Мнения


Организация голосования избирателей по месту их нахождения на территории Калининградской области

Винярская Инесса Петровна, председатель Избирательной комиссии Калининградской области


В единый день голосования 10 сентября 2017 года на территории Калининградской области состоялись досрочные выборы главы региона. В подготовке и проведении выборов приняли участие Избирательная комиссия Калининградской области, 21 территориальная избирательная комиссия, три избирательные комиссии муниципальных образований (с полномочиями ТИК), 546 участковых избирательных комиссий, в том числе пять в местах временного пребывания избирателей – больницах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Процесс организации и проведения единого дня голосования проходил в условиях изменения федерального законодательства в части голосования избирателей по месту нахождения. Это добавило к уже привычным действиям неизученный пласт работы. Каждый из организаторов выборов, членов избирательных комиссий был задействован в реализации нового порядка подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на территории Калининградской области (далее – Порядок). В результате у нас появилась уникальная возможность провести генеральную репетицию реализации Порядка голосования по месту нахождения перед началом федеральной кампании, когда ожидается совершенно другое количество сообщений.

В период проведения выборов Губернатора Калининградской области для оформления заявлений обратилось 7110 избирателей (0,89 % от числа избирателей, включенных в списки избирателей). С 26 июля по 4 сентября 2017 года в МФЦ, ТИК, УИК и через портал «Госуслуги» было оформлено 6841 заявление избирателей, из них проголосовало 5 206 избирателей.

С 5 сентября и до 14 часов 9 сентября 2017 года было оформлено 269 специальных заявлений с маркой, из них проголосовал 221 человек.

Для того чтобы избиратели смогли воспользоваться своим активным избирательным правом, проделана огромная работа не только избирательными комиссиями, но и другими структурами. Взаимодействие с многофункциональными центрами, безусловно, стало одним из ключевых моментов, потому что 40 процентов всех заявлений было оформлено именно в МФЦ. Прием заявлений избирателей по месту нахождения был организован на 273 рабочих местах во всех 24 офисах многофункциональных центрах области. На все 273 рабочих места было установлено специальное программное обеспечение для оформления заявлений избирателей с формированием QR-кода и поисковик для нахождения адреса и номера участковой избирательной комиссии. Также было организовано взаимодействие с Правительством Калининградской области, Ассоциацией «Совет муниципальных образований Калининградской области», главами муниципальных образований по вопросам предоставления помещений для пунктов приема заявлений ТИК и техники для УИК.

При реализации Порядка необходимо особое внимание уделять информационной работе. В текущем году при проведении досрочных выборов Губернатора Калининградской области вопрос информирования избирателей был для нас приоритетным. Мероприятия по разъяснению Порядка включения избирателей в список избирателей по месту нахождения проведены среди различных категорий избирателей. Нами были организованы встречи более чем с 30 трудовыми коллективами, с сотрудниками Министерства социальной политики Калининградской области, руководителями комплексных центров социального обслуживания населения, с представителями региональных отделений политических партий и общественных объединений. Была организована работа с молодежными общественными организациями Калининградской области, студенческим самоуправлением, членами молодежных избирательных комиссий, молодыми членами УИК. Отдельно проведена работа с представителями СМИ. Важно начать информационную работу заранее. О голосовании по месту нахождения мы стали говорить еще в июне, а с 20 июля эта работа стала вестись активее: плакаты и презентации с разъяснением размещены на сайте Избирательной комиссии Калининградской области, страничках Избирательной комиссии Калининградской области в социальных сетях ВКонтакте, Фейсбуке, Инстаграме, Твиттере, видеоролик по разъяснению порядка включения избирателей в список избирателей по месту нахождения транслировался на телевидении, светодиодных экранах области.

Совместно с технопарком «Кванториум» было разработано мобильное приложение для планшетов и смартфонов, в котором предусмотрены опции «Найти свой участок», «Зарегистрированные кандидаты», «Вопросы и ответы» в которых в том числе содержалось разъяснение порядка. Приложение было скачано более 2,5 тысяч раз.

Одним из направлений разъяснительной деятельности стала работа «горячей линии». Уже с 20 июля к дежурству приступили члены Избирательной комиссии Калининградской области и сотрудники аппарата. За период работы принято порядка 600 обращений, в том числе более 200 из них касались разъяснения порядка.

Особый акцент был сделан на обучении кадров избирательных комиссий. Безусловно, мы понимали, что особенностью обучения по данной тематике явилось отсутствие опыта у обучаемых, и необходимость освоить данный порядок в кратчайшие сроки. Поэтому обучение предварялось подробным разъяснением указанного порядка с последующим проведением практических занятий по применению его на практике. Изданы «Рабочий блокнот», содержащий все положения, требования, порядок действий УИК по новому Порядку до дня голосования с приложением – образцами документов, и «Алгоритм УИК». Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что разработка данных пособий оправдана, поскольку члены ТИК и УИК благодаря им быстро вникли в тему, при возникновении вопросов находили ответы в учебных материалах.

Еще одно важное направление в работе – взаимодействие с институтом наблюдателей. Специально для данной категории участников избирательного процесса разработана «Памятка наблюдателя», которая содержит не только разъяснения по нововведениям законодательства, но и перечень необходимых действий членов участковых избирательных комиссий, наблюдателей, членов комиссий с правом совещательного голоса в единый день голосования.

Для нашего региона применение нового порядка включения в список избирателей по месту нахождения оказалось хорошим подспорьем в деле повышения легитимности выборов, в частности, он позволил отказаться от организации временных участковых избирательных комиссий на предприятиях с непрерывным циклом работы, итоги голосования на которых всегда вызывали неоднозначные оценки. Открытость и гласность применения нового порядка позволила наблюдателям получать более объемную информацию, которая ранее была им недоступной.

Реализации внедрения порядка голосования по месту нахождения на практике выявила ряд аспектов, которые можно усовершенствовать. С учетом того, что на прошедших выборах в участковых комиссиях оформлено более трети всех заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения, целесообразно на предстоящих выборах Президента Российской Федерации, где период их работы будет увеличен до 30 дней, предусмотреть увеличение периода приема заявлений избирателей непосредственно в УИК. При этом в период 30–20 дней оснастить участковые комиссии необходимой документацией, техникой, осуществить проверку ее работоспособности, организовать обучение операторов АРМ ППЗ. Непосредственно прием в УИК заявлений избирателей о включении в список избирателей по месту нахождения организовать и провести в период 20–5 дней до дня голосования.

Также практика реализации нового порядка включения избирателей в список избирателей по месту нахождения через МФЦ и Единый портал государственных и муниципальных услуг показала, что процесс подачи и обработки заявлений может проводиться на любой территории, главное, что в нем указаны данные избирателя и выбранное им место нахождения дальнейшая обработка которых приводит к формированию соответствующих Реестров для УИК. Поэтому предлагается предоставить возможность подачи заявления о включении в список избирателей по месту нахождения в любом ТИК или УИК.

Практика оформления специальных заявлений на прошедших выборах показала, что данный вид заявлений необходим, чтобы избиратель мог реализовать свое право в непредвиденных ситуациях. Вместе с тем, выделение избирательных участков по решению ИКСРФ для голосования по специальным заявлениям следует пересмотреть. По телефонам «горячей линии» мы получили несколько десятков обращений, когда избиратели, прежде всего, люди пожилого возраста, отказывались оформлять эти заявления из-за неудобств, связанных с труднодоступностью избирательного участка, расположенного в нескольких десятках километров или в другой части города. Мы предлагаем при оформлении специальных заявлений предоставить возможность избирателю самому выбрать избирательный участок.

Кроме того, считаем рациональным при оформлении специальных заявлений исключить указание причины, по которой избиратель не имеет возможности принять участие в голосовании по месту жительства, а также не имел возможности подать и не подавал заявление о включении в список избирателей по месту нахождения. Не всегда представляется возможным объективно оценить причины, которые указывает избиратель, по которым ему будет предоставлена возможность оформить заявление или, наоборот, отказано в этом, и в конечном итоге избиратель не сможет проголосовать.

В целом, обращения, поступившие на «горячую линию» Избирательной комиссии Калининградской области, а также устные обращения, сделанные непосредственно при подаче заявления о голосовании по месту нахождения, позволяют сделать вывод, что избиратели положительно оценили новацию избирательного законодательства. Голосование по месту нахождения упростило волеизъявление граждан и сняло некоторые спорные вопросы, характерные для досрочного голосования и института открепительных удостоверений.

В период избирательной кампании по выборам главы региона особое внимание уделено обучению кадров избирательных комиссий Калининградской области

Семинар для организаторов выборов и системных администраторов по реализации прав избирателей для голосования по месту нахождения

Обучение реализации порядка включения избирателей в список избирателей для голосования по месту нахождения началось задолго до объявления избирательной кампании по выборам Губернатора Калининградской области

Семинар по вопросам обеспечения прав избирателей в части голосования по месту нахождения

 В план каждого учебного занятия включались практические задания



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru