Мнения


Член ЦИК России Александр Клюкин: Стандарты международного наблюдения за выборами отстают от национальных практик

Из выступления на сессии «Принципы и наблюдение за разрешением
избирательных споров» семинара БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению
за выборами и разрешению избирательных споров
в Вене, 1 октября 2019 года


Выборы разных уровней в Российской Федерации проходят ежегодно в единый день голосования. ЦИК России активно вводит различные новации в избирательные процессы с целью повышения их транспарентности, создания более комфортных условий для различных участников этих процессов и повышения активности избирателей.

В этом контексте мы с интересом ознакомились с только что опубликованным БДИПЧ Пособием по наблюдению за разрешением избирательных споров. Данное пособие представляется своевременным и полезным документом.  

8 сентября этого года в России прошел очередной единый день голосования. В 85 регионах Российской Федерации состоялось около 6 тысяч выборов разного уровня, включая федеральный. На выборах всех уровней было выдвинуто свыше 118 тысяч кандидатов. В избирательные бюллетени включено более 105,5 тысячи кандидатов. Отказ в регистрации получили только 6 % кандидатов. Еще 5 % – это те, кто не представил документы на регистрацию либо отказался от участия в кампании по личному заявлению или выбыл по иным причинам. На один мандат на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы в среднем претендовали 9 кандидатов, на выборах высших должностных лиц – 5 кандидатов, а на выборах депутатов региональных парламентов – по 8 кандидатов на мандат.

Хотелось бы на примере недавних выборов в России 8 сентября сего года проиллюстрировать важный момент.

На избирательных участках в ходе выборов присутствовало около 232 тысяч наблюдателей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и представителей средств массовой информации.

В ходе организации подготовки и проведения выборов в единый день голосования в ЦИК РФ поступило 3 тысячи 519 обращений от участников избирательного процесса. Почти все они касались выборов регионального и муниципального уровней.

Возможность обжаловать нарушения, подать апелляцию, написать жалобу была у каждого участника избирательного процесса, да и просто заинтересованного человека.

В ЦИКе есть твердое убеждение, что объективное рассмотрение жалоб безусловно повышает доверие к выборам. Поэтому мы огромное внимание уделяем тому, чтобы ни одно нарушение не осталось безнаказанным. Более того, у нас появился инструмент, позволяющий выявлять факты нарушений – почти все избирательные участки оснащены видеокамерами.

ЦИК России ведет постоянный поиск новых технологических решений, которые оптимизируют избирательные процедуры для граждан и предоставят дополнительные возможности реализации избирательных прав. Эти новации были продемонстрированы участникам состоявшейся в Москве 6-8 сентября международной конференции «Цифровизация избирательных процессов. Гуманитарное измерение», представлявших избирательные органы 35 стран и 7 международных организаций, включая ОБСЕ, и были встречены ими с большим интересом.

Во время прошедшей избирательной кампании было зафиксировано подтвержденных нарушений меньше, а обращений в адрес ЦИК России – больше, чем ранее. Полностью отменены итоги голосования на 15 участках в шести регионах. Отмена результатов связана с нарушениями в ходе подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования, которые не позволяют с достоверностью определить волеизъявление избирателей.

Хотелось бы отдельно сказать пару слов о выборах в Московскую городскую Думу, вокруг которых было столько медийного шума, особенно в западных СМИ. Всего на этих выборах было зарегистрировано 234 кандидата по 45 округам, и некоторым кандидатам отказано в регистрации.

На прошлых выборах в Мосгордуму в 2014 году не зарегистрировано было 111 кандидатов. И тогда, и сейчас отказывали и тем, кто лоялен власти, и тем, кто власти оппозиционен, — одни и те же требования были ко всем.  

А в чем же была действительная причина отказов в регистрации?

Среди основных причин отказа – недостаточное количество достоверных подписей, отсутствие сведений об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации и использование преимуществ должностного положения. В ходе рассмотрения жалоб выяснилось, что половина из десяти самовыдвиженцев не только не добрали чистых подписей, но и допустили нарушения в справках о зарубежном имуществе, требование о предоставлении которых на самих кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей содержится в указе Президента Российской Федерации еще от 2013 г.

Все выводы, сделанные окружными комиссиями, Мосгоризбиркомом и ЦИК России подтверждены заключениями экспертов. Согласно заключению экспертов-почерковедов, в ходе проверки подписных листов некоторых кандидатов были выявлены определенные технологии изготовления подписных листов. В ходе рассмотрения жалоб в ЦИК России, мы вернули кандидатам 2526 подписей, при этом сомнения, как правило, трактовались в пользу кандидатов. Однако в ходе проверок было выявлено 106 подписей граждан, числящихся в списках умерших.

Интересно, что ни один из кандидатов, подавших жалобы, не стал опровергать эти выводы.

Возвращаясь к Пособию по наблюдению за разрешением избирательных споров, в котором прямо говорится, что «верховенство закона определяет функционирование судебной системы и правоохранительных органов, а также обязанности правительства и государственных органов». При этом упущен важный принцип верховенства права.

Тут следует вспомнить приведенное Венецианской комиссией в Контрольном списке по верховенству закона 2016 г. определение, данное Томом Бингхэмом, как наиболее подходящим образом охватывающее основные элементы самого понятия верховенства закона: «Все лица и органы власти в государстве, будь то государственные или частные, должны быть обязаны исполнять и иметь право на использование законов». Это как улица с двусторонним движением – исполнять закон обязаны все участники электорального процесса, а не только власти.

Конечно, у нас есть определенные претензии и к работе окружных комиссий, и к Мосгоризбиркому. Понятно, что если забракованные подписи кандидатам возвращали на каждом этапе обжалования — сначала МГИКом, потом нами, — то проблема существует. Сейчас мы тщательно анализируем все этапы работы комиссий — и не только московских. Это будет поводом для серьезного предметного разбирательства и определенных выводов.

Избирательная система Российской Федерации, как и в других странах, не только развивается, но и внедряет технологии, которые уже стали избирательными стандартами. Однако стандарты международного наблюдения за выборами в своем развитии отстают от национальных практик. В частности, обязательства ОБСЕ в электоральной сфере существенно не менялись со времен базового Документа Копенгагенского совещания СБСЕ 1990 г. Это подтверждает давно назревшую необходимость их актуализации с учетом современных реалий и новых вызовов. О потребности в серьезной дискуссии о подходах БДИПЧ ОБСЕ к оценкам выборного процесса на территории разных стран и выработки консенсусных решений российские представители постоянно говорят на всех мероприятиях по линии ОБСЕ. Надеемся быть услышанными.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru