Мнения


Член ЦИК России Василий Лихачев: На службе Отечеству

Член ЦИК России Василий Лихачев: На службе Отечеству

(интервью опубликовано в Евразийском юридическом журнале (№ 10 (113) 2017)

Интервью с Лихачевым Василием Николаевичем, членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Чрезвычайным и Полномочным послом, доктором юридических наук, профессором, членом-корреспондентом Академии наук Республики Татарстан, вице-президентом Российской Ассоциации международного права


Уважаемый Василий Николаевич, как известный российский юрист-международник, имеющий практический опыт дипломатической работы как Чрезвычайный и полномочный посол России, как Вы оценили бы состо­яние российско-американских отношений? Имеются ли здесь международно-правовые методы регулирования?

- В современных международных отношениях сотрудничество Москвы и Вашингтона призвано, совершенно объективно, в рамках международной Повестки дня, быть важнейшим фактором миростроительства, решения многих глобальных и региональных вопросов. История XX века показывает: там, где было взаимопонимание, взаимоуважение между сторонами, происходило сложение их политико-экономического, социально-культурного, цивилизационного потенциала, шло зримое движение вперед. Международные институты безопасности достигали высокой степени эффективности, активно и разнопланово развивался процесс кодификации и прогрес­сивного развития международного права. Сегодня картина de facto иного рода. К сожалению. И сложилась она в силу деструктивной внутренней политики США, разрушения ими своих обязательств перед РФ, другими частями международного сообщества. Их внешняя политика - сгусток авторитаризма и нигилизма, идей эгоизма и русофобии, сознательно сниженной ответственности как системного игрока. Для восстановления динамизма, формирования полноценного диалога между этими ведущими мировыми державами нужны разнообразные средства: политические, экономические, дипломатические. И, конечно, инструментарий международного права. Этому должны служить Устав ООН, Венская Кон­венция 1961 г. о дипломатических сношениях и иммунитетах, Хельсинский заключительный акт 1975 г., другие документы. Сближению сторон способствует их взаимодействие в рамках укрепления режимов разоружения и нераспространения, борьбы с международным терроризмом, мирного разрешения споров через процедуры Международного Суда ООН, ВТО, арбитражные структуры и т.д. Россия готова пройти свою часть пути к полноценному формату отношений с США. Для этого мы обладаем должным ресурсом.

Международная напряженность продолжает воз­растать и в Европе. 13 ноября с.г. Премьер-министр Ве­ликобритании Тереза Мэй обвинила Россию в угрозе ми­ровому порядку. В частности, она обвинила Россию во вмешательстве в выборы других стран, генерации «фаль­шивых новостей» и попытке посеять раздор в западном мире. У Вас большой опыт как постоянного представите­ля Российской Федерации при Европейских сообществах. Не могли бы назвать более глубинные причины разлада между Россией и ЕС, или только они связаны с украински­ми событиями?

То, что происходит в новейшей истории отношений России и Евросоюза требует глубокого и объективного анализа. Сегодняшний уровень связи - абсолютное противоречие тому потенциалу, которым они обладают. Отмечу, этот капитал должен служить не только интересам Москвы и Брюсселя (как столицы ЕС), но и потребностям трансрегиональной Ев­ропы. В конце прошлого - начале нового века эти отношения были на подъеме. Заключили Соглашение о стратегическом партнерстве. Разработали 4 «дорожные карты» углубленного сотрудничества. Евросоюз признал рыночный характер эконо­мики Российской Федерации. Мы взаимно запустили энергодиалог, форматы по борьбе с оргпреступностью, по экологии, науке, культуре, активно общались парламентарии. От имени Правительства России я подписал в то время не одно согла­шение с Евросоюзом. Начали процедуры их имплементации. И после нулевых, вдруг - заморозка отношений, русофобия, стремительный тренд ряда европейских столиц к санкцион- ной лихорадке. Негатив продолжается. Вопреки принятым Евросоюзом обязательствам применительно к Москве (СПС- 1994 г. никто не отменял), общих принципов сотрудничества по международному праву. Вопреки, заметим, реальным по­требностям в сфере торговли, энергетики, борьбы с исламским радикализмом, создания систем европейской безопасности, разоружения. Что произошло? Ведь позитивные цели общения с ЕС у России не изменились. Этот подход закреплен и в новой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации. 30 ноября ей исполнится год. И время, сложное, противоречивое, в котором находится сообщество, подтвердило реальность и ценность российских установок. Значит, причину надо искать в поведении наших оппонентов. Назовем некоторые обстоятельства: экономический кризис в национальных странах, стратегические ошибки в политике расши­рения Евросоюза (организация просто не рассчитала последствия для ее функционирования от принятия экономически слабых государств Центральной и Восточной Европы), тренд к наднациональности ЕС сопровождался потерей суверенных компетенций стран-членов, изменилась политическая элита (у нее оказалась короткая историческая память), орбиты американского влияния (они приобрели глобальный характер, действовали on lain, посредством военной и экономической помощи США, троянских коней - Великобритания, страны Прибалтики, Польша и др.).

Деструктивную роль сыграли просчеты еэсовских стратегов в отношении России. Распад СССР, сложность в становлении новой российской государственности были восприняты ими как возможность отказаться от равноправного диалога с Москвой. Зачем иметь дело с «призраком былого величия»? Но ситуация начала изменяться в пользу России - суверенитет укрепляется, имидж растет, решение ряда принципиальных вопросов на международной арене просто невозможно без участия нашей страны... Геополитический промах европейцев налицо. Да, инерционный подход еще действует, на него влияет и украинский сюжет, но времена наступают другие. Их смысл - отношения с Россией не могут не быть в приоритете. Ждем!

- Все же не можем отдельно остановиться на рос­сийско-украинских отношениях, которые, судя по всему, имеют тенденции не к улучшению. Доколе они будут ухудшаться?

- Украинская проблема своим источником имеет совокупность факторов. Регулировать все ее стороны надо (по крайней мере внешне) через инструменты двусторонней и многосторонней дипломатии. Значение имеет диалог В. Путина и Д. Трампа, дискуссия Москвы и Брюсселя (ЕС и НАТО), Москвы и Вены (ОБСЕ) активизация разговора в рамках межпарламентских контактов Государственной Думы и Совета Федерации. Полезны будут соответствующие шаги в лице ООН. Перспективна политика «мягкой силы». Существуют и другие средства, институты международного характера. Конечно, фундаментальные изменения зависят от векторов внутренней политики Киева. Несмотря на все сложности, нам надо запастись терпением, с одной стороны, но и действовать активно в рамках международного права, с другой. У нас должна быть продуманная стратегия поведения в отношении Киева.

- Уважаемый Василий Николаевич, как Вы думаете, действительно наступил ли глубокий кризис ООН, между­народно-нормативной системы обеспечения мира и без­опасности и международного права в целом? Если это так, какой выход Вы видите?

- Скажу честно, все социальные институты, которые Вы назвали, переживают трудный период своей эволюции. Но такие этапы были и в прошлом. Преодолевали противоречия, пережили всякого рода флуктуации, достигали лучших времен (разрядка международной напряженности, мощное международное правотворчество в 60-80 годы прошлого века, раскрытие потенциала Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, других главных органов ООН). Что было бы актуально сделать сегодня, в период коллизий, разломов, но и сохраняющегося у многих государств желания к сотрудничеству? Нужен специальный масштабный и откровенный разговор о новой Повестке дня на площадке ООН, регионально - значимых структур. Следует посмотреть, как реализуются договоренности юбилейной, 70, сессии Генеральной Ассамблеи. О международном праве. Вопреки его хулителям, отрицателям, жизнь говорит об ином. Эта исключительная нормативная си­стема sui generis необходима. Огромное число проблем современного мира требуют эффективного международно-правового регулирования и, прежде всего, соблюдения его основных принципов. Глубоко убежден в том, что РФ может выступить с дипломатической инициативой о провозглашении нового Десятилетия международного права в рамках Организации Объединенных Наций.

- Как Вы оцениваете состояние юридической науки в нашей стране в целом, международно-правовой науки в частности?

- Российские ученые, работающие в юридической науке, - люди творческие, хорошо понимающие закономерности юридической теории и практики. На них лежит серьезная ответственность за реформирование России как демократического правового государства, как международной личности. Наши с Вами коллеги, международники, также в современных трендах. Посмотрите только интересные публикации журнала «Государство и право», Российского ежегодника международного права, многих других источников федерального и регионального уровня. Их внимательно изучают в органах государствен­ной власти и управления. Знаю это и по работе в ЦИК России.

- У Вас также большой региональный опыт работы в государственных органах. Вы были вице-президентом Татарской ССР, Председателем Государственного Совета Республики Татарстан... Какие приоритеты Вы видите в отношениях федерального центра и регионов России?

- Эти приоритеты изложены императивно - четко в Конституции Российской Федерации. Сегодня я обратил бы внимание на новые стимулы и обеспечительные ресурсы совместной компетенции Москвы и субъектов. Федерализмом надо заниматься последовательно и системно. Особо отмечу потребность в законодательном урегулировании проблем координации международных и внешних связей регионов. Соответствующий Федеральный закон 1999 г. требует корректив.

- В связи с этим мы не можем пройти напряженности по поводу преподавания татарского языка в школах. Не является ли этот непростой конфликт как бы лакмусовой бумагой, характеризующей определенные тенденции в будущем уже на более серьезном уровне?

- Когда затрагивается сфера национальной культуры, языка, влияющая на концепт поведения личности, нацио­нальных общностей, - это реально высокий уровень, стратегический. И на все, что здесь происходит, следует обращать самое пристальное, государственное внимание. По ситуации. Исхожу из высокого прагматизма, цели безопасного, миро­любивого сосуществования представителей все 193 народностей, живущих в Татарстане. Знать качественно, осознанно два государственных языка РТ - необходимо. Это такое богатство! Вопрос - оптимизация методики обучения, уважение к ученикам, добросовестность, устранение какой-либо политизации темы. Должна быть создана комфортная лингвистическая среда. Татарстан способен решать не только политико-экономические проблемы, но социально-гуманитарные.

- Вы - член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2018 год президентской кампа­нии. Какая работа проводится по законному проведению президентских выборов? Вы координируете, в том числе, организацию оперативного реагирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на по­ступающие обращения (жалобы) представителей политических партий, иных граждан о нарушениях в ходе. Как это будет происходить на деле?

- Выборы Президента Российской Федерации в марте 2018 г. - важнейшее событие мировой политики. Как один из координаторов внешней деятельности ЦИК РФ, отмечу, что интерес зарубежных стран и к этой кампании растет с каждым днем. Естественно, возлагается ответственность и на нас. Отсюда - большая организационная работа. Она началась. Вносятся по­правки в российское законодательство. Создаются ТИК и УИКи для голосования граждан РФ, находящихся за рубежом. Прово­дятся информационно-агитационные мероприятия с участием МИД, ФСБ, Минобороны, МВД, Ростуризма, других заинтере­сованных ведомств совершенствуется институт наблюдения. Для нас главное - создать все необходимые и легитимные условия реализации конституционных прав граждан. Такой стиль ЦИК РФ будет подтверждать как в процессе кампании, так и в ее заключительной стадии, при подведении итогов. Надеемся на позитивные оценки и объективный подход к выборам-18 в мире, со стороны всех международных наблюдателей и пред­ставителей иностранных СМИ. Их будет немало.

- Одним из концептуальных направлений нашего журнала является евразийская интеграция. Какие про­блемы и пути их решения вы видите в этом процессе?

- Тема евразийской интеграции идет от жизни. Неслучайно Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 года уделяет ей солидное место. Проблематика, конечно, комплексная. Совершенно очевидно, одно из главных направлений - развитие правовых основ, межгосударственного со­трудничества. Среди перспективных тем, имеющих стратегический характер, - координация национальных правых систем, их гармонизация, устранение возникающих (объективно, имеем дело с совершенно новыми явлениями экономики, торговли, тарифного регулирования и т.д.) пробелов и неопре­деленностей. Принципиально важно анализировать вопросы юрисдикции, становления системы третейского разбирательства. Надо изучать и зарубежный опыт, включая практику действия институтов ЕС. Это будет полезно для перспектив европейского интеграционного права.

- Не могли бы рассказать вкратце о своей семье и хобби?

- В этом году мы с супругой, Наилей Иматовной, отметили 40-летний юбилей нашей семьи. Она - юрист. Так получи­лось, что оба закончили юридический факультет Казанского университета. Всю свою биографию она связала с работой в органах Генеральной прокуратуры СССР и РФ. Такое же вы­сококлассное университетское образование в г. Казани получила старшая дочь - Ильнара. Младшая - Рената с отличием закончила МГИМО (У). Они живут разноплановыми интересами, творчески. В семье, интернациональной, много традиций. Хочу, чтобы накопленный духовный капитал был преумножен двумя внуками. Арман учится в Международной школе в сто­лице Татарстана. Самир - курсант Казанского суворовского училища. Мне кажется, они уже сегодня понимают историю двух фамилий - Лихачевы и Такташевы.

Коротко, телеграфно, назову то, что нам нравится как «социальной ячейке» российского общества. В такой лист войдет потребность в книге (имеем неплохую библиотеку как специальной, юридической, исторической, дипломатической литературы, так и художественной), который прививаем и млад­шему поколению; театральная жизнь (в Казани - внимание к оперы и балета М. Джалиля, Качаловскому, татарскому им. Г. Камала, в Москве к Малому (после реставрации у него по­явился новый шарм), им. Е. Вахтангова, Маяковке и, конечно, театру Наций Е. Миронова в Москве; две коллекции (их ведет жена) разнообразных по географии уток и миниатюрных чай­ников. Хватает время и на встречи с друзьями под татарский чай и чак-чак, губадию, перемеч. В силе русской и татарской кухни убедился во время работы послом России при Европей­ских Сообществах в Брюсселе. Они - особый инструмент в ру­ках эффективного политика и дипломата.

Уважаемый Василий Николаевич, Евразийскому юридическому журналу исполняется десять лет. Что бы Вы хотели пожелать авторам, читателям и редакции?

- Скажу откровенно. Журнал - адекватный и востребованный продукт времени. Проект с его созданием состоялся. Он - креативен, профессионален. Потенциал налицо. Всем людям, имеющим отношение к его жизни, хочется сказать искреннее спасибо. Впереди много новой работы. Будем вместе!

V. N. LIKHACHEV:

IN THE SERVICE OF THE HOMELAND
Interview with Likhachev Vasiliy Nikolaevich member of the Central election Commission of the Russian Federation, Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary, Ph.D. in Law, professor, corre­sponding member of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Vice-President of the Russian Association of international law

Визитная карточка:

Лихачев Василий Николаевич - доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, академик Международной академии информатизации, Академии гуманитарных наук, Российской академии естественных наук (РАЕН).

Родился 5 января 1952 года в г. Горьком. В 1975 году окончил Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, в 1988 году аспирантуру Казанского государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина. Имеет дипломатический ранг Чрезвы­чайного и Полномочного Посла. Владеет французским и английским языками.

С 1991 по 1998 годы занимал посты вице-президента Республики Татарстан, председателя Государственного Совета Республики Татарстан, заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

С 1998 по 2003 годы был постоянным представителем России при европейских сообществах (Брюссель, Бельгия).

С 2004 по 2010 г.г. являлся членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - заместителем председателя Комитета Совета Федерации по международным делам.

В 2010 году назначен заместителем министра юстиции Российской Федерации.

С 2011 по 2016 год являлся депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

3 марта 2016 года Указом Президента Российской Федерации назначен членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Автор более 600 научных трудов, включая 12 монографий в области международных отношений, регионалистики, международного и государственного права.

Ученым, государственным и политическим деятелем опубликованы монографические работы: «Проблемы в современном междуна­родном праве» (Казань, 1982), учебное пособие «Международное право», (Гвинея-Бисау, 1983), «Установление пробелов в современном между­народном праве» (Казань, 1991), учебное пособие «Конституция Республики Татарстан» (Казань, 1995), «Внешняя политика» (Антанана­риву, 1998), «Россия и Европейский Союз в международной системе (дипломатия, политика, право)» (Казань, 2004), «Россия и современный миропорядок» (Москва, 2007), «Современные проблемы мироуправления: российский подход» (Москва, 2009), «Россия и международное со­общество» (Москва, 2011), «Россия: опыт геополитической ответственности» (Москва, 2016); учебник «Парламентаризм», (Москва, 2015).

Интервью брали:

Бондаренко Александр Викторович кандидат философских наук заместитель главного редактора Евразийского юридического журнала

Лукиянов Михаил Юрьевич кандидат политических наук ответственный редактор Евразийского юридического журнала



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru