Мнения


Развитие мобильных форм информирования избирателей в России и за рубежом

Добкин Геннадий Семенович, кандидат философских наук, начальник отдела информационной политики – информационного центра Управления международного сотрудничества и информации Аппарата ЦИК России

Лысенко Владимир Иванович, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации

Виноградова Светлана Юрьевна, кандидат философских наук, научный сотрудник Московского технического университета связи и информатики


Применение информационно-коммуникационных технологий в избирательном процессе, в том числе для оперативного информирования избирателей о подготовке и проведении выборов и референдумов, о ходе и особенностях избирательных кампаний различного уровня, о работе организаторов выборов, является одним из важнейших направлений совершенствования работы избирательных комиссий в Российской Федерации.

Развитие мобильных форм информирования избирателей, использование сети Интернет, в том числе создание и ведение официальных сайтов избирательных комиссий для постоянного информирования избирателей и иных участников выборов, стали уже неотъемлемыми условиями успешной работы российских организаторов выборов в современных условиях. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации посредством сайтов в сети Интернет информируют избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, удовлетворяют потребности различных категорий участников избирательного процесса в информации об избирательном законодательстве; о сроках и порядке совершения избирательных действий; о кандидатах и политических партиях, выдвинувших кандидатов на выборах; о дне, времени и месте голосования; о том, как найти свой избирательный участок или как найти себя в списке избирателей; о новация в избирательном процессе; о механизмах, обеспечивающих гласность и прозрачность проведения выборов, и о многом другом.

В России сформирована нормативная база, обеспечивающая работу сайта ЦИК России, сайтов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в Интернет-портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Размещение официальных сайтов избирательных комиссий 85 субъектов Российской Федерации осуществляется на Интернет-портале ЦИК России (izbirkom.ru). Вместе с тем, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации создают свои информационные и тематические ресурсы вне Интернет-портала ЦИК России, ориентированные в том числе на молодежь. В частности, несколько избирательных комиссий создали сайты для обеспечения дополнительного информирования, реализации молодежных и обучающих проектов в сети Интернет. Кроме того, в настоящее время избирательные комиссии субъектов Российской Федерации имеют возможность самостоятельно создавать мобильную версию сайта комиссии.

В последнее время, наиболее актуальной формой работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по информированию участников избирательного процесса в сети Интернет вне Интернет-портала ЦИК России стало создание и ведение собственных сетевых средств массовой информации. Данная форма работы применяется, в частности, избирательными комиссиями Краснодарского и Хабаровского краев, Амурской, Архангельской, Владимирской, Вологодской, Калужской, Ленинградской, Московской, Ивановской, Самарской и Свердловской областей, Московской городской избирательной комиссией и Санкт-Петербургской избирательной комиссией. Более того, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации все активнее используют потенциал популярных социальных сетей для организации информирования избирателей. В связи с этим можно отметить, например, практику ряда избирательных комиссий: Владимирская, Вологодская. Ивановская, Костромская, Курская области и Санкт-Петербургая избирательная комиссия, где на главных страницах их официальных сайтов на Интернет-портале ЦИК России сформированы баннеры и ссылки на официальные страницы в социальных сетях. ЦИК России также имеет официальные аккаунты в шести наиболее популярных социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм, Facebook, Tweeter, YouTube.

В ходе подготовки и проведения выборов 10 сентября 2017 года в 82 субъектах Российской Федерации избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации была использована СМС-рассылка с напоминанием о едином дне голосования и приглашением прийти на выборы. В 12 субъектах Российской Федерации в участковых избирательных комиссиях использовались технические средства видеонаблюдения за ходом голосования и подсчета голосов избирателей в режиме реального времени, кроме того, видеонаблюдение впервые применялось в 100 территориальных избирательных комиссиях 12 субъектов Российской Федерации при установлении итогов голосования. Видеоизображения с указанных средств видеонаблюдения в режиме реального времени размещались на специальных сайтах в сети Интернет.

При подготовке к проведению выборов 18 марта 2018 года Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации обеспечить в ходе проведения указанных выборов организацию видеотрансляций в режиме реального времени в сети Интернет с избирательных участков, находящихся на территории Российской Федерации, процедур голосования и подсчета голосов избирателей, а также аналогичных видеотрансляций работы территориальных избирательных комиссий, предусмотрев для этого финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета.

В 2018 году исполнится 25 лет с момента организации информационных центров по представлению гражданам Российской Федерации, российской и зарубежной общественности, средствам массовой информации сведений о ходе избирательных кампаний, голосовании и предварительных результатах выборов в Российской Федерации. 12 декабря 1993 года российское телевидение впервые организовало во взаимодействии с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации работу на территории Кремля информационного центра по представлению предварительных результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В последующие годы Центральная избирательная комиссия Российской Федерации самостоятельно организовывала работу своих информационных центров. При этом в 2004 году при проведении выборов Президента Российской Федерации ход подсчета голосов избирателей и установления предварительных результатов выборов («счетчик») впервые производился в режиме online на табло в зале заседаний ЦИК России.1 Впоследствии online-режим применялся на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, глав и депутатов представительных органов муниципальных образований – административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации. 12 октября 2008 года ЦИК России впервые организовал работу отдельного информационного центра в единый день голосования в субъектах Российской Федерации. Всего в период с 2008 по 2017 годы в рамках единых дней голосования в субъектах Российской Федерации было организовано 14 информационных центров ЦИК России, в том числе четыре из них (в 2011, 2012, 2016, 2017 гг.) были совмещены с федеральными выборами.

Таким образом, российская практика использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе для оперативного информирования избирателей в ходе подготовки и проведения выборов, является обширной и динамично развивающейся. Эта тема широко освящается в российских средствах массовой информации.

Иностранные государства также имеют определенный опыт использования современных информационно-коммуникационных технологий при подготовке и проведении выборов. В частности, в некоторых странах для информирования избирателей о выборах распространено создание избирательными органами информационных центров, разработка и реализация национальных программ информационного просвещения избирателей, а также использование возможностей сети Интернет, в том числе Интернет-блогов, мобильных телефонов, применение видеонаблюдения, телевизионных трансляций с избирательных участков, QR-кодирования информационно-разъяснительных и иных электоральных материалов. Зарубежный опыт использования современных информационно-коммуникационных технологий при подготовке и проведении выборов слабо известен широкому кругу российских читателей и специалистов. Его изучение может быть полезным как для адекватной оценки собственных достижений, так и для определения возможных перспектив дальнейшего развития избирательной практики в нашей стране.

Разнообразие форм мобильного информирования избирателей в различных странах мира не поддается жесткой классификации. В целом наблюдается тенденция возрастания их использования. Применение  мобильных форм информирования избирателей в зарубежных странах зависит от уровня социально-экономического развития страны, от распространения и доступности сети Интернет и мобильной связи, культурных традиций, целесообразности использования этих форм в условиях компактного проживания и т.п.

1. Широкое использование мобильных форм. В большинстве государств широко используются мобильные формы информационного и агитационного обеспечения выборов, прежде всего участниками выборов.

Так, в Швеции широко используется, особенно участниками парламентских выборов, сеть Интернет. При этом по своему правовому статусу шведский сегмент сети Интернет приравнен к печатным и электронным средствам массовой информации. Отличительной особенностью сайта является то, что он содержит информацию на 26 языках народов и народностей, населяющих страну.

В ряде стран используются интернет-навигаторы по предвыборным программам участников выборов. Так, в Финляндии Интернет-сервис наиболее быстро развивается в сегменте разработки и предоставления различных электоральных консультативных приложений для избирателей, а также так называемых «электоральных информационных машин», которые позволяют избирателю по его запросу подобрать политически симпатичных ему кандидатов, баллотирующихся в соответствующем избирательном округе. Во Франции при подготовке к проведению в июне 2017 года президентских выборов был разработан и размещен в сети Интернет (кстати, как и на прошлых выборах) информационный навигатор по президентским выборам. В Нидерландах при проведении 15 марта 2017 года парламентских выборов были разработаны и применялись два политически не ангажированных интернет-приложения «Компас избирателя» (Vote Compass) и «Найди своего кандидата» (Vote Match), которые также позволяли сопоставить политические воззрения избирателя с предвыборными программами кандидатов и политических партий.

Существуют и такие случаи, когда при общем широком использовании Интернет а как информационного канала фиксируется деградация других форм информирования избирателей. Так, в Монако при подготовке и проведении в феврале 2013 года парламентских выборов интернет-информация использовалась достаточно широко, тогда как непосредственно в помещениях для голосования практически отсутствовала информация об участниках выборов, порядке заполнения избирательных бюллетеней. Миссия БДИПЧ ОБСЕ в своем Итоговом отчете указала на необходимость разработки и реализации программы информационно-разъяснительной деятельности среди избирателей.

Необходимо отметить, что в развитии интернет-информирования участников избирательного процесса в разных странах иногда наблюдаются противоречивые тенденции: в одном случае можно наблюдать стимулирование развития интернет-информирования, в другом – наоборот, его ограничение.

Так, в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ о проведении 20 марта 2016 года внеочередных парламентских выборов в Казахстане отмечается, что показатели использования Интернета, в том числе социальных сетей, являющихся альтернативным источником политической информации, постепенно возрастает преимущественно среди молодежи и жителей городов. Тем не менее, санкции, в том числе блокирование доступа к сайтам и судебное преследование пользователей социальных сетей, ставят под угрозу политический дискурс в онлайн-доменах.

В Германии в преддверии выборов депутатов Бундестага 23 сентября 2017 года был принят специальный законодательный акт (так называемый Facebook Акт), который требует, чтобы Интернет-провайдеры социальных сетей (Facebook, Twitter и др.) удаляли негодную информацию, в том числе электоральную (например, расистские электоральные выступления) в течение 24 часов с момента их размещения (в случае уведомления о таком удалении). За неисполнение предусматривается штраф в размере 50 млн евро. К сожалению, данный закон вступил в силу 1 октября 2017 года, и не применялся на прошедших парламентских выборах.

В Бразилии в августе 2010 года при подготовке к проведению 3 октября 2010 года президентских выборов был принят закон, запрещающий бразильским комикам высмеивать кандидатов на должность Президента Бразилии в теле- и радиоэфире; запрет действовал до 31 октября 2010 года, т.е. до дня проведения повторного голосования. В соответствии с указанным законом, за шутки в адрес кандидатов на должность Президента Бразилии на средство массовой информации мог быть наложен денежный штраф до 112 тысяч долларов; кроме того, издания могли быть лишены лицензии; однако, интернет-сайты под действие закона не подпадали.

В начале октября 2017 года в преддверии проведения в 2018 году парламентских выборов Конгресс Бразилии принял закон, ограничивающий свободу циркуляции интернет-информации, поскольку он предоставляет кандидатам и политическим партиям право требовать незамедлительного удаления из сети Интернет, в том числе из социальных сетей, веб-сайтов и мобильных приложений размещенных там материалов, которые, по их мнению, являются порочащими или оскорбительными и размещены без указания сведений об авторе. В соответствии с новым законодательством социальные сети должны будут предоставлять сведения об авторе, включая его полные фамилию и имя, национальный идентификационный (персональный) номер и номер документа о социальном страховании, с тем, чтобы информация об авторе была размещена в сети. Закон, по мнению его инициаторов, усиливает прозрачность информационного освещения деятельности всех участников парламентских и иных выборов, т.е. сохраняет свободу выражения мнения, но не на условиях анонимности ее осуществления однако не содержит какого-либо указания на то, куда должна направляться данная персональная информация. В целом законодательство предусматривает упрощенный – внесудебный порядок удаления из сети Интернет не понравившейся кандидату или политической партии информации. Ранее – удаление таких материалов было возможно только на основании судебного решения. По мнению представителей средств массовой информации и интернет-сообщества, данный закон представляет собой одну из форм цензуры.

В зарубежных странах предусмотрены также различные виды ответственности за нарушение избирательного законодательства в сфере мобильного информирования. Так, в Черногории при проведении 16 октября 2016 года парламентских выборов была приостановлена деятельность сервисов как Viber и WhatsApp в связи с нарушениями избирательного законодательства.

2. Слабое использование мобильных форм. Как показывает практика, широкое распространение сети Интернет не всегда равнозначно ее широкому использованию для информирования избирателей.

В Сербии при проведении 2 апреля 2017 года президентских выборов две трети избирателей пользовались Интернетом, однако, интернет-ресурсы практически не использовались для информирования избирателей.

В Венгрии при подготовке и проведении выборов 6 апреля 2014 года в течение нескольких недель в сети Интернет транслировались информационно-разъяснительные ролики, в том числе о порядке голосования для венгров, находящихся за пределами территории Венгрии, с призывами принять участие в голосовании. При этом сеть Интернет практически не использовалась для информирования избирателей внутри страны.

В Андорре при подготовке к проведению 1 марта 2015 года парламентских выборов, несмотря на то, что около 89 % избирателей пользовались Интернетом, сеть для информирования избирателей использовалась слабо, особенно для разъяснения новой избирательной процедуры – голосования по почте. Избирательный орган Андорры имеет свой информационный сайт, однако все его решения публиковались только в официальном печатном органе.

В Узбекистане при проведении 4 декабря 2016 года президентских выборов сеть Интернет ЦИК Узбекистана практически не использовалась: в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что «…необходимо устранить требования о регистрации в качестве средств массовой информации онлайн-платформ распространения информации, в том числе блогов, а законодательная база в сфере онлайн-коммуникаций должна быть приведена в соответствие международным стандартам».

В Туркменистане при проведении 12 февраля 2017 года президентских выборов государственная компания «Туркментелеком» являлась единственным провайдером интернет-услуг по тарифам, которые являлись непомерными для большинства граждан: при этом доступ ко многим сайтам, включая все популярные сайты в социальных сетях, блокировался. Миссия БДИПЧ ОБСЕ рекомендовала рассмотреть вопрос о дальнейшей разработке регламента избирательных кампаний с целью обеспечения возможности для поощрения кандидатов к подготовке и распространению своих собственных агитационных материалов в печатном виде и в Интернете.

В Румынии при проведении выборов сеть Интернет использовалась спорадически – в основном для распространения агитационных материалов.

3. Использование мобильных форм для информирования о списках избирателей и об избирательных участках. В Сан-Марино в соответствии с законодательством о выборах Министерство внутренних дел уведомляет избирателей о зарегистрированных списках кандидатов и их предвыборных программах (платформах), в частности, размещая постеры, публикуя необходимую информацию на специализированных сайтах в сети Интернет, распространяя соответствующие информационные материалы, например, брошюры.

В Боснии и Герцеговине 7 октября 2012 года были проведены очередные выборы в представительные собрания городов и общин, а также выборы руководителей местных исполнительных органов. Учет приписки избирателей к соответствующему избирательному участку проводился по идентификационному номеру гражданина, присваиваемому при рождении: для получения информации о местонахождении своего избирательного участка избиратель должен был отправить с мобильного телефона смс-сообщение с персональным идентификационным номером, и местный оператор мобильной связи сообщал ему адрес приписки к соответствующему избирательному участку, где избиратель может принять участие в голосовании.

В Черногории списки избирателей предоставляются Министерством информации, гражданского общества и телекоммуникаций Черногории для всеобщего сведения, в том числе политическим партиям, как в помещениях муниципалитетов, так и на сайте в сети Интернет, а также по СМС-запросу.

В Португалии при подготовке и проведении 27 сентября 2009 года парламентских выборов департамент организовывал работу по ознакомлению избирателей со списками избирателей посредством сети Интернет и бесплатных смс-сообщений.

В Израиле адреса и номера избирательных участков за несколько дней до дня голосования на выборах публикуются как «Сообщение об избирательных участках», а также размещаются в сети Интернет на сайте http://www.gov.il/, на интернет-сайте Центральной избирательной комиссии Израиля (http://www.bechirot.gov.il).

В США имеется две федеральные избирательные комиссии – Федеральная избирательная комиссия, которая в основном ведает вопросами финансирования федеральных выборов, и Комиссия по содействию выборам, на которую возложены обязанности по информированию избирателей о выборах, в том числе с использованием сети Интернет. Электоральную информацию в основном распространяют избирательные органы штатов и графств. Информация о выборах в сети Интернет распространяется на нескольких языках. При подготовке и проведении 8 ноября 2016 года президентских выборов IT-компаниями Pew and Google был разработан информационный ресурс в сети Интернет, который позволял избирателю, введя адрес своего места жительства, установить свой избирательный участок и время его работы.

В Хорватии избиратели могут проверить информацию о своем включении в список избирателей по сети Интернет по специальной поисковой программе.

В Казахстане при подготовке и проведении 20 марта 2016 года внеочередных парламентских выборов избиратели могли проверить свои регистрационные данные и местоположение своих избирательных участков в Интернете.

В Грузии при подготовке и проведении 8 октября 2015 года парламентских выборов в основном проводилась стандартная информационно-разъяснительная работа среди избирателей с использованием видеоматериалов и практически без использования сети Интернет. Вместе с тем при проведении процедуры всеобщего ознакомления со списками избирателей избиратели могли проверить сведения о себе на сайте Избирательной комиссии, через 7000 банкоматов, установленных на территории страны, а также с помощью мобильного телефона. В период с июня по сентябрь около 95000 избирателей проверили сведения о себе с использованием указанных технологий. Некоторая электоральная информация, предусмотренная законодательством о выборах, предоставлялась на языках национальных меньшинств – на азербайджанском и армянском языках. Была организована работа «горячей линии» связи с избирателями на грузинском, азербайджанском, армянском языках. На сайте Комиссии была размещена электоральная информация и на абхазском языке.

4. Использование мобильных форм информирования для осуществления информационно-разъяснительной работы и проведения предвыборной агитации. Использование мобильных форм информирования в зарубежных странах различается не только по масштабам, но и по целям и направлениям.

Так, в Саудовской Аравии при проведении в 2005 году первых в политической истории страны всеобщих прямых муниципальных выборов на территории 178 муниципалитетов кандидаты (представители либерального политического течения и мусульмане-шииты) в условиях законодательного запрета на образование и деятельность политических партий и политических коалиций участники выборов широко использовали сеть Интернет (форумы) и смс-сообщения для проведения предвыборной агитации.

В Объединенных Арабских Эмиратах при подготовке к проведению 24 сентября 2011 года вторых косвенных выборов Федерального национального совета Центральный избирательный комитет организовал работу колл-центра и создание специального сайта для проведения информационно-разъяснительной работы. Кроме того, была организована рассылка смс-сообщений, содержащих соответствующую информацию о выборах. При проведении информационно-разъяснительной работы Центральный избирательный комитет широко использовал и традиционные печатные и аудиовизуальные материалы. Так, при подготовке к проведению 3 октября 2015 года очередных выборов Центральный избирательный комитет в мае 2015 года организовал работу своего официального информационно-разъяснительного видеоканала в сети Интернет в социальных сетях Facebook, Twitter, YouTube и Instagram. В июне 2015 года Центральный избирательный комитет предложил пользователям Apple Store в Google Play новую операционную платформу, с помощью которой пользователи могли получить необходимую информацию о парламентских выборах 3 октября 2015 года, включая загрузку интерактивной карты, показывающей дорогу в ближайший центр для голосования.

В Ирландии при подготовке к проведению 24 мая 2007 года парламентских выборов Ирландский совет по телевидению и радиовещанию (в дополнение к радио- и телеосвещению) создал специальный сайт для молодых избирателей, разместив на нем соответствующую актуальную электоральную информацию по соответствующим избирательным округам. Данный сайт предоставлял также данные о ходе подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования, о предварительных результатов выборов, о чем впервые сообщалось также и в рассылках смс-сообщений.

В Австрии в декабре 2016 года состоялись президентские выборы, после которых Миссия БДИПЧ ОБСЕ в своем Итоговом отчете указала на необходимость разработки и реализации программы информационно-разъяснительной деятельности среди избирателей, в том числе в части оформления специальных избирательных бюллетеней, которые выдаются избирателю в случае, если по каким-либо причинам сведений о нем не оказалось в списке избирателей его избирательного участка.

В Италии при подготовке к проведению 23 и 24 февраля 2013 года досрочных парламентских выборов использовалась технология дистанционного обучения членов избирательных комиссий в режиме онлайн, а информирование избирателей осуществлялось преимущественно по общественному радио, в некоторых случаях – по сети Интернет.

В Чехии при проведении 11 и 12 января 2013 года первых всеобщих прямых президентских выборов участникам выборов был предоставлен прямой высокоскоростной Интернет с доступом к итогам голосования и предварительным результатам выборов (http://www.volby.cz). При этом заседания Избирательной комиссии Чехии являются закрытыми для публичного доступа и трансляции, в том числе в сети Интернет.

Большинство чешских печатных и электронных средств массовой информации имеют сетевые формы. В соответствии с законодательством электоральная информация размещается также на языках национальных меньшинств, если численность их представителей на территории соответствующего муниципалитета составляет не менее 10 % населения (в Чехии имеется 30 муниципалитетов с польским национальным меньшинством, три – с украинским, два – со словацким, один – с немецким).

В Исландии Министерство внутренних дел, обеспечивающее подготовку и проведение выборов, размещает необходимую электоральную информацию на своем сайте. Данные предоставляются на двух языках – исландском и английском.

5. Практика использования QR-кодирования в агитационной деятельности участников выборов. В ряде государств применяется технология QR-кодирования эмблем политических партий, включенных в избирательный бюллетень, а также иных электоральных, прежде всего информационно-разъяснительных, материалов. Так, в Великобритании 22 мая 2014 года проводились выборы в Европейский парламент: от страны избиралось 73 депутата по 12 многомандатным избирательным округам. Депутаты избирались по пропорциональной избирательной системе, «жестким спискам кандидатов» политических партий. При проведении указанных выборов впервые в электоральной истории страны и выборов в Европейский парламент была применена технология QR-кодирования эмблемы одной из политических партий, включенных в избирательный бюллетень. Одна из малых политических партий (YOURvoice – ВАШголос) впервые применила QR-кодирование своей эмблемы, включенной в избирательный бюллетень в юго-западном 10-мандатном избирательном округе, для интерактивного взаимодействия с избирателями. В выборах в данном избирательном округе принимало участие 15 политических партий.

QR-код эмблемы одной из малых политических партий Великобритании (YOURvoice – ВАШголос) на выборах в Европейский парламент в мае 2014 года.

QR-код являлся электоральной эмблемой политической партии, размещенной в избирательном бюллетене.

В соответствии с законодательством страны электоральные эмблемы политических партий, принимающих участие в выборах, утверждает Избирательная комиссия Великобритании. Избирательная комиссия Великобритании не запрещает такое использование политическими партиями QR-кода в качестве своих электоральных эмблем в избирательных бюллетенях и использование мобильных телефонов избирателями в кабинах для тайного голосования (при сохранении тайны голосования); при этом фотографирование и распространение изображения заполненного избирательного бюллетеня законодательно запрещено. В апреле 2014 года Избирательная комиссия Великобритании приняла Разъяснения о порядке голосования с использованием QR-кода эмблем политических партий и мобильных телефонов, основываясь на законодательных положениях о праве избирателей на получение электоральной информации, в том числе в кабине для тайного голосования. С помощью приложения на мобильном телефоне избиратель, сканируя QR-код эмблемы политической партии, размещенный на избирательном бюллетене, переходит на сайт политической партии (yourvoiceparty.org.uk) с тем, чтобы получить информацию о политической партии и ее кандидатах, принимающих участие в выборах. Каждое обращение избирателя с использованием QR-кода автоматически регистрируется. Такая форма избирательного бюллетеня важна для тех избирателей, которые в соответствии с законодательством могут принимать участие в выборах по почте и в силу различных причин не могут в необходимом объеме получать информацию об участниках выборов с тем, чтобы составить собственное мнение о том, за кого из них они могут проголосовать. При проведении в 2015 году очередных парламентских выборов в Палату общин – нижнюю палату парламента Великобритании один из кандидатов использовал QR-кодирование своих агитационных материалов.

QR-код на агитационном материале одного из кандидатов от партии «Либеральные демократы» на парламентских выборах в Великобритании в 2015 году

В США в штате Калифорния в одном из графств городской агломерации Лос-Анджелес местный совет размещает в средствах массовой информации в разделе «Выборы» QR-код, содержащий всю информацию о выборах и избирательном процессе. Кроме того, в городе Сан-Франциско в случае если помещение для голосования избирательного участка «переехало» в другое место, городской Департамент выборов размещал специальный информационный знак (указатель), на котором был размещен QR-код, направляющий избирателя по соответствующему адресу (своеобразное мобильное приложение «Найди свой избирательный участок»). В штате Небраска разработана QR-программа, позволяющая избирателю с помощью компьютера, мобильного телефона заблаговременно ознакомиться с кандидатами, включенными в избирательный бюллетень, а также с другой электоральной информацией (в частности, регистрация избирателей, расположение избирательных участков, мест проведения досрочного голосования избирателей). Такая QR-программа использовалась в 2014 году в ряде графств в штатах Техас, Индиана, Иллинойс. QR-код также используется для регистрации избирателей в тех штатах, где таковая является активной, т.е. для регистрации в качестве избирателя лицо должно подать в соответствующий орган заполненный пакет регистрационных форм (на бумажном носителе или в электронном виде).

6. Работа электоральных горячих линий связи с избирателями.

В ряде государств организуется работа горячих линий связи с избирателями как на парламентских, так и на местных выборах. Так, в Сирии Высший судебный комитет по выборам в конце февраля 2016 года разместил на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о номерах телефонов и факсов горячей линии, по которым избиратели могли обращаться с вопросами, жалобами и предложениями в связи с проведением 13 апреля 2016 года очередных парламентских выборов.

В Иордании при подготовке к проведению 20 сентября 2016 года досрочных парламентских выборов Избирательная комиссия Иордании организовала работу горячей линии связи с избирателями и иными участниками парламентских выборов. Так, по состоянию на 20 августа Избирательная комиссия Иордании получила 443000 обращений участников парламентских выборов по электронной почте, 121000 – по телефону колл-центра и 652000 – в рамках интерактивной связи на сайте Комиссии (на 99 % обращений Комиссией были даны ответы). Кроме того, с 14 августа Министерство по вопросам политики и парламентаризма Иордании также организовало работу горячей линии связи с избирателями и участниками парламентских выборов (с 08:30 до 24:00 до 20 сентября – дня голосования на указанных выборах).

В Ливане при проведении в мае 2016 года очередных местных выборов в рамках четырехэтапного голосования в соответствующих региональных избирательных округах была организована работа «горячей линии» связи с избирателями, на которую из всех региональных избирательных округов Ливана поступило 5334 жалобы и обращения.

В Афганистане Независимая избирательная комиссия разместила информационно-разъяснительные материалы о назначенных на 5 апреля 2014 года президентских выборах в 24 телепрограммах и 51 радиовещательной программе, организовала работу передвижных электоральных информационно-разъяснительных выставок во всех 34 провинциях страны, а также работу 1450 сотрудников, которые разъясняли избирателям избирательные процедуры и действия. Кроме того, была организована работа информационно-справочного колл-центра, который работал до официального объявления 15 мая результатов первого тура голосования на президентских выборах.

7. Телевизионная трансляция. В ряде стран СМИ ведут прямую трансляцию хода голосования и подсчета голосов избирателей. Так, в Ирландии при проведении парламентских выборов телевещательные организации ведут прямую трансляцию хода подсчета голосов избирателей в соответствующих окружных счетных центрах. В Иране при проведении 2 марта 2012 года очередных парламентских выборов некоторые телевизионные организации осуществляли прямое включение в эфир освещение хода голосования избирателей на ряде избирательных участков.

8. Пресс- и медиацентры при проведении национальных выборов. В последние годы в ряде зарубежных государствах интенсивно развивается информационная составляющая при проведении национальных и иных выборов. Данная тенденция находит свое выражение в организации работы пресс- и медиацентров, в том числе непосредственно организаторами выборов. Информационные центры были организованы при проведении выборов в Азербайджане, Аргентине, Боснии и Герцеговине, Германии, Греции, Доминиканской Республике, Латвии, Руанде, Сирии, Словении, США, Турции, Финляндии, Франции, ряде других стран. Информационные центры организуются и при проведении выборов депутатов Европейского парламента (в рамках государств – членов Европейского Союза). В целом пресс- и медиацентры организуются для представителей национальных и зарубежных средств массовой информации.

Так, в Азербайджане для освещения хода и итогов выборов при ЦИК Азербайджана создается Информационный центр «Сечкиляр» («Выборы»). В течение дня выборов в 10:00, 12:00, 15:00, 17:00 и 19:00 предоставляются данные о ходе голосования (явке) избирателей, о ситуации на избирательных участках. Данные из окружных избирательных комиссий поступают в ЦИК Азербайджана при помощи Государственной автоматизированной информационной системы. Через несколько часов после окончания времени голосования проводится пресс-конференция, на которой выступает Председатель ЦИК Азербайджана, однако предварительные результаты выборов оглашаются только утром следующего дня. Вся информация по избирательным округам и избирательным участкам доступна на официальном сайте ЦИК Азербайджана.

В Аргентине протоколы об итогах голосования в оцифрованном виде поступают в Департамент по выборам. В Информационном центре в режиме реального времени идет мониторинг электоральной информации. Вечером в день голосования Руководитель Департамента по выборам выступает на пресс-конференции и объявляет предварительные результаты. На официальном сайте Департамента также можно в режиме реального времени следить за процессом обработки электоральной информации.

В Боснии и Герцеговине после окончания времени голосования (в 20:00 по местному времени) вся информация из окружных избирательных комиссий поступает в ЦИК Боснии и Герцеговины. В 23:00 начинается «Избирательная ночь» – серия мероприятий, в которой участвует весь политический истеблишмент страны и международные наблюдатели, дипломатический корпус и главные СМИ. Мероприятие начинается с пресс-конференции Председателя ЦИК Боснии и Герцеговины, на которой происходит прямое включение из нижестоящих избирательных комиссий. В 01:00 проходит вторая пресс-конференция с участием всех членов ЦИК Боснии и Герцеговины, на которой объявляются предварительные результаты выборов, после этого свои пресс-конференции проводят лидеры политических партий и представители дипломатического корпуса. «Избирательная ночь» длится до 04:00 часов.

В Бразилии в здании Верховного избирательного суда Бразилии работает Информационный центр. Голосование и подсчет голосов автоматические – на всех избирательных участках страны используются технические средства подсчета голосов. Через час после окончания голосования в Суде имеются окончательные итоги голосования – практика объявления предварительных результатов как таковая отсутствует, так как вся информация из регионов автоматически поступает в Информационный центр. В конце дня голосования (через 2–3 часа после окончания голосования) Председатель Суда дает пресс-конференцию, на которой представляет уже окончательные результаты голосования. Вся информация появляется в режиме реального времени на сайте Суда в сети Интернет и на официальных страницах в социальных сетях.

В Германии при проведении 22 сентября 2013 года парламентских выборов в рамках Информационного центра демонстрировался ход голосования – в соответствии с законодательством о выборах – только один раз по состоянию на 14:00 местного времени. Кроме того, организовывались выступления представителей ведущих социологических служб для обсуждения хода голосования и предварительных результатов выборов.

В Греции при проведении в 2015 году парламентских выборов была организована работа пресс-центра, на котором представлялась сопоставительная – с прошлыми выборами – электоральная информация. Пресс-центр работал с 09:00 до 21:00 (в субботу) и с 09:00 – воскресенье и до завершения процесса подсчета голосов избирателей и установления предварительных результатов выборов. Пресс-центр был оснащен всеми современными техническими средствами коммуникации, в том числе ноутбуками для журналистов. После проведения выборов представители всех политических партий имели возможность выступить со своими сообщениями и оценками выборов в рамках пресс-центра. Обеспечивался синхронный перевод с греческого языка на английский язык.

В Доминиканской Республике существует Центр цифровой документации и Центр обнародования результатов выборов. В Центре цифровой документации собирается вся информация в цифровом виде из нижестоящих избирательных органов. В Центре обнародования результатов выборов в режиме реального времени можно ознакомиться с протоколами отдельно по каждому уровню выборов. Вечером в день выборов Председатель Центрального избирательного совета проводит пресс-конференцию и в торжественной обстановке в присутствии международных наблюдателей и представителей дипломатического корпуса объявляет предварительные результаты выборов. Также вся информация размещается на официальном сайте Совета в сети Интернет в реальном времени. Видеозаписи пресс-конференций руководства Совета также размещается на официальном сайте. Вся электоральная информация дублируется в социальных сетях (в частности, в Facebook, Twitter).

В Латвии в июне 2009 года при проведении европейских и местных (муниципальных) выборов Центральная избирательная комиссия Латвии со 2 по 8 июня 2009 года организовала работу Информационного центра. В его рамках предоставлялась электоральная информация, в частности, о выборах и избирательных процедурах при проведении выборов в Европейский парламент, в том числе в разрезе государств – членов Европейского Союза; о готовности избирательных комиссий к проведению голосования избирателей; о досрочном голосовании избирателей; освещался ход голосования; демонстрировались предварительные результаты выборов после окончания времени голосования (начиная с 23:00, когда завершилось время голосования в последних государствах – в Италии и Польше), проведения подсчета голосов избирателей (по мере их установления); также проводились телемосты с Брюсселем и другими государствами – членами Европейского Союза. На сайте Центральной избирательной комиссии Латвии дублировалась информация из пресс-центра как о ходе голосования, так и о предварительных результатах выборов. В рамках пресс-центра проводились итоговые пресс-конференции о предварительных результатах европейских и местных выборов. После окончания голосования данные из нижестоящих избирательных комиссий передаются в ЦИК Латвии для дальнейшей обработки. Работает Информационный центр, в котором вечером в день голосования выступает Председатель ЦИК Латвии с предварительными результатами (данное выступление транслируется в режиме реального времени на всех главных национальных телеканалах). Предварительные результаты также можно найти на официальном сайте Комиссии после окончания пресс-конференции Председателя ЦИК Латвии.

В Руанде пресс-центр был открыт правительством при проведении 9 августа 2010 года президентских выборов. Впервые представителям национальных и зарубежных средств массовой информации был предоставлен высокоскоростной Интернет. Сайт ЦИК Латвии был интерактивным. В целом предоставлялась вся информация из Избирательной комиссии Руанды об избирательной кампании, а также о ходе голосования и предварительных результатах президентских выборов.

В Сирии при проведении 13 апреля 2016 года очередных выборов 250 депутатов Народного совета – парламента для информационного освещения выборов в одном из отелей гостиничной сети «Шератон» в городе Дамаске была организована работа международного информационного центра для представителей зарубежных средств массовой информации. 16 апреля 2016 года Высший судебный комитет по выборам на пресс-конференции обнародовал официальные результаты выборов 250 депутатов Народного совета – парламента Сирии.

В Словении при проведении парламентских выборов 2011 года в рамках Информационного центра демонстрировались: ход голосования – по состоянию на 12:00 и 17:00 по местному времени; предварительные результаты выборов (по мере их установления) – сразу после 19:00 по местному времени. В работе Информационного центра принимали участие представители политических партий (в качестве выступающих). Обеспечивался синхронный перевод мероприятий Информационного центра на английский язык. Однако Центр работал только один день: 4 декабря 2011 года с 09:00 до 24:00 по местному времени.

В США процедура объявления предварительных результатов выборов не является идентичной для всех штатов. Так, в штате Джорджия, как только закончился процесс подсчета голосов избирателей, вся электоральная информация помещалась на сайте Департамента по регистрации и выборам штата. Руководитель Департамента проводил пресс-конференцию ночью после окончания времени голосования, однако не объявлял предварительные результаты выборов – они размещались только на сайте Департамента в сети Интернет. Далее вся электоральная информация из соответствующего избирательного округа передавалась в офис Секретаря штата, где сводилась и размещалась на официальном сайте офиса в разделе «Выборы». На следующий день секретарь штата проводил пресс-конференцию, на которой рассказывал, как прошел день выборов, какие были нарушения, и давал общую информацию о результатах выборов в штате, не объявляя конкретные цифры. Конкретные данные размещались только на сайте офиса в сети Интернет.

В Турции при проведении 1 ноября 2015 года досрочных парламентских выборов 26 созыва информационные службы (не Высший судебный комитет Турции, организующий выборы) организовали работу пресс-центра в одном из отелей Стамбула, в рамках работы которого освещался ход голосования; демонстрировались видеоматериалы об избирательном процессе, электоральная информация, в том числе ход голосования и установления предварительных результатов выборов. Данные предоставлялись в режиме реального времени, информация распространялась на пяти языках. В работе пресс-центра принимали участие представители национальных и зарубежных средств массовой информации, дипломатических миссий. Использовались технические средства визуализации информации. Была организована выставка «Выборы в Турции: из прошлого в настоящее», изготовлены буклеты о турецкой избирательной системе и парламентских выборах (на пяти языках – турецком, английском, французском, немецком и арабском). Демонстирировались инфографики «Как проголосовать», «Кто является членами избирательных комиссий и как они работают», «Кто имеет право голосовать на парламентских выборах», «Парламентские выборы в вопросах и ответах». Весь объем информации транслировался также и на сайте организаторов пресс-центра. Кроме того, организаторы центрального пресс-центра координировали работу филиалов пресс-центра в Анкаре, Берлине и Нью-Йорке при проведении 7 июня 2015 года очередных парламентских выборов.

В Финляндии в рамках Информационного центра демонстрировался ход голосования и предварительные результаты выборов, а также организовывалось их общественное обсуждение.

Во Франции информационный центр организует МВД Франции. В рамках его работы демонстрировались ход голосования избирателей в разрезе префектур, результаты экзитполов и предварительные результаты выборов (по мере их установления). Все предварительные результаты выборов по всем избирательным округам к 02:00 следующих суток передаются в Париж в Информационный центр МВД Франции. Проводится пресс-конференция, где объявляются предварительные результаты голосования по стране.

В целом зарубежный опыт информационного обеспечения выборов как положительный, так и негативный – можно и нужно знать и анализировать с тем, чтобы обеспечить максимальный учет изменяющегося информационного пространства, уровень информационной составляющей принятия решений, в том числе избирателями при проведении выборов и референдумов различного вида и уровней.

Российская избирательная практика в целом соответствует международной и является отражением ведущих электоральных тенденций по проведению демократических свободных выборов, а по некоторым направлениям является пионерской, ведущей в современных электоральных процессах.


1 Такая оперативность стала возможна после принятия Федерального закона от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», позволившего для автоматизации избирательного процесса применять ГАС «Выборы», а также в результате использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) и комплексов для электронного голосования (КЭГ).



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru