Мнения


Об участии делегации во главе с секретарем ЦИК России М.В. Гришиной в 28-й ежегодной Конференции и сессии Генеральной Ассамблеи АОВСЕ 24–26 сентября 2019 года

С 24 по 26 сентября на основании приглашения Генерального Секретаря Ассоциации организаторов выборов стран Европы в адрес Центральной избирательной комиссии Российской Федерации делегация ЦИК России в составе секретаря ЦИК России М.В. Гришиной и главного консультанта Управления по вопросам взаимодействия с политическими партиями и международного сотрудничества Г.И. Рубцова приняла участие в 28-й ежегодной Конференции и сессии Генеральной Ассамблеи.

В 2019 году ежегодную Конференцию и сессию Генеральной Ассамблеи принимала Государственная избирательная комиссия Республики Словения. Местом проведения была выбрана Любляна. Государственная избирательная комиссия является постоянно действующим государственным органом, ответственным за организацию и проведение выборов и референдумов. В состав Государственной избирательной комиссии входят: Председатель, заместитель Председателя, 5 членов и 5 заместителей членов комиссии. Председатель Государственной избирательной комиссии и его заместитель назначаются из числа судей Верховного Суда. Из числа экспертов-юристов назначаются два члена и два заместителя членов Государственной избирательной комиссии. Оставшиеся три члена и их заместители назначаются на основе предложений политических партий, с учетом пропорционального представительства политических партий.

Являясь высшим избирательным органом, Государственная избирательная комиссия выполняет задачи, предусмотренные законом «О выборах в Национальное собрание» и другими актами, касающимися избирательного законодательства.

На момент проведения Конференции Петер Голоб занимал должность Председателя Государственной избирательной комиссии, Душан Вучко – должность Руководителя Аппарата.

М.В. Гришина и Д.Г. Завгаев в Посольстве Российской Федерации в Республике Словения

В рамках визита был проведен ряд встреч секретаря ЦИК России М.В. Гришиной с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Республике Словения Д.Г. Завгаевым. В ходе встреч Д.Г. Завгаев в подробностях рассказал о взаимодействии Посольства Российской Федерации с местными властями, налаживании взаимодействия между двумя государствами в широком спектре областей, работе Посольства «на местах» в регионах Словении. Секретарь ЦИК России М.В. Гришина в свою очередь поделилась информацией о подготовке и проведении Единого дня голосования 8 сентября 2019 года и Международной конференции «Цифровизация избирательных процессов. Гуманитарное измерение».

М.В. Гришина рассказывает Петеру Голобу о международной конференции в Москве

Кроме того, в рабочем порядке были проведены встречи с Жолтом Солноки, Душаном Вучко и Петером Голобом, в рамках которых стороны засвидетельствовали свое уважение друг другу, подчеркнули необходимость проведения подобного рода конференций и обменялись памятными сувенирами.

В ходе конференции к ознакомлению предлагали выпуски журнала «Выборы в Европе». Журнал на протяжении многих лет выходил на русском и английском языках. Последний выпуск за 2019 год был напечатан исключительно на английском языке.

Генеральная Ассамблея

Заседание Генеральной Ассамблеи проходило 24 сентября 2019 года. На мероприятии присутствовали представители 2\3 институциональных членов. Часть институциональных членов не смогла присутствовать на заседании Генеральной Ассамблеи из-за транспортного коллапса в связи с банкротством словенской авиакомпании Adria Airways.

Заседание Генеральной Ассамблеи

На повестке дня стояли следующие вопросы:

  • Принятие годового отчета за 2018 г.;
  • Пересмотр ежегодного членского взноса;
  • Почетное членство Арниса Цимдраса, Ивилины Алексиевой-Робинсон, Юрие Чокана, Михаила Охендовского;
  • Предложение места проведения 29-й ежегодной Конференции и сессии Генеральной Ассамблеи АОВСЕ;
  • Выборы членов Исполнительного Совета.

Материалы для участия в заседании были разосланы участникам за 6 дней до проведения заседания и состояли из годового отчета о мероприятиях АОВСЕ, финансового отчета о доходах и расходах АОВСЕ за 2018 год, таблиц об уплате ежегодного взноса за 2017-2019 годы и обоснования необходимости повышения взноса, календаря выборов, биографий кандидатов в почетные члены, предложения места проведения следующей ежегодной Конференции, а также описания процедуры выборов членов Исполнительного Совета. Материалы были предоставлены на русском и английском языках.

Пересмотр ежегодного членского взноса

Обоснование необходимости пересмотра ежегодного членского взноса

Необходимость повышения ежегодного членского взноса была обоснована целым рядом причин. Одной из первых указывается значительное увеличение расходов, связанных с заработной платой в Венгрии. Большая часть Аппарата АОВСЕ – граждане Венгрии, что повлекло соответствующее увеличение расходов Ассоциации на выплату зарплат сотрудникам.

Второй причиной называется неуплата частью членов ежегодного взноса. В соответствии с приложенными таблицами, в 2017 году девять членов Ассоциации не оплатили членский взнос, в 2018 году – 12 членов, в 2019 – 21 член (из 30). При этом в финансовом отчете указывается, что резервы на 2019 год составляют 55 337 евро, что приблизительно на 100 евро меньше расходов за 2018 год. Увеличение вступит в силу с 1 января 2021 года для облегчения переговоров с национальными финансовыми органами.

В связи с продолжающимися переговорами по финансированию членского взноса Российской Федерации, делегация ЦИК России воздержалась от участия в голосовании по данному вопросу.

Предложение места проведения 29-й ежегодной Конференции и сессии Генеральной Ассамблеи АОВСЕ

В Секретариат АОВСЕ поступило предложение от Центральной избирательной комиссии Грузии провести 29-ую ежегодную Конференцию и сессию Генеральной Ассамблеи. Голосование по вопросу не проводилось – Генеральный Секретарь зачитал предложение грузинской стороны и перешел к следующему вопросу на повестке дня.

Выборы членов Исполнительного Совета

Согласно статьи 3.5. Устава АОВСЕ Исполнительный Совет состоит из:

1) семи институциональных членов, избранных Генеральной Ассамблеей от каждой из семи различных стран сроком на три года;

1. Генерального секретаря (не принимающего участия в голосовании согласно ст. 3.9).

2. Тех двух Институциональных членов, которые не являются членами Исполнительного Совета, но готовы организовать конференцию и заседание Генеральной Ассамблеи в течение года, указанного в пункте «а», как это определено на основе резолюции Генеральной Ассамблеи.

Статья 3.6.

3. Члены Исполнительного Совета избираются путем тайного голосования на заседаниях Ассоциации Генеральной Ассамблеей. Председатель избранного Институционального члена должен уведомить Секретариат об имени представителя в течение 15 дней после выборов.

4. В случае прекращения полномочий представителя члена Исполнительного Совета в соответствующем национальном избирательном органе его представительские полномочия также прекращаются Исполнительным Советом.

По традиции Ассоциации, процедура выборов выглядит следующим образом:

Все члены Генеральной Ассамблеи имеют право выдвигать членов Исполнительного Совета и быть выдвинутыми. Выдвижения и намерения должны быть озвучены до заседания Генеральной Ассамблеи. Все кандидатуры внесены в избирательный бюллетень, и все члены Генеральной Ассамблеи могут выбрать 7 из них. 7 кандидатов, набравших наибольшее количество голосов, получают мандат на 3 года.

Предложения по кандидатурам в Исполнительный Совет выдвигались непосредственно на заседании Генеральной Ассамблеи. Генеральный Секретарь объявил, что для проведения голосования необходимо как минимум 8 кандидатур. Молдавия, Хорватия, Латвия, Болгария, Румыния, Македония, Литва и Киргизия изъявили желание стать новыми членами Исполнительного Совета.

В результате тайного голосования в новый состав Исполнительного Совета вошли представители Болгарии, Хорватии, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдавии и Румынии.

28-я ежегодная Конференция на тему «Судебная защита избирательных прав и прозрачность выборов»

Конференция проходила на протяжении двух дней и в ней приняли участие представители избирательных комиссий государств-участников АОВСЕ и международных организаций, эксперты в сфере выборов. В перерывах между сессиями была организована выставка, на которой можно было ознакомиться с технологиями электронного голосования, которые предлагают спонсоры мероприятия.

М.В. Гришина обменивается опытом с членом Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Н.Т. Ариповым

В первый день состоялось официальное открытие Конференции. Душан Вучко, Руди Медвед, Уильям Дж. Хибл и Жолт Солноки поприветствовали участников и выразили свою уверенность в том, что участие такого большого количества высокопоставленных организаторов выборов непременно будет способствовать продуктивной работе Конференции.

Председатель Государственной избирательной комиссии Республики Словения выступил с речью о работе ГИК Словении и поделился опытом организации выборов и решения вопросов, связанных с их проведением.

В ходе первого пленарного заседания выступающие представили свое видение теоретических основ защиты избирательного права, взаимодействия организаторов выборов и судов в вопросах разрешения избирательных споров и рамок рассмотрения обращений по вопросам защиты избирательного права. Спикеры подчеркнули необходимость своевременного разрешения такого рода споров для поддержания уверенности избирателей в прозрачности и справедливости выборов. Международные договоренности и обязательства были названы одними из основополагающих документов для унификации национального законодательства по вопросу рассмотрения избирательных споров, при этом было обозначено, что национальные законодательства не могут быть приведены в единый вид из-за особенностей каждого отдельно взятого государства.

Гаэль Мартин-Микаллеф, юрисконсультант отдела выборов и политических партий Венецианской комиссии рассмотрел фундаментальные основы возникновения избирательных споров, основных участников, а также органы, в чью компетенцию входит разрешение данных споров.

Второе пленарное заседание было посвящено практическим подходам к судебной защите избирательных прав. Участники подробно рассмотрели проблему соотношения качества решения избирательных споров с временем, необходимым для вынесения этого решения, а также предложили к ознакомлению предварительный обзор исследования «Глобальное состояние демократии», осуществляемого International IDEA.

Выступление М.В. Гришиной

В рамках третьего пленарного заседания М.В. Гришина выступила с докладом на тему «Административный и судебный порядок рассмотрения жалоб на решения избирательных комиссий Российской Федерации: общее и особенное». В своем докладе секретарь ЦИК России подробно остановилась на российском опыте правового регулирования административного и судебного порядка рассмотрения жалоб на решения избирательных комиссий, взаимодействии ЦИК России с судебными органами. Кроме того, были подробно рассмотрены сроки обжалования решений избирательных комиссий в вышестоящие комиссии и в суд, а также сроки рассмотрения жалоб в обеих инстанциях.

Отдельная часть доклада была посвящена исключительной компетенции судов и категорированию жалоб по тематике и субъектам права на обжалование.

Ана Русу, главный советник по выборам БДИПЧ ОБСЕ, выступила с докладом по проблемам, связанным с защитой избирательных прав, выявленным в ходе миссий наблюдения БДИПЧ ОБСЕ. Все выявленные особенности и рекомендации были скомпилированы в Руководство по наблюдению за разрешением избирательных споров1, с которым представитель ОБСЕ рекомендовала ознакомиться всем присутствующим.

В ходе четвертого пленарного заседания представители ООН и Transparency International говорили о взглядах организаций на вопрос обеспечения прозрачности, а также рассказали об особенностях, которые были обнаружены в ходе наблюдения за местными выборами в Словении.

Представитель Facebook рассказала, как социальные сети могут способствовать повышению прозрачности выборов, и, как следствие, уровня доверия избирателей. Кроме того, она остановилась на проблемах, с которыми сталкивается администрация социальной сети во время выборов.

Пятое пленарное заседание было посвящено практическим подходам к вопросу прозрачности выборов. Выступающие говорили о будущем миссий наблюдения за выборами, вызовах и перспективах наблюдения, инновационных технологиях, которые государства применяют во время проведения избирательных компаний.

В конце конференции был проведен круглый стол, посвященный урокам, извлеченным из выборов в Европарламент в 2019 году, подведены итоги конференции, принята Люблянская Декларация.

Люблянская Декларация о судебной защите избирательных прав и прозрачности выборов

По результатам конференции была принята «Люблянская Декларация», в которой говорится следующее:

Участники 28-й ежегодной Конференции Ассоциации организаторов выборов стран Европы (также известной как АОВСЕ) подчеркивают важность, как эффективной судебной защиты избирательных прав, так и прозрачности выборов. Хотя участники признают, что не существует единой модели демократии, они также признают, что существуют основные нормативные элементы, связанные с выборами, которые должны быть общими в каждой демократической стране. Участники также признают, что достаточная защита избирательных прав и прозрачность выборов являются важной частью этого нормативного ядра, поскольку они обеспечивают как легитимность выборов, так и подлинное соблюдение избирательных правил соответствующими заинтересованными сторонами. Таким образом, в отношении этих двух тем актуальность международных стандартов и постоянный обмен знаниями и передовой практикой приобретают еще большее значение.

Кроме того, существует параллелизм между защитой прав и прозрачностью выборов. С одной стороны, основные права являются инструментами, с помощью которых прозрачность может быть обеспечена более эффективно, при участии граждан, которые обеспечивают соблюдение своих прав. С другой стороны, такие основополагающие права, как право на доступ к информации, являются не просто средством, а самоцелью и поэтому нуждаются в защите

На основе этого, выводы 28-й ежегодной Конференции АОВСЕ заключаются в следующем:

Судебная защита избирательных прав

  • Выборы - это процессы, и они должны восприниматься как таковые. Защита избирательных прав должна охватывать весь процесс; эффективные средства правовой защиты должны предоставляться с самого начала и до конца. Начало и конец этого процесса должны быть определены таким образом, чтобы обеспечить эффективную защиту всех основных прав, связанных с выборами.
  • Существует противоречие между справедливой процедурой, с одной стороны, и быстрой процедурой, с другой стороны. Между этими двумя одинаково важными демократическими ценностями должен быть установлен баланс; ни одна из них не может быть полностью отброшена или лишена смысла.
  • Разрешение избирательных споров должно быть доступно как избирателям, так и другим заинтересованным сторонам. Формальные требования должны толковаться таким образом, чтобы ни одна из этих заинтересованных сторон не препятствовала осуществлению своих прав.
  • Разрешение избирательных споров должно быть прозрачным; решения должны приниматься прозрачным образом, с достаточным обоснованием и четким указанием правовой основы. Законодательный орган должен обеспечить четкую правовую основу, которая может быть эффективно истолкована, и которая не исключает любые возможные споры из процесса судебного разбирательства.

Прозрачность выборов

  • Прозрачность должна обеспечиваться на протяжении всего избирательного процесса, охватывая деятельность всех соответствующих заинтересованных сторон.
  • Регулирование финансирования партий и его толкование должны обеспечивать прозрачность финансирования партий и понятность расходов для избирателей. Государственные субъекты не должны вмешиваться в избирательный процесс путем оказания помощи некоторым политическим субъектам путем злоупотребления государственными ресурсами; регулирование должно считать эти случаи незаконным финансированием партий.
  • Необходимо обеспечить наблюдение гражданскому обществу, международным и национальным субъектам. Внутреннее регулирование и действующие лица должны помогать международной организации в проведении наблюдения за выборами.
  • Руководство социальных сетей должно открыто обозначать свою политику в отношении размещения политических материалов.

Приложения:

  • Выступление секретаря ЦИК России М.В. Гришиной;
  • Сборник материалов к заседанию Генеральной Ассамблеи;
  • Сборник материалов к Конференции «Судебная защита избирательных прав и прозрачность выборов».

1https://www.osce.org/odihr/elections/429566



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru