как в результате общего правового просвещения, так и специального обучения избирательному праву.

Разработанный образовательный компьютерный квест «Как я был наблюдателем» позволил применить компьютерную игру в учебных целях при отработке навыков наблюдения за выборами. В отличие от иных форм обучения, компьютерная игра позволяет получить опосредованный опыт участия в качестве наблюдателя на избирательном участке, при этом игровая форма способствует лучшему усвоению материала, поскольку сопряжена не только с передачей знаний, но и с определенными эмоциональными переживаниями, связанными с конкретными ситуациями, в которые игрок попадает в процессе прохождения квеста. При этом важно отметить, что компьютерный квест построен таким образом, что является не формой тестирования, а учебным материалом, который направлен на приобретение новых знаний.

Квест предназначен для граждан Российской Федерации, планирующих стать наблюдателями на выборах, а также будет полезен молодым и будущим избирателям в целях ознакомления со своими избирательными правами и порядком проведения выборов, преподавателям и студентам для закрепления навыков по изученным вопросам избирательного права и избирательного процесса. При этом квест может быть использован как самостоятельно, так и в качестве дополнительного инструмента апробации полученных знаний после прохождения обучения будущими наблюдателями.

Квест построен в виде игры – определенного набора ситуаций, в которые попадает герой («приключенец»), проходя такие последовательные стадии, как:

– назначение наблюдателем;

– работа участковой избирательной комиссии до открытия избирательного участка;

– голосование в помещении для голосования участковой избирательной комиссии;

– голосование вне помещения для голосования;

– подсчет голосов избирателей.

«Приключенцу» в процессе игры предлагаются различные ситуации, в том числе связанные с реализацией гражданами своих избирательных прав, с нарушением избирательного законодательства. Цель игры – внимательно ознакомиться со всеми предлагаемыми обстоятельствами, при необходимости проконсультировать избирателей или оказать им помощь, выявить все возможные нарушения избирательного законодательства.

В процессе прохождения квеста важным является осознание игроком себя в качестве потенциального участника избирательных отношений, формирование уважительного отношения к закону, нетерпимости к коррупционным проявлениям и злоупотреблениям в деятельности субъектов избирательного процесса, подрывающих доверие граждан к институту выборов. Если квест проходит избиратель, который не собирается становиться наблюдателем, у него появляется возможность в игровой форме ознакомиться со своими избирательными правами, выявить нарушения, которые могут произойти на избирательном участке, а также узнать, как производится подсчет голосов. Ознакомление с избирательным процессом в игровой форме, максимально приближенной к современной молодежи, позволяет заинтересовать молодых людей избирательным процессом и привлечь их к участию в наблюдении за выборами.

По итогам прохождения квеста указывается, сколько нарушений удалось выявить и пресечь. В процессе игры «приключенцу» необходимо быть внимательным (как и наблюдателю на избирательном участке) – в случае нарушения с его стороны избирательного законодательства наблюдение может закончиться раньше, чем пройдут выборы.

При описании ситуаций используются пояснения – извлечения из нормативных - правовых актов о выборах. У игрока есть возможность перейти на внешние ресурсы (сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, сайт РЦОИТ при ЦИК России) для ознакомления с дополнительной информацией. Например, можно воспользоваться сервисом ЦИК России «Найди свой избирательный участок». Все используемые источники приведены в актуальной редакции.

Игра создана на движке Quest Soft Player с использованием технологии Flash для воспроизведения. Для работы требуется предустановленный плагин Flash для Internet Explorer.

Работа с квестом возможна онлайн и автономно. Он-лайн версия расположена по адресу: http://legalconcept.org/observer.html

Игра построена на оригинальном авторском сюжете.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1. Квест является эффективным инструментом повышения правовой культуры молодых избирателей и будущих наблюдателей.

2. Форма компьютерного квеста позволяет привлечь широкую аудиторию молодых избирателей для апробации полученных знаний в области избирательного права и избирательного процесса.

3. Квест может быть использован как самостоятельно для изучения статуса наблюдателя, так и совместно с другими обучающими ресурсами для закрепления полученных теоретических знаний на практике.

В настоящее время квест используется в учебном процессе при преподавании на юридических факультетах Волгоградского института управления (филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации), Волгоградского института бизнеса, Центром избирательного права и процесса Волгоградского института бизнеса при подготовке наблюдателей и проведении мероприятий по правовому просвещению молодых избирателей.

Квест протестирован членами Молодежной избирательной комиссии Волгоградской области, а также членами Молодежного парламента Волгоградской области.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru