Мнения


Формат деловой игры наиболее востребован у молодых и будущих избирателей

Вовченко Виталий Анатольевич, доцент кафедры религиоведения
и теологии Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева

Канатникова Екатерина Андреевна, преподаватель социально-экономических дисциплин Орловского технологического техникума


Среди достаточно разнообразных по форме и содержанию мероприятий по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей формат деловой игры остается наиболее востребованным, так как позволяет ее участникам – молодым людям не только закрепить теоретические знания в области избирательного права и избирательного процесса, но и получить конкретный практический опыт участия в импровизированных выборных процедурах, примерив на себя роль кандидата, доверенного лица, члена избирательной комиссии и, конечно же, избирателя.

Особенно хорошо зарекомендовала себя деловая игра, посвященная выборам президента образовательного учреждения, детского лагеря отдыха, которая проходит в условиях максимально приближенных к реальному избирательному процессу и позволяет одномоментно решать широкий круг общественно-значимых задач, стоящих как перед избирательными комиссиями, так и образовательными организациями, среди которых повышение правовой грамотности и электоральной активности, формирование у молодежи гражданской ответственности и доверия к подлинно демократическому институту выборов.

Любой из этапов деловой игры «Выборы Президента» рассматривается как самостоятельное мероприятие: выдвижение, регистрация кандидатов, организация работы участковой избирательной комиссии, этап агитации и предвыборных дебатов, голосование и подсчет голосов, вступление в должность избранного президента.

Значительно упрощает и ускоряет подготовку к игре использование прилагающихся к сценарию специально созданных автоматизированных электронных шаблонов в виде файла в формате Excel, позволяющих максимально быстро изготовить подписные листы, удостоверения кандидатов и членов участковой избирательной комиссии, бюллетени, списки избирателей, протоколы по установленным формам, таблички и бейджики.

Благодаря своей вариативности сценарий деловой игры адаптирован для реализации в образовательных организациях разного уровня – от средних до высших, а также в местах отдыха детей, санаториях, лагерях отдыха. Для этого игровые ситуации в нем представлены в разных видах: от наиболее оптимизированных по внутреннему элементному содержанию и времени до более сложных организационно и длительных по сроку проведения. Например, уже на стадии подготовки игры можно решить какие применять принципы оценки качества заполнения подписных листов, организовывать выступления кандидатов перед их регистрацией или нет, проводить выборы в один тур или два, осуществлять процедуру голосования вне помещения или нет, какой набор документов необходимо использовать.

На сегодняшний день можно говорить о положительном опыте проведения деловой игры на базе детского санатория, средней школы и среднего специального учебного заведения с разной степенью приближения к условиям реального избирательного процесса: от наиболее простого до максимально полного варианта.

Первоначально данный сценарий был апробирован в детском санатории «Орловчанка» для 400 отдыхающих ребят. Полномасштабная избирательная кампания по выборам президента санатория была проведена в течение пяти дней. Из представителей старших отрядов были выдвинуты кандидаты в президенты, а из младших отрядов созданы группы поддержки кандидатов. Состоялись публичные дебаты. По всей территории санатория были размещены плакаты и листовки с призывами голосовать за того или иного кандидата. Помимо фасадов зданий и информационных стендов, соответствующие агитационные надписи были выполнены на асфальте. Участниками игры была проявлена изобретательность, и наряду с плакатами в поддержку кандидата исполнялись агитационные речевки. «Жители» созданного государства «Республика Орловчанка» получили изготовленные документы - паспорта, по которым смогли проголосовать, в том числе и вне помещения для голосования.

Затем деловая игра была реализована в учебном заведении среднего профессионального образования среди 600 студентов Орловского технологического техникума. Избирательную кампанию по выборам главы студенческого самоуправления – президента техникума удалось максимально приблизить к реальному избирательному процессу, в течение двух недель ознакомить студентов с его основными элементами, дать возможность получить практический опыт участия в избирательной кампании в разных статусах, главный из которых – избиратель. Молодежь с огромным воодушевлением и интересом приняла участие в выборах и посредством осознанного волеизъявления избрала своего лидера. Для проведения игры дополнительно к сценарию было разработано положение о выборах президента техникума. Даже при большом количестве этапов техническая часть подготовки деловой игры заняла незначительное количество времени.

Столь же успешно, но в несколько упрощенном варианте деловая игра была проведена в средней общеобразовательной школе № 20 для 200 учащихся восьмых – одиннадцатых классов.

Подготовленный и реализованный на трех образовательных площадках для разных категорий участников сценарий деловой игры «Выборы Президента» следует рассматривать как одновременно организационное и учебно-методическое руководство, ориентированное на профессиональную практическую помощь ее организаторам и участникам, раскрывающее цели и задачи игры, дающее разъяснения по технологии осуществления выборных процедур и действий, подготовки необходимых документов, использования специальной терминологии, раскрывающее требования к материально-техническому и информационному обеспечению избирательных кампаний.

С учетом новаций избирательного законодательства и проведения выборов Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года, сценарий деловой игры может быть расширен в части алгоритма действий организаторов и участников выборов, раскрывающих порядок голосования избирателей вне места своего жительства, а также подготовки протокола об итогах голосования с использованием специального программного обеспечения.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru