Мнения


Региональные аспекты формирования института общественного наблюдения на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года: роль территориальных молодежных избирательных комиссий

Обертас Сергей Владимирович, председатель Избирательной комиссии Челябинской области;
Песков Алексей Владимирович, председатель Молодежной избирательной комиссии Челябинской области


В Челябинской области не первый год осуществляется комплексная работа по правовому просвещению, повышению электоральной и политической культуры молодежи. В рамках деятельности Избирательной комиссии Челябинской области и Молодежной избирательной комиссии Челябинской области в 2017 году в регионе было проведено более 700 различных мероприятий с участием более 18 000 молодых граждан, начиная с лекционно-просветительских мероприятий, заканчивая интерактивными и игровыми формами.

Необходимо отметить, что данный результат измеряется не только количественно, так как организационный опыт коллектива МИК стал условием для формирования нового методологического глубокого подхода к работе с молодежью в нашем профиле.

Необходимо выделить основные направления нашей совместной деятельности:

правовое просвещение, которое осуществляется силами молодежных территориальных избирательных комиссий при территориальных избирательных комиссиях. Ребята из территориальных молодежных избирательных комиссий, которые проходят регулярное обучение на форумах, очных и заочных семинарах, выездных мероприятиях, в том числе в самых дальних поселениях, на интерактивных примерах рассказывают о важности выборов в нашей жизни;

другое направление можно назвать информационно-просветительским, так как оно представлено широким набором инструментов и механизмов по информированию молодых граждан, особенно во время избирательной кампании, о месте и порядке голосования, условиях подачи заявлений о включении избирателей в списки для голосования по месту нахождения, реализации функции «мобильный избиратель». Мы ставим перед собой задачу соответствовать молодежным трендам, активно используем пространство социальных сетей;

третий блок – это формирование молодежного корпуса наблюдателей на выборах Президента Российской Федерации. Такая задача возникла в связи с последними новациями в сфере избирательного права и процесса. Особо важным считаем, понимая региональную специфику и особенности данного аспекта, формирования практического опыта наблюдения для дальнейшей нашей работы и его передачи коллегам из других регионов.

Члены МИК Челябинской области принимают участие в различных практических семинарах и форумах, организуемых ЦИК России и Некоммерческой организации «Российский фонд свободных выборов».

В том числе представители Молодежной избирательной комиссии принимали участие в межрегиональном семинаре «Молодежь Северо-Кавказского федерального округа за свободные выборы», где нашему региону поступило предложение подключиться к самой крупной организации молодых наблюдателей «Корпус «За чистые выборы». Данное движение, самое крупное сообщество молодых наблюдателей, оказало нам необходимую поддержку, обеспечило условия для эффективной работы.

Учитывая специфику субъектов Российской Федерации, трудновыполнимой является разработка универсального, единого способа, позволяющего вовлечь молодежь в избирательный процесс. В каждом регионе свои особенности, которые, несомненно, нужно учитывать, а также учитывать то, насколько молодежь вовлечена в электоральный процесс не только в ходе избирательной кампании, но и в межвыборный период.

Поэтому целесообразным считаем выделить определенные проблемные аспекты в организации нашей работы, а также рассмотреть механизмы, которые были использованы в Челябинской области для преодоления этих проблем.

Во-первых, это неготовность и нежелание молодежи участвовать в общественно-политической жизни области, отсутствие мотивации к проявлению активной гражданской позиции, во-вторых, незнание основ избирательного права и процесса, следовательно, трудности и нежелание в нем разбираться, в-третьих, отсутствие интереса к выборам, предубеждения и стереотипы о предрешенности итогов выборов, а также отсутствие прямой возможности взаимодействовать с молодежью, проживающей в отдаленных местностях и, наконец, отсутствие в большей части муниципальных образований образовательных организаций, на базе которых происходит аккумулирование и социализация молодежи.

В Челябинской области был проведен ряд социологических исследовании, результаты которых продемонстрировали, что негативное и абсентеистское отношение к выборам в регионе – это стереотип, распространенный, в первую очередь, в социальных сетях. Мы уверены, что постоянная системная работа в течение двух лет, направленная на правовое просвещению молодых граждан, начала давать позитивные результаты.

Целенаправленная деятельность в социальных сетях становится условием для осуществления работы в современных реалиях. На самом деле молодые граждане с активной гражданской позицией составили наибольшую репрезентативную группу в ходе этого исследования. Таким образом, сделан вывод о том, что необходимо вести подобную работу не только в период избирательной кампании, а системно и планомерно, в течение всего времени, создавая почву для положительного восприятия выборов.

Другие вопросы, связанные с техническими сложностями взаимодействия с молодежной аудиторией, требуют более глубокого анализа. Нередко возникают ситуации, когда в отдаленные местности ряда муниципальных образований ехать далеко и проблематично, бывают сложности с телефонной связью. Вместе с тем, в этих районах и сельских поселениях отсутствуют образовательные организации, где системно и регулярно аккумулируется молодежь.

В течение 2017 года Избирательная комиссия Челябинской области совместно с Молодежной избирательной комиссией осуществили выезды в двадцать один муниципалитет области и получили информацию «из первых рук» об особенностях социализации молодежи. Сфера жизнедеятельности таких ребят заключается, в основном, в таких формах проведения досуга, как вечернее времяпрепровождение в дворцах культуры, клубах, творческих и иных общественных объединениях.

В таких узких социальных группах мы с нашими коллегами проводили разъяснительно-интерактивные мероприятия. Молодежь на местах намного активнее, более восприимчива к новому и открыта, поэтому считаем, что это действительно наиболее эффективный способ развития их правовой грамотности и социальной активности.

Деятельность по правовому просвещению молодежи осуществляется во взаимодействии Избирательной комиссии Челябинской области и Молодежной избирательной комиссии. Большую организационно-методическую поддержку неизменно оказывает Министерство образования и науки Челябинской области, содействуя в организации обучающих мероприятий, так как отдельные проекты Молодежной избирательной комиссии получают финансовую поддержку инициатив в сфере молодежной политики на грантовой основе. Совместная работа областной избирательной комиссии и Молодежной избирательной комиссии Челябинской области вместе с поддержкой наших коллег позволяет непрерывно совершенствоваться, развивать уровень и профессионализм наших проектов.

Кроме того, значимую поддержку оказывает Российский фонд свободных выборов, вовлекая в мероприятия федерального уровня, способствуя личностному и профессиональному росту.

Основной ресурс, эффективно противодействующий организационно-управленческой рутине, – это функционирующая сеть территориальных молодежных избирательных комиссий при территориальных избирательных комиссиях.

Это уникальное молодежное сообщество, которое:

включено в избирательный процесс, с искренним и активным желанием развиваться и способствовать развитию своей области и страны в целом;

мотивирует личный «ближний круг» общения, своих знакомых и друзей интересоваться и проявлять активную позицию своей явной вовлеченностью в указанную тематику, своим непосредственным примером;

является авторитетным «плацдармом», референтной группой в молодежной сфере, демонстрирующей преимущества активной гражданской позиции и наличие социальных лифтов для соответствующей группы молодежи. Таким образом возможность вступить в ТМИК становится видом нематериального социального поощрения;

неангажированность и профессионализм – неотъемлемые условия общественного наблюдения на выборах.

Таким образом, территориальные избирательные комиссии в Челябинской области стали самой мощной и работоспособной площадкой для осуществления набора и обучения наблюдателей при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года. Кроме того, нам удалось обеспечить деятельность обученных и организованных молодежных объединений в муниципалитетах, так как работа в течение двух сезонов проекта «ПолеМИКа» не только сплотила наше сообщество, но и сформировала навыки командной работы, создало предпосылки профессионализации данной деятельности.

Как результат всей нашей совместной работы:

проведено 34 обучающих семинара для наблюдателей в 21 муниципальном образовании Челябинской области;

из составов территориальных молодежных избирательных комиссий стали:

наблюдателями – 329 человек;

членами территориальных избирательных комиссий – 10 человек;

членами участковых избирательных комиссий – 44 человека.

Всего в Челябинской области было аккумулировано, обучено при содействии Избирательной комиссии Челябинской области и Общественной палаты Челябинской области, а затем вовлечено в работу в день голосования более 2 000 молодых наблюдателей;

сформирован Ситуационный центр из членов Молодежной избирательной комиссии Челябинской области;

осуществлена организационная работа по мониторингу и наполнению электронной платформы «Карта сообщений НОМ 24»;

выполнена комплексная социально-гражданская задача по развитию правовой культуры и повышение электоральной активности молодежи на выборах Президента Российской Федерации, желание повлиять на развитие своей страны своим личным выбором.

Активность участия молодежи в федеральных выборах составила 56 % (для сравнения – на предыдущих федеральных выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2016 году аналогичный показатель составил 33 %).

Таким образом, организаторы выборов во взаимодействии с Молодежной избирательной комиссией Челябинской области внесли ощутимый вклад в проведение свободных и открытых выборов Президента Российской Федерации.

Комплексная и систематизированная стратегия работы с молодежью в Челябинской области стала необходимым залогом того, что среди молодежного сообщества региона возросло доверие к выборам, повысился интерес к избирательному праву и процессу, возникло желание изучать историю своей страны и, самое главное, использовать свое конституционное право – непосредственно влиять на процесс формирования власти в стране.

В этих условиях Молодежная избирательная комиссия Челябинской области создала все организационные и методические условия для вовлечения молодежи в формирующийся институт общественного наблюдения за выборами.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru