Мнения


Электронный образовательный ресурс как инструмент повышения правовой культуры будущих избирателей

Шелагин Александр Брониславович, преподаватель кафедры общественных наук филиала образовательного частного учреждения высшего образования «Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова» в г. Липецке


Одним из важнейших направлений повышения правовой культуры в избирательной сфере является работа с молодежью. Эффективность такой работы во многом зависит от времени ее начала. Оптимальным считается 8–9 класс. Именно в этот период у школьников формируется необходимый понятийный аппарат, начинается изучение обществознания и права. Кроме того, во многих образовательных организациях есть ученическое самоуправление, действуют клубы будущих избирателей и т.д. Иными словами, кажется, что сама специфика современной школы способствует повышению избирательной грамотности обучающихся.

Но почему же тогда проблема молодежного абсентеизма остается столь актуальной? Разумеется, не все так просто. Школьный курс не отводит достаточного количества времени на изучение избирательного права (не более 2–3 академических часов), а приобретаемые базовые знания часто рассматриваются утилитарно – как необходимость для успешной сдачи экзаменов, и не закрепляются на длительный период. Ученическое самоуправление и иная внеурочная деятельность часто формализованы и не обеспечивают нужного результата. Как правило, не удается заинтересовать обучающегося на длительный срок. При этом у него не формируется собственная логически обоснованная оценка института выборов. А общий негативный информационный фон может заполнить получившийся «вакуум» далеко не самой объективной информацией. Эта тенденция (не только применительно к теме выборов) стала особенно заметна в последние годы и даже отражается в официальных документах1.

Тогда зададим следующий вопрос: как изменить ситуацию в лучшую сторону? Одного простого ответа, увы, не существует, однако начинать следует с построения эффективной информационно-образовательной среды, которая будет интересна сегодняшним школьникам. Ее основой могут стать современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

Какими они должны быть? Постараемся выделить их основные свойства, которые проиллюстрируем на примере двух образовательных ресурсов автора – «Твой Выбор» и Мы – САМИ!». Итак, приступим.

Ориентированность на особенности восприятия молодежи

Прежде всего ЭОР должен учитывать особенности современных школьников. В течение последних 10–15 лет развитие информационно-коммуникационных технологий привело к кардинальным изменениям в способах восприятия и анализа информации. Термин «клиповое мышление»2 из области футорологии перешел в объективную реальность, что наиболее заметно именно среди молодых людей.

Соответственно, все учебные материалы должны приводиться в форматах, обеспечивающих быстрое восприятие – в виде инфографики, ярких образов, запоминающихся схем, таблиц и т.д. Имеет смысл использовать приемы, обеспечивающие комфортную психологическую атмосферу при изучении материала: большое количество иллюстраций, доступный язык изложения, юмор. Иными словами, ресурс должен быть ярким и запоминающимся.

Интерактивность

Не меньшее значение для ресурса имеет его интерактивность, то есть способность взаимодействовать с учеником, сохраняя внимание и интерес последнего. Отметим, что под интерактивностью понимается не только (и не столько) анимированная презентация или автоматический тест. Она подразумевает активное взаимодействие с ресурсом, где от действий ученика во многом зависит его образовательная траектория.

Одним из наиболее действенных интерактивных приемов является внедрение виртуальных персонажей, с которыми можно «общаться» в ходе изучения материала. В ресурсах «Твой Выбор» и «Мы – САМИ!» есть два вида таких персонажей. Одни являются «тьюторами»: они объясняют тонкости изучаемой темы, также им можно задавать конкретизирующие вопросы. Другие, наоборот, просят ученика дать ответ и помочь им в той или иной ситуации. При кажущейся сложности задачу создания диалогов можно решить даже на базе стандартных слайдов либо текста с гиперссылками. Это под силу пользователю компьютера со средними навыками. Главное – заранее изучить специфику используемого программного обеспечения и учитывать ее при разработке интерактивных элементов.

Игрофикация

Также одной из важнейших технологий, применяемых в современных образовательных ресурсах, является игрофикация (т.е. обучение через игру). Этот термин уже стал привычным, его можно услышать и в школах, и в вузах, и даже на корпоративных тренингах.

Игрофикация – вариативная технология и может быть реализована различными путями. Первый – прямое развитие идей интерактивности. Электронная форма ресурса открывает широкие возможности по использованию игровых элементов, что особенно полезно при освоении сложного материала. Так, например, при изучении темы «День голосования» (ресурс «Твой выбор») ученику предлагается «стать» членом УИК с правом решающего голоса и выдавать бюллетени избирателям. Механизм игры следующий: к пользователю обращается избиратель с просьбой о получении бюллетеня. Необходимо проверить документы последнего, сопоставить сведения с данными в списке избирателей, приняв решение, выдавать бюллетень или нет. Избиратель может предоставить не тот документ, удостоверяющий личность, отсутствовать в списке избирателей, задавать конкретизирующие вопросы.

Такой формат является более интересным и запоминающимся, чем, например, обычный тест. А это способствует лучшему закреплению материала.

Второй путь игрофикации – более традиционный и доступный, хотя тоже имеет свои плюсы и особенности. Он реализован в ресурсе «Мы – САМИ!». После изучения его основных обучающих материалов ученикам предлагается провести деловую игру «Выборы Президента школы».

Методические материалы игры включают примерную схему ее проведения, проекты положений о Школьной избирательной комиссии и выборах Президента школы, формы избирательных документов. Однако обучающимся нужно самим разработать сценарий деловой игры, доработать нормативную базу и принять ее (например, на общешкольном собрании). Для этого в текстах есть подсказки или собственно варианты норм.

Отказ от создания жесткого сценария деловой игры имеет ряд преимуществ. Во-первых, появляется возможность рассмотреть не только избирательный, но и нормотворческий процесс, что особенно актуально в классах с юридическим уклоном. Но главное – сопричастность происходящему повышает заинтересованность ребят и мотивирует их, так как нет заранее заданных жестких рамок и ролей. Кроме того, обеспечивается адаптация деловой игры к реалиям конкретной образовательной организации.

Простота поиска информации и кроссплатформенность

Еще одним значимым свойством электронного образовательного ресурса является простота работы с ним. Он должен иметь четкую структуру, интуитивно понятный интерфейс и систему внутреннего поиска по ключевому слову или фразе. Зачем это нужно? Опять же, ввиду специфики целевой аудитории. Поясним на примере из области веб-оптимизации3. Практика показала, что при поиске информации посетители в возрасте 16–25 лет делают в среднем 3–4 перехода по сайту, после чего уйдут с ресурса, если не нашли искомого. Это на 2–3 перехода меньше, чем способны сделать пользователи в возрасте 30–40 лет. Такая «нетерпеливость» сохраняется и при работе с учебными материалами, что нельзя не учитывать.

Кроме того, не менее важен и формат доступа к учебным материалам. Традиционно электронный образовательный ресурс предназначался для персонального компьютера или ноутбука. Но с развитием технологий добавилось и требование совместимости с мобильными устройствами – планшетами и смартфонами. Иными словами, ресурс должен быть кроссплатформенным, не «привязанным» к одному типу носителя.

Кроссплатформенность может быть полезна во многих ситуациях: не только при выполнении домашних заданий или самообучении, но и при работе в группе или проведении тестирования (особенно если отсутствует возможность работы в компьютерном классе). При этом телефон, который считается традиционным «врагом» учителя, становится его союзником, а обучающиеся получают дополнительную мотивацию к освоению новых знаний в удобном для себя формате.

Ориентированность на целевую аудиторию, интерактивность, применение игровых элементов, удобство использования и кроссплатформенность… Является ли этот перечень характеристик современного ЭОР исчерпывающим? Пожалуй, нет. Ведь на него влияет множество факторов: формат обучения (очное, заочное либо дистанционное), его продолжительность, конкретные цели и т.д. Единого рецепта просто не может быть. При этом решающим фактором успешного обучения по-прежнему является сам учитель: его личная мотивация к достижению поставленных образовательных целей, а также умение выбрать правильную форму работы и подачи материала. Иными словами, любой электронный образовательный ресурс – это только инструмент, пусть и крайне важный, который должен находиться в руках умелого и неравнодушного педагога.


1 См. например, п. 12 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201612060002 (дата обращения: 02.08.2017).

2 Особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания, например, через ленту теленовостей, небольших статей или коротких видеоклипов.

3 Комплекс мер, направленных на улучшение качественных характеристик сайта (удобства работы, повышения рейтинга и т.д.)



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru