Мнения


Член ЦИК России Александр Клюкин: Деятельность БДИПЧ ОБСЕ на выборном направлении необходимо перестраивать

Из выступления на сессии «Демократические институты»
в ходе обзорного совещания ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств
в области человеческого измерения в Варшаве 17 сентября 2019 года


В прошлом году избирательная система Российской Федерации отметила свое 25-летие. Все эти годы институт выборов в нашей стране совершенствовался, развивалось избирательное законодательство, в том числе, с учетом рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ. Россия выполняет все свои обязательства в рамках ОБСЕ, в том числе по Копенгагенскому документу 1990 года, в части проведения демократических избирательных кампаний и приглашения международных наблюдателей.

Представители Российской Федерации принимают традиционно активное участие в наблюдательных миссиях по линии БДИПЧ в других странах ОБСЕ.

В этом году россияне наблюдали за парламентскими выборами в Молдове (24 февраля 2019 года) и президентскими выборами в Казахстане (9 июня 2019 года). Намерены также направить наших наблюдателей на парламентские выборы в Белоруссии (17 ноября 2019 года) и Узбекистане (декабрь 2019 года).

Несмотря на декларируемую приверженность обязательствам ОБСЕ, далеко не все государства-участники на деле готовы их выполнять. Мы осуждаем недопуск Украиной российских граждан, в том числе в составе мониторинговой миссии БДИПЧ, к участию в наблюдении за ходом президентских (март и апрель 2019 года) и парламентских выборов (июль 2019 года). Подобные действия Киева, объясняемые действием наспех принятым законом, противоречат обязательствам ОБСЕ и демократическим стандартам.

К сожалению, БДИПЧ, получив отказ ЦИК Украины, оказалось неспособно проявить принципиальность и послать четкий сигнал украинским властям с осуждением политизированных шагов Киева и призывом отозвать отказ в аккредитации российским представителям. В докладе Бюро по итогам наблюдения за украинскими выборами также не содержится никаких оценок, кроме скупой констатации факта. Считаем, что таким образом БДИПЧ вновь продемонстрировало свою политическую ангажированность.

Сохраняются и другие вопросы к деятельности Бюро в области наблюдения за проведением выборов. Согласно решению №19/06, принятому на СМИД ОБСЕ в Брюсселе в 2006 году, БДИПЧ в рамках своей электоральной деятельности должно «обеспечивать максимально широкий географический охват». Однако мы по-прежнему видим существенный дисбаланс в географии развертывания и размере миссий.

Мы еще раз подчеркиваем, что сохранение такого неудовлетворительного положения дел напрямую связано с отсутствием согласованной методологической базы наблюдения за выборами. Порядок наблюдения Бюро по-прежнему определяет произвольно, без консенсусного одобрения всеми государствами-участниками Организации. Постоянное тиражирование нашими западными коллегами тезиса о так называемом «золотом стандарте» БДИПЧ не выдерживают критики. Любой «стандарт» в масштабах Организации может быть выстроен только на внятных правилах и прозрачной процедуре принятия решений при полном согласии всех государств-участников.

Продолжаем настаивать, что деятельность БДИПЧ ОБСЕ на выборном направлении необходимо перестраивать, добиваясь, прежде всего, реализации принципов независимости и беспристрастности. Обращаем также внимание на то, что обязательства ОБСЕ в электоральной сфере существенно не менялись со времен базового Документа Копенгагенского совещания СБСЕ 1990 г. Это подтверждает давно назревшую необходимость их актуализации с учетом современных реалий и новых вызовов.

Бюро необходимы прозрачные правила принятия решений о направлении или ненаправлении миссий наблюдателей, транспарентная процедура назначения их руководителей и формирования основного состава, четкие и единообразные критерии оценки выборов. Напомним, что Россия совместно с рядом стран еще в 2007 году внесла проект «Базовых принципов организации наблюдения за общенациональными выборами по линии БДИПЧ ОБСЕ». Однако его обсуждение было заблокировано рядом западных государств.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru