Мнения


25 лет демократии: о наблюдении за ходом шестых Национальных и провинциальных выборов в Южно-Африканской Республике, 5–11 мая 2019 года

Кузнецова Ольга Олеговна, начальник Управления пресс-службы и информации Аппарата ЦИК России


Это – наши выборы. Вместе мы снова позволим миру
убедиться, что мы – динамичное, процветающее,
мирное демократическое государство!

Глен Машинини,

Председатель Избирательной комиссии ЮАР

В 2019 году в Южно-Африканской Республике отмечают 25-летие с момента проведения первых всеобщих демократических выборов.

Проведение 27 апреля 1994 года первых демократических выборов в ЮАР стало основополагающей вехой в современной истории государства. Они ознаменовали кульминацию длительного периода переговоров, в результате которых страна смогла отказаться от систематической расовой сегрегации и угнетения темнокожего населения. «Этот знаменательный день увековечен в истории ЮАР как День независимости, ставший главным национальным праздником страны», – поясняет Председатель Избирательной комиссии ЮАР Глен Машинини.

Следуя идеям и предложениям Нельсона Манделы, которые он излагал в письмах своим сторонникам, еще находясь в заключении, в 1990 году политические партии и руководство страны сели за стол переговоров с целью создания новой Южной Африки – единой демократической страны. В 1991 году состоялась первая сессия Конвенции о демократической Южной Африке (CODESA), в которой приняли участие около 230 делегатов от 19 политических партий. Итогом встречи явилось подписание Декларации о намерениях.

ЛИЛИСЛИФ: место, где зарождались идеи африканской демократии

Один из объектов культурного наследия ЮАР – ферма Лилислиф (Liliesleaf) в пригороде Йоханнесбурга.

В начале 60-х годов именно в этом месте активисты Африканского национального фронта (ныне – партия власти в ЮАР) тайно обсуждали борьбу с режимом апартеида, развивая идеи Хартии Свободы (The Freedom Charter). Считается, что принципы, изложенные в ней, легли в основу всех последующих лозунгов и документов АНК. Основной из них – «все национальные группы будут иметь равные права» (рис. 4 – 7).

Здесь же, в одном из фермерских домиков Лилислиф были арестованы 19 видных лидеров АНК, среди которых был и Нельсон Мандела.

Основатель музея – Ник Волп, сын Гарольда Волпа, одного из активистов АНК, принимавшего активное участие в борьбе против апартеида.

По результатам двухлетних переговоров для управления страной в переходный период было сформировано временное правительство. Его основными задачами стали обеспечение безопасности, контроль за избирательным процессом, решение финансовых вопросов, представление государства на международной арене и, конечно, разработка и принятие демократической конституции.

Первые демократические выборы 1994 года стали результатом неимоверных усилий членов временной Избирательной комиссии ЮАР. На их подготовку ушло всего семь месяцев в условиях социально-политической нестабильности, при отсутствии списка избирателей, опыта участия в выборах значительной доли населения, часть из который на тот момент даже не имела документов, удостоверяющих личность.

В течение месяца до дня голосования более 1,8 млн человек были выданы так называемые временные карты избирателей, позволившие им принять участие в голосовании. В кратчайшие сроки с нуля были обучены около 300 000 человек, которые организовали проведение голосования на 9000 избирательных участках.

В голосовании приняли участие 19,5 млн человек, что составило 86 процентов от населения страны, обладающего активным избирательным правом.

Избирательная система ЮАР в ее современном виде начала формироваться с момента подписания в 1996 году Закона об Избирательной комиссии (The Electoral Commission Act), определившего основные задачи, права и функциональные обязанности указанного государственного органа.

Во главе Избирательной комиссии 5 членов, среди которых Председатель и заместитель Председателя Комиссии. Членами Избирательной комиссии согласно закону могут быть только граждане ЮАР, не являющиеся членами политических партий. Один из пяти членов Комиссии в обязательном порядке должен являться судьей.

Кандидаты в состав Комиссии проходят собеседование с представителями Верховного суда, Комиссии по правам человека, Комиссии по гендерному равенству и Уполномоченным по правам человека. Выбранные кандидатуры представляются на утверждение Национальной Ассамблеей – нижней палатой парламента ЮАР. Назначение на должность осуществляется Президентом Республики.

Управление сетью провинциальных и местных избирательных офисов обеспечивает Руководитель администрации Избирательной комиссии ЮАР, назначаемый членами Комиссии и играющий значительную роль в организации избирательного процесса.

Избирательная комиссия обеспечивает организацию и проведение выборов в национальные, провинциальные и муниципальные законодательные органы.

Национальные и провинциальные выборы в ЮАР проводятся каждые пять лет.

8 мая 2019 года состоялись шестые Национальные и провинциальные выборы в Южно-Африканской Республике, в результате которых было определено партийное представительство в Парламенте страны и законодательных органах 9 провинций Республики (рис. 1).

Рис. 1. Провинции ЮАР

Согласно нормам законодательства на парламентских выборах в ЮАР граждане голосуют не за отдельных представителей политических партий и даже не за партийные списки, а за политическую партию в целом. И после подведения итогов голосования и распределения мандатов партия самостоятельно принимает решение, кто из членов партийной группы займет выигранные места в парламенте.

Как можно увидеть на фотографии утвержденной формы избирательного бюллетеня (рис. 2), к участию в выборах в республиканский Парламент в 2019 году были допущены 48 политических партий, что почти в два раза превышает аналогичный показатель 2014 года, когда в партийной борьбе участвовали только 29 партий (рис. 3).

Рис. 2. Форма избирательного бюллетеня для голосования на национальных выборах в ЮАР 2019 году

Рис. 3. Участие политических партий в выборах в Парламент ЮАР

Что касается партийного представительства на выборах провинциального уровня, то минимальное значение отмечено в Северо-Западной провинции, где участие в выборах приняла только 21 политическая партия.

Столь высокий для ЮАР уровень партийной конкуренции обусловлен созданием незадолго до объявления избирательной кампании значительного числа малых партий. Многие из них – это малочисленные группы, не так давно отделившиеся от правящей партии Африканский национальный конгресс, АНК (ANC), из-за недовольства идеологическим курсом.

Их появлению способствовало также принятие и обнародование в январе 2019 года Закона о финансировании политических партий (Political Party Funding Act), допускающего возможность расходования партией как средств публичных фондов, так и частных финансовых активов. По мнению самих южноафриканцев, это стало переломным моментом на пути развития и демократизации избирательной системы ЮАР.

Партийное многообразие сопряжено, по мнению автора, и с многонациональной структурой населения. Жителей объединяет гражданство, но остальное диаметрально противоположно: цвет кожи, язык (в ЮАР 11 языков основных этических групп), история и культура, идеи и ценности.

На территории современной ЮАР проживает 56,5 млн граждан, 80,8 процента из которых темнокожие, 8,7 процента цветные, 8 процентов - белые, 2,5 процента – индийцы и азиаты. По официальным данным Избирательной комиссии ЮАР, численность избирателей на прошедших выборах составила 26,8 млн человек (47,4 %).

Стоит отметить, что находящийся под контролем Правительства страны вопрос составления и дополнения списков избирателей – один из наиболее актуальных, требующих большого внимания Избирательной комиссии. Дело в том, что со времен апартеида миллионы жителей ЮАР не имели ни регистрации, ни гражданства и вообще не значились ни в одном государственном реестре.

Первый национальный список избирателей был составлен в 1999 году и включил 18,1 млн граждан.

В 2003 году в избирательное законодательство был принят ряд поправок, согласно которым Избирательная комиссия должна обеспечивать предоставление по запросам копий списка избирателей, содержащего сведения о регистрации граждан. С тех пор началась широкомасштабная работа по заполнению сведений об адресах граждан. На протяжении многих лет список дополнялся и верифицировался, но даже сегодня около 5,8 процентов записей в списке (около 1,6 млн избирателей) не содержат данных о месте прописки избирателей, а в 9,8 процента случаев сведения о месте жительства граждан неполные.

Однако, отдавая должное проведенной властями работе, отметим, что за последние 4 года число избирателей, личные данные которых учтены в списке избирателей в полном объеме, возросло с 8,4 млн в 2016 году (34 % от общего числа избирателей) до 21 млн на прошедших выборах 2019 года (83 %) (таблица 1).

Таблица 1. Состояние списка избирателей ЮАР в 2016 и 2019 годах

 

Март 2016 года

Январь 2019 года

Адрес учтен полностью

8 468 119 чел. (34 %)

21 572 111 чел. (83 %)

Неполные сведения об адресе

8 601 195 чел. (34 %)

2 561 789 чел. (9,8 %)

Запись о месте регистрации отсутствует

7 857 156 чел. (32 %)

1 606 803 чел. (5,8 %)

Всего избирателей в списке избирателей

24 926 420 чел.

26 071 357 чел.

С учетом изложенной ситуации в ходе голосования в помещениях для голосования находятся два списка избирателей: 1-й – основной, содержащий полные сведения об избирателях, 2-й – требующий уточнений, содержащий неполные данные (рис. 4).

Когда на избирательный участок приходит избиратель, сведения о котором неполные, ему предлагается заполнить специальную форму, содержащую персональные данные. Далее заполненное заявление в запечатанном конверте направляется в сертифицирующий центр для введения данных в систему.

Рис. 4. Списки избирателей

Национальный регистр избирателей размещен в защищенной электронной системе хранения, учета и обработки данных, находящейся в ведении Избирательной комиссии ЮАР. Ввод данных в систему осуществляется по защищенным каналам связи с использованием систем шифрования и предоставления адресных, разноуровневых кодов доступа к информации. Центр управления системой находится в специальных помещениях Избирательной комиссии ЮАР.

В ходе выборов ядром работы избирательной системы становится Центр обработки данных об итогах голосования (Result Operation CenterROC). ROC создается для информирования о ходе голосования и итогах выборов и аккредитует тысячи представителей СМИ. Для освещения выборов 8 мая 2019 года было аккредитовано около 600 представителей СМИ. В течение пяти дней с 7 по 11 мая, именно здесь, в здании Центра обработки данных, заседала в полном составе Избирательная комиссия. Именно сюда поступала информация о жалобах и обращениях партий и избирателей.

Данные об итогах голосования передаются из мест для голосования (понятие участковых комиссий, равно как и территориальных, отсутствует) в провинциальные электоральные офисы на бумажных носителях и уже там вводятся в вышеупомянутую базу данных.

Интересным фактом является обязательное присутствие при вводе данных в систему, помимо наблюдателей от партий, независимого аудитора. Аудиторы привлекаются Избирательной комиссией ЮАР на платной основе (по словам представителей Комиссии, их услуги довольно дорогостоящи) из надежных, независимых консалтинговых организаций. В 2019 году, например, для наблюдения за вводом данных будут привлечены представители PricewaterhouseCoopers.

 Из Провинциальных электоральных офисов в ROC сведения поступают по внутренним защищенным каналам связи в зашифрованном виде. То есть расшифровка данных возможна только с определенных компьютеров при наличии соответствующего программного обеспечения и кодов доступа.

Избирательная комиссия ЮАР обладает квазисудебной функцией (напомним, один из пяти членов комиссии в обязательном порядке является действующим судьей). Именно поэтому до тех пор, пока не рассмотрены все поступившие обращения по вопросам проведения голосования, итоги выборов не могут быть подведены.

ROC вмещает несколько тысяч человек и используется также как экспозиционная площадка. Здесь представлены различные информационные материалы о Комиссии, избирательной системе ЮАР. Отдельные стенды посвящены оснащению помещений для голосования (рис. 510).

Рис. 510. Центр обработки данных об итогах голосования

ROC – аналог Информационного центра ЦИК России, куда стекается вся информация о ходе голосования. В ЮАР он не является постоянно действующей структурой и даже располагается за пределами Избирательной комиссии, а функционирует в течение пяти дней – с начала досрочного голосования и до определения результатов итогов выборов.

Что касается самого процесса голосования в ЮАР, без преувеличения стоит отметить высокий уровень организации, дисциплины и подготовленности работников на местах, а в отношении избирателей – заинтересованность, выдержку и терпимость.

В стране используется понятие «избирательный офис», а сотрудников таких офисов как на уровне провинций, так и на местах называют электоральными офицерами (electoral officer). Главным ответственным за организацию голосования в помещении для голосования лицом является Председатель (Presiding officer). Кроме него в работе задействованы несколько сотрудников, отвечающих за определенные блоки: ведение работы со списками избирателей и выдача бюллетеней, наблюдение за соблюдением порядка голосования, проставление чернильных отметок на пальцах проголосовавших избирателей.

Досрочное голосование (special voting) на Национальных и провинциальных выборах 2019 года проводилось в течение двух дней – 6 и 7 мая, с 9.00 до 17.00 на всей территории Республики.

Большинство помещений для голосования расположены на территориях учебных заведений, продолжающих свою работу, несмотря на проведение голосования.

К моменту начала досрочного голосования (за 2 дня до дня голосования) в распоряжении сотрудников избирательного офиса находятся три списка: список граждан, голосующих досрочно (количество таких избирателей варьируется от 5 до 500 человек в зависимости от месторасположения избирательного участка), основной список избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории (в среднем от 500 до 5000 избирателей), а также список избирателей, которые проживают на данной территории, но данные об их месте жительства не занесены национальную систему учета избирателей (до 100–150 избирателей на каждом избирательном участке).

Учет голосования избирателей производится путем проверки паспорта гражданина ЮАР (ID-карты) и считывания с него персональных данных с помощью специального электронного устройства (рис. 11). Это устройство, называемое в ЮАР «ZipZip ID», является накопителем информации о фактах голосования и, соответственно, сохраняет в себе персональные данные проголосовавших избирателей. В конце дня голосования все устройство передаются в провинциальные избирательные офисы, где содержащиеся в них данные загружаются в базу данных. Далее эти сведения могут быть использованы для проверки информации о возможных фактах двойного голосования (если подобные обращения имеются).

После проведения процедуры идентификации и учета гражданину выдается 2 бюллетеня: для голосования на общенациональных и провинциальных (рис. 12–13).

Рис. 11 Идентификация ID-карты гражданина с помощью специального устройства «ZipZip ID»

Рис. 12–13. 2 вида бюллетеней: национальный и провинциальный уровни выборов

Одновременно с выдачей избирательных бюллетеней на большом пальце руки избирателя делается отметка специальным маркером, которая не смывается в течение недели (рис. 14). Эта незатейливая процедура, по заявлению представителей Избирательной комиссии Республики, исключает возможность двойного голосования. Кроме того, она позволяет реализовать право избирателей голосовать на национальных выборах по месту нахождения без каких либо предварительных процедур.

Например, гражданин, зарегистрированный в Кейптауне (провинция Западный Кейп), оказавшись 8 мая в Претории (провинция Гаутенг), может прийти на любой избирательный участок, написать заявление о голосовании по месту нахождения и проголосовать на данном участке. При этом он получит только один избирательный бюллетень – для голосования на общенациональных выборах. Гарантией невозможности его повторного голосования является та самая чернильная отметка на пальце.

Как заявляли на многочисленных пресс-конференциях уполномоченные представители Комиссии, химический состав чернил, используемых для нанесения отметок, засекречен, и ежегодно в нем заменяют 5 элементов, что не позволяет разработать обесцвечивающее вещество.

Рис. 14. Нанесение отметки о голосовании с помощью специальных чернил

Технические средства подсчета голосов в ЮАР не используются, в подавляющем большинстве случаев на избирательных участках отсутствует какая-либо компьютерная техника, за исключением вышеназванного портативного устройства считывания ID-карт.

В помещении для голосования присутствуют наблюдатели от политических партий. В большинстве случаев это представители правящей партии Африканский национальный конгресс (ANC), а также двух оппозиционных партий: партии Борцы за экономическую свободу (Economic freedom fighters, EFF) – леворадикальной оппозиционной группы, несколько лет назад отделившейся от АНК, во главе которой – скандально известный Джулиос Молема, и Демократического альянса (Democratic alliance, DA).

Стоит отметить, что так называемый день тишины в ЮАР отсутствует – партии ведут агитационную работу даже в день голосования (хотя официально это запрещено).

В день голосования на Национальных и провинциальных выборах 8 мая 2019 года избирательные офисы были открыты с 7.00 до 21.00 на всей территории страны. В голосовании приняли участие 17,7 млн избирателей, явка избирателей составила 65,99 процента (максимальная – в провинции Гаутенг – 71,9 %, минимальная – в провинции Лимпопо – 58,8 %). Несмотря на значительное количество оппозиционных партий и движений, голосование прошло спокойно, с соблюдением норм и правил проведения избирательных процедур.

Большинство обращений, поступивших в ходе голосования, были связаны с возможными попытками двойного голосования. По результатам рассмотрения представленных фактов, нашедших подтверждения, арестованы 22 человека.

Подсчет голосов и ввод данных в электронную систему происходили на территориях 9 провинций Республики неравномерно. Так, на 8.00 утра 9 мая (после дня голосования) в среднем по стране было обработано всего 15,5 процентов бюллетеней. При этом, к примеру, в провинции Лимпопо на этот момент было обработано 67 процентов бюллетеней, а в провинции Гаутенг (центральная провинция, где расположена столица государства – город Претория) – только 8 процентов.

Согласно официальному отчету Центра обработки данных на 18.30 9 мая 2019 года было учтено 59,89 процентов голосов. Лидирующую позицию в этом процессе заняла провинция Северный Кейп (табл. 2).

Все протоколы были учтены в системе обработки данных лишь к утру 11 мая 2019 года, то есть через 2 дня после дня голосования.

Таблица 2. Процесс подсчета голосов избирателей по провинциям ЮАР

 

% подсчитанных голосов


п/п

Наименование провинции

на 18.30
09.05.2019

на 10.30
10.05.2019

На 9.00
11.05.2019

1

Северный Кейп

94,48

100

100

2

Западный Кейп

89,8

98,6

100

3

Восточный Кейп

85,1

97,59

100

4

Мпумаланга

79,96

99

100

5

Северо-Западная провинция

75,47

99,4

100

6

Квазулу-Наталь

44,84

83,56

100

7

Лимпопо

43,18

82

100

8

Свободный штат

33,62

82,93

100

9

Гаутенг

30,86

81,99

100

В среднем по ЮАР

59,89

82,67

100

Число испорченных бюллетеней

235 472 (1,3 %)

Лидирующие позиции заняли партии АНК (ANC) – 57,5 % голосов избирателей, Демократический Альянс (DA) – 20,8 %, Борцы за демократическую свободу (EFF) – 10,8 % (таб. 3).

Таблица 3. Поддержка партий электоратом на национальных выборах в ЮАР

 Наименование партии

1999

2004

2009

2014

2019

АНК (ANC)

66,35 %

69,69 %

65,9 %

62,15 %

57,5 %

Демократический Альянс (DA)

12,37 %

16,66 %

22,23 %

20,8 %

Борцы за демократическую свободу (EFF)

6,35 %

10,8 %

Таблица 4. Распределение мандатов в Национальной Ассамблее ЮАР

№ п/п

Наименование политической партии

Количество мандатов
в Национальной ассамблее

Поддержка избирателей, %

1

ANC

230

57,5

2

DA

84

20,7

3

EFF

44

10,79

4

IFP

14

3,38

5

VF PLUS

10

2,38

6

ACDP

4

Менее
1

7

NFP

2

8

UDM

2

9

GOOD

2

10

COPE

2

11

ATM

2

12

AIC

2

13

PAC

1

14

ALJAMA

1

   

Всего 400

 

В завершение следует отметить, что правящая партия, Африканский национальный конгресс, возглавляемый вновь избранным Президентом ЮАР Сирилом Рамафоса, в последние годы все больше теряет доверие своего электората. Это связано как с рядом коррупционных скандалов, так и с протестами населения из-за коммунальных проблем (так называемые delivery protests). Поэтому, по сравнению с 2014 годом, когда АНК набрала более 60 процентов голосов, добиться нынешнего результата (57,5 %) на текущих выборах было непросто.

Подведение итогов Национальных и провинциальных выборов в Южно-Африканской Республике состоялось 11 мая 2019 года.

Как сообщает посольство Российской Федерации в ЮАР, 22 мая 2019 года в ходе первого заседания нового состава Национальной ассамблеи (нижняя палата парламента) действующий Президент Южно-Африканской Республики Сирил Рамафоса был избран главой государства. Инаугурация Президента ЮАР состоялась 25 мая 2019 года.

С. Рамафоса внес выдающийся вклад в борьбу южноафриканского народа против режима апартеида и, являясь лидером АНК, занял пост Президента ЮАР в феврале 2018 года после ухода в отставку Дж. Зумы.

Голосование в Национальной ассамблее подтвердило высокий авторитет С. Рамафосы и стало свидетельством признания его заслуг и политики руководимой им партии, АНК, уже четверть века ведущей южноафриканское государство по пути социально-экономического прогресса.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru