Мнения


Член ЦИК России Александр Клюкин: О регистрации кандидатов в президенты Российской Федерации

Член ЦИК России Александр Клюкин о том, как проходила регистрация кандидатов в президенты Российской Федерации
(материал опубликован в газете «Известия» (№ 25) от 12 февраля 2018 года)


Процедуру выборов президента России можно сравнить с запуском космического корабля к цели: подготовка, старт, этапы... Что ж, корабль набирает ход, приборы работают в штатном режиме. Полет нормальный.

Закончен второй важный этап избирательного процесса. Центризбирком завершил регистрацию кандидатов на пост президента и утвердил избирательный бюллетень, который миллионы россиян получат 18 марта.

Из 17 кандидатов, которые могли подавать документы на регистрацию в ЦИК, по итогам ее осталось восемь. Двое (Жириновский и Грудинин) были выдвинуты парламентскими партиями и потому не должны были собирать подписи в поддержку своих кандидатур. А из тех, кто должен был, справились только шестеро. Это даже с учетом либерализации выборного законодательства, существенно сократившего необходимое количество подписей.

И это абсолютно нормально: тем, кого страна толком не знает, чья известность и авторитет не выходят, например, за пределы одной области, видимо, даже 100 тысяч подписей вместо прежних 2 миллионов собрать не удается. А как с таким легким «багажом» доверия претендовать на президентский пост? Да, чтобы собрать подписи, надо поработать, зарекомендовать себя в глазах соотечественников. Причем поработать не несколько недель, а несколько лет. И, если не выходит, то стоит, наверное, не критиковать выборное законодательство, а призадуматься над собственной биографией: а что в ней такое было, чтобы люди высказались в мою поддержку? И было ли?

Нельзя не отметить, что критикуемый иногда сам институт сбора подписей в поддержку кандидатов (дескать, это ограничивает свободу из выдвижения) отнюдь не ставит Россию в какое-то особое положение на фоне других государств. По подсчетам экспертов, в 31 стране «зоны ОБСЕ» для выдвижения и регистрации кандидата на пост главы государства требуется представить подписи членов парламента или избирателей. А кое-где еще и денежный залог требуют… Причем в России, в отличие от большинства стран ОБСЕ, избиратель имеет право поставить подпись в поддержку не одного-единственного, а любого числа кандидатов.

С другой стороны, либерализация либерализацией, но повышение открытости и конкурентности выборов сопровождалось повышением ответственности за фальсификацию подписей или нарушение процедур их сбора. И эта реформа на выборах сказалась позитивно: штабы кандидатов сами браковали подписи, легитимность которых вызывала сомнения, а ни у одного из сдавших подписи в ЦИК кандидатов не было выявлено более 5 процентов брака в подписях. Это беспрецедентный случай в истории российских выборов.

Следовательно, все сдавшие подписи в ЦИК кандидаты и их штабы подошли к процессу предельно ответственно. Они знали о том, что к проверке подписей в Центризбиркоме привлечены специалисты, в том числе почерковеды из силовых структур. Видимо, и те десять кандидатов, кто решил подписи не сдавать, не могли не учесть этого обстоятельства. Вот это, кстати, получилась настоящая, профессиональная борьба с фальсификациями на выборах, без показных скандалов в блогосфере.

Неплохо зарекомендовала себя и еще одна новинка избирательного законодательства – возможность голосования по месту нахождения избирателя 18 марта, отмена «крепостного избирательного права». До выборов еще больше месяца, а уже почти 300 тысяч избирателей подали соответствующие заявления (до 60 процентов, что стало определенной неожиданностью, через единый портал Госуслуг). Люди беспокоятся о реализации своего избирательного права, а значит, проявляют, вопреки прогнозам оппозиционеров, не безразличие, а заинтересованность в их успешном проведении. И разумеется, о своем личном в них участии. Доходит до курьезов: на «горячую линию» ЦИК позвонил избиратель с вопросом: а где же, а как же мне голосовать, если 18 марта я буду с восьми утра до восьми вечера лететь в самолете? Пришлось ему посоветовать – нужно менять билет…

Повышение конкурентности избирательного процесса и облегчение обязательных процедур для его участников не могут отрицать даже завзятые критики российских выборов. Правда, при чтении очередных происходящих из оппозиционной среды «аналитических докладов» создается впечатление, что их авторы ставят целью во что бы то ни стало найти какие-либо «нарушения», чтобы громко об этом заявить. Например, по 9 кандидатам проводилась проверка соблюдения процедуры их выдвижения. Центризбирком обратился в прокуратуру с просьбой проверить, в действительности ли выдвинувшими их партиями проводились региональные конференции перед предвыборными съездами, как того требует закон. В прокуратурах стали не только требовать протоколы конференций, но и задавать их делегатам простейшие вопросы типа: а в каком городе конференция проходила? А как вы туда добирались? А в какой гостинице жили? И т.п. Казалось бы, если все проходило по закону, почему бы не ответить, что за проблема? Ведь на то и проверка, чтобы проверять по сути, а не формально подшить к делу протокол. Но нет – партии, а затем и оппозиционные аналитики начинают возмущаться «превышением полномочий». Удивительно: от власти неустанно требуют неукоснительного соблюдения законодательства о выборах. А когда она начинает проверять, как соблюдалось законодательство – поднимают шум. Впрочем, не удивительно: ради шума все, видимо, и делается.

Но выборному процессу, понятно, это помешать не может. Начинается следующий важнейший этап: С 17 февраля открывается агитация в СМИ, 13-15 февраля пройдет жеребьевка по распределению эфирного времени и печатных площадей между зарегистрированными кандидатами в президенты. А между тем уже приступили к работе международные наблюдатели Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. Всего наблюдателей от этой организации будет более 500. 12 февраля 60 наблюдателей приступят к своей миссии и будут следить за избирательным процессом в 32 российских регионах в режиме «долгосрочного наблюдения», вплоть до дня голосования. Это представители 25 стран, в том числе США.

Это еще одно свидетельство открытости российских президентских выборов 2018 года.

Кстати, это и лишнее свидетельство того, что скрывать нам нечего. Полет нормальный.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru