Мнения


Обучение организаторов выборов и правовое просвещение участников избирательного процесса в зарубежных государствах: сравнительный анализ

Артыкаева Наталья Петровна, Руководитель РЦОИТ при ЦИК России


Постоянное развитие института демократических выборов и появление новых избирательных технологий, цифровизация всех отраслей управления, совершенствование технических устройств требуют подготовленного и профессионального кадрового состава избирательных комиссий и повышения правовой грамотности всех участников избирательного процесса. Деятельность по обучению организаторов выборов и правовому просвещению участников избирательного процесса является одним из главных направлений работы избирательной системы.

Анализ зарубежных практик подготовки организаторов выборов показывает, что обучение строится на принципах системности, непрерывности, вариативности, дифференцированности. Для обучения сотрудников избирательных комиссий разрабатываются учебные программы, методические материалы в различных форматах.

Например, Индийский международный институт демократии и управления выборами (India International Institute of Democracy and Election Management), созданный в 2011 году Избирательной комиссией Индии при участии избирательных комиссий штатов и научного сообщества, предлагает следующие образовательные программы, которые реализуются при обучении организаторов выборов внутри страны:

курсы по проведению выборов (СЕ);

курсы по работе со списками избирателей в преддверии выборов (ERE);

общие основы работы со списками избирателей (SRE);

программы сертификации для должностных лиц организаторов выборов;

мотивационная программа для руководителя;

программа обучения тренеров, ведущих подготовку организаторов выборов.

Отметим, что Индийский международный институт демократии и управления выборами также проводит обучение иностранных организаторов выборов. Для этого разработаны шесть модульных курсов:

модуль 1: базовый курс по управлению выборами;

модуль 2: регистрация избирателей;

модуль 3: обучение избирателей;

модуль 4: технологии в управлении выборами;

модуль 5: организация голосования для избирателей с ограниченными возможностями здоровья;

модуль 6: механизм рассмотрения жалоб.

Кроме базовых знаний (условно базовый курс можно по аналогии с российской правовой системой назвать «Основы избирательного права и избирательного процесса»), организаторам выборов предлагают специальные курсы. Учитывая, что появление новых каналов распространения информации (социальные сети, мессенджеры) и состояние традиционных средств массовой информации изменило систему информирования участников избирательного процесса, организаторам выборов необходимо активно использовать новые медиа. Так, например, Национальный избирательный институт Мексики и Международный центр обучения и исследований в области выборов подготовила специальную программу, связанную с работой в социальных сетях в процессе проведения избирательной кампании. Предполагается, что в рамках этой программы обучающиеся изучат особенности формирования контента социальных сетей, проанализируют влияние новых медиа на избирателей, получат знания о мониторинге соцсетей.

Аналогичные курсы, связанные с новыми медиа, есть у избирательных комиссий Индии и Непала.

При проведении обучения широко используются современные технологии, необходимые для создания информационно-образовательной среды. Обучение проводится как в очной, так и в дистанционной форме. Кроме того, на сайтах избирательных комиссий (обучающих центров при избирательных комиссиях) доступны видеозаписи лекционных и практических занятий, которые могут быть использованы как для проведения занятий, так и для самоподготовки. В качестве примера приведем канал видеохостинга YouTube Центральной избирательной комиссии Республики Чили, где регулярно размещаются видеозаписи проведенных комиссией обучающих мероприятий.

Рис. 1. Скриншот видеолекции, размещенной на канале видеохостинга YouTube Центральной избирательной комиссии Республики Чили

Отметим, что при обучении и правовом просвещении все чаще используются доступные всем участников избирательного процесса материалы и технологии обучения. Информационная открытость, свойственная дистанционной форме обучения, является одним из трендов современного общества, что прослеживается также и при организации обучения и правового просвещения всех участников избирательного процесса.

Так, например, Избирательная комиссия Австралии приглашает всех желающих принять участии в работе на избирательных участках во время проведения выборов.

Рис. 2. Скриншот сайта Избирательной комиссии Австралии

Однако в большинстве своем избирательные комиссии разделяют методические и обучающие материалы, предназначенные для организаторов выборов, и материалы информационно-просветительской направленности. Например, на сайте Избирательной комиссии Индии, например, размещено руководство пользователя к электронному тренингу Индийского международного института демократии и управления выборами (Версия 1.0). Доступ к обучающим материалам возможен только для членов избирательных комиссий, у которых есть специально созданный логин и пароль. Организаторам выборов предлагаются учебные материалы и задания по следующим темам.


п.п.

Название раздела

Содержание

1. 

Списки избирателей

Правовые основы, порядок подготовки и внесения изменений в списки избирателей

2. 

День голосования

Процесс подготовки и организации голосования, голосование, прием и обработка избирательных бюллетеней

3. 

Проверка избирателем правильности голосования

Организация проверки избирателем действий машины для голосования во время голосования

4. 

Подсчет голосов

Организация и проведение подсчета голосов

5. 

Выдвижение кандидатов

Процесс выдвижения и регистрации кандидатов, проверка документов, снятие кандидатур

6. 

Модельный кодекс

Алгоритмы действий избирательной комиссии

7. 

Правовое просвещение избирателей

Реализация программы SVEEP (Систематическое обучение избирателей и участия в выборах)

8. 

Агитация и информирование

Размещение информации в СМИ на платной основе и информирование

9. 

Мониторинг расходов на проведение избирательной кампании

Контроль за расходами кандидатов на проведение избирательной кампании

10. 

Управление избирательной кампанией

Определение проблемных мест в организации избирательной кампании; план организации кампании

11. 

Прозрачность и открытость избирательных процессов

Обеспечение прозрачности и открытости в деятельности избирательных комиссий

12. 

Методика подготовки

Основы подготовки организаторов выборов

13. 

Руководства и справочники

Алгоритмы действий должностных лиц, организующих и проводящих выборы

На сайте Индийского международного института демократии и управления выборами есть информация о том, что подготовлено мобильное приложение для обучения организаторов выборов, обеспечивающее им обратную связь с преподавателями, проводившими тренинги. Судя по описанию, данное мобильное приложение представляет собой онлайн-платформу смешанного обучения, построенного по принципу обучения равным равного (peer-to-peer). «Виртуальный класс» позволит сегментировать обучающихся по географическому принципу, исходя из временных и территориальных особенностей проживания. При проведении обучающих занятий будет использоваться аудио- и видеоконтент. Контроль полученных знаний также будет осуществляться в онлайн-режиме.

Портал дистанционного обучения создан и Центром непрерывного образования в избирательной сфере при Избирательной комиссии Республики Молдова.

Рис. 3. Скриншот сайта Центра непрерывного образования в избирательной сфере

Так же, как и обучающий портал Избирательной комиссии Индии, дистанционный обучающий курс для организаторов выборов Молдавии доступен при наличии логина и пароля.

Рис. 4. Скриншот портала дистанционного обучения сайта Избирательной комиссии Республики Молдова

На сайте Центра непрерывного образования в избирательной сфере размещена информация о проведении обучения:

тренеров в электоральной сфере (тех, кто организует подготовку избирательных комиссий);

лиц, назначаемых для организации работы на избирательных участках;

членов избирательных советов избирательных округов;

представителей местных органов власти, ответственных за составление списков избирателей.

Большое внимание уделяется информационно-просветительской деятельности. На многих сайтах размещены обучающие ролики, рассказывающие о выборах, этапах избирательной кампании, правилах голосования.

Рис. 5. Скриншот страницы сайта Избирательной комиссии Республики Армения, где размещены информационные видеоролики

Отдельные образовательные программы предлагаются для будущих избирателей дошкольного и младшего школьного возраста. Наиболее интересен, на наш взгляд, пример Избирательной комиссии Австралии. Преподаванию основ избирательного права отведен раздел сайта комиссии.

Рис. 6. Скриншот образовательного портала для школьников сайта Избирательной комиссии Австралии

В этом разделе содержатся методические материалы для учителей, осуществляющих преподавание курса «гражданского участия, политики и истории, исследований коренных народов в Австралии и Азиатско-Тихоокеанском регионе». Одним из обязательных заданий общего образовательного курса является организация и проведение выборов в школе.

Материалы изложены в простой форме, есть возможность создать собственный бюллетень той формы, которая используется на федеральных выборах.

Рис. 7. Скриншот образовательного портала для школьников сайта Избирательной комиссии Австралии

Отметим, что работа с будущими избирателями проводится во многих государствах. Например, Избирательная служба Чили («Сервель») предлагает для детей младшего возраста игру, целью которой является «продвижение демократических ценностей и принципов у детей посредством стратегии обучения на собственном опыте, а также положительного опыта решения разногласий путем голосования» в процессе выбора самого привлекательного домашнего животного. В рамках дидактической стратегии в течение недели дошкольники выдвигали кандидатуры трех домашних животных, проводили предвыборную агитацию за них, а затем проводили голосование. При этом, что интересно, процедура голосования была максимально приближена к существующей в стране.

Рис. 8, 9. Скриншоты сайта Избирательной службы Чили

Подводя итог, отметим, что наиболее общей тенденцией в обучении организаторов выборов, как и в образовании в общем, является значительная цифровизация образования. Специфика избирательного процесса предопределяет необходимость появления новых компетенций и совершенствования процессов взаимодействия между участниками избирательного процесса, а также требует повышения ответственности граждан, их способности принимать самостоятельные решения. Доступность электронных образовательных ресурсов (например, электронной библиотеки ACE Electoral Knowledge Network), возможность присоединиться к тренингам для организаторов выборов в видеоформате и формате вебинара позволяет упростить подготовку сотрудников избирательных комиссий. Кроме того, в образовательном процессе все чаще используются проектная деятельность и обучение в игре (как при очном, так и при дистанционном обучении). Деловые игры помогают овладевать новыми знаниями и умениями в увлекательной и ненавязчивой форме, а проекты способны дать возможность раскрыться каждому человеку, исходя из его способностей и предпочтений.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru