Мнения


Секретарь ЦИК России Майя Гришина: Свобода СМИ и право избирателей на информацию – современные российские подходы

(журнал «Выборы в Европе», номер № 13 2017 год)


1. Основные аспекты регулирования работы СМИ в Российской Федерации в период проведения избирательных кампаний и использование онлайн-ресурсов в предвыборной практике

Роль средств массовой информации (далее – СМИ) в избирательном процессе очень велика и ее трудно переоценить. Прежде всего СМИ воздействуют на избирателей путем формирования у последних электоральных предпочтений, а также на их отношение к институту выборов как таковому. Организации, осуществляющие выпуск СМИ (далее –организации СМИ), журналисты, участвующие в освещении выборов, выполняют очень важную социальную миссию – они способствуют обеспечению реализации права граждан на получение максимально полной, всесторонней информации об избирательных кампаниях, участвующих в них кандидатах и политических партиях, их программах.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации всегда уделяет большое внимание вопросам взаимодействия избирательных комиссий с организациями СМИ и вопросам обеспечения прав и законных интересов как этих организаций, так и всех иных участников избирательного процесса в сфере информационного обеспечения выборов. Законодательство Российской Федерации о выборах не налагает чрезмерных обременений на организации СМИ. Правовые требования к организациям СМИ обусловлены необходимостью обеспечения публичных интересов при проведении выборов в Российской Федерации как высшего непосредственного выражения власти народа и приоритетом всестороннего обеспечения избирательных прав граждан. Нормы законодательства о выборах и законодательства о СМИ в их взаимосвязи позволяют в достаточной степени гарантировать права и законные интересы организаций СМИ, участвующих в информационном обеспечении выборов.

С учетом требований российского избирательного законодательства выделяются следующие этапы информационного обеспечения выборов:

1) со дня официального опубликования решения о назначении выборов, то есть со дня начала избирательной кампании, до выдвижения кандидатов, списков кандидатов;

2) с момента выдвижения кандидатов, списков кандидатов до начала агитационного периода в СМИ;

3) с начала агитационного периода в СМИ до ноля часов дня, предшествующего дню голосования;

4) день, предшествующий дню голосования, и день голосования.

На всех перечисленных этапах организации СМИ вправе осуществлять информирование избирателей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о выборах. Представители СМИ в ходе информационного обеспечения избирательных кампаний обязаны соблюдать общие принципы журналистской этики, корреспондирующие положениям пункта 2 статьи 45 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.

С момента выдвижения кандидатов, списков кандидатов организации СМИ в порядке информирования избирателей освещают в информационных программах, на страницах периодических печатных изданий предвыборные мероприятия кандидатов, избирательных объединений, соблюдая вышеназванные принципы, в том числе по объему эфирного времени, посвященного такой информации, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений. Информация о таких мероприятиях должна даваться отдельным блоком, без комментариев. Пунктом 4 статьи 45 Федерального закона предусмотрено, что организации, осуществляющие выпуск СМИ, редакции сетевых изданий вправе на основании пункта 2 указанной статьи публиковать (обнародовать) интервью с кандидатами, выпускать в свет (в эфир) иные сообщения и материалы о кандидатах, избирательных объединениях, передачи с участием кандидатов.

Агитационный период в средствах массовой информации начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и печатная площадь в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, за плату, а также безвозмездно в объеме и порядке, определенном Федеральным законом.

Платное эфирное время, платную печатную площадь, платные услуги по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях вправе предоставлять и негосударственные организации телерадиовещания, редакции негосударственных периодических печатных изданий и редакции сетевых изданий при условии выполнения указанных в статье 50 Федерального закона требований, касающихся прежде всего равных условий оплаты предоставляемых услуг, публикации в течение 30 дней с момента опубликования решения о назначении выборов расценок на оказание ими услуг кандидатам, избирательным объединениям, даты регистрации средства массовой информации.

На заседаниях избирательной комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители СМИ, работающие в редакциях СМИ на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованные в соответствии с установленным ЦИК России или по ее поручению нижестоящей избирательной комиссией порядком (пункт 12 статьи 30 Федерального закона).

Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона представители СМИ, аккредитованные в соответствии с вышеуказанным порядком, вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей.

Представители СМИ, аккредитованные в соответствии с названным порядком, вправе присутствовать при погашении избирательных бюллетеней (пункт 20 статьи 63 Федерального закона), при предъявлении к осмотру пустых ящиков для голосования перед началом голосования (пункт 3 статьи 64 Федерального закона), при подсчете и погашении неиспользованных, испорченных избирателями бюллетеней после окончания времени голосования (пункт 3 статьи 68 Федерального закона), при подписании списка избирателей и оглашении содержащихся в нем сведений (пункт 6 статьи 68 Федерального закона), при непосредственном подсчете голосов избирателей, в том числе с использованием технических средств подсчета голосов, при проведении контрольного (ручного) либо повторного подсчета голосов избирателей (пункты 9, 24, 32 статьи 68, пункт 9 статьи 69 Федерального закона), при упаковке бюллетеней после завершения подсчета голосов избирателей (пункт 23 статьи 68 Федерального закона), при проведении итогового заседания участковой избирательной комиссии в день голосования (пункт 26 статьи 68 Федерального закона), при приеме протоколов нижестоящих избирательных комиссий, суммировании данных этих протоколов и составлении протокола об итогах голосования на соответствующей территории (пункт 2 статьи 69 Федерального закона). Аккредитованный представитель СМИ вправе получить копию протокола об итогах голосования (о результатах выборов), ознакомиться со вторым экземпляром данного протокола; в случае необходимости внесения в протокол уточнений избирательная комиссия должна проинформировать представителей СМИ о принятии соответствующего решения (пункты 3, 7, 8 статьи 69 Федерального закона). Избирательная комиссия обязана предоставить для ознакомления представителю СМИ по его требованию итоги голосования по каждому избирательному участку, на которые распространяется деятельность избирательной комиссии, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих избирательных комиссий (пункт 1 статьи 72 Федерального закона).

Кроме того, пунктом 6 статьи 56 Федерального закона предусмотрено, что организации, осуществляющие выпуск СМИ, в случае опубликования ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения, обязаны предоставить соответствующему кандидату, избирательному объединению возможность до окончания агитационного периода бесплатно опубликовать опровержение или иное разъяснение в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации. Непредоставление кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) указанное опровержение или иное разъяснение до окончания агитационного периода является основанием для привлечения таких организаций СМИ и их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эти требования не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими в соответствии с законодательством бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади.

Статьей 46 Федерального закона установлен ряд требований к опубликованию опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, которые распространяются в том числе и на их опубликование в СМИ. Пунктом 3 указанной статьи установлен запрет на публикацию результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования.

Организации СМИ не вправе допускать собственной предвыборной агитации, а также распространять какие-либо материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, за исключением представленных кандидатами, избирательными объединениями в рамках агитационного периода в СМИ.

Регулирование информационного пространства в сети Интернет в части информирования избирателей и предвыборной агитации является одним из наиболее актуальных и непростых вопросов в век современных технологий.

В части информирования избирателей следует учитывать:

требование пункта 2 статьи 45 Федерального закона, согласно которому содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений;

правила опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения (статья 46 Федерального закона);

запрет на публикацию (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов до окончания времени голосования (пункт 7 статьи 45 Федерального закона).

В части предвыборной агитации следует учитывать:

установленные сроки агитационного периода (статья 49 Федерального закона);

необходимость финансирования расходов на агитацию исключительно из средств избирательных фондов (пункт 5 статьи 48 Федерального закона);

правила использования изображений и высказываний физических лиц в агитационных материалах (пункты 9, 91 статьи 48 Федерального закона);

запреты на проведение предвыборной агитации, предусмотренные пунктом 7 статьи 48 Федерального закона;

требования к выпуску и распространению аудиовизуальных агитационных материалов (статья 54 Федерального закона);

установленные Федеральным законом (статья 56) ограничения на проведение агитации.

При этом следует отдельно выделить такой вид ресурса в сети Интернет как сетевое издание. Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) под сетевым изданием понимается сайт в сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с указанным Законом.

С учетом предусмотренного Законом о СМИ равенства статуса редакций средств массовой информации любых видов на указанные организации распространяются условия проведения предвыборной агитации, аналогичные общим условиям проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, установленным статьей 50 Федерального закона, а также сроки агитационного периода, установленные пунктом 2 статьи 49 Федерального закона, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Что касается предвыборных агитационных материалов, то они могут распространяться кандидатом, избирательным объединением в сети Интернет как в сетевых изданиях, так и на сайтах (страницах сайтов) в сети Интернет, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации.

По смыслу статьи 54 Федерального закона материалы, которые технически могут быть размещены в сети Интернет, относятся к аудиовизуальным (предназначенным для зрительного и слухового восприятия либо только для зрительного, либо только для слухового), в связи с чем при их выпуске и распространении должны соблюдаться соответствующие требования указанной статьи Федерального закона.

2. Использование онлайн-ресурсов в политической практике современной России

Одним из важных направлений работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации является постоянное и оперативное информирование избирателей о ходе и особенностях избирательных кампаний различного уровня, работе организаторов выборов в межвыборный период. В связи с этим использование сети Интернет, создание и ведение официальных сайтов избирательных комиссий для постоянного информирования избирателей является одним из важных направлений работы организаторов выборов в Российской Федерации.

О системе сайтов ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

В настоящий момент сформирована нормативная база, обеспечивающая работу сайта ЦИК России, сайтов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на Интернет-портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации принимают необходимые меры для информирования посредством своих официальных сайтов в сети Интернет всех участников избирательного процесса, представляют информацию, удовлетворяющую потребностям различных категорий участников избирательного процесса.

Анализ работы организаторов выборов по информированию в сети Интернет показывает, что размещение официальных сайтов 85 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется на Интернет-портале ЦИК России (izbirkom.ru).

Вместе с тем избирательные комиссии субъектов Российской Федерации создают свои информационные и тематические ресурсы вне Интернет-портала ЦИК России, в том числе ориентированные на молодежь.

В соответствии с Инструкцией по размещению данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденной постановлением ЦИК России от 20 апреля 2016 года № 4/33-7 (далее – Инструкция), допускается создание дополнительных сайтов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации вне Интернет-портала ЦИК России при соблюдении требований безопасности информации, установленных пунктом 1.8 Инструкции. В связи с этим ряд избирательных комиссий создали такие сайты для обеспечения дополнительного информирования, реализации молодежных и обучающих проектов в сети Интернет.

О специализированных разделах на сайте ЦИК России

На сайте ЦИК России к выборам 10 сентября 2017 года было сформировано два тематических раздела, в которых размещалась актуальная информация о выборах.

Один раздел посвящен дополнительным выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам. Второй раздел посвящен выборам в субъектах Российской Федерации в единый день голосования 10 сентября 2017 года.

Сетевые издания организаторов выборов

Продолжает свою работу сетевое издание «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации». Это не только официальный ресурс в сети Интернет, созданный исключительно для опубликования документов ЦИК России. Задача сетевого издания шире – это и информирование о состоянии федерального законодательства о выборах и референдумах, освещение мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в субъектах Российской Федерации, обучение организаторов выборов, размещение аналитических материалов по итогам прошедших федеральных и региональных кампаний, освещение судебной практики и многое другое. При этом центральное место в структуре сетевого издания отдается разделу «Мнения», который представляет собой площадку для интервью, публикаций членов ЦИК России, организаторов выборов в субъектах Российской Федерации, представителей научного и экспертного сообществ по актуальным вопросам подготовки и проведения выборов. Необходимо отметить, что формат сетевого издания как средства ведения информационно-разъяснительной работы в последние годы стал востребован и у организаторов выборов в субъектах Российской Федерации. Данная практика имеет место в избирательных комиссиях ряда регионов, в том числе Краснодарского и Хабаровского краев, Амурской, Архангельской, Владимирской, Вологодской, Калужской, Ленинградской, Московской, Ивановской, Самарской и Свердловской областей, Московской городской избирательной комиссии и Санкт-Петербургской избирательной комиссии. Таким образом, можно отметить тенденцию роста количества подобных изданий.

Организаторы выборов в социальных сетях

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постоянно ведет поиск новых каналов для усиления информационно-разъяснительной работы среди различных категорий избирателей. В целях использования потенциала популярной площадки для общения – социальных сетей, в том числе для информационной работы среди молодых и будущих избирателей, в конце июля этого года были запущены официальные аккаунты в шести наиболее популярных социальных сетях:

1.ВКонтакте

2.Одноклассники

3.Телеграм

4.Фейсбук

5.Твиттер

6.YouTube

Аналогичная работа ведется также и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, которые активно используют потенциал популярных социальных сетей для организации информирования избирателей. В связи с этим особенное значение приобретает обеспечение однозначной идентификации аккаунта избирательной комиссии как ее официального представительства в социальных сетях. В частности, можно отметить практику ряда избирательных комиссий (Владимирская, Вологодская, Ивановская, Костромская, Курская области и город Санкт-Петербург), где на главных страницах официальных сайтов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на Интернет-портале ЦИК России сформированы баннеры и ссылки на официальные страницы в социальных сетях.

Информирование в сети Интернет о работе нижестоящих избирательных комиссий

В качестве перспективного направления для дальнейшего совершенствования системы информирования избирателей в сети Интернет необходимо отметить работу избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по созданию специализированных разделов (страниц) и сайтов территориальных избирательных комиссий.

Проведенный анализ страниц интернет-сайтов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, расположенных на Интернет-портале ЦИК России, показал, что информация о территориальных избирательных комиссиях размещается в объеме и по структуре, предусмотренными Инструкцией. При этом избирательные комиссии Волгоградской, Вологодской и Ярославской областей оформили данные сведения о территориальных избирательных комиссиях в виде интерактивных карт на официальном сайте Интернет-портала ЦИК России.

Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации предприняты дополнительные меры по информированию избирателей в сети Интернет о работе территориальных избирательных комиссий. Так, можно отметить работу избирательных комиссий Иркутской, Ростовской и Свердловской областей, где сайты территориальных избирательных комиссий в виде единой системы размещены на специальных информационных ресурсах вне Интернет-портала ЦИК России, а также работу Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа, которой созданы самостоятельные сайты территориальных избирательных комиссий региона.

Проведенный анализ показал, что наиболее востребованной площадкой для создания сайтов, разделов территориальных избирательных комиссий являются официальные сайты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на Интернет-портале ЦИК России, порталы органов власти субъекта Российской Федерации, как это реализовано в Республике Коми и Калужской области, или же сайты муниципальных образований субъекта Российской Федерации, как это реализовано в Республике Татарстан, Приморском крае, Ленинградской, Кировской и Новгородской областях.

Информирование в сети Интернет может осуществляться и в рамках использования популярных социальных сетей, как это, например, реализовано в Амурской области, где на официальном сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в отдельном окне размещаются сообщения с аккаунтов в сети Твиттер, созданных территориальными избирательными комиссиями Амурской области.

3. Применение современных мобильных технологий для информирования избирателей: практика применения и перспективы

В целях обеспечения гарантий прав граждан Российской Федерации на получение полной и достоверной информации о подготовке и проведении выборов в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, ЦИК России обеспечивает информирование избирателей о политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, политических партиях, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, зарегистрированных кандидатах, биографической информации о них, публикует сведения о размере и источниках доходов, об имуществе зарегистрированного кандидата и его супруга (супруги), в том числе размещает на официальном сайте ЦИК России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» необходимые сведения о кандидатах и политических партиях. В частности, постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июля 2016 года № 18/140-7 был утвержден Комплекс мер по обеспечению информирования избирателей о политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, федеральных списках кандидатов, списках кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидатах на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

В рамках подготовки к выборам Президента Российской Федерации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации будет утвержден Комплекс мер по обеспечению информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Российской Федерации, о политических партиях, выдвинувших кандидатов.

Информационные материалы, посвященные организации голосования избирателей по месту нахождения, размещались на сайте ЦИК России и на официальных аккаунтах социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм, Фейсбук, Твиттер, YouTube).

Интернет-пользователям также доступна мобильная версия сетевого издания «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

Кроме того, в связи с переходом сайтов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации Интернет-портала ЦИК России на новую систему управления контентом в настоящее время избирательные комиссии субъектов Российской Федерации имеют возможность самостоятельно создавать мобильную версию своего сайта с использованием штатных средств этой системы.

Ряд избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в рамках информирования избирателей организовали СМС-рассылку абонентам операторов сотовой связи – гражданам Российской Федерации, достигшим восемнадцатилетнего возраста и проживающим на территории субъекта Российской Федерации, в котором на 10 сентября 2017 года были назначены выборы, с информацией: напоминанием о едином дне голосования, приглашением прийти на выборы и возможностью узнать дополнительную более подробную информацию о предстоящих выборах в Информационном центре ЦИК России и на сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

В рамках постоянно действующего Информационного центра ЦИК России обеспечивается оперативное информирование о ходе голосования (явке) избирателей, предварительных итогах голосования и результатах выборов. Эти сведения передаются в Информационный центр ЦИК России в режиме реального времени по каналам Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» и представляются участникам мероприятий Информационного центра ЦИК России. Кроме того, на сайте ЦИК России осуществляется онлайн-трансляция мероприятий Информационного центра ЦИК России.

Для посетителей сайта уже традиционно доступны порталы:

«Найди свой избирательный участок» и

«Найди себя в списке избирателей».

На сайте ЦИК России также размещены тематические аудио-, видео- и текстовые материалы по избирательной тематике, информация об особенностях голосования отдельных категорий граждан (в частности, инвалидов, военнослужащих), памятки, содержащие в краткой и доступной форме ответы на актуальные вопросы, с которыми могут столкнуться представители средств массовой информации, члены участковых избирательных комиссий, сотрудники полиции, наблюдатели на выборах.

Для обеспечения информирования граждан России, планировавших проголосовать на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва за пределами территории Российской Федерации, на сайте ЦИК России были размещены сведения об избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации. Под специальным баннером на сайте также было предусмотрено размещение специального программного изделия «Подготовка сведений о кандидатах, уполномоченных представителях, доверенных лицах» Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Видеонаблюдение на избирательных участках в день голосования

Система прямой трансляции с веб-камер впервые была применена на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года. Камеры были установлены на более чем 80 тысячах избирательных участков. Опыт применения видеонаблюдения показал, что эта технологическая новация способствует повышению открытости и гласности избирательного процесса. Предполагается, что на выборах Президента Российской Федерации в марте 2018 года видеонаблюдение будет организовано на избирательных участках, на которых в списки избирателей будет включено около 80 процентов всех избирателей.

Применение технологии видеонаблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов становится распространенной мировой практикой. Так, видеонаблюдение применялось в некоторых государствах – участниках ОБСЕ: Азербайджане, Армении, Латвии, Грузии, Украине. Соответствующие технологии применялись на выборах в государствах Латиноамериканского региона (Бразилия и Колумбия), Азиатско-Тихоокеанкого региона (Афганистан, Индия, Бутан, Шри-Ланка и Филиппины) и Ближневосточного региона (Иордания, Ливан). Однако, как правило, видеотрансляция в сети Интернет хода голосования и подсчета голосов избирателей ведется без записи видеоинформации на жесткий диск, ее хранение и использование при рассмотрении избирательных споров не осуществляются. Исключение составляют только некоторые государства, в том числе Российская Федерация.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации самостоятельно принимали решения об организации видеонаблюдения на выборах разных уровней, которые прошли в единый день голосования 10 сентября 2017 года. Такое решение было принято в 25 субъектах Российской Федерации, и ЦИК России приветствует эту инициативу.

Опыт, полученный в результате организации видеонаблюдения в единый день голосования 10 сентября, будет учтен ЦИК России при доработке Порядка применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования избирательных участков и помещениях территориальных избирательных комиссий, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей на выборах Президента Российской Федерации, который в данный момент находится на стадии общественного обсуждения.

Проект нового Порядка применения средств видеонаблюдения, активная работа над которым продолжается, в том числе с привлечением экспертов и представителей политических партий, имеет некоторые кардинальные отличия от Порядка, разработанного в 2012 году. В первую очередь эти отличия касаются применения средств видеонаблюдения в помещениях территориальных избирательных комиссий. Предполагается, что объектами видеонаблюдения в помещении территориальной избирательной комиссии станут: место, где осуществляются прием протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, суммирование данных, содержащихся в этих протоколах, проведение итогового заседания территориальной избирательной комиссии и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории, а также место, где расположена увеличенная форма сводной таблицы территориальной избирательной комиссии.

В проекте предусмотрены сроки хранения видеоматериалов: их предполагается хранить не менее трех месяцев, а в случае обжалования итогов голосования, результатов выборов в судебном порядке срок хранения видеозаписей продлевается до дня вступления в законную силу решения суда. В то же время право доступа к видеозаписям существенно расширено для всех участников избирательного процесса.

Все эти нововведения направлены на предотвращение и своевременное разрешение спорных ситуаций и, как следствие, – повышение открытости и прозрачности избирательного процесса.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru