Мнения


Роль полиции в обеспечении избирательных прав граждан при проведении выборов Президента Российской Федерации

Бельский Виталий Юрьевич, начальник кафедры социологии и политологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор философских наук, профессор

Хазов Евгений Николаевич, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор

Артамошкин Михаил Николаевич, начальник Контрольно-кадрового управления Аппарата ЦИК России, кандидат юридических наук


Одна из главных задач полиции при проведении выборов Президента Российской Федерации – это обеспечение охраны правопорядка, безопасности и защиты избирательных прав граждан России, которые основываются на строгом выполнении конституционно-правовых норм.

В п.31 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О полиции» закреплены обязанности полиции принимать в соответствии с федеральным законом меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении выборов противоречащей закону предвыборной агитации, информировать избирательные комиссии о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; предоставлять по запросам избирательных комиссий сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления; осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них; оказывать по запросам избирательных комиссий иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральным законом1.

В период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации реализован комплекс организационных и практических мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности.

В результате мер, принятых правоохранительными органами во взаимодействии с органами власти и избирательными комиссиями, серьезных нарушений общественного порядка не допущено, правопорядок и безопасность граждан обеспечены в полном объеме.

Органы внутренних дел как важная составляющая системы органов исполнительной власти государства обладают государственно-властными полномочиями и оказывают непосредственное содействие избирательным комиссиям в период подготовки и проведения выборов2.

Во взаимодействии прослеживается элемент системы социального управления, когда в качестве субъекта управления, от которого исходят команды по взаимодействию, выступают избирательные комиссии, а в качестве объекта, подвергающегося управляющему взаимодействию, – органы внутренних дел3.

Возложение на полицию данной обязанности – одно из средств правового обеспечения эффективной деятельности избирательных комиссий. Взаимодействие органов внутренних дел с избирательными комиссиями осуществляется в определенных формах и в общем русле исполнения поставленных задач. Необходимым условием для правильного выбора формы взаимодействия является ее соответствие общему содержанию правоохранительной деятельности. Так, в период избирательных кампаний в местах с наиболее сложной криминогенной обстановкой осуществляются оперативно-розыскные и разведывательно-поисковые мероприятия4, направленные на предупреждение и пресечение тяжких и особо тяжких преступлений5.

Перечисленные профилактические мероприятия осуществляются оперативными подразделениями полиции регулярно и независимо от того, проводятся в стране выборы или нет6. Повышенное внимание к этим профилактическим мерам в выборный период объясняется целями охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, что, в свою очередь, является общими задачами, определяемыми Федеральным законом «О полиции»7 и Федеральным законом «О войсках национальной гвардии»8.

В основу же форм деятельности органов внутренних дел по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации избирательных прав граждан (в рамках тех же общих задач) положена их узконаправленная деятельность, связанная с созданием благоприятных условий для осуществления избирательными комиссиями возложенных на них законом полномочий в период подготовки и проведения выборов9.

Например, в ходе проведения досрочных выборов главы Гаврильского сельского поселения Павловского муниципального района Воронежской области 11 февраля 2018 года сотрудникам полиции по просьбе председателя участковой избирательной комиссии пришлось принимать предусмотренные законом меры в связи с активными действиями представителей СМИ (сетевого издания «Молния»), препятствовавших нормальной работе участковой избирательной комиссии № 2722. Прибыв на избирательный участок перед его открытием, представители указанного издания представились журналистами и потребовали допустить их в помещение для голосования в качестве наблюдателей. При этом они подходили к столу, где были списки избирателей, самовольно забирали документы со стола членов комиссии, отвлекали их своими действиями и громким голосом комментировали действия членов участковой комиссии, фотографировали избирателей без их согласия, а иногда и мешали им подойти к столу со списками избирателей и бюллетенями. При осуществлении выездного голосования членами УИК представители «Молнии» самовольно сели в автомобиль УИК, требование освободить автомобиль и передвигаться самостоятельно игнорировали. При этом один из журналистов – Егоров В.В. за нахождение в нетрезвом состоянии и невыполнение законных требований сотрудников полиции был арестован на 1 (одни) сутки мировым судьей Павловского судебного района Воронежской области.

Формы взаимодействия органов внутренних дел с избирательными комиссиями позволяют, с одной стороны, создать наиболее целесообразный порядок взаимоотношений между ними, а с другой – поддерживать его, совершенствовать, приводить в соответствие с изменившимися условиями. Это дает возможность должностным лицам полиции эффективно использовать установленные законом правовые средства и методы с целью своевременного устранения негативных факторов, затрудняющих применение норм избирательного права.

Говоря о роли полиции в рассматриваемой сфере, следует подчеркнуть, что каждое структурное подразделение имеет свои специфические задачи, а соответственно и способы их решения. При сложной организации системы органов внутренних дел подвергнуть анализу всю совокупность применяемых форм взаимодействия с избирательными комиссиями весьма затруднительно. Рассмотрим лишь наиболее характерные, например, организационные, профилактические и правоприменительные формы.

Следует отметить, что организационная форма взаимодействия постоянно развивается, наполняется новым содержанием, приводится в соответствие с задачами, стоящими перед органами внутренних дел на каждом этапе развития государства. В целях ее реализации в системе Министерства внутренних дел создаются оперативные подразделения (штабы), координационные центры на федеральном, региональном, местном уровнях, рабочие группы при подразделениях ОВД и соответствующих избирательных комиссиях10. Специалисты ОВД привлекаются к работе в контрольно-ревизионных службах при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссиях субъектов РФ и окружных избирательных комиссиях.

В период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации в контрольно-ревизионных службах избирательных комиссий работали 287 сотрудников органов внутренних дел.

В состав Контрольно-ревизионной службы при ЦИК России входят 8 представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации в соответствии со статьей 60 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были откомандированы для работы в составе КРС при ЦИК России два представителя МВД России (как требует закон, на срок не менее пяти месяцев).

Кроме того, в контрольно-проверочных мероприятиях по проверке достоверности сведений о кандидатах участвовали (то есть проводили проверки в интересах КРС при ЦИК России) представители ГУОБДД, ГИАЦ, ГУВМ МВД России.

Другой важной составляющей этой формы взаимодействия является предоставление органами полиции по запросам соответствующей избирательной комиссии (в установленный ею срок) сведений о наличии у кандидатов неснятых или непогашенных судимостей. В ее основу положена работа (в рамках оперативно-розыскной деятельности) информационных центров Министерства внутренних дел Российской Федерации11.

Третье направление деятельности, составляющей содержание организационной формы – оказание помощи избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов в специфических условиях, например, в части осуществления избирательного права лицами, подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступления, которые в день голосования находятся под стражей12.

Четвертое – охрана помещений, где хранятся бюллетени для голосования, участие в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования в период проведения выборов и на территории, прилегающей к избирательным участкам13.

В механизме обеспечения избирательных прав граждан важную роль играет профилактическая деятельность всех подразделений и служб органов внутренних дел, их основная цель – это предупреждение правонарушений, и предполагает выявление, устранение причин и условий, ведущих к их нарушению14. В рамках подготовительных мероприятий эти подразделения совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления разрабатывают планы комплексных оперативно-профилактических действий на период подготовки и проведения выборов, производят расчет сил и средств, включая соединения и воинские части войск национальной гвардии. На основании этих планов корректируется расстановка постов и маршрутов патрулирования в системе комплексного использования сил и средств полиции при охране общественного порядка (единая дислокация), пересматриваются графики работы подразделений ППС полиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД и войск национальной гвардии. За их сотрудниками закрепляются зоны ответственности по обеспечению правопорядка в условиях проведения выборов.

По информации, полученной из МВД России, 18 марта для обеспечения правопорядка на избирательных участках и прилегающей к ним территории было задействовано около 275 тысяч сотрудников органов внутренних дел, 81,6 тысячи военнослужащих Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также 21,1 тысячи работников частных охранных организаций, 46,7 тысячи представителей народных дружин и общественных формирований, 7,4 тысячи казаков.

Помимо мероприятий, направленных на непосредственное предупреждение правонарушений в сфере избирательного законодательства, Министерство внутренних дел Российской Федерации организует подготовку сотрудников, слушателей и курсантов образовательных учреждений системы МВД России, а также военнослужащих войск национальной гвардии, привлекаемых к обеспечению правопорядка в период избирательной кампании. Подготовительные программы включают конкретную тактику действий при выполнении задач в зависимости от складывающейся обстановки, характера проводимых мероприятий и особенностей объектов, на которых проводятся выборы.

Правоприменительная форма деятельности сотрудников органов внутренних дел в сфере обеспечения избирательных прав граждан обусловлена неправомерными действиями граждан, организаций, должностных лиц, а также событиями, что является результатом самостоятельного принятия решений сотрудниками полиции в рамках правового поля. Выносимый при осуществлении правоприменительной деятельности органов полиции акт выступает юридическим фактом в процессе оказания содействия избирательным комиссиям. Анализ действующего законодательства, практики правоприменения, а также научных разработок позволяет выделить следующие виды правоприменительных актов, принимаемых органами внутренних дел при взаимодействии и оказании содействия избирательным комиссиям в период выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации:

конкретизирующие (регламентирующие) акты – подтверждают наличие права у индивидуально определенного субъекта правоотношений. Примером может служить приказ о направлении специалистов подразделений полиции для работы в контрольно-ревизионных службах при соответствующих избирательных комиссиях;

регистрационные акты – предназначены для осуществления контроля за законностью конкретных действий гражданина, удостоверения достоверности фактических и юридических состояний. В отличие от разрешительных их вынесение связано со значительно меньшим административным усмотрением. Например, регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания является основанием для внесения его в списки избирателей;

учредительные акты – придают юридическую силу новым явлениям. Учредительным актом служит, например, приказ начальника территориального органа полиции о создании оперативной группы (штаба) по обеспечению общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения выборов15;

констатирующие (оценивающие) акты – юридически подтверждают достоверность, наличие либо отсутствие определенных фактов. Так, по представлениям соответствующих избирательных комиссий подразделениями информационных центров МВД, ГУ МВД, УМВД, ГИАЦ МВД России проводятся проверки достоверности сведений о наличии у кандидатов неснятой или непогашенной судимости. Проверки подлежат исполнению в срок, установленный федеральным законодательством, и оформляются соответствующим ответом (справкой)16;

предписывающие акты – корректируют и уточняют пути и способы реализации избирательного права. В большинстве своем они имеют профилактическую направленность. К предписывающим актам относятся предписания ГИБДД предоставить закрепленный за избирательными комиссиями автотранспорт;

запрещающие акты – направлены на обеспечение безопасного осуществления избирательных прав в интересах как самих граждан, так и всего общества в целом. Примером может служить временное ограничение или запрещение ГИБДД движения транспортных средств в районе избирательных участков и по маршрутам перевозки избирательной документации.

Таким образом, правоприменительные акты, выносимые органами внутренних дел, являются составной частью комплекса юридических фактов, включенных в механизм взаимодействия с избирательными комиссиями различных уровней. Правильное и своевременное составление сотрудниками полиции необходимых в каждом конкретном случае документов способствует эффективной реализации избирательного законодательства, исполнение которого во многом обеспечивается наличием санкций, применяемых к его нарушителям.

Нужно обратить особое внимание на взаимодействие подразделения полиции с избирательными комиссиями в части охраны прав граждан путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного порядка. В юридической науке применение мер государственно-принудительного воздействия к нарушителю права является элементом правоохранительной государственной деятельности17.

В частности, сотрудниками органов внутренних дел было составлено 824 протокола об административных правонарушениях, из которых 338 – за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах, 247 – за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, 76 – за умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму, 35 – за вмешательство в осуществление избирательной комиссией референдума полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, либо создание помех участию избирателей, участников референдума в голосовании (и за другие правонарушения). Также было возбуждено по состоянию на день голосования 18 уголовных дел.

Правоохранительная деятельность полиции предполагает вмешательство в поведение субъектов, если последнее не соответствует требованиям режима законности, предусмотренного федеральным избирательным законодательством. Она направлена на защиту законной деятельности избирательных комиссий и реализуется при наличии факта нарушения избирательного закона, за которое предусматривается соответствующая санкция18.

Качество и эффективность взаимодействия органов внутренних дел с субъектами избирательного права и процесса, соблюдение дисциплины и законности сотрудниками полиции в ходе выборов во многом определяют доверие граждан Российской Федерации к законной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.


1 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О полиции» «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, № 7, ст. 900, http://www.pravo.gov.ru.

2 Органы государственной власти в России. Конституционно-правовой аспект. Эриашвили Н.Д., Габричидзе Б.Н., Белоновский В.Н., Хазов Е.Н., Чихладзе Л.Т., Кальгина А.А., Прудников А.С., Алиев Я.Л., Маюров Н.П., Кирсанов А.Ю., Газлоев Д.В., Галузо В.Н. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Политология», «Государственное и муниципальное управление» / Москва, 2016. (Четвертое издание, переработанное и дополненное).

3 Богданов A.B., Хазов Е.Н. Основные направления взаимодействия оперативных подразделений и органов предварительного следствия полиции, их значение по выявлению и раскрытию преступлений. Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 11. С. 71-75.

4 Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» «Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, № 33, ст. 3349, http://www.pravo.gov.ru.

5 Климов И.А., Тузов Л.Л., Дубоносов Е.С., Кузьмин Н.А., Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н., Данилкин В.Н., Бычков В.В., Бражников Д.А., Алексеев В.В., Иванцов С.В., Богданов А.В., Щеглов А.В., Комахин Б.Н., Ильинский И.И., Янишевский А.Б., Галузо В.Н. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Москва, 2017. (3-е издание, переработанное и дополненное).

6 Богданов А.В., Комахин Б.Н., Хазов Е.Н. Профилактические мероприятия, проводимые полицейскими подразделениями, по пресечению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 4. С. 202-208.

7 Федеральный Закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», Российская газета 28.06.2016 г. http://www.pravo.gov.ru.

8 Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 04.07.2016, № 27 (Часть I), ст. 4159, http://www.pravo.gov.ru.

9 Избирательное право. Белоновский В.Н., Виноградов В.А., Прудников А.С., Эриашвили Н.Д., Егоров С.А., Курскова Г.Ю., Миронов А.Л., Олимпиев А.Ю., Павлов Е.А., Шуленин В.В., Кирсанов А.Ю. учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Москва, 2013. Сер. Юриспруденция для бакалавров

10 Афанасьев Д.В., Хазов Е.Н. Административно-правовая деятельность штабных подразделений органов внутренних дел. Монография / Москва, 2015.

11 Богданов А.В., Хазов Е.Н. Взаимодействие криминальной полиции с оперативными подразделениями и службами других ведомств по вопросам незаконной миграции на территории России. Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 7. С. 162-165

12 Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. Теоретические основы и проблемы реализации. Монография / Москва, 2017.

13 Избирательное право. Эбзеев Б.С., Гасанов К.К., Виноградов В.А., Хазов Е.Н., Прудников А.С., Белоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Егоров С.А., Курскова Г.Ю., Осавелюк А.М., Миронов А.Л., Кальгина А.А., Павлов Е.А., Шуленин В.В., Кирсанов А.Ю., Саудаханов М.В., Громов К.Э., Тутханян Г.А. Москва, 2015. Сер. «Юриспруденция для бакалавров» (2-е издание, переработанное и дополненное).

14 Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 (ред. от 20.01.2016) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»), http://www.pravo.gov.ru.

15 Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Охрана общественного порядка и его роль в обеспечении политических прав и свобод личности в современной России. Социально-гуманитарное обозрение. 2017. № 4. С. 71-74.

16 Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Абакумов О.Б., Алексеев В.В., Баженов С.В., Бакланов Л.А., Богданов А.В., Бражников Д.А., Бычков В.В., Галушко В.А., Дубинин А.С., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Кундетов А.И., Напханенко И.П., Панюшин Д.Б., Саранчин Д.В., Сыпачев А.Ю., Тагиров З.И., Щукин А.М., Щукин В.М., Хазов Е.Н. и др. Учебно-методическое пособие / Москва, 2017.

17 Несмелов П.В., Болдарев В.А., Хазов Е.Н. Правовые основания применения силовых методов сотрудниками полиции против преступников и правонарушителей при охране и защите прав и свобод человека. Международный журнал конституционного и государственного права. 2017. Т. 3. № 3. С. 14-18.

18 Зинченко Е.Ю. Административно-правовая деятельность органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями корыстной направленности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Москва, 1993.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru