Мнения


«Мобильный избиратель» как новый фактор укрепления доверия к выборам Президента России

Юсубов Эльман Сулейманович, председатель Избирательной комиссии Томской области


Избирательное законодательство находится в постоянной динамике и практически после каждого единого дня голосования претерпевает существенные или «точечные» изменения. Публичные политики, экспертное сообщество, представители науки и практики, правозащитники формулируют свои предложения о новациях на основе изучения опыта очередной избирательной кампании и вносят на общественное обсуждение. Отдельные из них в последующем направляются в Государственную Думу в качестве проекта федерального закона.

Так, например, после единого дня голосования 10 сентября 2017 года на рассмотрение нижней палаты парламента были внесены проекты законов об освобождении партий от сбора подписей в поддержку выдвижения списков кандидатов, кандидатов на выборах депутатов законодательных органов муниципальных образований, если хотя бы один кандидат, выдвинутый политической партией по одномандатному избирательному округу на последних выборах в Государственную Думу, был избран депутатом.

Не менее многословным был законопроект, которым предлагалось увеличить сумму, которую кандидат, согласно закону субъекта Федерации, может использовать на выборах в органы местного самоуправления сельских поселений без открытия специального избирательного счета, с 5000 рублей до 15 000 рублей.

Другое предложение было направлено на отмену норм действующего законодательства, которые предоставляют избирательным комиссиям право отказать в регистрации или аннулировать регистрацию списка кандидатов, в случае выбывания определенного числа кандидатов на основе поданного заявления о снятии своих кандидатур.

Общественная инициатива по пересмотру избирательного законодательства отнюдь не исчерпывается указанными предложениям и включает в себя массу самых различных и весьма экзотичных идей (например, введение обязанности избирательных комиссий помогать с организацией дебатов между кандидатами, создание в Интернете личных кабинетов избирателей и т.д.).

Изучение многочисленных законодательных и общественных инициатив объективно формирует весьма злободневный вопрос: в какой мере и степени они ориентированы на интересы избирателей – граждан Российской Федерации?

Общеизвестно, что активное избирательное право является конституционно защищаемой ценностью, и этот вывод основан на многочисленных правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. Эмпирической основой названной ценности является участие гражданина в выборах в органы публичной власти. В свою очередь, Российское государство обязано создать благоприятные организационно-правовые, институциональные и процедурные условия для реализации права избирать на периодически проводимых выборах.

Однако современные активисты, политтехнологи и электоральные юристы, размышляя об избирательном процессе, забывают о самой главной конституционной проблеме – реализации гражданином права избирать. Эта квинтэссенция народовластия подменяется постоянной дискуссией о необходимости юридической регламентации всевозможных практических казусов, которые являются результатом применения самых различных политтехнологий. Многие из них, как правило, отличаются существенным отклонением от действующего законодательства.

Каждый этап обсуждения и внесения предложений вольно или невольно порождает вопросы – в какой мере и степени обсуждаемые инициативы являются существенными и ценностными для наших избирателей? Действительно ли они способны на практике расширить возможности российских граждан для реализации активного избирательного права?

Для ответа на вышеуказанные сущностные вопросы необходимо особо выделить одно базовое изменение, внесенное в Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) 1 июня 2017 года.

Новаторство избирательного законодательства от 1 июня 2017 года для широкой общественности известно как «Мобильный избиратель». Кратким юридическим языком эти изменения названы правом избирателя голосовать по месту нахождения в день голосования.

Необходимо сразу отметить, что «Мобильный избиратель» расширил территориальные границы активного избирательного права, создал благоприятные условия для реализации прав граждан избирать и, по образному выражению Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Э.А. Памфиловой, вывел избирателей из «крепостного избирательного права». После внесения изменений в Федеральный закон № 67-ФЗ был установлен новый (третий) способ организационной и территориальной идентификации российского избирателя по месту нахождения. По общему правилу граждане активное избирательное право могут реализовать по месту жительства или по месту пребывания (ст. 4, 17 Федерального закона № 67-ФЗ).

Основная идея голосования по месту нахождения сводится к следующему. В соответствии с пунктом 16 статьи 64 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов Президента России, выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту нахождения. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлению паспорта, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Соответствующий порядок подачи заявления (в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов дня, предшествующего дню голосования) был установлен постановлениями ЦИК России.

Это означает, что на двух выборах, а именно Президента России и в региональные органы государственной власти, избиратель, который в день голосования будет находиться за пределами своего избирательного участка, вправе проголосовать по месту нахождения. Новый механизм отменил процедуру досрочного голосования и голосование с применением открепительного удостоверения.

Голосование по месту нахождения впервые было применено на выборах в региональные органы государственной власти, которые состоялись в единый день голосования 10 сентября 2017 года. Как известно, в этот день состоялись выборы высших должностных лиц 16 субъектов Российской Федерации и депутатов 4 законодательных органов государственной власти.

Общее количество избирателей, сведения о которых были включены в реестры избирателей, подавших заявление о включение в список избирателей по месту нахождения, составило более 201 тысячи российских граждан. Специальные заявления (с марками), подаваемые не ранее чем за 4 дня до дня голосования и не позднее 14 часов в день, предшествующий дню голосования, составили почти 22 тысячи. Количество заявлений, поданных в избирательные комиссии (ТИК и УИК), составило более 164 тысяч. В свою очередь, в многофункциональные центры было подано более 16 тысяч заявлений. Следовательно, вывод Председателя ЦИК России Э.А. Памфиловой о том, что применение нового механизма полностью отвечает интересам избирателей и себя оправдало, соответствует действительности и является обоснованным.

В дальнейшем, ЦИК России после обсуждения совместно с избирательными комиссиями субъектов Федерации внесла ряд изменений в направлении дальнейшей детализации процедуры подачи заявления о голосовании по месту нахождения на выборах Президента России 18 марта 2018 года. Основные позиции изменений были следующими:

а) заявления в участковые избирательные комиссии можно подавать за 20 дней до дня голосования;

б) заявление стало возможным подавать в любую территориальную или участковую избирательную комиссию (кроме закрытых и зарубежных);

в) голосовать по спецзаявлениям можно в любой участковой избирательной комиссии;

г) отказались от публикаций сокращенной информации об избирателях, подавших заявления;

д) количество избирателей, проголосовавших на основании заявлений, поданных за 5 и более дней до дня голосования, необходимо оформлять специальным актом.

Выборы Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года стали испытанием для нового порядка голосования по месту нахождения и венцом его востребованности. Согласно официальным данным ЦИК России, всего было подано 5,69 млн заявлений, из них 3,11 млн – через избирательные комиссии, 0,94 млн – через МФЦ, 1,64 млн – через Единый портал госуслуг, а также 270 тысяч специальных заявлений. Анализ показывает, что максимальное количество заявлений было подано в избирательные комиссии. Следовательно, вполне оправданными оказались изменения, внесенные в порядок подачи заявлений в участковые избирательные комиссии за 20 дней до дня голосования.

Они значительно расширили и укрепили гарантии активного избирательного права граждан и подтвердили правовой статус избирательных комиссий и их публичный авторитет. Практика реализации голосования по месту нахождения полностью доказала высокий уровень эффективности информационно-разъяснительной деятельности избирательных комиссий. Она была организована и проведена в соответствии с Концепцией информационно-разъяснительной деятельности по выборам Президента России в 2018 году, разработанной ЦИК России. Масштабная информационно-разъяснительная работа о порядке голосования по месту нахождения сформировала у избирателей положительное коммуникативное поведение. Желание избирателя принять активное участие в выборах главы Российского государства нашло свое подкрепление в разъяснении о том, что цель легко достижима («Голосовать? Легко!»). Для этого субъектам избирательного процесса, прежде всего избирателям и избирательным комиссиям, достаточно свою цель гармонизировать и согласовать на основе единого всеобщего коммуникативного взаимодействия. Такое взаимодействие осуществлялось речевым компонентом, суггестивной коммуникацией и широкими возможностями визуализации важной политико-правовой информации.

Формирование собственного информационного сопровождения нового порядка голосования следует признать эффективным элементом управления информацией. Центризбирком России организовал сегментированную подачу информационного потока о голосовании по месту нахождения, которая была ориентирована на конкретную группу избирателей. При этом постоянно подчеркивалась важность новизны избирательного законодательства и интерактивность воздействия «мобильного избирателя» на избирателя с целью формирования желания реализовать активное избирательное право.

Обращает на себя внимание смысловая модель информационно-разъяснительной работы, которая решала важную и сложную задачу информирования избирателей о существенном изменении и либерализации порядка голосования. Она решала и в конечном счете, решила важную задачу создания положительного ориентира в поведении гражданина. Для достижения позитивного результата в формировании общественного мнения информационно-разъяснительная работа не только поддерживалась, но и происходило обновление информационного материала, т.е. практически создавалась «новая новость».

Порядок и сроки подачи заявления о праве голосовать по месту нахождения были также предметом судебного разбирательства в Томской области. С целью реализации конституционного права на участие в голосовании на выборах Президента России до 14 часов 17 марта 2018 года в участковую избирательную комиссию № 90 г. Томска обратился избиратель С. с устным заявлением о включении в список избирателей для голосования по месту нахождения. В обосновании своего требования избиратель ссылался на то, что не имеет возможности выехать к месту постоянной регистрации в городе Новосибирске.

Председатель УИК № 90 устно разъяснил, что требование С. не основано на законе. Полагая отказ участковой избирательной комиссии незаконным, С. в 13 часов 20 минут 17 марта 2018 года направилась в Избирательную комиссию Томской области, и избирателю была предоставлена возможность оформить и подать письменную жалобу. По результатам рассмотрения жалобы было принято решение от 17 марта 2018 года № 151/1358 об отказе в ее удовлетворении. Считая данное решение незаконным, избиратель С. воспользовался правом на судебную защиту и направил в Томский областной суд административный иск о признании незаконным вышеуказанное решение облизбиркома. Решением Томского областного суда от 18 марта 2018 года в удовлетворении административного искового заявления С. к Избирательной комиссии Томской области об оспаривании решения от 17 марта 2018 года было отказано. В судебном акте подчеркивается, что принятый во исполнение пункта 4.1 статьи 27 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» порядок, регламентирующий сроки и порядок подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения, направлен на упорядочивание процедуры подачи избирателями, которые будут находиться в день голосования вне места своего жительства, заявлений о включении в список избирателей по месту своего нахождения и, соответственно, расширение возможности реализации указанными лицами своего активного избирательного права. Суд подтвердил, что сроки подачи заявления носят пресекательный характер и по истечению этого отрезка времени субъективное право гражданина прекращается.

Таким образом, порядок голосования по месту нахождения был востребован и показал свою полезность для 5,69 млн граждан России. Вполне возможно, что при сохранении прежнего порядка голосования с применением открепительного удостоверения избиратели не смогли бы реализовать свое активное избирательное право. «Мобильный избиратель» как легальный способ добровольной мобилизации граждан стал самостоятельным условием формирования гражданской активности россиян на выборах Президента Российской Федерации.

Выборы 18 марта 2018 года доказали, что потенциал, содержащийся в новом способе голосования, выходит за рамки формального избирательного процесса и является слагаемым легитимности и доверия общества к выборам.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru