Мнения


Председатель ЦИК России Элла Памфилова: Действуя на опережение…

Из выступления на заседании ЦИК России
13 февраля 2019 года




Ситуация в стране динамично развивается, и надо уметь прогнозировать, действуя на опережение для того, чтобы четко понимать запросы общества и адекватно, грамотно, профессионально на них реагировать. С самого начала деятельности ЦИК России нынешнего состава основными принципами работы по организации и проведению выборов мы продекларировали обеспечение их легитимности, достоверности, прозрачности и максимального доверия со стороны граждан. Важно, что ЦИК России удалось ввести новые избирательные стандарты, впервые успешно примененные в полном объеме на выборах Президента России в марте 2018 года. Теперь ЦИК России последовательно, принципиально и настойчиво внедряет их применение при проведении избирательных кампаний любого уровня.

Среди таких стандартов:

использование в помещениях для голосования, а также в территориальных избирательных комиссиях системы видеонаблюдения и трансляции изображения в сети Интернет;

внедрение нового механизма включения избирателей в список избирателей по месту нахождения («Мобильный избиратель») и отмена открепительных удостоверений;

применение технологии QR-кодирования протоколов УИК об итогах голосования;

увеличение числа применяемых на избирательных участках технических средств подсчета голосов;

введение института общественного наблюдения на выборах;

создание Информационно-справочного центра ЦИК России.

ЦИК России и дальше будет в зависимости от ситуации добавлять и совершенствовать эти избирательные стандарты.

Видеонаблюдение

Видеонаблюдение – это важный инструмент для достижения открытости и прозрачности в работе комиссий. Широкого охвата видеонаблюдением удалось достичь на выборах Президента Российской Федерации в 2018 году – камеры были установлены на участках, где голосовало не менее 80 % избирателей страны, а также, по предложению ЦИК России, впервые в истории выборов оснащены видеокамерами и все территориальные комиссии. Данная технология позволяет своевременно принимать меры по пресечению нарушений в день голосования, а обеспечение сохранности видеозаписей впоследствии гарантирует участникам избирательного процесса возможность защиты своих интересов в судебном порядке. Судебные органы могут использовать видеозаписи в качестве доказательства. Более того, мы полагаем важным и будем вносить по этому поводу соответствующее предложение законодателям, чтобы суды истребовали данные видеоматериалы в обязательном порядке.

Мобильный избиратель

Мы особенно гордимся этим нашим детищем, рожденным в недрах ЦИК России. Внедрение механизма «Мобильный избиратель» позволило на федеральных и региональных выборах отказаться от открепительных удостоверений, использование которых постоянно сопровождалось разного рода конфликтами, нарушениями и скандалами. «Мобильный избиратель» позволил снять множество барьеров и дал возможность голосовать по месту нахождения.

Технические средства подсчета голосов

За последние годы ЦИК России предприняла важные шаги по автоматизации деятельности участковых избирательных комиссий и оснащению их техническими средствами подсчета голосов (КОИБ).

В единый день голосования в сентябре 2018 года количество избирательных участков, на которых применялись комплексы обработки избирательных бюллетеней, составляло более 15,2 тысячи, что почти в три раза больше, чем в сентябре 2017 года.

За последние два года мы совместно с органами государственной власти и местного самоуправления практически решили вопросы оснащения компьютерной техникой большинства участковых избирательных комиссий. Это открывает возможности информатизации всего избирательного процесса. Большая часть задач уже решена. Самое главное, что в участковых избирательных комиссиях составляются протоколы с QR-кодами, которые максимально быстро вводятся в ГАС «Выборы», что минимизирует ошибки при вводе данных итоговых протоколов в территориальных избирательных комиссиях.

Чтобы снять все возникшие вопросы и обеспечить максимальное доверие к работе КОИБ, ЦИК России готовит изменения в инструкцию об использовании КОИБ, в которой будут расширены основания для проведения проверочного ручного подсчета голосов. К этой работе Центризбирком намерен также привлечь Научно-экспертный совет, созданный в конце прошлого года.

Будут также модернизированы КОИБ-2010 для обеспечения формирования протокола, защищенного QR-кодом. Кроме того, ЦИК России готовит предложения по изменению законодательства о расширении перечня субъектов, по решению которых может проводиться контрольный (ручной) подсчет голосов избирателей на избирательных участках, оборудованных КОИБ. Если раньше такое решение могла принять только ЦИК России, то мы предлагаем предусмотреть возможность принятия такого решения и избирательной комиссией, организующей выборы.

Работа с партиями и наблюдателями

С первого дня своей работы мы взяли курс на создание максимально благоприятного режима для работы партий и наблюдателей. ЦИК России установила доброжелательные и деловые взаимоотношения с наблюдательским сообществом, партиями и СМИ.

В последние годы среди основных новаций законодательства о выборах – введение по предложению ЦИК России института общественного наблюдения за выборами в Российской Федерации. Это очень важное направление, которое ЦИК России будет развивать в дальнейшем.

ЦИК России добивается упрощения порядка доступа наблюдателей на избирательные участки, действовавшего на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года.

Количество наблюдателей на выборах Президента Российской Федерации 2 марта 2008 года составляло более 158 тысяч человек, на аналогичных выборах 4 марта 2012 года – более 225 тысяч человек, в день голосования на президентских выборах 18 марта 2018 года – почти 288 тысяч человек.

Мы заметили настораживающий момент – партии расслабились, и если бы не наша инициатива по поводу введения института общественного наблюдения, который позволил субъектам общественного контроля направить на выборы Президента России почти 113 тысяч наблюдателей, то число наблюдателей от партий составило бы 175 тысяч, а это значительно меньше того, что было раньше. Если партия реально существует и у нее есть сторонники в регионах, то силами хотя бы своих членов она должна обеспечить наблюдение на участках. Иначе это, скорее, недопартия.

ЦИК России предельно внимательно относится к работе с политическими партиями и заинтересована в том, чтобы в стране развивалось реальное партийное строительство.

Сейчас в России зарегистрированы 63 политические партии, имеющие право участвовать в выборах. Все они в силу закона являются равноправными участниками избирательного процесса и находятся в зоне нашего внимания как в ходе избирательных кампаний, так и в межвыборный период. В результате работы ЦИК России с политическими партиями с каждым годом в ходе проведения единого дня голосования жалоб со стороны региональных отделений партий по различным текущим вопросам становится меньше. Большинство вопросов решается в рабочем порядке.

Информационно-справочный центр

Впервые Информационно-справочный центр ЦИК России начал работу в рамках избирательной кампании по выборам в единый день голосования в 2017 году, однако в полную мощь был развернут в ходе президентской кампании 2018 года.

В дни голосования 18 марта и 9 сентября прошлого года в рамках Информационно-справочного центра ЦИК России была организована «кризисная линия», в работе которой приняли участие специалисты разного профиля, в том числе психологи, конфликтологи. Это дало свои результаты, коллеги в регионах чувствовали, что у них есть крепкий тыл, что им есть куда обратиться в трудной ситуации. Поступающая на «горячую линию» информация немедленно доводилась до избирательных комиссий, позволяя оперативно выявлять проблемные ситуации в ходе выборов.

Также в рамках деятельности центра реализованы проект автоматизированной системы обработки голосовых сообщений «Сашенька» и электронный сервис «ТИК и УИК на карте России», позволяющий избирателям самостоятельно найти информацию об избирательных комиссиях и пунктах подачи заявлений для голосования по месту нахождения.

Все наши усилия по созданию более открытой избирательной системы, использование методов интерактивного общения, расширение каналов взаимодействия и их доступности привели к тому, что в ЦИК России стали больше обращаться по разным поводам. При этом в потоке обращений резко сократилось количество жалоб и снизилось число подтвердившихся фактов нарушений. Если в 2016 году на региональных выборах подтвердилось порядка 8 % сообщений о нарушениях, то уже в 2018 году подтвердилась информация в 4,3 % случаев. Работа дает эффект.

Избирательные комиссии

В прошлом году существенным образом были преобразованы избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, в результате чего в их составах значительно снизилась доля государственных и муниципальных служащих.

Если в 2016 году доля государственных и муниципальных служащих составляла в среднем от 21 до 43 % от общего количества членов комиссий при допустимом максимуме в 50 %, то к концу 2018 года эта доля составила от 7 до 36 %.

По данным ЦИК России, заметно увеличилось партийное представительство в составах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, сформированных в 2016–2018 годах. В целом за это время количество государственных и муниципальных служащих в комиссиях сократилось в среднем на 5–10 %.

Количество государственных и муниципальных служащих в ТИК, сформированных в 2016 – 2018 годах, составляет около 26 % от общего количества членов комиссий, в УИК – менее 6 %.

Независимо от того, кто работает в составе комиссии, важно, чтобы правовые, этические, организационные, правоприменительные и иные рамки были таковы, чтобы ни у кого не было возможности отклоняться от четкого исполнения закона и идти на какие-то злоупотребления или нарушения. Конечно, остается проблема внешнего административного ресурса, но это давление сократилось на порядок. Более того, ЦИК России создала такие условия для максимальной прозрачности, что сейчас практически никакие нарушения невозможно скрыть.

О некоторых аспектах избирательных кампаний 2018 года

Вторые туры выборов в Республике Хакасия, Хабаровском крае и Владимирской области, а также повторные выборы в Приморском крае показали значительный уровень политического накала и гражданской активности в субъектах Российской Федерации.

Несмотря на подобную остроту ситуации, нарушения носили локальный характер. И, более того, они были выявлены благодаря внедряемой ЦИК России беспрецедентной системе открытости избирательного процесса. На абсолютном большинстве избирательных участков выборы в единый день голосования 2018 года носили прозрачный, законный и честный характер. Результаты выборов признаны всеми участниками избирательного процесса.

Статистика рассмотрения жалоб

Количество жалоб, которые требуют непосредственного вмешательства ЦИК России, уменьшается. В 2016 году в ЦИК России было рассмотрено 68 жалоб, и по 11 из них нарушения подтвердились. В 2017 году из 19 жалоб подтвердилось 2, а в 2018 году участие ЦИК России потребовалось только в рассмотрении одной жалобы по ситуации, связанной с выборами в Приморском крае.

Мы остро реагируем на любые факты нарушения законодательства о выборах и добиваемся наказания виновных. Эта принципиальная позиция позволила Центризбиркому вместе с региональными комиссиями за период с 2016 по 2018 год добиться признания итогов голосования недействительными на 68 избирательных участках в 34 субъектах Российской Федерации в связи с нарушениями избирательного законодательства, не позволяющими с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

ЦИК России настоятельно требует, чтобы люди, допустившие нарушения избирательного законодательства, ни дня, ни минуты не оставались в составах комиссий, а в ряде случаев чтобы по данным фактам проводились проверки правоохранительными органами и выносились соответствующие решения.

Приведу пример, вызывающий серьезное недоумение: по нашей инициативе были отменены итоги голосования на выборах Президента России на двух участках в Кемеровской области. Были возбуждены уголовные дела. Когда пятеро участников фальсификаций, признавших себя виновными, извинились, то правоохранительные органы сочли это достаточным аргументом для закрытия уголовного дела. Как к этому можно относиться?! Я надеюсь, что председатель Избирательной комиссии Кемеровской области посмотрит, чтобы ни одного дня эти люди не оставались в избирательной системе. Если так дальше пойдет, – возбуждается уголовное дело, и тот, кто осознанно шел на фальсификацию, потом отделывается извинениями, – то вся наша работа пойдет насмарку. Это реальная безнаказанность.

Результатом проверок на местах и работы с обращениями стало, например в 2016 году, возбуждение по итогам проведения федеральных выборов 28 уголовных дел. В половине случаев вынесены судебные решения, а также рассмотрено более 150 дел об административных правонарушениях. По 94 из них в настоящее время вынесены постановления о признании вины.

Из-за допущенных нарушений в 2016 году досрочно прекращены полномочия 42 членов ТИК и около 250 членов избирательных комиссий разного уровня. Из них почти 80 – только в Республике Дагестан. Кроме того, например, в Санкт-Петербурге по результатам избирательной кампании ротации подверглись почти 4,5 тысячи членов участковых избирательных комиссий.

По итогам президентской кампании 2018 года досрочно прекращены полномочия более 40 членов участковых избирательных комиссий. Ни одно нарушение не осталось безнаказанным.

О выборах в единый день голосования 8 сентября 2019 года и развитии избирательной системы в 2019 году

По данным ЦИК России, в единый день голосования 8 сентября 2019 года в Российской Федерации состоятся следующие выборы:

в 3 субъектах Российской Федерации – дополнительные выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по трем одномандатным избирательным округам;

в 16 субъектах Российской Федерации – выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, а в Кабардино-Балкарской Республике и в Республике Крым высшие должностные лица будут избираться законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в 13 субъектах Российской Федерации – выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в 3 субъектах Российской Федерации – выборы глав муниципальных образований – административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации;

в 22 субъектах Российской Федерации – выборы депутатов представительных органов муниципальных образований административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации.

О планах Центризбиркома по развитию и совершенствованию избирательной системы

В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» планируется внедрение цифровых сервисов для всех участников избирательного процесса.

Техническое оснащение избирательных комиссий делает систему максимально прозрачной, нивелирует влияние человеческого фактора, исключает возможность ошибок и злоупотреблений. Мы сейчас разрабатываем сервисы, которые будут удобны, понятны, доступны для всех участников избирательного процесса. В первую очередь для избирателей, кандидатов, избирательных объединений, партий, избирательных комиссий и средств массовой информации, наблюдателей. На данный момент ЦИК России сформулировал перечень из почти таких 20 цифровых сервисов.

Их внедрение поможет существенным образом «дебюрократизировать» участие в выборах. Предполагается, что они позволят, например, упростить представление документов кандидатами, открытие избирательных счетов, регистрацию агитационных материалов и предоставят многие другие возможности. Кроме того, сервисы помогут облегчить работу избирательных комиссий за счет интеграции с ведомственными информационными системами.

Важно объединение усилий ведомств для создания единой системы, которая эффективно работала бы в интересах граждан. Внедрять такие сервисы предполагается поэтапно, в зависимости от сложности реализации. Надеемся, что к единому дню голосования в 2019 году некоторые из них уже начнут работать.

О подготовке технологии, которая позволит голосовать на региональных выборах в любой точке Российской Федерации

Мы предполагаем, что к 2021 году избиратели смогут проголосовать на любом из пяти тысяч цифровых избирательных участков на территории Российской Федерации.

Эта технология будет применяться в развитие уже опробованного в ходе избирательных кампаний механизма «Мобильный избиратель», когда гражданину необходимо заранее выбрать удобный ему избирательный участок и подать заявление о включении в список избирателей по месту нахождения.

На данный момент ЦИК России готовится к проведению НИОКР по темам «Цифровые избирательные участки» и «Электронное голосование».

В отношении электронного голосования. На сегодняшний день идет активный процесс выработки технических возможностей реализации данной идеи. Мы очень внимательно смотрим на инициативу Москвы о тестовом применении электронного голосования на выборах в сентябре, выявляем плюсы и минусы, целый ряд параметров следует еще тщательно продумать. Формулировать позицию ЦИК России пока преждевременно, но мы заинтересованы в том, чтобы этот процесс развивался и был найден оптимальный вариант максимальной прозрачности, надежности и доступности этой технологии.

О важности внедрения новых подходов к обучению членов избирательных комиссий

Вместо громоздких печатных инструкций в ЦИК России разрабатывается современное программное обеспечение – Учебно-методический комплекс, который позволит членам избирательных комиссий найти ответ на любой вопрос, подготовить необходимые документы как в ходе подготовки ко дню голосования, так и в день выборов.

Программа рассчитана на пользователя с любым уровнем компьютерной грамотности, снабжена удобными сервисами, в частности, функцией напоминания о необходимости совершения тех или иных избирательных действий.

Задача одна – чтобы члены избирательных комиссий были максимально подготовлены и в любых ситуациях действовали в соответствии с законом, корректно, грамотно, оперативно, в интересах избирателей.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru