Мнения


Председатель ЦИК России Элла Памфилова: о новых технологиях, перспективах, рисках и вызовах, связанных с внедрением цифровых решений в избирательный процесс

(Из выступления на молодежном образовательном
форуме «Территория смыслов» 3 августа 2020 года)


Открытость, оперативность, интерактивность, эффективность, максимальная прозрачность процесса голосования – это то, что отличает избирательную систему России от зарубежных.

Мы считаем, что ушли далеко вперед по сравнению со многими из них и открыты всем современным технологиям, в том числе цифровизации, которая уже вошла в нашу повседневную жизнь. Сегодня молодежь не мыслит себя без гаджетов, Интернета и социальных сетей. Представители старшего поколения уже привыкли к разного рода цифровым услугам, доступным во многих областях общественной жизни. При этом полагаю, что технологии должны помогать человеку максимально реализовывать свой потенциал в любых сферах и не только голосования, но не вытеснять его. Естественно, что ЦИК России не стоит в стороне от этого процесса.

Именно поэтому, когда в марте 2016 года приступил к работе новый состав ЦИК России, буквально с первых дней началось внедрение новых технологий. Сегодня мы гордимся тем, что в 2017 году провели повсеместное QR-кодирование протоколов, что позволило вдвое сократить время их ввода в ГАС «Выборы». Мы гордимся своим ноу-хау – механизмом «Мобильный избиратель», который позволяет нашим гражданам, где бы они ни находились – внутри страны или за рубежом, – голосовать не по месту своей постоянной регистрации, а по месту пребывания.

Удалось внедрить и целый ряд других новшеств. А начинали в ЦИК России с малого – сделали на своем Интернет-портале максимально доступную любую информацию, связанную с выборами.

В ЦИК России очень заинтересованы в том, чтобы следуя запросам общества, быстрее внедрять цифровые технологии в масштабах страны, чтобы у избирателей была возможность выбора удобного способа голосования. Но реализуем мы эти проекты постепенно и не спеша, потому что поспешность и непродуманность могут дискредитировать самую замечательную идею, особенно на начальных этапах ее реализации.

Уже второй год ЦИК России активно занимается вопросами дистанционного электронного голосования. В прошлом году эксперимент по проведению дистанционного электронного голосования прошел в Москве. В этом году – при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации – в Москве и Нижегородской области. На выборах в единый день голосования 13 сентября 2020 года эксперимент продет в двух регионах: Курской и Ярославской областях, жители которых смогут проголосовать дистанционно.

Дистанционное электронное голосование – не замена традиционного способа голосования, который в любом случае сохранится. Избирательный процесс довольно консервативен: люди привыкли, для многих это больше традиция, ритуал, который не будет повсеместно заменен. Для ЦИК России важно снять барьеры на пути голосования. Кому-то удобнее и предпочтительнее приходить на участок, и у него такое право будет.

Проведенные нами опросы показывают, что в обществе есть запрос на дистанционное электронное голосование, особенно среди молодого поколения. С другой стороны, есть ряд политиков и экспертов, которые очень критично к этому относятся. Столкнулись, образно говоря, «физики и «лирики» в политике. Поэтому для успешного внедрения этой технологии необходимо обеспечить ее максимальную прозрачность и безопасность. ЦИК России открыта для полноценного диалога со всеми заинтересованными политическими партиями и общественными движениями, экспертами о том, каким образом совместить практически несовместимые вещи: с одной стороны, полную прозрачность голосования для общества, а с другой – полную безопасность и недопущение разного рода вторжений в избирательный процесс.

ЦИК России совместно с Ростелекомом и Минкомсвязью разрабатывает общую платформу для всей России, которая будет выбрана на основе НИОКР из четырех предложенных нам технологий, с учетом опыта, полученного на выборах в Москве. Мы хотим сделать эту процедуру более совершенной и в единый день голосования апробируем ее на новой платформе в Курской и Ярославской областях, где 13 сентября 2020 года пройдут дополнительные выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

Мы должны оценить техническую возможность развития дистанционного электронного голосования. Для этого нужно продумать все, что могло снизить бы риски несанкционированного вмешательства, чтобы даже у самых критично настроенных политиков или экспертов не было в этом сомнений, что процесс контролируется, с одной стороны, и обеспечивается тайна голосования – с другой.

Помимо указанных цифровых проектов, исходя из того, что в ходе избирательных кампаний всегда очень много претензий и проблем, касающихся сбора подписей на выборах, ЦИК России выступила с предложением внедрить электронную форму сбора подписей с использованием портала «Госуслуги». Мы благодарны законодателю, который поддержал нашу инициативу и сделал это возможным. Такой эксперимент проходит в трех регионах: в Чувашской Республике и Пермском крае на выборах глав регионов можно собрать до 25 процентов подписей, а на выборах в Законодательное Собрание Челябинской области – до 50 процентов. Такой формат сбора подписей показал свою востребованность. Такая новая удобная форма сбора подписей не исключает необходимость работы кандидатов и политических партий с избирателями, так как даже самые совершенные технологии не могут вытеснить человека из политического процесса. Для кандидатов, несомненно, это очень мощное подспорье для того, чтобы в полной мере реализовать свой потенциал на выборах.

Говоря о вызовах времени, необходимо остановиться на вопросе доверия к выборам. Существует навязывание определенной частью экспертов, политиков и политологов мнения, что у людей нет доверия к выборам и имеют место массовые фальсификации. Что на самом деле? После каждых выборов серьезные социологические службы проводят опросы, которые показывают, что, например, после общероссийского голосования уровень доверия к избирательной системе, ЦИК России и лично к ее руководителю вырос. Думаю, это отражает итоги той четырехлетней работы текущего состава ЦИК России, которая была направлена именно на то, чтобы поднять уровень доверия людей.

В сентябре 2019 года ЦИК России провела международную конференцию «Цифровизация избирательных процессов. Гуманитарное измерение», в ходе которой коллегам из-за рубежа были продемонстрированы достижения российской избирательной системы в области цифровизации выборов. Они имели возможность наблюдать это непосредственно на выборах в качестве экспертов, и многие признали, что аналогов подобной системы в мире нет.

Российская избирательная система – это девяносто шесть с половиной тысяч участковых избирательных комиссий, около двух тысяч восьмисот территориальных избирательных комиссий, в составе которых представители более 40 политических партий. Тем, кто не привык потреблять информацию как жвачку, тем, кто думает, кто хочет разобраться объективно, мы готовы предоставить всю информацию, чтобы каждый мог сам получить представление о том, кто считает и кто наблюдает на выборах.

За прошедшие четыре года нам удалось вывести избирательную систему на высокий уровень прозрачности, мобилизовать все наблюдательское сообщество, научить наблюдателей быть заинтересованными в совместной работе на избирательном участке. Действительно, у нас существует такая категория людей, как они сами себя называют, «независимых» наблюдателей, которые пытались спекулировать тем, что их не пускают на выборы. Это неправда, мы сказали им публично: «не ломитесь в открытую дверь». И не было ни одного случая, чтобы кого-то не пустили. В результате в ходе прошедшего общероссийского голосования у нас было 526 тысяч наблюдателей, среди которых были представлены 18 политических партий, 1600 общественных и 36 некоммерческих организаций.

И сегодня в преддверии единого дня голосования ЦИК России призывает политические партии и кандидатов на выборах 13 сентября 2010 года не стоять в стороне, проводить работу среди сторонников и направлять их на выборы в качестве своих наблюдателей.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru