Мнения


Финансовое обеспечение избирательной кампании Президента Российской Федерации

Артамошкин Михаил Николаевич, начальник Контрольно-кадрового управления Аппарата ЦИК России, кандидат юридических наук


Практически ни одна избирательная кампания не может быть проведена без финансового ее обеспечения. Особый статус в ряду с иными выборами имеет избирательная кампания Президента Российской Федерации. Финансовая составляющая этих выборов строго регламентирована.

Федеральными законами от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» определена система финансирования выборов Президента, в частности п. 2 ст. 9 Федерального закона № 19-ФЗ гласит, что «Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании».

Отдельными нормами указанных федеральных законов определена система регистрации и деятельности уполномоченных представителей кандидатов на должность президента по финансовым вопросам, перечень источников (исчерпывающий), из которых могут формироваться собственные избирательные фонды кандидатов1, а также перечень органов, организаций и лиц, которым запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов.

Законодательно определены предельные суммы добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, средств, которые могут быть выделены кандидату выдвинувшей его политической партией, и предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда.

Также установлена система контроля за целевым использованием средств, поступивших в избирательные фонды кандидатов, отчетности, в том числе сроках представления отчетов кандидатов (первый и итоговый финансовые отчеты) о расходовании этих средств.

Закон говорит и о том, что ответственность за нарушение порядка финансирования кандидатом своей избирательной кампании несет лично кандидат.

Порядок применения законодательно закрепленных норм или разъяснения об их правильном применении Центральная избирательная комиссия определила своими постановлениями. Перед началом избирательной кампании были приняты такие постановления, как постановление ЦИК России от 27 сентября 2017 года № 104/962-7 «О порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов при проведении выборов Президента Российской Федерации», от 11 октября 2017 года № 105/874-7 «О Разъяснениях порядка регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов на должность Президента Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации», от 18 октября 2017 года № 106/883-7 «О формах представления о проведении проверки сведений, указанных физическими и юридическими лицами при внесении (перечислении) добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации, и сообщении о результатах этой проверки при проведении выборов Президента Российской Федерации» (утверждение форм представлений в ФНС России, МВД России, Минюст), от 25 октября 2017 года № 107/891-7 «Об инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов на должность Президента Российской Федерации о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов Президента Российской Федерации».

Особенностью избирательного законодательства является то, что кандидат до дня представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов для регистрации, то есть будучи еще не зарегистрированным кандидатом, должен совершить ряд действий. В частности, он обязан открыть специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда, который впоследствии будет использоваться для возмещения расходов на проведение мероприятия избирательной кампании. Кандидат имеет право открыть только один специальный избирательный счет, и этот счет имеет строго целевое назначение – прием, учет и перечисление средств на избирательную кампанию.

Избирательный счет открывается в филиале публичного акционерного общества «Сбербанк России», в ином банке счет может быть открыт исключительно по причине отсутствия в регионе филиалов Сбербанка России.

Следующей особенностью является то, что открытие избирательного счета кандидата совершается на основании документа, выданного Центральной избирательной комиссией Российской Федерации одновременно с регистрацией уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, которого может определить либо политическая партия, либо группа избирателей, выдвинувшая кандидата.

Федеральным законодательством предписано Сбербанку России (его филиалам) по предъявлении документов, выданных кандидату ЦИК России, незамедлительно открыть специальный избирательный счет.

При этом брать плату с кандидата за услуги по открытию и проведению операций по счету филиалы Сбербанка не имеют права. Денежные средства от кандидата или жертвователей могут зачисляться на счет только в валюте Российской Федерации.

В ходе кампании по выборам Президента Российской Федерации 2018 года филиалами Сбербанка России открывались специальные избирательные счета 17 (семнадцати) гражданам. Первые – 25 декабря 2017 года счета были открыты Борису Юрьевичу Титову и Григорию Алексеевичу Явлинскому, на следующий день такие операции Сбербанком были осуществлены для Ксении Анатольевны Собчак и Максима Александровича Сурайкина. Позже других кандидатов на должность президента открыли счета Михаил Владимирович Козлов (9 января 2018 года) и Ирина Владимировна Волынец (17 января 2018 года).

Проблемных вопросов с открытием избирательных счетов у кандидатов не возникало, письменных обращений такой направленности в ЦИК России не поступало.

После открытия счетов перед кандидатами стояла задача как можно быстрее наполнить их средствами, чтобы можно было развернуть полноценную избирательную кампанию – собирать подписи избирателей, проводить агитационную работу и так далее.

Законодательство предусматривает несколько источников наполнения специальных избирательных счетов, в их числе собственные средства кандидатов, средства избирательных объединений, выдвинувших кандидатов (конкретного кандидата соответственно), пожертвования физических лиц (граждан) и юридических лиц.

В Российской Федерации отсутствуют какие-либо нормы права, устанавливающие предельные общие суммы поступления средств на специальный избирательный счет кандидата на должность президента.

Примечателен, на мой взгляд, такой факт: 15 кандидатов на должность Президента страны выдвигали политические партии, в то же время лишь 6 партий оказывали им финансовую помощь в выборной кампании (КПРФ, ЛДПР, КОММУНИСТЫ РОССИИ, «ПАРТИЯ РОСТА», Партия «ЯБЛОКО» и Партия «Грани»).

Юридические лица финансово поддерживали 9 кандидатов, они перечисляли им свои пожертвования. А граждане (физические лица) не поддержали 3 кандидатов, на их счета пожертвований от граждан вообще не поступало (Козлов М.В., Полищюк С.П., Худяков Р.И.).

Меньшие суммы собственных средств на специальные избирательные счета перечислили Агурбаш Э.К. и Бабурин С.Н., а большие – Титов Б.Ю. и Собчак К.А.

Более значимые суммы переводились трем кандидатам на должность президента от избирательных объединений, их выдвинувших (ЛДПР – 200 млн руб., КПРФ – чуть менее 200 млн руб., Партия «ЯБЛОКО» – 155 млн руб.).

Чаще других кандидатов получали средства на счета от граждан-жертвователей Титов Б.Ю. – более 47 млн руб. и Собчак К.А. – около 19 млн руб.).

Лидерами финансовой поддержки со стороны юридических лиц можно считать двух кандидатов: Путина В.В. (400 млн руб.) и Жириновского В.В. (185 млн руб.), при этом немалые вливания от этих источников (юр.лица) получили также Титов Б.Ю. и Явлинский Г.А.

Ежедневные наблюдения за поступлениями средств на счета кандидатов от граждан-жертвователей позволили сделать вывод о достаточно высокой степени вероятности того, что в процессе финансирования отдельных кандидатов вмешивались так называемые недобросовестные жертвователи, они направляли пожертвования от имени третьих лиц (до 15 человек).

Были некоторые дни, в которые указанные жертвователи делали в очень короткие периоды времени многочисленные перечисления на счета конкретных кандидатов мизерные суммы средств (копейки или рубли – до 100 руб.).

Таких «мелких» пожертвований поступило более 7 тысяч, при этом 92 процента жертвователей при проверке оказались умершими гражданами, указывали неверные персональные сведения (у 15 указывался один паспорт) либо вообще не указывали реквизиты.

Нельзя исключать и того, что эти действия были нацелены на затруднение осуществления контроля за финансированием избирательной президентской кампании.

Наибольшие суммы (общие) поступивших средств из различных источников на специальные избирательные счета зафиксированы у Путина В.В. – 407,5 млн руб. и Жириновского В.В. – 399,5 млн руб., свыше 200 млн руб. на своих счетах имели кандидаты на должность Президента Российской Федерации Явлинский Г.А., Грудинин П.Н. и Титов Б.Ю., по 50 и меньше тысяч рублей было на счетах 4-х кандидатов (Агурбаш Э.К., Баков А.А., Козлов М.В. и Волынец И.В.).

Контрольно-ревизионной службой при ЦИК России были выявлены неединичные факты поступления на счета кандидатов средств с нарушением установленного порядка. Такие средства поступали 10-ти кандидатам, общая их сумма составила 22 млн 466 тыс. 485 рублей. Основная масса таких средств поступила на избирательный счет Титова Б.Ю. – свыше 21,6 млн рублей.

От юридических лиц, которым законом запрещено осуществлять пожертвования, было перечислено на избирательные счета 3-м кандидатам свыше 21,5 млн рублей.

От граждан – физических лиц, которые не имеют права осуществлять пожертвования кандидатам на должность президента, поступило почти 325 тыс. рублей (поступало пяти кандидатам).

Почти 32 тыс. рублей были перечислены на счета трех кандидатов гражданами, которые указали недостоверные сведения о себе либо не указали их вообще.

В связи с выявлением средств, перечисленных с нарушениями законодательных норм, было возвращено жертвователям свыше 39,9 млн рублей, при этом в доход бюджета из этих средств перечислено 584,8 тыс. рублей (от анонимных жертвователей).

Анализируя средства, которые были израсходованы кандидатами на должность президента на различные мероприятия избирательной кампании, полагаю необходимым отметить, что из 17-ти претендентов 15-ю было израсходовано в общей сложности 1 млрд 644 млн 477 тыс. рублей2.

Двое кандидатов – Козлов М.В. и Волынец И.В. на избирательную кампанию не истратили ни одного рубля, т.е. избирательная кампания ими практически не проводилась. Более значительными суммы, но, естественно, в разрешенных пределах израсходованы Путиным В.В., Жириновским В.В., Явлинским Г.А., Грудининым П.Н. и Титовым Б.Ю. Самый малый объем средств из своих избирательных фондов на выборы израсходовали Лисицына Н.С., (120 тыс. руб.), Худяков Р.Н. (63 тыс. руб.), Гордон Е.В. (47 тыс. руб.) и Агурбаш (47 тыс. руб.).

На организацию сбора подписей тратили средства лишь 13 кандидатов на должность президента. Баков А.А, Грудинин П.Н., Жириновский В.В. и Козлов М.В. на эти мероприятия не расходовали деньги, т.к. одним в соответствии с законодательством собирать подписи не требовалось, другие, вероятно, не посчитали нужным, а может быть, средств на их счетах не было.

Самую большую сумму на сбор подписей (31 млн. 243 тыс. 415 руб.) израсходовал Явлинский Г.А.

Всеми кандидатами на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей, было потрачено свыше 43,5 млн рублей. Однако наибольшие расходы – почти 1 млрд 319 млн руб. – кандидаты понесли на предвыборную агитацию, из которых на предвыборную агитацию через средства массовой информации израсходовано 581,5 млн руб. (35,4 %), в том числе через организации телерадиовещания – 565,9 млн руб. (34,4 %), через переодические печатные издания – 13 млн руб. (0,8 %), сетевые издания – 2,5 млн руб. (0,2 %). Расходы на выпуск и распространение печатных агитационных материалов составили 670,9 млн руб. (41 %), на проведение публичных предвыборных мероприятий – 84,8 млн руб. (5,1 %), на оплату работ (услуг) информационного характера – 65,3 млн руб. (4 %), на оплату других работ (услуг), выполненных юридическими лицами или гражданами Российской Федерации, – 158,6 млн руб. (9,6 %), на иные цели – 4,1 млн руб. (0,3 %).

Согласно прошедшей в ЦИК России жеребьевки кандидатам предоставлялось бесплатное эфирное время, но по желанию они могли воспользоваться правом проведения агитационных предвыборных мероприятий за плату из своих избирательных фондов. Такое право использовали некоторые кандидаты.

Сведения, представленные в ЦИК России телерадиокомпаниями, печатными средствами массовой информации, сетевыми изданиями, показывают, что кандидаты успешно и нередко использовали возможность проводить агитацию в средствах массовой информации на платной основе и ими было израсходовано немало денежных средств. В частности, за предоставление платного эфирного времени на радио 4 кандидатами было выплачено из избирательных фондов 28 млн 560 тыс. рублей (сведения округлены до тыс. рублей), из которых 17 млн 581 тыс. рублей оплатил Титов Б.Ю. (не использовали платное эфирное время на радио Бабурин С.Н., Грудинин П.Н., Собчак К.А., Сурайкин М.А.); за предоставление платного эфирного времени на телевидении кандидатами было выплачено 514 млн 472 тыс. рублей, из них 230 млн 351 тыс. рублей – Жириновским В.В. (не использовали платное эфирное время на телевидении Бабурин С.Н., Грудинин П.Н., Сурайкин М.А. и Явлинский Г.А.); плата за предоставление платной печатной площади СМИ составила 8 млн 495 тыс. рублей, чаще других использовал эту возможность в агитационных целях Явлинский Г.А., им было перечислено с избирательного счета трем печатным СМИ 5 млн 821 тыс. рублей (не пользовались платными печатными площадями СМИ Бабурин С.Н., Собчак К.А., Сурайкин М.А. и Титов Б.Ю.); за размещение агитационных материалов в сетевых изданиях кандидаты израсходовали 1 млн. 197 тыс. рублей, более половины из которых (708 тыс. рублей) израсходовал Путин В.В. (не использовали платную печатную площадь Бабурин С.Н., Жириновский В.В., Собчак К.А. и Сурайкин М.А.).

Законодательство Российской Федерации направлено на максимально открытый (прозрачный) избирательный процесс. Все решения принимались ЦИК России в присутствии представителей средств массовой информации, освещались на сайте ЦИК России, на избирательных участках находились наблюдатели, осуществлялась видеофиксация проходящего выборного процесса в помещениях для голосования, а также множество иных действий, подтверждающих мой тезис. Также и финансовый процесс выборов (поступление средств на избирательный счет, расходование средств) был прозрачным.

В соответствии со ст. 62 Федерального закона № 19-ФЗ Центральная избирательная комиссия один раз в неделю (до дня голосования) направляла информацию о поступлении и расходовании средств избирательных фондов в средства массовой информации для опубликования («Парламентская газета» и «Российская газета»), а также размещала эту информацию на своем официальном сайте в сети Интернет.

Копии финансовых отчетов кандидатов (первый финансовый отчет и итоговый финансовый отчет) передавались без промедления ЦИК в средства массовой информации для опубликования и размещались в сети Интернет.

Российское законодательство обязывает редакции государственных периодических печатных изданий публиковать переданные им ЦИК России сведения о поступлении и расходовании средств кандидатов на должность президента.

Обязательному опубликованию, а также размещению на сайте ЦИК России подлежат сведения:

- о финансовой операции по расходованию средств из избирательного фонда в случае, если ее размер превышает 100 тыс. рублей;

- о юридических лицах, внесших в избирательный фонд добровольные пожертвования на сумму, превышающую 200 тыс. рублей;

- о количестве граждан, внесших в избирательные фонды добровольные пожертвования на сумму, превышающую 20 тыс. рублей;

- о средствах, возвращенных жертвователям, и об основаниях их возврата;

- об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд, и об общей сумме средств, израсходованных из него.

Эти нормы Федерального закона № 19-ФЗ неукоснительно исполнялись в ходе выборов Президента Российской Федерации.

Процесс финансирования избирательной кампании завершается путем закрытия специального избирательного счета кандидатом или его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а это должно произойти до дня представления в ЦИК России итогового финансового отчета.

Итоговый финансовый отчет должен быть представлен кандидатом (его уполномоченным по финансовым вопросам) не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации. Это требование не выполнили кандидаты Агурбаш Э.К. и Козлов М.В. – итоговые финансовые отчеты ими представлены не были. В этой связи ЦИК России проводит предусмотренную законодательством процедуру привлечения их к административной ответственности по ст. 5.17 КоАП РФ.

В установленное время три кандидата не закрыли специальный избирательный счет, при этом на счетах остались неиспользованные денежные средства: у Агурбаш Э.К. – 1120 рублей, Лисициной Н.С. – 550 рублей, Полищука С.П. – 10 рублей. Эти деньги они должны были возвратить гражданам и юридическим лицам, перечислившим в их избирательный фонд средства пропорционально перечисленным средствам.

Указанные кандидаты не возвратили средства жертвователям, в связи с чем ЦИК России по истечении 60 дней со дня голосования направит письменное указание ПАО Сбербанк о перечислении в доход бюджета оставшихся на специальных избирательных счетах средств и закрытии этих счетов.

Контрольно-ревизионной службой при ЦИК России осуществляется проверка итоговых финансовых отчетов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, при этом подтверждение израсходованных средств происходит лишь согласно первичным платежным документам. В случае выявления фактов нарушения правомерности получения и расходования средств материалы будут направляться в правоохранительные органы для проведения расследования и принятия мер в соответствии с законодательством.

При чтении этой статьи, у некоторых могут появиться вопросы, влияют ли вложенные в избирательную кампанию средства на результат выборов, как влияют и зависит ли результат голосования от суммы вложенных средств.

Для поиска ответа на эти вопросы приведу некоторые цифры по поводу «средней стоимости» одного поданного избирателем голоса за конкретного кандидата на должность президента на выборах 18 марта 2018 года. Анализ затрат кандидатов в расчете на «привлечение» одного голоса избирателя показал очень большой «разброс» в расходовании средств для достижения желаемого результата: Титов Б.Ю. израсходовал 395 рублей (самый дорогой голос избирателя), Явлинский Г.А. – 305 рублей, Собчак К.А. – 127,2 рубля, Жириновский В.В. – 96 рублей, Грудинин П.Н. – 26,2 рубля, Бабурин С.Н. – 24,9 рубля, Путин – 7,1 рублей, Сурайкин М.А. – 3,5 рубля.

Конечно, на результат выборов влияет очень много различных факторов, кроме финансовых, но правильный расчет, продуманное и обоснованное вложение средств на проведение тех или иных мероприятий имеют очень большое значение.


1 В статье не рассматриваются вопросы финансового обеспечения подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, т.е. о средствах, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

2 Суммы везде указаны округленные (до рубля).



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru